Как развивать речь дошкольника с помощью пальчиковой гимнастики
статья по логопедии

Хрипач Мария Геннадьевна

Как развивать речь дошкольника с помощью пальчиковой гимнастики

      Комплекс игр, упражнений, направленный на развитие пальцев, мелкой моторики рук, кистей, психологических процессов представляет пальчиковую гимнастику.

Зачем нужна пальчиковая гимнастика?

      Комплекс игр, упражнений, направленный на развитие пальцев, мелкой моторики рук, кистей, психологических процессов представляет пальчиковую гимнастику. Занятия расслабляют, подготавливают к школьному обучению, налаживают общение со сверстниками, отвлекают от неприятных моментов. На подушечках детских пальчиков находится множество нервных окончаний, стимуляция которых приводит к активации мозговой деятельности. Доказано, гимнастика и массаж влияют на развитие речи, психологических процессов, письменного навыка.

Цели гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (1,5-3 года):

      - развитие речи ребенка;

      - стимуляция, тренировка артикуляционного аппарата;

      - формирование навыка слежения за объектом;

      - развитие психологических процессов;

      - обучение ритму;

      - совершенствование координации движений;

      - отработка навыка правильного повторения за действиями других людей.

В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) гимнастика позволяет:

      - расслабить напряжение мышц руки, кисти;

      - сформировать психологические процессы;

      - совершенствовать мелкую моторику рук;

      - развивать непроизвольное внимание;

      - стимулировать процесс говорения, обогащать словарный запас ребенка.

У старших дошкольников (5-6 лет) пальчиковые игры помогают:

      - подготовить ребенка к школе;

      - стимулировать познавательную активность;

      - развивать мелкую моторику рук, что положительно сказывается на подготовке к письму;

      - обогатить словарный запас ребенка;

      - развивать творческие способности крохи.

Как правильно заниматься с малышом.

      Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления можно проводить дома. Работа будет проходить легче для малыша в присутствии родного человека. Иногда дошкольники боятся сделать неправильное движение руками, выполнить задание неверно, поэтому неактивно работают во время гимнастики в детском саду. В домашних условиях важно проводить гимнастику, учитывая возрастные особенности ребенка.

Комплекс для малышей от года до 3 лет.

 

       Особенно полезны пальчиковые гимнастики и игры для детей младшего дошкольного возраста. Занятия способствуют активному становлению и запуску речи. Малышам нравится повторять за взрослым движения, они внимательно слушают стишки и песенки, которые сопровождают упражнения. Применять в игре можно специальную логопедическую картотеку.

Проводя домашние занятия, необходимо соблюдать правила:

Для малышей младшего дошкольного возраста первые занятия должны проходить не более 1 мин, далее по 3-5 мин.

Родитель должен хвалить малыша за успехи, не ругать при неправильном повторении за взрослым.

Чтобы игры проходили весело и интересно, следует использовать пальчиковую гимнастику, соответствующую возрастным особенностям малыша.

Для игр важно использовать песенки и стишки, которые малыш смог бы далее повторять за взрослым, они должны быть небольшими и легкими для восприятия.

Упражнения нужно подбирать по степени сложности: начинать с простых, переходя на более сложные.

Нижеприведенный комплекс развивает речь ребенка, психологические процессы, мелкую моторику рук.

Комплекс для малышей 4-5 лет.

      Гимнастика в среднем дошкольном возрасте важна для развития речи, в этот период малыш начинает активно говорить, пополнять словарный запас. В норме к 4 годам ребенок должен знать до 3000 слов, активно использовать их в разговоре со взрослыми и сверстниками, строить правильно предложения.

      Дети в 4-5 лет непроизвольно стараются запоминать стихотворения и песенки, которые сопровождают пальчиковые игры, что стимулирует развитие психических процессов. В среднем дошкольном возрасте пальчиковая гимнастика помогает соотносить слово с действием, снимает напряжение после лепки, рисования.

      Дошкольникам среднего возраста нравятся упражнения, где необходимо пропеть песенку, выучить стишок, повторять за взрослым. В детском саду уделяют отдельное внимание во время игры тому, как кроха слушает и воспринимает задание, запоминает его.

      Для проведения занятий можно применять следующий материал:

      - карточки с предметами, явлениями природы, фигур и т. д.;

      - схемы или картинки с прорисованным движением пальцев;

      - иллюстрации, о которых говорится в стишке: животные, одежда, мебель и т. д.;

      - презентации для воссоздания зрительного образа.

      Развитию речи будут способствовать упражнения, где ребенку нужно будет повторять за взрослым движения и слова. Детям 4-5 лет нравится играть в театр теней, когда нужно изобразить животных, растение. Можно ставить с ребятами небольшие постановки по мотивам изученной сказки.

Комплекс для малышей 5-6 лет.

      Играть с детьми старшего школьного возраста в пальчиковые игры и проводить гимнастику полезно в качестве подготовки к школе. Осваивать письмо легче, если мелкая моторика рук будет активно развиваться в домашних условиях и школе. Первоклассникам трудно расслабить мышцы кистей, пальцы, что провоцирует сложности в написании простых каллиграфических элементов.

      Можно играть с дошкольниками, опираясь на знания, полученные в детском саду: счет, цвета, формы и т. д. Ребятам нравится пальчиковая игра «Твистер», когда необходимо поместить подушечки пальцев на том цвете, что выпадает в кубиках. Для игры понадобятся 2 кубика, один с цветовой палитрой, второй с указанием нужного пальца, разноцветный лист в виде кружков. Можно устроить соревнования, заниматься вместе с родителями или сверстниками.

 

Используются упражнения на активную работу отдельных пальцев, их соединений.

        Использовать в работе с дошкольниками старшего возраста можно не только упражнения и игры, но и специальные массажные мячики. Они тренируют мышцы кисти, расслабляют ее. Важно катать предмет не только на ладони, но и отдельно по каждому пальчику, соединяя их вместе с помощью мяча.

      Важно в процессе занятий с детьми любого возраста соблюдать временные рамки и комбинацию упражнений. Чтобы процесс обучения и развития давался ребенку легко и интересно, нужно проводить упражнения не более 5 минут, чередуя их с отдыхом или самомассажем пальцев, ладони.

      Игры и гимнастика показаны всем дошкольникам для всестороннего развития, стимулирования процесса говорения, творческой деятельности, коммуникабельности. Особенно важно проводить занятия дома, не только в дошкольном учреждении, если ребенок отстает в речевом развитии.

      Неоднократное повторение стишков и песенок во время упражнений и игр приводит к их запоминанию. Позже ребенок начинает повторять за взрослым либо отдельные слова, либо полностью стихотворение.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как развивать речь дошкольника с помощью пальчиковой гимнастики

      Комплекс игр, упражнений, направленный на развитие пальцев, мелкой моторики рук, кистей, психологических процессов представляет пальчиковую гимнастику.

Зачем нужна пальчиковая гимнастика?

      Комплекс игр, упражнений, направленный на развитие пальцев, мелкой моторики рук, кистей, психологических процессов представляет пальчиковую гимнастику. Занятия расслабляют, подготавливают к школьному обучению, налаживают общение со сверстниками, отвлекают от неприятных моментов. На подушечках детских пальчиков находится множество нервных окончаний, стимуляция которых приводит к активации мозговой деятельности. Доказано, гимнастика и массаж влияют на развитие речи, психологических процессов, письменного навыка.

Цели гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (1,5-3 года):

      - развитие речи ребенка;

      - стимуляция, тренировка артикуляционного аппарата;

      - формирование навыка слежения за объектом;

      - развитие психологических процессов;

      - обучение ритму;

      - совершенствование координации движений;

      - отработка навыка правильного повторения за действиями других людей.

В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) гимнастика позволяет:

      - расслабить напряжение мышц руки, кисти;

      - сформировать психологические процессы;

      - совершенствовать мелкую моторику рук;

      - развивать непроизвольное внимание;

      - стимулировать процесс говорения, обогащать словарный запас ребенка.

У старших дошкольников (5-6 лет) пальчиковые игры помогают:

      - подготовить ребенка к школе;

      - стимулировать познавательную активность;

      - развивать мелкую моторику рук, что положительно сказывается на подготовке к письму;

      - обогатить словарный запас ребенка;

      - развивать творческие способности крохи.

Как правильно заниматься с малышом.

      Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления можно проводить дома. Работа будет проходить легче для малыша в присутствии родного человека. Иногда дошкольники боятся сделать неправильное движение руками, выполнить задание неверно, поэтому неактивно работают во время гимнастики в детском саду. В домашних условиях важно проводить гимнастику, учитывая возрастные особенности ребенка.

Комплекс для малышей от года до 3 лет.

       Особенно полезны пальчиковые гимнастики и игры для детей младшего дошкольного возраста. Занятия способствуют активному становлению и запуску речи. Малышам нравится повторять за взрослым движения, они внимательно слушают стишки и песенки, которые сопровождают упражнения. Применять в игре можно специальную логопедическую картотеку.

Проводя домашние занятия, необходимо соблюдать правила:

Для малышей младшего дошкольного возраста первые занятия должны проходить не более 1 мин, далее по 3-5 мин.

Родитель должен хвалить малыша за успехи, не ругать при неправильном повторении за взрослым.

Чтобы игры проходили весело и интересно, следует использовать пальчиковую гимнастику, соответствующую возрастным особенностям малыша.

Для игр важно использовать песенки и стишки, которые малыш смог бы далее повторять за взрослым, они должны быть небольшими и легкими для восприятия.

Упражнения нужно подбирать по степени сложности: начинать с простых, переходя на более сложные.

Нижеприведенный комплекс развивает речь ребенка, психологические процессы, мелкую моторику рук.

Пальчиковая гимнастика под стишок "Сидит ворон на дубу"

Комплекс упражнений пальчиковой гимнастики

Пальчиковая гимнастика под стих про чижика-пыжика

Пальчиковая гимнастика в стихах

Комплекс для малышей 4-5 лет.

      Гимнастика в среднем дошкольном возрасте важна для развития речи, в этот период малыш начинает активно говорить, пополнять словарный запас. В норме к 4 годам ребенок должен знать до 3000 слов, активно использовать их в разговоре со взрослыми и сверстниками, строить правильно предложения.

      Дети в 4-5 лет непроизвольно стараются запоминать стихотворения и песенки, которые сопровождают пальчиковые игры, что стимулирует развитие психических процессов. В среднем дошкольном возрасте пальчиковая гимнастика помогает соотносить слово с действием, снимает напряжение после лепки, рисования.

      Дошкольникам среднего возраста нравятся упражнения, где необходимо пропеть песенку, выучить стишок, повторять за взрослым. В детском саду уделяют отдельное внимание во время игры тому, как кроха слушает и воспринимает задание, запоминает его.

      Для проведения занятий можно применять следующий материал:

      - карточки с предметами, явлениями природы, фигур и т. д.;

      - схемы или картинки с прорисованным движением пальцев;

      - иллюстрации, о которых говорится в стишке: животные, одежда, мебель и т. д.;

      - презентации для воссоздания зрительного образа.

      Развитию речи будут способствовать упражнения, где ребенку нужно будет повторять за взрослым движения и слова. Детям 4-5 лет нравится играть в театр теней, когда нужно изобразить животных, растение. Можно ставить с ребятами небольшие постановки по мотивам изученной сказки.

Пальчиковая гимнастика, упражнение "Ворота"

Пальчиковая гимнастика, упражнение "Птичка"

Комплекс для малышей 5-6 лет.

      Играть с детьми старшего школьного возраста в пальчиковые игры и проводить гимнастику полезно в качестве подготовки к школе. Осваивать письмо легче, если мелкая моторика рук будет активно развиваться в домашних условиях и школе. Первоклассникам трудно расслабить мышцы кистей, пальцы, что провоцирует сложности в написании простых каллиграфических элементов.

      Можно играть с дошкольниками, опираясь на знания, полученные в детском саду: счет, цвета, формы и т. д. Ребятам нравится пальчиковая игра «Твистер», когда необходимо поместить подушечки пальцев на том цвете, что выпадает в кубиках. Для игры понадобятся 2 кубика, один с цветовой палитрой, второй с указанием нужного пальца, разноцветный лист в виде кружков. Можно устроить соревнования, заниматься вместе с родителями или сверстниками.

Пальчиковая игра "Твистер"

Пальчиковые дорожки

Используются упражнения на активную работу отдельных пальцев, их соединений.

Пальчиковая гимнастика для активации работы отдельных пальцев

Пальчиковая гимнастика в рассказе

Упражнение с мячиком

        Использовать в работе с дошкольниками старшего возраста можно не только упражнения и игры, но и специальные массажные мячики. Они тренируют мышцы кисти, расслабляют ее. Важно катать предмет не только на ладони, но и отдельно по каждому пальчику, соединяя их вместе с помощью мяча.

      Важно в процессе занятий с детьми любого возраста соблюдать временные рамки и комбинацию упражнений. Чтобы процесс обучения и развития давался ребенку легко и интересно, нужно проводить упражнения не более 5 минут, чередуя их с отдыхом или самомассажем пальцев, ладони.

      Игры и гимнастика показаны всем дошкольникам для всестороннего развития, стимулирования процесса говорения, творческой деятельности, коммуникабельности. Особенно важно проводить занятия дома, не только в дошкольном учреждении, если ребенок отстает в речевом развитии.

      Неоднократное повторение стишков и песенок во время упражнений и игр приводит к их запоминанию. Позже ребенок начинает повторять за взрослым либо отдельные слова, либо полностью стихотворение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы "Формирование развитие речи дошкольника, с помощью пальчиковой гимнастики"

Содержание опыта работы:  1. Информация об опыте…………………………………………………..3 2. Технология опыта……………………………………………………….7 3. Результативность опыта……………………………………………….15 4. Библиографи...

«Развиваем речь ребенка с помощью пальчиковых игр и упражнений»

В материале раскрыт опыт работы по развитию речи и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста, представлены возможные варианты оформления предметно - развивающей среды....

Выступление на педагогическом совете "Развиваем речь ребенка с помощью пальчиковых игр"

Пальчиковые игры – это фундамент умственного и речевого развития ребёнка. Пальчиковые игры в первую очередь развивают моторику. Ребёнок учится взаимодействовать с предметами, и вместе с этим реб...

«Развиваем речь ребенка с помощью пальчиковых игр»

Сейчас пальчиковые игры стали очень популярными. Это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в целом. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, творческие способности, фантазию. Игры э...

Консультация для педагогов «Как развивать речь дошкольников с помощью мнемотехники».

Дошкольное детство – наиболее благоприятный период для развития речевой активности ребенка, когда собственная речь, свободная и уверенная, необходима ребенку для познания окружающего мира и само...