Проект "Кузбасс наш общий дом"
проект по логопедии (подготовительная группа)

Агеева Елена Владимировна

Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Наша задача – углубить это чувство, помочь ребенку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kuzbass_-_nash_obshchiy_dom.docx963.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №40 «Солнышко»

Тема  проекта

«Кузбасс – наш общий дом»

                                                                                                               Учитель-логопед:

                                                                                                       Юдина Н.Н.

                                                                                                          Воспитатели:

                                                                                                     Агеева Е.В.

                                                                                                          Лапицкая Е.В.

Юргинский ГО, 2023г

Краткосрочный проект в подготовительной группе

«Кузбасс – наш общий дом»

Тип проекта: познавательно – творческий, исследовательский.

База реализации проекта: МБДОУ «ДСКВ № 40 «Солнышко», группа № 11 «Кораблик»

Участники: воспитатели, логопед, дети, родители.

Возраст детей:  6 – 7 лет

Срок реализации проекта: краткосрочный (с 11.12.2023г.  по 15.12.2023г.)

Актуальность проекта.

Дошкольный возраст является самым естественным и верным путем для формирования нравственных ценностей. Именно в этот период важна роль эмоциональных переживаний, закладывается «фундамент» нравственно-патриотических чувств.

Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Наша задача – углубить это чувство, помочь ребенку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, зародив в детском сердце искорку любви к Родине.

Цель: 

Создание условий для формирования чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, воспитание интереса и любви к родному краю через организацию проектной деятельности  с детьми и родителями.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширить представления детей о разнообразии животного мира;
  • Познакомить с историей жизни коренных жителей Кузбасса, их традициями, обычаями, обрядами. 

Развивающие:

  • Развивать любознательность и интерес к изучению Кузбасса;
  • Пополнить активный словарный запас детей, развивать диалогическую речь, умение высказывать свое собственное мнение, дополнять ответы других детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать подрастающее поколение как знающее и уважающее свою малую Родину и его жителей;
  • Воспитывать толерантное отношение к людям разных национальностей.

Интеграции образовательных областей:

  • познавательное развитие;
  • социально-коммуникативное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный

  • Выявление первоначальных знаний детей о Кузбассе;
  •  Подбор методической литературы, дополнительных материалов для реализации проекта;

2 этап – основной

  • Совместная деятельность педагога с детьми;
  • Виртуальная экскурсия по достопримечательностям Кузбасса; (Приложение 2)
  • Рисунки на тему «Лес – наше богатство»;
  • Образовательная деятельность; (Приложение 4)
  • Изготовление интеллектуальной карты;
  • Подвижные игры; (Приложение 1)
  • Разучивание стихотворений о Юрге и Кузбассе;
  • Экскурсия в библиотеку;
  • Настольные игры: Лото «Природные богатства Кузбасса», «Животный мир», «Чья тень»; «Разрезные картинки».
  • Чтение и пересказ рассказов с опорой на картинки: «Лиса», «Рысь», «Яшка», Улетают журавли», «Заяц»; (Приложение 5)
  • Прослушивание музыкальных произведений: «Гимн Кузбасса»,  «Кузбасс» О. Газманов, «Наш город Юрга» Ю. Селиверстова (сл. А. Гапоник)
  •  Беседа  «Птицы родного края». (Приложение 3)

Работа с родителями

  • Информация в родительских уголках: «Кузбасс – край, в котором мы живем»,  «Чудеса Кузбасса»; (Приложение 6)
  • Участие в изготовлении карты Кемеровской области.

3 этап – заключительный

Продукт проекта:

  • Заполнение интеллектуальной карты «Кузбасс – наш общий дом»; (Приложение 8)
  • Совместная  игровая деятельность с использованием авторского пособия  «Игра – ходилка «Знатоки родного края». (Приложение 7)

Предполагаемый результат:

  • Повышение познавательного интереса к познанию родного края;
  • Формирование представлений о природе,  истории  Кузбасса;
  • Формирование представления о коренных жителях Кемеровской области, их обычаях и традициях.
  • Обогащение группы методическими материалами по теме проекта.

        

Заключение

Проведенные мероприятия, способствовали приобщению детей к традиционному, культурному наследию коренных народов Кузбасса, формированию чувства любви к своему краю.

Результаты  проекта:

Дети:

- Повысился познавательный интерес и любознательность к познанию родного края, истории, культуры, природы;

- Имеют представления о достопримечательностях,  животных и птицах Кемеровской области;

- Знают, что родной край населяют люди разных национальностей, у каждого народа свои обычаи и традиции.

Приложение 1

Подвижные игры                  

 

«Спрятанное кольцо» (народная игра телеутов)

Цель: создание условий для совместной игры, развитие интереса к играм малых народностей.

Ход:  Игроки делятся на две команды и выбирают своего старшего. Старший одной из команд незаметно для другой прячет в руку одного из игркоков своей команды кольцо. Старший другой команды пытается с трёх попыток угадать, у кого находится кольцо. Если угадывает, то поёт песню и получает кольцо, а его команда получает право прятать кольцо. Если старший не угадал, у кого спрятано кольцо, то команда, прятавшая кольцо, поёт ему смешную песню и вновь прячет кольцо.

«Оионок» (народная игра телеутов)

Цель: знакомство с народной игрой коренных жителей Кузбасса

Ход: Игроки образуют круг. В центре круга с завязанными глазами сидит водящий. Кто-нибудь из игроков задевает водящего. Водящий должен узнать, кто к нему прикоснулся. Если ему это удаётся, то его место занимает опознанный игрок, и игра продолжается.

«Волк и табун лошадей» (народная игра шорцев)

Цель: поддержание физической активности, совершенствование координации и двигательных способностей.

По считалочке выбирается «волк». Играющие становятся в колонну за вожаком «лошадей» и берутся за пояс. Задача «волка» - поймать кого- нибудь из колонны, кроме главного «жеребца» (последний защищает лошадей, преграждая волк путь). Пойманный игрок меняется с «волком» местами. Запрещается хватать друг друга «волку» и «вожаку табуна». Пойманному игроку нельзя вырываться, а также делать подсечки и подножки. Если во время игры «вожак» оторвался от табуна и «волк» поймал второго игрока, то считается, что «волк» выловил весь табун, во всех остальных случаях считается пойманным один игрок.

 «Зайцы и волк»

Цель: развитие у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге, в прыжках на обеих ногах, в приседании, ловле.

Ход: Одного из играющих выбирают волком. Остальные дети изображают зайцев.

   На одной стороне площадки зайцы устраивают себе домики (чертят кружочки). В начале игры зайцы стоят в своих домиках; волк – на другом конце площадки ( в овраге).

Воспитатель говорит:

Зайцы скачут, скок, скок, скок,

На зеленый на лужок,

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают –

Не идет ли волк.

   Зайцы выпрыгивают из домиков и разбегаются по площадке. Они то прыгают на двух ногах, то присаживаются, щиплют травку и оглядываются, не идет ли волк. Когда воспитатель произносит последнее слово, волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать (коснуться). Зайцы убегают каждый в свой домик. Пойманных зайцев волк уводит в овраг.

   Как только волк уходит, воспитатель повторяет текст стихотворения, и игра возобновляется. После того, как поймано 2-3 зайца, выбирается другой волк.

«Лиса в курятнике»

Цель: формирование умения согласовывать свои действия с действиями партнеров.

Ход: На одной стороне площадки очерчивается курятник (размер его зависит от числа играющих). В курятнике на насесте ( на скамейках) сидят куры. На противоположной стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор.

   Один из играющих назначается лисой, остальные – куры. По сигналу воспитателя                                                                                                          куры спрыгивают с насеста, ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу воспитателя: «Лиса!» - куры убегают в курятник и взбиваются на насест, а лиса старается утащить курицу, не успевшую спастись, и уводит ее в свою нору. Остальные куры снова спрыгивают с насеста, и игра возобновляется.

    Игра кончается, когда лиса поймает 2-3 кур.

«Бездомный заяц»

Цель: упражнение кратковременного быстрого бега и  бега с увертыванием, развитие реакции на быстрое принятие решения.

Ход: Из числа играющих выбираются «охотник» и «бездомный заяц». Остальные дети – зайцы располагаются в домиках (начерченных на земле кругах). Бездомный заяц убегает от охотника. Спастись заяц может, забежав в чей-то домик, но тогда заяц, стоявший в кружке, становится бездомным зайцем и должен сейчас же бежать. Через 2-3 мин воспитатель меняет охотника.

Приложение 2

Виртуальная экскурсия по достопримечательностям Кузбасса

Приложение 3

Беседа

«Птицы родного края»

Цель: расширение представлений детей о птицах нашего края, месте их обитания.

Ход

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим с вами об обитателях нашего леса .

Послушайте стихотворение.

Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.

Другие – те народ иной:

В мороз над лесом кружат,

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

К их пёрышкам взъерошенным

Не пристают снежинки,

Они и под порошами

Резвятся для разминки.

Воспитатель: Ребята, о каких обитателях леса мы сегодня будем разговаривать? (Ответы детей)

– Да, правильно, сегодня мы вспомним какие птицы живут в нашем лесу.

– Скажите, каких лесных птиц вы знаете? (Ответы детей)

– Ребята, я для вас сегодня принесла фотографии птиц наших лесов, которые разрезаны на несколько частей, но они нечаянно перемешались. Поможете мне их собрать? (Ответы детей)

Дети собирают из частей птиц – журавль серый, глухарьв, дятел.

 

Воспитатель: Молодцы ребята. Давайте рассмотрим этих птиц. Кто знает эту птицу? (Дятел).

-Кто может рассказать об этой птице? (Ответы детей)

Правильно дятел – это знаменитый барабанщик леса. Дятел пёстрый, только на голове у него яркие, красные пёрышки. Крепкий хвост, опущенный вниз, помогает птице ловко лазить по стволам деревьев. Тонкий язык, покрытый липкой слюной, служит для ловли насекомых и червей, которыми он питается. А зимой в пищу идут сосновые и еловые шишки. Дятла называют санитаром леса, так как освобождают больные деревья от вредителей.

Воспитатель: -А кто знает эту птицу? (Ответы детей).

Эта птица – Глухарь. Очень крупная птица.

- Как вы думаете, легко ли летать большому глухарю? Почему?

Правильно, глухарь летает тяжело, с большим шумом, часто хлопает крыльями, и не делает больших перелётов.

Днем птицы кормятся, проводя все время на деревьях, зимней ночью – спят в снегу, в который ныряют прямо с ветвей. Глухари питаются хвоей, почками и побегами кустарников, лесными ягодами.. Глухарь – ценная охотничья птица, поэтому количество этих пернатых постепенно снижается.

Воспитатель: Посмотрите, это – Журавль серый . Это крупная птица. Оперение тела синевато-серое, что позволяет птице маскироваться от врагов среди лесной местности. Спина и подхвостье несколько темнее, а крылья и брюхо более светлые. Окончания крыльев чёрные. По бокам головы имеется белая широкая полоса, начинающаяся под глазами и далее уходящая вниз вдоль шеи. На голове перья почти отсутствуют, а участок голой кожи выглядит красной шапочкой.

Гнездится журавль в болотистой местности, в заболоченных поймах рек. Серый журавль начинает свой полёт с разбега, как правило, по ветру, быстро ускоряясь и раскрывая крылья перед взлётом.

Серые журавли питаются различными частями растений, насекомыми и червями, а также небольшими лягушками, змеями, рыбой и грызунами. Если поблизости имеются засеянные зерном поля, то журавль будет пытаться прокормиться зерном, при этом иногда создавая угрозу урожаю.

С каждым годом журавлей становится всё меньше. Если их не беречь, то они в наших лесах перестанут водиться.

Воспитатель:

-Вот такие птицы живут в нашем лесу. О каких птицах вы услышали впервые?

- Какие птицы похожи друг на друга?

-Кто запомнил, где эти птицы живут?

- Совсем скоро наступит зима. А как мы можем позаботиться о зимующих птицах?

- Чем можно кормить птиц?

- Чем нельзя кормить?

Предлагаю вам всем вместе сделать газету «Чем кормить зимующих птиц».

Совместная деятельность с детьми

Приложение 4

Образовательная деятельность

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе

Тема: «Полезные ископаемые Кузбасса»

Цель: дать детям понятие о полезных ископаемых родного края.

Задачи:

1. Повторить и закрепить знания о полезных ископаемых, добычи и свойствах.

2. Развивать мышление, память, внимание.

3. Прививать любовь к природе, формировать убеждение в необходимости бережно и экономно расходовать полезные ископаемые.

Оборудование: карта Кемеровской области, иллюстрации, уголь, глина, железная руда, лупы,  таз с водой.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, вы уже знаете, что на земле существует много стран – больших и маленьких.

- А как же называется наша страна?

  • Как называется страна, в которой мы живем?
  • Кто знает, какая страна самая большая? (ответы детей).

       - Самая большая страна в мире - Россия. Посмотрите, какую огромную территорию она занимает.

Показ границ России на карте.

  • Ребята, скажите, как называют людей, которые живут в России? (Россияне).
  • У каждой страны есть государственные символы: герб, флаг гимн.
  • Мы уже знаем символы нашей страны. Это флаг, состоящий из трех цветов. Из каких цветов состоит Российский флаг? (белого, синего, красного) и герб, на котором изображен щит с золотым орлом, на груди которого красный щит всадника, убивающего копьем дракона, что означает победу добра над злом.
  • Россия разделена на части, каждую часть называют область.
  • В России много областей: Томская, Новосибирская, Омская, и т. д. а мы с вами живем в Кемеровской области.

Показ границ Кемеровской области педагогом, показ 2-3детьми.

Герб, флаг гимн Кузбасса

- А сейчас я хочу познакомить вас с флагом и гербом Кемеровской области.

Дети садятся на свои места

- Флаг Кемеровской области красно - синего цвета с гербом на синей полосе.

- Сейчас я хочу вам предложить прослушать гимн Кемеровской области.

Герб - это щит, обрамленный дубовыми ветвями, обвитыми лентой.

  • Щит увенчан короной, что символизирует богатство области.
  • Нижняя часть герба зеленого цвета, это сельское хозяйство и природные богатства.
  • В центре щита черный треугольник с перекрещенным кузнечным молотом и киркой, что говорит о развитии угольной промышленности.
  • Красные треугольники вверху - расплавленный металл.

- Нашему президенту очень сложно управлять такой огромной страной, поэтому у него есть помощники в каждой области. Их профессия называется губернатор.

Показать портрет губернатора области.

  • В нашей области губернатора зовут Сергей Евгеньевич Цивилев.

Воспитатель: Ребята, как вы уже знаете, что в нашей области много природных богатств,  полезных ископаемых.

Воспитатель: А кто мне скажет, что такое полезные ископаемые? (Это природные богатства, которые используют люди)

Рассказ о полезных ископаемых

(Работа с картой Кемеровской области)

Воспитатель: Наша страна большая и богатств у неё много, но есть ещё богатства и внутри земли, в её недрах. Эти богатства называются полезными ископаемыми.

  • Посмотрите внимательно на карту, наша область маленькая по размеру, но все знают о нашем небольшом крае.
  • У нашей Кемеровской области есть второе название - Кузбасс. А знаете, почему ее так называют? Потому что в самом ее центре расположен Кузнецкий каменноугольный бассейн - сокращенно Кузбасс.

- Именно он принес славу и известность нашему краю. Обратите внимание, сколько на карте много разных значков. Каждый из них говорит нам о том, что здесь лежит какое-нибудь полезное ископаемое.

  • Посмотрите внимательно на карту, и скажите, каких символов на карте изображено больше всего?
  • Правильно, черных квадратов. Этот символ обозначает залежи черного угля. Ребята, а где добывается уголь? (ответ детей).
  • Правильно в шахте и на разрезах. (Фото)

Уголь - это самое главное богатство нашего края.

 Уголь - располагается в земной коре в виде пластов длиной до нескольких километров и толщиной до трех метров между скальными породами. Уголь представляет собой остатки древнейших деревьев и растений, которые росли в болотистых джунглях в теплом влажном климате сотни миллионов лет назад. В таких болотах преобладали быстрорастущие тростники и папоротники гигантских размеров. Со временем они отмирали и падали в болото. Это спасало их от гниения. Бактерии перерабатывали некоторые части деревьев, превращая, их в газ, который улетучивался. Оставалась черная масса, состоящая в основном из углерода. В дальнейшем она превращалась в пласт угля. Буйная растительность постепенно наращивала этот пласт до толщины в несколько метров. В конце концов, этот процесс останавливался, когда данный участок покрывался водой. В результате пласты угля покрывались слоями донных отложений и песка.

- Кто добывает уголь?

Физминутка

Летит высоко самолёт (Руки вверх)

Над нашею страною. (Руки в стороны, покачивание)

Работа на земле идет, (Имитация копания лопатой)

Идёт и под землёю. (Приседание на корточках)

Богатство есть у нас в стране (Разведение руками)

Невидимые взору. (Прикрывание глаз руками)

Внизу в подземной глубине (Приседание)

Работают шахтёры(Имитация работы шахтёров).

 - Помимо угля  у нас бывают еще и …. А что вы узнаете, если отгадаете загадку.

В находке геолога много железа,

И тем она людям, конечно, полезна.

Среди ископаемых ценной всегда

 Считалась добытая в шахте... (Руда)

Железная руда - она тяжелая и очень прочная. Самое главное свойство руды - плавкость. На металлургических заводах в доменных печах из железной руды выплавляют чугун, сталь. Добывают железную руду в шахтах и карьерах.

Если встретишь на дороге

 То увязнут сильно ноги

 А сделать миску или вазу

Она понадобится сразу (Глина)

Глина - очень распространенное полезное ископаемое. Она образуется при разрушении твердых пород, например, гранита. Из красной глины делают кирпичи, черепицу для крыш, цветочные горшки, а тарелки, блюдца, красивые вазы и статуэтки делают из белой глины и покрывают их глазурью.

Воспитатель: Молодцы ребята. Все эти полезные ископаемые, с которыми мы познакомились находятся под землей, поэтому они относятся к подземным богатствам.

- Кроме железной руды добывают: золото, серебро, железо, алюминий, марганец, цинк, свинец, медь, титан, хром, вольфрам, молибден, ртуть, сурьма, уран, торий. Сконцентрированы они главным образом в районах Горной Шории и Кузнецкого Алатау.

Воспитатель: Ребята, люди какой профессии изучает полезные ископаемые, отправляются в экспедицию, исследуют недра земли, изучают камни?

Дети: геологи.

Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель: А сейчас давайте представим, что мы с вами геологи - исследователи, а это наша научная лаборатория, где мы будем исследовать богатства родной земли. Сегодня мы познакомились с такими полезным ископаемым, как глина. Это ископаемое можно добывать в нашем родном крае. Чтобы изучить ее свойства, проведем опыт.

Дети подходят к столу для проведения опыта

Опытно-экспериментальная деятельность

Воспитатель: Ребята перед вами на столах лежат тарелочки с кусочками глины. Рассмотрите ее и расскажите, что вы видите. (2 кусочка глины)

- Какого цвета глина?

-  А бывает ли глина другого цвета? Да, глина может быть и белой, и серой (показ слайда).

- Возьмите в руки сухую глину. Какая она? ( Сухая глина твердая, но не такая твердая, как камень: она крошится.)

-  Теперь возьмите в руки мокрую глину и сожмите ее. Что можете сказать про нее? (Глина меняет форму и она мягкая.)

-  Мокрая глина пластичная. Ребята, а что из нее можно делать?( лепить)

- А как вы думаете: дружит ли глина с водой? Давайте проверим. Налейте воду в сосуд с сухой глиной. Что вы видите? (Глина медленно намокает)

-  Да, глина - плохой проводник воды. Какой вывод можно сделать? (Глине нужно время, чтобы намокнуть. Она плохо пропускает воду)

-  Посмотрите через лупу на комочек глины, что вы видите? (В глине все частицы слипшиеся. Они как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу.)

- Глинистая почва тяжелая: внутрь нее плохо проходит воздух. Как вы думаете: нужна ли человеку глина и для чего? (Нужна, чтобы лепить)

-  Верно, глина липкая, пластичная, плохо пропускает воду, ее свойства используют мастера которые делают из глины посуду, игрушки, вазы (показ иллюстраций).

- Чистая глина без примесей применяется в медицинских целях: для лечебных грязей и в приготовлении лекарств. Глина более низкого качества используется в производстве красного кирпича.

Воспитатель: Сегодня ребята мы с вами побывали в мире полезных ископаемых, но познакомились только с некоторыми из них.

Рефлексия:

- Что нового вы сегодня узнали?

-Какие полезные ископаемые добывают в нашей области?

- Что понравилась больше всего?

Конспект занятия по речевому развитию  с детьми с ТНР в  подготовительной группе компенсирующей направленности.

Тема: Составление описательного рассказа по теме «Дикие животные наших лесов»

 с опорой на схему

Цель: Обобщение и систематизация знаний  о диких  животных наших лесов, их внешнем виде и образе жизни.

Коррекционно-образовательные задачи. Расширить и актуализировать  словарь детей по теме: «Дикие животные наших лесов» Совершенствовать умение составлять рассказ, опираясь на заданную схему.

Коррекционно-развивающие задачи. Развивать умение логически последовательно выстраивать свое речевое высказывание.  Формировать         высшие психические функции: внимание, мышление, память.

Воспитательные задачи. Воспитывать речевую активность, чувства языка,  навыки сотрудничества, взаимодействия, активности, самостоятельности, любви и  бережное отношение к живой природе.

Оборудование: схема описания диких животных, предметные картинки, с изображением диких животных наших лесов.

Ход занятия

1.  Организованный момент. Игра «Подскажи словечко»

- Сядет тот, кто  договорит слово, отгадав загадку о животном.

Логопед:  Стройный, быстрый.

Рога ветвисты,

Пасется весь день.

Кто же это? ….    

Дети:  … олень.

Логопед:  У него ветвистые рога. Он стройный и быстрый. Слушайте следующую загадку.

Он живет вблизи воды,

Строит дамбы и мосты.

Отгадать уже пора.

Говорю я про …..

Дети:  …бобра.

Логопед: Правильно! Это бобр строит на лесных речках запруды.

                Посмотрите-ка какая:

Вся горит, как золотая,

Ходит в шубе дорогой,

Хвост пушистый и большой,

На увертки мастерица,

А зовут ее ……

Дети:  …лисица.

Логопед:  Конечно лиса.

Глубоко дупло –

Не мелко.

В нем в тепле ночует ….

Дети:  …белка.

Логопед: Опять правильно.

Возле этой ёлеи

Бродят злые …

Дети:  …волки.

Логопед:  Молодцы.

Беленький, да маленький

Под кусточком ….

Дети:  … (ответ ребенка) заинька.

Логопед:  радуете вы меня. Следующая загадка

Начал громко он реветь:

- Узнаете? Я -  ….

Дети:  … медведь.

Логопед:  Правильно!

Лесники ее котят

Взять домой не захотят,

Ей не крикнешь: «Мурка, брысь!»

Потому что это …

Дети:  …   рысь.

2.  Объявление темы.

Логопед: Замечательно! Отгадали все загадки. Ребята,    сегодня утром   я получила письмо для вас (открывает конверт и читает).

Письмо пришло от Лесовичка. Он пишет, о том, что в лесу много разных зверей и ему предложили написать о них книгу. А как это сделать он не знает, просит ему помочь. Вы согласны?

Дети:  …   (ответы детей).

Логопед: Хорошо! Вы будете рассказывать  о животных, проживающих в наших лесах, а я ваши рассказы буду записывать.

3. Составление рассказа - описания

(логопед выставляет схему – описание животных)

Логопед: Глядя на схему,

  • сначала  назовите животное, изображенное на картинке;
  • затем скажите,  какое это животное (домашнее или дикое);
  • назовите части тела и окрас данного животного;
  • назовите его жилище;
  • чем питается;
  • название детенышей данного  животного;
  • как животное подает голос;
  • какую пользу или вред приносит лесу.

Примерный образец.

Рысь дикое животное. Она дымчато-желтая с черными пятнами, мордочка у рыси короткая, глаза золотисто-желтые, в темноте – зеленые. Тело рыси покрыто густой, теплой шерстью, поэтому она зимой спит на снегу. Питается рысь зайцами, птицами, мелкими грызунами. Живет в лесу под корнями деревьев. Она умеет быстро бегать, прыгать, охотится. Детеныши у рыси – рысята. Рысь умеет рычать. Она  является санитаром леса, у нее красивый и ценный мех.

4. Физминутка.

Логопед: Замечательный получился рассказ. А теперь поиграем в подвижную игру и       немного отдохнем.

Жарким днем лесной тропой                    -  дети спокойно идут по кругу друг за другом.

Звери шли на водопой.

За мамой – лосихой топал лосенок,          - идут, громко топая.

За мамой – лисицей крался лисенок,        - крадутся на носочках.

За мамой – ежихой катился ежонок,         - медленно, на полусогнутых ногах  двигаются   вперед.

За мамой – медведицей шел медвежонок -  идут вперевалочку.

За мамою – белкой скакали бельчата,       - скачут вприсядку.

За мамой – зайчихой – косые зайчата,       - скачут на прямых ногах.

Волчица вела за собою волчат.                   - идут на четвереньках.

Все мамы и дети напиться хотят.             - поворачиваются лицом в круг, делают      движения       языком –  «лакают»

5.  Рассказы детей.

Логопед: Первый рассказ по схеме мы составили вместе, а теперь каждый из вас может рассказать о том животном, о  котором вам хочется рассказать, выбрав картинку.

( картинки с изображение диких животных наших лесов: рысь, олень, бобр, лиса, белка, медведь, волк расположены на магнитной доске)

6.  Итог занятия.

Логопед: Ребята, вы такие молодцы! Каждый из вас постарался. Ваши рассказы – описания получились интересными. Теперь, чтобы оформить книгу  к нашим рассказам нужно нарисовать картинки. Только тогда мы с вами сложим в посылку и отправим Лесовичку.  

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе
Тема: «Коренные жители Кузбасса»

Цель: Ознакомление детей с коренными жителями Кузбасса (телеуты, шорцы)

Задачи:

Формировать у детей желание узнать больше о культуре, традициях народах родного края; Способствовать формированию патриотических чувств к родному краю;

Воспитывать любовь к малой Родине.

Предварительная работа: работа с географическими картами страны, области, города; Беседа с детьми на тему: «Моя страна - Россия»; Беседа с детьми на тему: «Моя малая Родина». Оборудование:

Презентация «Коренные жители Кузбасса»

Изображения жилищ телеутов и шорцев в разное время

Изображения национальных костюмов коренных жителей (шорцев и телеутов)

Карта Кемеровской области

ХОД

  1. Организационный момент

Ребята, давайте встанем все в круг, возьмемся за руки, и подарим друг другу хорошее настроение! Вместе, хором:

Придумано кем - то
Просто и мудро
При встрече здороваться!

Доброе утро!

Доброе утро Солнцу и птицам!

Доброе утро!

Приветливым лицам!

И каждый становится

Добрым, доверчивым!

Доброе утро длится до вечера!

Воспитатель: Вот здорово, спасибо!

-Ребята, кто мне может подсказать, в какой стране мы живем? (Ответы детей)

  • Мы живем с вами в многонациональной стране России. А что означает многонациональная страна? Какие национальности вы знаете? (Ответы детей)

-Правильно, а как называется наша область? (Ответы детей)

  • Кто знает второе название нашей области? (Ответы детей)
  • Молодцы, еще наша область называется Кузбасс.
  • Ребята, но существуют еще и малые народности. Народности, которые исчезают. Людей этих национальностей так мало, что скоро они совсем могут исчезнуть. В нашей области тоже есть такие народы. Вы хотите узнать про них? (Ответы детей) Тогда присаживайтесь на свои места.
  1. Основная часть

Воспитатель: Несколько сотен лет назад на юге нашей области, в красивейшем месте Горная Шорня поселились первые люди. Они селились в лесах, по берегам горных рек, и название получили созвучное - шорцы. (Слайд 1)

Воспитатель: Они охотились на диких животных, на рысь, лису, соболя, белку. Оружием им служили лук и стрелы. Шорцы занимались кузнечным ремеслом, кузнецы ковали острые наконечники для стрел и копий, делали сёдла для лошадей. (Слайд 2)

  • А так же ловили рыбу с помощью самодельных сетей. Рыба занимала важное место в питании шорцев, особенно летом. (Слайд 3)

Воспитатель: В то же время недалеко от шорцев поселились другие люди - телеуты (Слайд 4) Телеуты не любили долго жить на одном месте, они кочевали по берегам рек. В предании говорится, что телеуты получили свое название, потому что кочевали по берегам Телецкого озера.

Воспитатель: Главным их занятием было скотоводство, они разводили лошадей, овец, коз. Лошадь давала мясо, молоко, волос, служила средством передвижения.

Воспитатель: Шорцы и телеуты жили они в улусах - небольших селениях.(Слайд 5)

Их женщины из шкур животных шили обувь - унты, готовили пищу на огне, садились вокруг огня, подгибая ноги и ели пищу. (Слайд 6)

Это совсем недавно телеуты и шорцы стали строить себе жилища из дерева, а ранее они ставили себе юрты, которые легко можно было переносить с места на место. (Слайд 7)

C:\Users\$$$$$\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image1.jpeg

Сейчас эти народы живут так же, как и мы с вами, но они очень ценят свои традиции и обычаи. Они отмечают праздники так же, как и раньше, умеют строить юрты, и так же, как и раньше, большое значение для этих народов имее т шаман - очень уважаемый человек в селении.

Воспитатель: Большое значение для этих народов имеет шаман - очень уважаемый человек в селении. (Слайд 8)

Шаман - был и врач, и советчик, и мудрец, умел предсказывать погоду, будущее, можно сказать, что он был настоящим волшебником. Он мог и наказать, и похвалить. Шаманами были не только мужчины, но и женщины. Обязательным атрибутом шамана был бубен, а так же такой музыкальный инструмент, как комус. (Слайд 8)

  • Давайте послушаем сочетание этих инструментов (прослушивание аудио записи).
  • Какие звуки вы услышали?
  • Различали ли вы когда играл комус, а когда били в бубен?
  • Какие звуки издавал бубен?
  • Ребята, рассмотрите изображение шамана и обычного человека, в чем различия?
  • Опишите, что нарисовано на бубне?
  • Чаще всего изображение на бубне делили на две части - верхнюю и нижнюю. В нижней части изображали прошлое, а в верхней - настоящее. Вот посмотрите, это сюжеты охоты, езда на лошадях, солнце, летящие птицы, лес.(Слайд 9)

-Ребята, как вы думаете, чем отличаются люди разных национальностей друг от друга? (Ответы детей)

  • Люди разных национальностей отличаются друг от друга национальным или родным языком.
  • Национальными одеждами, обычаями, традициями, национальной кухней, праздниками, песнями, танцами, музыкальными инструментами, или, точнее говоря, культурой.
  • А так же своей внешностью, характером.

(Одежда - слайд 10, праздники - слайд 11 (Малтык - Пайрам, Чыл - Пазы), музыкальные инструменты - слайд 12, кухня - слайд 13)


Воспитатель:-А еще у разных народов и обычаи разные! Так у телеутов были куклы хранители. Кукол хранили в семьях, чтобы охранять беременных женщин и детей.

-А вот так выглядели эти куклы. (Слайд 14)

-А музыка у народов Кузбасса тоже очень разная. Давайте с вами послушаем телеутскую народную песню и русскую народную и даже станцуем!

Дети выходят на ковер слушают музыку и танцуют

-Устали, наверное, немного. А какой народ не любит отдохнуть после тяжёлого труда. Из поколения в поколение передавались народные игры, забавы и развлечения. «Делу время - потехе час!» Вот и наступило время, когда мы можем отдохнуть и поиграть. Так и у шорцев и телеутов есть национальная игра «Рыбаки» и я предлагаю вам сыграть, (игра повторяется 2-3 раза).

Подвижная игра «Рыбаки»

Воспитатель: Все мы разные, и можем быть даже разных национальностей, но в разности наша сила. Мы должны уважать представителей всех народов. Каждый народ уникален и имеет большую историю и свои традиции.

Конспект занятия по лепке в подготовительной группе

Тема:  «Бурый медведь»

Цель: формирование навыка лепки, умения передавать форму, пропорции, мелкие детали.

Задачи:

Учить изображать фигуру медведя, передовая строение тела животного, пропорции и характерные детали;

Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер;

Воспитать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

Раздаточный материал: пластилин, стеки, дощечки для лепки.

Ход

Воспитатель: сейчас я вам загадаю загадки, а вы попробуете их отгадать.

Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины 
Строят прочные плотины. (Бобры)

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец, 
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)

По веткам скачет, да не птица.

Рыжая, а не лисица.    (Белка)

Косолапый и большой, 
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд, 
Ну-ка, кто же назовет? (Медведь)

Воспитатель: А  где кто живет? Чем питается? Как готовится к зиме?

Воспитатель: Сегодня мы с вами ребята будем лепить из пластилина  медведя.  Из каких частей состоит медведь?

Ответы детей 

Воспитатель: Для того чтоб слепить  туловище, нужно из коричневого пластилина скатать шар, прямыми движениями преобразовать его овал, расположить в центре основы и расплющить по поверхности, сохраняя овальную форму. С любой стороны пальчиками вытянуть хвостик – короткую колбаску.

Голову делаем скатав шарик поменьше, пальчиками вытягиваем мордочку и располагаем голову с противоположной от хвоста стороны туловища удлинённой частью вниз. Из маленького кусочка пластилина скатать шарик, расплющить его, стекой разрезать на два полукруга, прикрепить ушки с верхней части головы медведя, на затылке.

Лапы выполним скатав длинную колбаску, стекой разделить ее на четыре части (пополам, и каждую половинку – еще раз пополам). Закрепить лапы в нижней части туловища (две спереди, две сзади, слегка загибая внизу каждую лапу-стопу и приминая концы лап сверху двумя пальчиками.  Оформление медведя. Из черного пластилина скатать горошины и сделать на мордочке медведя глаза и нос.

Рассматривание детских работ.

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе

Тема:  «Украшение рубашки шорским орнаментом»

Цель: Приобщение детей к культуре малого народа шорцев.
Задачи:
Продолжать знакомить детей с элементами шорского национального орнамента;
Развивать творческие способности детей;
Воспитывать уважение к самобытности региональной культуры, вызывать интерес к традициям и обычаям шорского народа.

Материалы: сундучок, шаблоны орнамента, шаблон шорского костюма, кисти, краски, стакан-непроливайка.


Ход:

В начале занятия  звучит шорская музыка, как только музыка заканчивается дети   видят выставку иллюстраций шорских костюмов.

Воспитатель: Ребята, что вы видите?
Дети: Костюмы.
Воспитатель: А чьи это костюмы и кому принадлежат?
Ответы детей.
Воспитатель:
  Это шорские национальные костюмы, принадлежат шорскому народу.

 Воспитатель: Как вы думаете для чего он, и какую тайну скрывает? Поступает предложение от детей заглянуть в него.
Воспитатель: Сундучок волшебный наш! 1,2,3 - загляни!


Открывается сундучок  (в сундучке шаблоны шорских орнаментов)


Воспитатель: Как вы думаете, что нам с этим делать?
Дети: Узоры нужно раскрасить.
Воспитатель: Для росписи будем использовать краски.

Самостоятельная работа.

Дети расписывают шорские орнаменты используя следующие цвета: синий, красный, белый, зеленый, желтый, черный.
После того, как работы детей закончат, выставить их на стенд. Обратить внимание детей на то, какие красивые получились орнаменты.

Воспитатель:   А что вам понравилось сегодня? Чем занимались? (Ответы детей)
Спасибо ребята вам за такое интересное занятие.

«Лес наше богатство»

Приложение 5

Чтение и пересказ рассказов о животных и птицах с опорой на картинки

«Улетают журавли»

В золотые осенние дни собрались к отлету журавли. Покружили они над рекой, над родным болотом. Собрались в стройные косяки, потянулись в дальние теплые страны. Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли. В глухом лесу на краю болота остановились на отдых. Еще до рассвета проснулись журавли. Чуть светилась над рекой, над лесными черными макушками ранняя зорька. Снова поднялись журавли высоко в небо. С высокого неба услышали мы их прощальные клики.

— До свидания! До свидания, журавли! До радостной встречи весною!

По И. Соколову-Д. Микитову

«Лиса»

 Лисичка зимой мышкует — мышей ловит. Она встала на пенек, чтобы подальше было видно, и слушает и смотрит: где под снегом мышь пискнет, где снег чуть-чуть шевельнется. Услышит, заметит — кинется. Готово: попалась мышь в зубы рыжей пушистой охотнице!

По Е. И. Чарушину

«Заяц»

Шуба у зайки теплая-теплая, белая-белая. Шуба зайку от мороза спасает и от охотника скрывает. Снег белый, да и зайка белый. Где такого заметишь! А пока разглядываешь да всматриваешься, зайка задаст стрекача, только его и видели. Сидит зайка — ветки обдирает, горькую кору гложет. Теплого лета ждет. Ведь летом раздолье — всякой еды вдоволь. Ешь — не хочу! Хочешь — пожуй сладкий клевер — кашку, хочешь — траву тимофеевку, любой цветочек с медом откуси. Не лазай только, зайка, в наш огород, не грызи капусту, не порть нашу морковку.

По Е. И. Чарушину

«Рысь»

В темном лесу, у лесной тропинки, залег зверь. Это рысь — кошка ростом с большую собаку. Хвост у нее короткий, уши с кисточками, шкура в пятнышках. Лежит рысь на толстом суку и ждет. Не ходи под этим деревом — попадешь в ее когти. Она с дерева так и бросится на добычу!

Е. И. Чарушин

«Яшка»

Я ходил по зоосаду, устал и сел отдохнуть на лавочку. Передо мной была клетка вольера, в которой жили два больших черных ворона — ворон и ворониха. Я сидел, отдыхал. И вдруг один ворон подскочил к самой решетке, посмотрел на меня и сказал человеческим голосом:

Дай Яше горошку!

Я даже сначала испугался и растерялся.

Чего, — говорю, — чего тебе надо?

Горошку! Горошку! — закричал снова ворон. — Дай Яше горошку!

У меня в кармане никакого гороха не было, а было только целое пирожное, завернутое в бумагу, и новенькая, блестящая копеечка. Я бросил ему сквозь прутья решетки копейку. Яша взял денежку своим толстым клювом, ускакал с ней в угол и засунул в какую-то щелку. Я отдал ему и пирожное. Яша сначала покормил пирожным ворониху, а потом сам съел свою половину.

Какая интересная и умная птица! А говорить воронов учат так.

Надо посадить птицу в маленькую клетку и обязательно прикрыть платком, чтобы птица не развлекалась. А потом не торопясь, ровным голосом повторять одну и ту же фразу — раз двадцать, а то и тридцать. После урока надо птицу угостить чем-нибудь вкусным и выпустить в большую клетку, где она всегда живет. Вот и вся премудрость.

Этого ворона Яшу так и учили говорить. И на двадцатый день учения, как только его посадили в маленькую клетку и закрыли платком, он хрипло сказал из-под платка по- человечески: «Дай Яше горошку! Дай Яше горошку!» Тут ему горошку и дали. Кушай, Яшенька, на здоровье.

По Е. И. Чарушину

Приложение 6

Информация в родительских уголках

Приложение 7

Авторская игра – ходилка «Знатоки родного края»

Цель: Расширение и закрепление знаний детей о Кузбассе (птицах, животных, деревьях)

Приложение 8

Интеллектуальная карта «Кузбасс – наш общий дом»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей группе по внедрению и реализации профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Муниципального дошкол

1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение по внедрению и реализации профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общ...

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспита

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется работодателям...

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспита

Основная цель вида профессиональной деятельности : оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями осуществляющими обучение)...

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется р...

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется р...

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспита

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется р...

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется р...