Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики детей младшего возраста"
консультация по логопедии (младшая группа)
В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложно – координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_razvitie_melkoy_motoriki.docx | 17.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопед советует!
Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры
В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложно – координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента.
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания.
Кроме того, механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, как это доказано учёными, так и моими личными наблюдениями из практики.
Таким образом, пока движения рук не станут свободными, добиться чистой речи у детей не удастся, так как мелкая моторика подготавливает почву для последующего формирования речи.
Также уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Работу по развитию мелкой моторики рук у детей нужно начинать как можно раньше с младенческого возраста. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в ЦНС. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний – с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени, почек, а мизинца – на работе сердца.
Самомассаж с использование нетрадиционного материала дает заряд положительных эмоций, развивает мелкую моторику рук, стимулирует мыслительные функции, речь, а также готовит руку ребенка к письму.
К игровым упражнениям с использование нетрадиционного материала для самомассажа относиться: массаж с мячиками-ёжиками, прыгунками, шестигранными карандашами, грецкими орехами, бусами, чётками, прицепками, пуговицами, макаронными изделиями, массажной расческой, зубной щеткой и т.д.
Кроме игр и упражнений, развитие ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование.
Продуктивная деятельность, в том числе рисование играет важную роль в психическом развитие ребенка. Б.М. Теплов пишет: «Что задача изображения необходимо требует острого восприятия подлинного чувства вещей. Решая задачу изобразить виденное, ребенок неизменно приучается по-новому гораздо острее и точнее видеть вещи».
Благодаря рисованию развивается зрительно-двигательная координация, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук. Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования и творческого конструирование позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и работе с разными живописными материалами.
К нетрадиционным техникам рисования относится: рисование пальчиком, ладошкой.
Одним из самых увлекательных, интересных и любимых видов детской продуктивной деятельности является лепка.
Лепка – самый осязательный вид продуктивной деятельности. Основным инструментов в лепке является руки. Дети осваивают простейшие приемы работы с материалом, учатся раскатывать, сплющивать, вытягивать, прищипывать, оттягивать. Пальчики ребенка непосредственно соприкасаются с глиной, пластилином, с соленым тестом.
Тактильное восприятие различных по качеству материалов предполагает снятие излишнего напряжения, повышает сенсорную чувствительность, развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость.
Таким образом целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук через продуктивные виды деятельности способствует всестороннему развитию ребенка, формированию интеллектуальных способностей, речевому развитию, сохранению психического, физического здоровья ребенка.
Виды игр для развития мелкой моторики.
Мелкую моторику рук развивают:
- различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;
- игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых);
- игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать,
- насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.;
- рисование карандашом (фломастером, кистью и т. д.);
- застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.
Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы. Малыш, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев», - писал В. А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает мозг ребёнка.
О том, как важно уделять особое внимание развитию мелкой моторики ребёнка, педагоги и психологи говорят уже давно. Все они сходятся во мнениях, что развитию интеллекта и речи малыша, подготовке к обучению в школе, а также положительному воздействию на весь организм ребёнка в целом способствует ловкая и слаженная работа детских пальчиков. Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики детей младшего возраста
Развитие мелкой моторики детей младшего возраста...
Развитие мелкой моторики детей младшего возраста
Виды и способы игр для развития движений пальцев рук...
Развитие мелкой моторики детей младшего возраста.
Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка.Под выражени...
Собственная методическая разработка «Развитие мелкой моторики детей младшего возраста посредством игр с водой»
Собственна методическая разработка «Развитие мелкой моторики детей младшего возраста посредством игр с водой»...
Конспект семинар – практикума для родителей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей младшего возраста» Тема: «Играем пальчиками»
Целевые установки мероприятия1.Пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ.2.Дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии реб...
Консультация для родителей по развитию мелкой моторики детей младшего возраста
Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук детей младшего возраста...
Мастер-класс для родителей: «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей младшего возраста»
Работая и наблюдая за детьми, была выявлена такая закономерность: у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. При обслед...