Рекомендации воспитателям по работе со сказками
статья по логопедии

Иванова Светлана Львовна

Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Сказка, как сокровищница русского народа находит свое применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_vospitatelyam_po_rabote_so_skazkami.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации воспитателям по работе со сказками

Сегодня речь дошкольника развивается в стихийных условиях (в семье, на улице, при помощи СМК).
А между тем необходимо, чтобы ребенок мог строить связные, понятные красивые предложения.
Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из важнейших задач педагогов.
На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы его речевого развития.
Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Сказка, как сокровищница русского народа находит свое применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного
творчества - потешек, песен, затем он слушает сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, юмор, образность языка - особенность сказок.
Сказки - являют особую фольклерную форму, основанную на реальности и фантастики.
Сказки лучше рассказывать, чем читать. Знакомя детей со сказкой, педагог должен знать, что лежит в основе ее содержания, с какой целью она создана.
Произведения русских народных сказок, нужно подбирать таким образом, чтобы они знакомили детей с разными сторонами действительности.
Существуют несколько разновидностей сказок, например:
• бытовые;
• волшебные;
• сказки о животных.
Начинать можно с любой из них. В старшей группе, например, с русских народных сказок о животных. Далее можно брать волшебные. Дети должны хорошо знать сказку, чтобы четко выделите ее основные эпизоды.
К.Д. Ушинский пишет: «Родное слово … объясняет ребенку природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей.
Сказка является наиболее действенным инструментом, влияющим на познание ребенка. В диалоге со сказкой, в творчестве с нею ребенок впитывает укорененную в веках гуманистическую философию жизни, неизменную веру в победу добра, любви и счастья.
Для детей подготовительной группы нужно выбирать сказки посложнее, но также повторять в свободное время сказки пройденные. Рекомендуется вносить соответствующие игрушки, устраивать конкурсы рисунков "Моя любимая сказка".
Важно иметь в группе набор ряжения и костюмы сказочных героев.
Предлагать прослушивание сказок в грам. записи.
После рассказывания сказки необходимо проводить ее анализ, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее идейное содержание, и художественные достоинства, и особенности сказочного жанра, чтобы поэтические образы сказки надолго запомнились и полюбились детям.
Народная сказка в системе воспитания решает следующие задачи:
• донесение в доступной форме до сознания детей общих для всех народов ценностей;
• воспитание любви ко всем людям и природе;
• расширение кругозора и представления о мире;
• закладывание нравственных основ и начал;
• развитие связной речи.

Существует множество приемов.
Например, использование вопросов, так как это наиболее эффективно в беседах по сказкам.
Вопросы если они разнообразны по своей направленности, помогают точнее охарактеризовать героев сказки, или помочь почувствовать детям главную идею сказки.
 При рассказывании сказок любимый прием у детей – рассматривание иллюстраций.
Можно предложить задание на дом: придумать и рассказать, какие бы картинки они нарисовали к данной сказке.
Использование сказки в системе занятий дает:

• коммуникативную направленность каждого слова и высказывания ребенка на занятии;
• совершенствование лексико-грамматических средств языка;
• развитие диалогической и монологической речи;
• эффективность игровой мотивации речи;
• взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
• сотрудничество воспитателя с детьми и друг с другом;
• приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, фольклеру.

В ходе занятий, необходимо помочь детям найти, открыть основные эпизоды сказки.
Например: "Репка". Вспомнить и назвать персонажей сказки, уточнить сколько было героев, во что одеты, какого цвета одежда. Потом рассматривать иллюстрации, картинки из сказки, в свободное время выкладывать мозаику или картинки из кусочков сказки, после этого обыграть сказку в театрализованной деятельности, используя настольный театр или костюмы, можно атрибуты.

Всем знакома сказка "Заяц-хваста".
Знакомя детей со сказкой, предварительно поместить в книжный уголок книжку или отдельные иллюстрации к сказке. При рассматривании иллюстрации определить, что это (рассказ или сказка), о чем она.
Для обыгрывания сказки подбрать игрушки имеющие отношение к этой сказке, рассматривать их, отмечая особенности.
Огромное значение имеет предварительная работа, поэтому уже с осени (когда дети приходят в группу) использовать игры и упражнения: "На что похоже?", "Кто как голос подает?", "Угадай и назови".
Разучивать с детьми потешки, заклички, совместно с детьми (например, в летний период) пересказывать маленькие знакомые сказки: "Курочка Ряба", "Мороз и солнце", "Заяц-хваста", "Теремок", "Репка", "Вершки и корешки" и т.д.
Выбирать и знакомить с зачинами сказки: "жили были", "в некотором царстве, в некотором государстве", "у леса на опушке", "близко ли далеко", "давным-давно"...
Объяснять смысл концовки: "вот и сказке конец, а кто слушал молодец", "стали они жить, поживать и добра наживать", "и устроили они пир на весь мир".
Так же использовать такой прием - изменение сказки: "покатился колобок по дорожке и прикатился в детский сад". Дети должны придумать различные варианты.
Особое внимание уделять развитию нравственно-этического словаря детей на основе изучения народных и авторских сказок.
Существительные: великан, весна, добро, друг, дружба, мороз, награда, нужда, полдень, радость, грусть, горе, свет, счастье, труд, ..........., скромность, зло, порок, холод, стужа, урод, ссора, чужбина, полночь, ложь, обман, неволя, трусость, план, лень, лодырь, неудача.
Прилагательные: вежливый, высокий, дорогой, здоровый, горячий, любимый, мудрый, легкий, огромный, полезный, румяный, сильный, смелый, хитрый, хороший, низкий, холодный, старый, глупый, фальшивый, вредный, плохой, скупой, старый.
Глаголы: брать, веселиться, встречать, жить, запрещать, кричать, скучать, хвалить, грустить, огорчать, бранить, плакать, стыдить, унижать, исчезать, уважать, провожать, медлить.
Наречия: быстро, вперед, много, нежно, поздно, громко, пусто, умно, ясно, назад, тихо, редко, трудно, мало, грубо, рано, холодно, глупо, темно, врозь, порознь.

При изучении народных сказок, использовать слова антонимы в игре "Скажи наоборот".
Например:
Существительные: весна – осень, восход – закат, встреча – разлука, голова – хвост, день – ночь, друг – враг, зима – лето, красавец – урод, правда – ложь, радость – горе, смелость – трусость, счастье – горе, труд – безделье, утро – вечер, храбрость – трусость, ложь – правда, жар – холод.
Прилагательные: громкий – тихий, вежливый – грубый, здоровый – больной, горячий – холодный, молодой – старый, полезный – вредный, сытый – голодный, толстый – тонкий, чистый – грязный, хороший – плохой, высокий – низкий, мудрый – глупый, дорогой – дешевый, живой – мертвый и т.д.
Глаголы: брать – отдавать, веселиться – грустить, впускать – выпускать, встречать – провожать, говорить – молчать, кричать – шептать, хвалить – бранить, хохотать – плакать, забывать – вспоминать.
Наречия: быстро – медленно, вместе – отдельно, вперед – назад, легко – трудно, много – мало, можно – нельзя, нежно – грубо, поздно – рано, тепло – холодно, умно – глупо.
 В структуре занятия можно использовать:
1. Организационный момент – загадка об изучаемой сказке.
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Чтение или рассказывание сказки воспитателем.
4. Игры: «Один - много», «Назови ласково», «Сосчитай», «Слова - друзья», «Слова - наоборот».
5. Театр «пальчиков», «театр зверей».
6. Пересказ по вопросам, совместный пересказ ребенка и воспитателя, пересказ по частям, по картинкам.
7. Игра - драматизация.
8. Инсценировка сказки.
9. Итог занятия –  вывод по сказке.

В процессе воспитательно-образовательной работы, при прохождении лексических тем использовать народные и авторские сказки.
№ Лексическая тема Русские народные и авторские сказки
1 «Осень», «овощи» «Репка», «Мужик и медведь»
2 «Хлеб» «Колосок»
3 «Домашние животные» «Волк и семеро козлят»
4 «Дикие животные» «Заяц – хваста»
5 «Домашние птицы» «Петушок и бобовое зернышко»
6 «Посуда» «Лиса и журавль»
7 «Мебель» «Три медведя»
8 «Зимние забавы» «Снегурочка»
9 «Зима» «Морозко»
10 «Семья» «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность качественного улучшения его речи. Сказка – как сокровищница народной мысли способствует формированию связных высказываний детей, имеющих речевые нарушения.
Речевое развитие в группах отличается неравномерностью. В группе есть дети с достаточно развитой речью, с хорошим словарным запасом
В течение проведения занятия эти дети активны, включаются быстро, с интересом. Чтобы настроить детей на эмоциональный фон, можно прочитать детям начало сказки. Это помогает детям вспомнить сюжет. Однако есть дети, речь которых требует определенной коррекции и дальнейшего развития.
Учить рассказывать – это значит формировать связную речь. Овладение связной речью – это длительный и сложный процесс.
Большое значение имеет взаимосвязь обучения рассказыванию и других видов работы по развитию речи – обогащение словаря, формирование грамматических навыков, воспитание звуковой культуры речи.
Необходимо постоянно закреплять приобретенные детьми речевые навыки и умения.
Наша задача – научить правильно начинать сказку, передавать ее живо, интересно, логически, последовательно.
 

Вывод: русские народные волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают и радуют детей, но и закладывают основы нравственности.

Сказка для ребёнка — это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого и здорового малыша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации воспитателям по работе с гиперактивными детьми

Уважаемые коллеги! Ознакомьтесь, пожалуйста, с данным материалом. Эти рекомендации появились в результате изучения литературы по работе с гиперактивными детьми. Надеюсь, они будут для вас полезны!...

Рекомендации воспитателям по работе с гиперактивными детьми

Появление гиперактивного ребенка в группе детского сада  с первых же минут осложняет жизнь всего коллектива. Он мешает вести или занятие в детском саду, вскакивает с места, отвечает невпопад, пер...

Рекомендации воспитателям при работе с гиперактивными детьми

Что делать воспитателю, если в группе гиперактивные дети....

Рекомендации воспитателю, для работы с детьми по музыкальному воспитанию в группе.

Рекомендации воспитателю, для работы с детьми по музыкальному воспитанию в группе....

СКАЗКИ ЗНАКОМЫЕ И НЕИЗВЕСТНЫЕ (методическое пособие для воспитателей по работе над сказкой)

Конечно, сказки есть в каждом доме, и читают их детям всех возрастов в дошкольном периоде. Дети берут из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с пр...

Учебно - методическое пособие для воспитателей по работе над сказкой «Сказки знакомые и неизвестные».

Сказки есть в каждом доме, и читают их детям всех возрастов в дошкольном периоде. Дети берут из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, п...

Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на городском методическом объединении: "Картотека памяток и рекомендаций воспитателям при работе с детьми с ОНР"

Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на  городском методическом объединении воспитателей групп комбинированной направлен...