Консультация для педагогов и родителей «Особенности восприятия звука детьми дошкольного возраста»
консультация по логопедии

Мишукова Татьяна

Консультация для педагогов и родителей «Особенности восприятия звука  детьми дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_vospriyatiya_zvuka.docx237.56 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 219 Г. ЧЕЛЯБИНСКА»

______________________________________________________________________________________

ИНН 744701001, г. Челябинск, ул. Чичерина, 23-а, 796-97-49, 796-98-55, e-mail mdou219@mail.ru

Консультация для педагогов и родителей

«Особенности восприятия звука

детьми дошкольного возраста»

                                                                                                                                                        Подготовила

                                                                                                                                                     учитель-логопед:

                                                                                                                                                       Мишукова Т.А.

Челябинск 2023г.

           

           Дошкольный возраст является самым благоприятным для выявления  и устранения нарушения речевого

      развития, которые в дальнейшем могут  привести к определенным проблемам. Поэтому нужно как можно

      раньше развивать у детей внимание к собственной речи, умение ориентироваться в родном языке,

     слушать и слышать его. Для того чтобы правильно слышать и слушать собственную речь, нужно развить

     фонематический слух. Что же это такое фонетический слух?

       Фонематический слух -  это тонкий слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка

     (гласных, согласных).

       Формирование данного слуха завершается приблизительно к двум с половиной годам. Фонематический

     слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы

     можем получить совершенно другое слово: «коза-коса», «дом-ком», «крыса-крыша», «бочка-почка».

     Поэтому взрослые, при общении с малышом, должны говорить правильно, не искажая слов, и четко

     проговаривать слова. Ведь если взрослые не следят за своей речью, то детское ухо воспринимает

     искаженное звучание как эталон, что затрудняет формирование фонематического слуха.

       Как же тогда понять, нарушен фонематический слух у ребенка или нет? Если ребёнок искажает звуки,

     заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован

     фонематический слух, что приведёт в дальнейшем к появлению стойких ошибок на письме. Все ошибки

      устной речи перейдут в письменную.

       Само по себе это не исправится, и без специальных коррекционных занятий уже не обойтись.

       Маленький ребёнок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому

      научить!

       Как заниматься развитием фонематического слуха? Фонематический слух развивается постепенно,

      специальные упражнения на его развитие можно разделить на несколько этапов.

        1 этап – узнавание неречевых звуков

        Эти упражнения направлены, главным образом, на развитие физиологического слуха и слухового

      внимания.

Слушаем тишину

        Предложите ребенку закрыть глаза и послушать тишину. Конечно, полной тишины вокруг вас не будет,

      а будут разные звуки: тиканье часов, хлопанье двери, разговоры соседей сверху, сигнал машины с улицы

      и крики  ребятишек на площадке. Когда ребенок откроет глаза, спросите его, что за звуки он услышал в

      тишине. Расскажите о тех звуках, которые удалось услышать вам. Можно играть в эту игру дома, на

      детской площадке, на оживленном тротуаре, в деревне — каждый раз вы услышите разные звуки.

Найди звук

        Вам понадобится самостоятельно звучащий предмет – будильник или, в крайнем случае, телефон.

      Спрячьте его в укромном месте, и попросите ребенка его найти. Эта игра очень нравится маленьким

       детям, которые уже уверенно ползают или ходят. Ребенку постарше можно завязать глаза и звенеть

       колокольчиком или бубном.

Угадай, что звучало

         Послушайте с ребенком разные бытовые звуки: звон ложки о тарелку, шум воды, скрип двери, шелест

     

           

        газеты, шуршание пакета, падение книги на пол, скрип двери и другие. Предложите ребенку закрыть

       глаза и отгадать, что это звучало. Можно играть в эту игру с музыкальными инструментами:

       металлофоном, бубном, барабаном, маракасами, флейтой и так далее.

Шумелки

        Несколько пластиковых баночек или контейнеров от киндер–сюрпризов наполните крупами: пшеном,

       гречкой, горохом, фасолью. Сделайте по два одинаковых контейнера. Попросите малыша найти каждому

       контейнеру пару  по звуку.

Извлекаем звуки из всего

        Покажите малышу, что ложкой, карандашом или палкой можно извлекать звуки изо всех окружающих

       предметов: стены, стола, шкафа, тарелки и так далее. Разные предметы будут давать разные звуки:

        громкий и тихий, звонкий и глухой. Если взять металлическую, деревянную и пластиковую ложки,

       то из одного и того же предмета получатся разные звуки. Ребенка постарше можно попросить угадать,

       что звучало, с закрытыми глазами. Хорошо развивают физиологический слух упражнения на развитие

       чувства ритма.

            2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса

        Эти упражнения также тренируют слуховое восприятие ребенка.

Угадай, кто

        По телефону или в записи голос звучит немного по-другому, чем в реальной жизни. Попросите ребенка

        угадать, кто звонит по телефону, или запишите голоса ваших близких на магнитофон или компьютер и

        попросите ребенка угадать, кто говорит.

Громко – тихо

        Договоритесь с ребенком, что он будет хлопать в ладоши, когда вы будете говорить слова громко, и

        сжимать ручки в кулачки, когда вы будете произносить слова тихо. Можно взять другие действия.

        Потом можете поменяться ролями: ребенок говорит слова тихо и громко, а вы выполняете

        определенные действия.

Читаем с выражением

         Читая ребенку сказки, например, «Колобок», «Три медведя», «Бычок — смоляной бочок» и другие

        старайтесь говорить за персонажей сказки, изменяя тембр голоса: высоко и низко, грубо и пискляво и

        так далее. Пусть малыш сначала угадывает, за кого вы говорите, а потом попробует сам говорить за

         персонажей сказки.

               3 этап – различение слов, близких по звуковому составу

         С этого этапа начинаются упражнения, направленные именно на развитие фонематического слуха.

Выбери нужное

          Подготовьте картинки со сходными по звучанию словами:  

          крыша – крыса; тачка – точка; удочка – уточка; коза – коса;  ком – дом; лак – рак; ложки – рожки;  

          мука – рука; тень – день; башня – пашня и так далее.

          Вы называете предмет, а ребенок выбирает нужную картинку. Если вы играете с несколькими детьми,

            можно добавить элемент соревновательности: кто быстрее накроет нужную картинку ладошкой.

Хлопни, когда верно

         Вам понадобятся карточки с картинками (можно использовать карточки для предыдущей игры). Вы

        показываете ребенку картинку и называете предмет, заменяя первую букву (грыша, дрыша, чрыша,

        крыша, мрыша, урыша и так далее). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда вы назовете

        правильный вариант.

Исправь ошибки

         Попросите ребенка помочь навести порядок в буквах – исправить ошибки. Море веселья вам

        обеспечено.

         Примеры взяты из книги А.Х. Бубновой «Развитие речи». Малыш, который еще не говорит, заметит

         странность и рассмеется.

К нам в окно залетел Лук (правильно – жук).

У дедушки на груди педаль (медаль)

Мальчик в конце письма поставил бочку (точку)

На асфальт упала лень (тень

Из трубы идет дом (дым)

В океане живет кот (кит)

Спит на заборе кит (кот)

Дедушка с пасеки принес лед (мед)

Над чайником шар (пар)

Любит кушать шубу соль (моль)

Моряки зашли в торт (порт)

У слона вместо носа робот (хобот)

Наступил новый пень (день)

В лесу течет печка (речка)

Жучка доедает будку (булку)

Орехи в дупло несет булка (белка)

Папа в трамвае взял жилет (билет)

На пальме растут бараны (бананы)

               4 этап – различение слогов

Хлопаем слова

           Расскажите ребенку, что есть короткие и длинные слова. Произносите слова и отхлопывайте слоги:

         ма–ма, хлеб, мо–ло–ко и так далее. Побуждайте ребенка проговаривать и отхлопывать слова вместе с

         вами. Потом он сам сможет отхлопывать слоги в слове.

Стоп–слоги

          Договоритесь с ребенком, что вы будете произносить одинаковые слоги, а если ошибетесь, он скажет

         «стоп» или хлопнет в ладоши. Например, «бу – бу – бу– му – бу–бу…».

            5 этап – различение звуков

Создаем звуки

          Расскажите ребенку о том, что слова состоят из звуков. Когда мы говорим, мы создаем звуки. Но звуки

         могут издавать не только люди, но и животные, и даже предметы. Изобразите жука («жжж»), тигра

         («ррр»), сильный ветер («ууу»), пулемет («ддд») и так далее. Придумайте, кто или что может издавать

         такие звуки: «ннн», «кккк»,  «иии» и так далее.

Ищем звук

           Выберите букву. Называйте слова, у которых эта буква первая (в середине или последняя),

          вперемешку с другими словами. Пусть ребенок хлопает, когда услышит звук. Например, для буквы

          М: муха, молоко, масло; рама, домра, румба; дом, ком, лом и так далее.

               6 этап – освоение элементарного звукового анализа

           Звуковой анализ для дошкольника предполагает умение выделить звуки в слове, посчитать их

         количество, слышать их мягкость или твердость, а также умение подбирать слова, начинающиеся или

         заканчивающиеся на заданный звук. Эти навыки очень пригодятся ребенку в школе.

Чей домик?

         Расскажите ребенку историю о том, как звери (уж, сом, кот, лиса, волк, крот, кабан, мышка и так далее)

         заблудились. Попросите ребенка помочь отыскать зверям свои домики: сколько звуков в слове, столько

         окошек в домике. Если ребенок еще не пишет, запишите звуки в подходящие домики под его диктовку.

Непослушные звуки

           Попросите ребенка отгадать слова, из которых сбежала буква. Например, буква М: _ыло, _уха, _олоко,

           _асло и так далее.        

Уважаемые родители и педагоги!

Развивая фонематический слух, Вы облегчите ребёнку процесс освоения чтения и письма.

Удачи Вам и Вашим детям! И пусть фонематический слух будет в порядке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей На тему: «Особенности восприятия детьми дошкольного возраста пространственных отношений между предметами»

Усвоение детьми значения пространственных предлогов и наречий позволяет более точно осмысливать и оценивать расположение объектов и отношений между ними.Познание ребенком пространства и ориентировка в...

Консультация для педагогов и родителей «Особенности развития мальчиков и девочек дошкольного возраста»

в данной статье описаны особенности в психологическом и речевом развитии мальчиков и девочек, а также даны советы по развитию речи с учетом гендерных различий....

Консультация для педагогов и родителей Особенности адаптации детей раннего возраста.

В консультации рассмотрены особенности адаптации детей раннего возраста....

Консультация для педагогов и родителей. «Психогимнастика для детей дошкольного возраста : развивающие игры и упражнения».

Психогимнастика – это метод, при котором участники проявляют себяи общаются без помощи слов. Кто является автором термина, не известно. Термин «психогимнастика» может иметь широкое и...

Консультация для педагогов и родителей "Особенности развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте"

Проблема развития эмоций, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из самых важных и сложных проблем в психологии и педагогике. Поскольку дает пр...

Консультация для педагогов на тему: «Особенности дыхания детей дошкольного возраста»

В консультации даны рекомендации, которые необходимо учитывать при составлении комплексов дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов и родителей "Игровая деятельность детей дошкольного возраста"

laquo;Игровая деятельность детей дошкольного возраста»Сюжетно-ролевые игры Сюжетно-ролевые игры для детей – это необязательно специально продуманный сценарий. Это только на первый вз...