Проект "Кузбасс наш общий дом"
проект по логопедии (подготовительная группа)
Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Наша задача – углубить это чувство, помочь ребенку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kuzbass_-_nash_obshchiy_dom.docx | 963.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №40 «Солнышко»
Тема проекта
«Кузбасс – наш общий дом»
Учитель-логопед:
Юдина Н.Н.
Воспитатели:
Агеева Е.В.
Лапицкая Е.В.
Юргинский ГО, 2023г
Краткосрочный проект в подготовительной группе
«Кузбасс – наш общий дом»
Тип проекта: познавательно – творческий, исследовательский.
База реализации проекта: МБДОУ «ДСКВ № 40 «Солнышко», группа № 11 «Кораблик»
Участники: воспитатели, логопед, дети, родители.
Возраст детей: 6 – 7 лет
Срок реализации проекта: краткосрочный (с 11.12.2023г. по 15.12.2023г.)
Актуальность проекта.
Дошкольный возраст является самым естественным и верным путем для формирования нравственных ценностей. Именно в этот период важна роль эмоциональных переживаний, закладывается «фундамент» нравственно-патриотических чувств.
Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Наша задача – углубить это чувство, помочь ребенку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, зародив в детском сердце искорку любви к Родине.
Цель:
Создание условий для формирования чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, воспитание интереса и любви к родному краю через организацию проектной деятельности с детьми и родителями.
Задачи:
Образовательные:
- Расширить представления детей о разнообразии животного мира;
- Познакомить с историей жизни коренных жителей Кузбасса, их традициями, обычаями, обрядами.
Развивающие:
- Развивать любознательность и интерес к изучению Кузбасса;
- Пополнить активный словарный запас детей, развивать диалогическую речь, умение высказывать свое собственное мнение, дополнять ответы других детей.
Воспитательные:
- Воспитывать подрастающее поколение как знающее и уважающее свою малую Родину и его жителей;
- Воспитывать толерантное отношение к людям разных национальностей.
Интеграции образовательных областей:
- познавательное развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный
- Выявление первоначальных знаний детей о Кузбассе;
- Подбор методической литературы, дополнительных материалов для реализации проекта;
2 этап – основной
- Совместная деятельность педагога с детьми;
- Виртуальная экскурсия по достопримечательностям Кузбасса; (Приложение 2)
- Рисунки на тему «Лес – наше богатство»;
- Образовательная деятельность; (Приложение 4)
- Изготовление интеллектуальной карты;
- Подвижные игры; (Приложение 1)
- Разучивание стихотворений о Юрге и Кузбассе;
- Экскурсия в библиотеку;
- Настольные игры: Лото «Природные богатства Кузбасса», «Животный мир», «Чья тень»; «Разрезные картинки».
- Чтение и пересказ рассказов с опорой на картинки: «Лиса», «Рысь», «Яшка», Улетают журавли», «Заяц»; (Приложение 5)
- Прослушивание музыкальных произведений: «Гимн Кузбасса», «Кузбасс» О. Газманов, «Наш город Юрга» Ю. Селиверстова (сл. А. Гапоник)
- Беседа «Птицы родного края». (Приложение 3)
Работа с родителями
- Информация в родительских уголках: «Кузбасс – край, в котором мы живем», «Чудеса Кузбасса»; (Приложение 6)
- Участие в изготовлении карты Кемеровской области.
3 этап – заключительный
Продукт проекта:
- Заполнение интеллектуальной карты «Кузбасс – наш общий дом»; (Приложение 8)
- Совместная игровая деятельность с использованием авторского пособия «Игра – ходилка «Знатоки родного края». (Приложение 7)
Предполагаемый результат:
- Повышение познавательного интереса к познанию родного края;
- Формирование представлений о природе, истории Кузбасса;
- Формирование представления о коренных жителях Кемеровской области, их обычаях и традициях.
- Обогащение группы методическими материалами по теме проекта.
Заключение
Проведенные мероприятия, способствовали приобщению детей к традиционному, культурному наследию коренных народов Кузбасса, формированию чувства любви к своему краю.
Результаты проекта:
Дети:
- Повысился познавательный интерес и любознательность к познанию родного края, истории, культуры, природы;
- Имеют представления о достопримечательностях, животных и птицах Кемеровской области;
- Знают, что родной край населяют люди разных национальностей, у каждого народа свои обычаи и традиции.
Приложение 1
Подвижные игры
«Спрятанное кольцо» (народная игра телеутов)
Цель: создание условий для совместной игры, развитие интереса к играм малых народностей.
Ход: Игроки делятся на две команды и выбирают своего старшего. Старший одной из команд незаметно для другой прячет в руку одного из игркоков своей команды кольцо. Старший другой команды пытается с трёх попыток угадать, у кого находится кольцо. Если угадывает, то поёт песню и получает кольцо, а его команда получает право прятать кольцо. Если старший не угадал, у кого спрятано кольцо, то команда, прятавшая кольцо, поёт ему смешную песню и вновь прячет кольцо.
«Оионок» (народная игра телеутов)
Цель: знакомство с народной игрой коренных жителей Кузбасса
Ход: Игроки образуют круг. В центре круга с завязанными глазами сидит водящий. Кто-нибудь из игроков задевает водящего. Водящий должен узнать, кто к нему прикоснулся. Если ему это удаётся, то его место занимает опознанный игрок, и игра продолжается.
«Волк и табун лошадей» (народная игра шорцев)
Цель: поддержание физической активности, совершенствование координации и двигательных способностей.
По считалочке выбирается «волк». Играющие становятся в колонну за вожаком «лошадей» и берутся за пояс. Задача «волка» - поймать кого- нибудь из колонны, кроме главного «жеребца» (последний защищает лошадей, преграждая волк путь). Пойманный игрок меняется с «волком» местами. Запрещается хватать друг друга «волку» и «вожаку табуна». Пойманному игроку нельзя вырываться, а также делать подсечки и подножки. Если во время игры «вожак» оторвался от табуна и «волк» поймал второго игрока, то считается, что «волк» выловил весь табун, во всех остальных случаях считается пойманным один игрок.
«Зайцы и волк»
Цель: развитие у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге, в прыжках на обеих ногах, в приседании, ловле.
Ход: Одного из играющих выбирают волком. Остальные дети изображают зайцев.
На одной стороне площадки зайцы устраивают себе домики (чертят кружочки). В начале игры зайцы стоят в своих домиках; волк – на другом конце площадки ( в овраге).
Воспитатель говорит:
Зайцы скачут, скок, скок, скок,
На зеленый на лужок,
Травку щиплют, кушают,
Осторожно слушают –
Не идет ли волк.
Зайцы выпрыгивают из домиков и разбегаются по площадке. Они то прыгают на двух ногах, то присаживаются, щиплют травку и оглядываются, не идет ли волк. Когда воспитатель произносит последнее слово, волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать (коснуться). Зайцы убегают каждый в свой домик. Пойманных зайцев волк уводит в овраг.
Как только волк уходит, воспитатель повторяет текст стихотворения, и игра возобновляется. После того, как поймано 2-3 зайца, выбирается другой волк.
«Лиса в курятнике»
Цель: формирование умения согласовывать свои действия с действиями партнеров.
Ход: На одной стороне площадки очерчивается курятник (размер его зависит от числа играющих). В курятнике на насесте ( на скамейках) сидят куры. На противоположной стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор.
Один из играющих назначается лисой, остальные – куры. По сигналу воспитателя куры спрыгивают с насеста, ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу воспитателя: «Лиса!» - куры убегают в курятник и взбиваются на насест, а лиса старается утащить курицу, не успевшую спастись, и уводит ее в свою нору. Остальные куры снова спрыгивают с насеста, и игра возобновляется.
Игра кончается, когда лиса поймает 2-3 кур.
«Бездомный заяц»
Цель: упражнение кратковременного быстрого бега и бега с увертыванием, развитие реакции на быстрое принятие решения.
Ход: Из числа играющих выбираются «охотник» и «бездомный заяц». Остальные дети – зайцы располагаются в домиках (начерченных на земле кругах). Бездомный заяц убегает от охотника. Спастись заяц может, забежав в чей-то домик, но тогда заяц, стоявший в кружке, становится бездомным зайцем и должен сейчас же бежать. Через 2-3 мин воспитатель меняет охотника.
Приложение 2
Виртуальная экскурсия по достопримечательностям Кузбасса
Приложение 3
Беседа
«Птицы родного края»
Цель: расширение представлений детей о птицах нашего края, месте их обитания.
Ход
Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим с вами об обитателях нашего леса .
Послушайте стихотворение.
Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.
Другие – те народ иной:
В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
К их пёрышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.
Воспитатель: Ребята, о каких обитателях леса мы сегодня будем разговаривать? (Ответы детей)
– Да, правильно, сегодня мы вспомним какие птицы живут в нашем лесу.
– Скажите, каких лесных птиц вы знаете? (Ответы детей)
– Ребята, я для вас сегодня принесла фотографии птиц наших лесов, которые разрезаны на несколько частей, но они нечаянно перемешались. Поможете мне их собрать? (Ответы детей)
Дети собирают из частей птиц – журавль серый, глухарьв, дятел.
Воспитатель: Молодцы ребята. Давайте рассмотрим этих птиц. Кто знает эту птицу? (Дятел).
-Кто может рассказать об этой птице? (Ответы детей)
Правильно дятел – это знаменитый барабанщик леса. Дятел пёстрый, только на голове у него яркие, красные пёрышки. Крепкий хвост, опущенный вниз, помогает птице ловко лазить по стволам деревьев. Тонкий язык, покрытый липкой слюной, служит для ловли насекомых и червей, которыми он питается. А зимой в пищу идут сосновые и еловые шишки. Дятла называют санитаром леса, так как освобождают больные деревья от вредителей.
Воспитатель: -А кто знает эту птицу? (Ответы детей).
Эта птица – Глухарь. Очень крупная птица.
- Как вы думаете, легко ли летать большому глухарю? Почему?
Правильно, глухарь летает тяжело, с большим шумом, часто хлопает крыльями, и не делает больших перелётов.
Днем птицы кормятся, проводя все время на деревьях, зимней ночью – спят в снегу, в который ныряют прямо с ветвей. Глухари питаются хвоей, почками и побегами кустарников, лесными ягодами.. Глухарь – ценная охотничья птица, поэтому количество этих пернатых постепенно снижается.
Воспитатель: Посмотрите, это – Журавль серый . Это крупная птица. Оперение тела синевато-серое, что позволяет птице маскироваться от врагов среди лесной местности. Спина и подхвостье несколько темнее, а крылья и брюхо более светлые. Окончания крыльев чёрные. По бокам головы имеется белая широкая полоса, начинающаяся под глазами и далее уходящая вниз вдоль шеи. На голове перья почти отсутствуют, а участок голой кожи выглядит красной шапочкой.
Гнездится журавль в болотистой местности, в заболоченных поймах рек. Серый журавль начинает свой полёт с разбега, как правило, по ветру, быстро ускоряясь и раскрывая крылья перед взлётом.
Серые журавли питаются различными частями растений, насекомыми и червями, а также небольшими лягушками, змеями, рыбой и грызунами. Если поблизости имеются засеянные зерном поля, то журавль будет пытаться прокормиться зерном, при этом иногда создавая угрозу урожаю.
С каждым годом журавлей становится всё меньше. Если их не беречь, то они в наших лесах перестанут водиться.
Воспитатель:
-Вот такие птицы живут в нашем лесу. О каких птицах вы услышали впервые?
- Какие птицы похожи друг на друга?
-Кто запомнил, где эти птицы живут?
- Совсем скоро наступит зима. А как мы можем позаботиться о зимующих птицах?
- Чем можно кормить птиц?
- Чем нельзя кормить?
Предлагаю вам всем вместе сделать газету «Чем кормить зимующих птиц».
Совместная деятельность с детьми
Приложение 4
Образовательная деятельность
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе
Тема: «Полезные ископаемые Кузбасса»
Цель: дать детям понятие о полезных ископаемых родного края.
Задачи:
1. Повторить и закрепить знания о полезных ископаемых, добычи и свойствах.
2. Развивать мышление, память, внимание.
3. Прививать любовь к природе, формировать убеждение в необходимости бережно и экономно расходовать полезные ископаемые.
Оборудование: карта Кемеровской области, иллюстрации, уголь, глина, железная руда, лупы, таз с водой.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, вы уже знаете, что на земле существует много стран – больших и маленьких.
- А как же называется наша страна?
- Как называется страна, в которой мы живем?
- Кто знает, какая страна самая большая? (ответы детей).
- Самая большая страна в мире - Россия. Посмотрите, какую огромную территорию она занимает.
Показ границ России на карте.
- Ребята, скажите, как называют людей, которые живут в России? (Россияне).
- У каждой страны есть государственные символы: герб, флаг гимн.
- Мы уже знаем символы нашей страны. Это флаг, состоящий из трех цветов. Из каких цветов состоит Российский флаг? (белого, синего, красного) и герб, на котором изображен щит с золотым орлом, на груди которого красный щит всадника, убивающего копьем дракона, что означает победу добра над злом.
- Россия разделена на части, каждую часть называют область.
- В России много областей: Томская, Новосибирская, Омская, и т. д. а мы с вами живем в Кемеровской области.
Показ границ Кемеровской области педагогом, показ 2-3детьми.
Герб, флаг гимн Кузбасса
- А сейчас я хочу познакомить вас с флагом и гербом Кемеровской области.
Дети садятся на свои места
- Флаг Кемеровской области красно - синего цвета с гербом на синей полосе.
- Сейчас я хочу вам предложить прослушать гимн Кемеровской области.
Герб - это щит, обрамленный дубовыми ветвями, обвитыми лентой.
- Щит увенчан короной, что символизирует богатство области.
- Нижняя часть герба зеленого цвета, это сельское хозяйство и природные богатства.
- В центре щита черный треугольник с перекрещенным кузнечным молотом и киркой, что говорит о развитии угольной промышленности.
- Красные треугольники вверху - расплавленный металл.
- Нашему президенту очень сложно управлять такой огромной страной, поэтому у него есть помощники в каждой области. Их профессия называется губернатор.
Показать портрет губернатора области.
- В нашей области губернатора зовут Сергей Евгеньевич Цивилев.
Воспитатель: Ребята, как вы уже знаете, что в нашей области много природных богатств, полезных ископаемых.
Воспитатель: А кто мне скажет, что такое полезные ископаемые? (Это природные богатства, которые используют люди)
Рассказ о полезных ископаемых
(Работа с картой Кемеровской области)
Воспитатель: Наша страна большая и богатств у неё много, но есть ещё богатства и внутри земли, в её недрах. Эти богатства называются полезными ископаемыми.
- Посмотрите внимательно на карту, наша область маленькая по размеру, но все знают о нашем небольшом крае.
- У нашей Кемеровской области есть второе название - Кузбасс. А знаете, почему ее так называют? Потому что в самом ее центре расположен Кузнецкий каменноугольный бассейн - сокращенно Кузбасс.
- Именно он принес славу и известность нашему краю. Обратите внимание, сколько на карте много разных значков. Каждый из них говорит нам о том, что здесь лежит какое-нибудь полезное ископаемое.
- Посмотрите внимательно на карту, и скажите, каких символов на карте изображено больше всего?
- Правильно, черных квадратов. Этот символ обозначает залежи черного угля. Ребята, а где добывается уголь? (ответ детей).
- Правильно в шахте и на разрезах. (Фото)
Уголь - это самое главное богатство нашего края.
Уголь - располагается в земной коре в виде пластов длиной до нескольких километров и толщиной до трех метров между скальными породами. Уголь представляет собой остатки древнейших деревьев и растений, которые росли в болотистых джунглях в теплом влажном климате сотни миллионов лет назад. В таких болотах преобладали быстрорастущие тростники и папоротники гигантских размеров. Со временем они отмирали и падали в болото. Это спасало их от гниения. Бактерии перерабатывали некоторые части деревьев, превращая, их в газ, который улетучивался. Оставалась черная масса, состоящая в основном из углерода. В дальнейшем она превращалась в пласт угля. Буйная растительность постепенно наращивала этот пласт до толщины в несколько метров. В конце концов, этот процесс останавливался, когда данный участок покрывался водой. В результате пласты угля покрывались слоями донных отложений и песка.
- Кто добывает уголь?
Физминутка
Летит высоко самолёт (Руки вверх)
Над нашею страною. (Руки в стороны, покачивание)
Работа на земле идет, (Имитация копания лопатой)
Идёт и под землёю. (Приседание на корточках)
Богатство есть у нас в стране (Разведение руками)
Невидимые взору. (Прикрывание глаз руками)
Внизу в подземной глубине (Приседание)
Работают шахтёры. (Имитация работы шахтёров).
- Помимо угля у нас бывают еще и …. А что вы узнаете, если отгадаете загадку.
В находке геолога много железа,
И тем она людям, конечно, полезна.
Среди ископаемых ценной всегда
Считалась добытая в шахте... (Руда)
Железная руда - она тяжелая и очень прочная. Самое главное свойство руды - плавкость. На металлургических заводах в доменных печах из железной руды выплавляют чугун, сталь. Добывают железную руду в шахтах и карьерах.
Если встретишь на дороге
То увязнут сильно ноги
А сделать миску или вазу
Она понадобится сразу (Глина)
Глина - очень распространенное полезное ископаемое. Она образуется при разрушении твердых пород, например, гранита. Из красной глины делают кирпичи, черепицу для крыш, цветочные горшки, а тарелки, блюдца, красивые вазы и статуэтки делают из белой глины и покрывают их глазурью.
Воспитатель: Молодцы ребята. Все эти полезные ископаемые, с которыми мы познакомились находятся под землей, поэтому они относятся к подземным богатствам.
- Кроме железной руды добывают: золото, серебро, железо, алюминий, марганец, цинк, свинец, медь, титан, хром, вольфрам, молибден, ртуть, сурьма, уран, торий. Сконцентрированы они главным образом в районах Горной Шории и Кузнецкого Алатау.
Воспитатель: Ребята, люди какой профессии изучает полезные ископаемые, отправляются в экспедицию, исследуют недра земли, изучают камни?
Дети: геологи.
Воспитатель: Молодцы.
Воспитатель: А сейчас давайте представим, что мы с вами геологи - исследователи, а это наша научная лаборатория, где мы будем исследовать богатства родной земли. Сегодня мы познакомились с такими полезным ископаемым, как глина. Это ископаемое можно добывать в нашем родном крае. Чтобы изучить ее свойства, проведем опыт.
Дети подходят к столу для проведения опыта
Опытно-экспериментальная деятельность
Воспитатель: Ребята перед вами на столах лежат тарелочки с кусочками глины. Рассмотрите ее и расскажите, что вы видите. (2 кусочка глины)
- Какого цвета глина?
- А бывает ли глина другого цвета? Да, глина может быть и белой, и серой (показ слайда).
- Возьмите в руки сухую глину. Какая она? ( Сухая глина твердая, но не такая твердая, как камень: она крошится.)
- Теперь возьмите в руки мокрую глину и сожмите ее. Что можете сказать про нее? (Глина меняет форму и она мягкая.)
- Мокрая глина пластичная. Ребята, а что из нее можно делать?( лепить)
- А как вы думаете: дружит ли глина с водой? Давайте проверим. Налейте воду в сосуд с сухой глиной. Что вы видите? (Глина медленно намокает)
- Да, глина - плохой проводник воды. Какой вывод можно сделать? (Глине нужно время, чтобы намокнуть. Она плохо пропускает воду)
- Посмотрите через лупу на комочек глины, что вы видите? (В глине все частицы слипшиеся. Они как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу.)
- Глинистая почва тяжелая: внутрь нее плохо проходит воздух. Как вы думаете: нужна ли человеку глина и для чего? (Нужна, чтобы лепить)
- Верно, глина липкая, пластичная, плохо пропускает воду, ее свойства используют мастера которые делают из глины посуду, игрушки, вазы (показ иллюстраций).
- Чистая глина без примесей применяется в медицинских целях: для лечебных грязей и в приготовлении лекарств. Глина более низкого качества используется в производстве красного кирпича.
Воспитатель: Сегодня ребята мы с вами побывали в мире полезных ископаемых, но познакомились только с некоторыми из них.
Рефлексия:
- Что нового вы сегодня узнали?
-Какие полезные ископаемые добывают в нашей области?
- Что понравилась больше всего?
Конспект занятия по речевому развитию с детьми с ТНР в подготовительной группе компенсирующей направленности.
Тема: Составление описательного рассказа по теме «Дикие животные наших лесов»
с опорой на схему
Цель: Обобщение и систематизация знаний о диких животных наших лесов, их внешнем виде и образе жизни.
Коррекционно-образовательные задачи. Расширить и актуализировать словарь детей по теме: «Дикие животные наших лесов» Совершенствовать умение составлять рассказ, опираясь на заданную схему.
Коррекционно-развивающие задачи. Развивать умение логически последовательно выстраивать свое речевое высказывание. Формировать высшие психические функции: внимание, мышление, память.
Воспитательные задачи. Воспитывать речевую активность, чувства языка, навыки сотрудничества, взаимодействия, активности, самостоятельности, любви и бережное отношение к живой природе.
Оборудование: схема описания диких животных, предметные картинки, с изображением диких животных наших лесов.
Ход занятия
1. Организованный момент. Игра «Подскажи словечко»
- Сядет тот, кто договорит слово, отгадав загадку о животном.
Логопед: Стройный, быстрый.
Рога ветвисты,
Пасется весь день.
Кто же это? ….
Дети: … олень.
Логопед: У него ветвистые рога. Он стройный и быстрый. Слушайте следующую загадку.
Он живет вблизи воды,
Строит дамбы и мосты.
Отгадать уже пора.
Говорю я про …..
Дети: …бобра.
Логопед: Правильно! Это бобр строит на лесных речках запруды.
Посмотрите-ка какая:
Вся горит, как золотая,
Ходит в шубе дорогой,
Хвост пушистый и большой,
На увертки мастерица,
А зовут ее ……
Дети: …лисица.
Логопед: Конечно лиса.
Глубоко дупло –
Не мелко.
В нем в тепле ночует ….
Дети: …белка.
Логопед: Опять правильно.
Возле этой ёлеи
Бродят злые …
Дети: …волки.
Логопед: Молодцы.
Беленький, да маленький
Под кусточком ….
Дети: … (ответ ребенка) заинька.
Логопед: радуете вы меня. Следующая загадка
Начал громко он реветь:
- Узнаете? Я - ….
Дети: … медведь.
Логопед: Правильно!
Лесники ее котят
Взять домой не захотят,
Ей не крикнешь: «Мурка, брысь!»
Потому что это …
Дети: … рысь.
2. Объявление темы.
Логопед: Замечательно! Отгадали все загадки. Ребята, сегодня утром я получила письмо для вас (открывает конверт и читает).
Письмо пришло от Лесовичка. Он пишет, о том, что в лесу много разных зверей и ему предложили написать о них книгу. А как это сделать он не знает, просит ему помочь. Вы согласны?
Дети: … (ответы детей).
Логопед: Хорошо! Вы будете рассказывать о животных, проживающих в наших лесах, а я ваши рассказы буду записывать.
3. Составление рассказа - описания
(логопед выставляет схему – описание животных)
Логопед: Глядя на схему,
- сначала назовите животное, изображенное на картинке;
- затем скажите, какое это животное (домашнее или дикое);
- назовите части тела и окрас данного животного;
- назовите его жилище;
- чем питается;
- название детенышей данного животного;
- как животное подает голос;
- какую пользу или вред приносит лесу.
Примерный образец.
Рысь дикое животное. Она дымчато-желтая с черными пятнами, мордочка у рыси короткая, глаза золотисто-желтые, в темноте – зеленые. Тело рыси покрыто густой, теплой шерстью, поэтому она зимой спит на снегу. Питается рысь зайцами, птицами, мелкими грызунами. Живет в лесу под корнями деревьев. Она умеет быстро бегать, прыгать, охотится. Детеныши у рыси – рысята. Рысь умеет рычать. Она является санитаром леса, у нее красивый и ценный мех.
4. Физминутка.
Логопед: Замечательный получился рассказ. А теперь поиграем в подвижную игру и немного отдохнем.
Жарким днем лесной тропой - дети спокойно идут по кругу друг за другом.
Звери шли на водопой.
За мамой – лосихой топал лосенок, - идут, громко топая.
За мамой – лисицей крался лисенок, - крадутся на носочках.
За мамой – ежихой катился ежонок, - медленно, на полусогнутых ногах двигаются вперед.
За мамой – медведицей шел медвежонок - идут вперевалочку.
За мамою – белкой скакали бельчата, - скачут вприсядку.
За мамой – зайчихой – косые зайчата, - скачут на прямых ногах.
Волчица вела за собою волчат. - идут на четвереньках.
Все мамы и дети напиться хотят. - поворачиваются лицом в круг, делают движения языком – «лакают»
5. Рассказы детей.
Логопед: Первый рассказ по схеме мы составили вместе, а теперь каждый из вас может рассказать о том животном, о котором вам хочется рассказать, выбрав картинку.
( картинки с изображение диких животных наших лесов: рысь, олень, бобр, лиса, белка, медведь, волк расположены на магнитной доске)
6. Итог занятия.
Логопед: Ребята, вы такие молодцы! Каждый из вас постарался. Ваши рассказы – описания получились интересными. Теперь, чтобы оформить книгу к нашим рассказам нужно нарисовать картинки. Только тогда мы с вами сложим в посылку и отправим Лесовичку.
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе
Тема: «Коренные жители Кузбасса»
Цель: Ознакомление детей с коренными жителями Кузбасса (телеуты, шорцы)
Задачи:
Формировать у детей желание узнать больше о культуре, традициях народах родного края; Способствовать формированию патриотических чувств к родному краю;
Воспитывать любовь к малой Родине.
Предварительная работа: работа с географическими картами страны, области, города; Беседа с детьми на тему: «Моя страна - Россия»; Беседа с детьми на тему: «Моя малая Родина». Оборудование:
Презентация «Коренные жители Кузбасса»
Изображения жилищ телеутов и шорцев в разное время
Изображения национальных костюмов коренных жителей (шорцев и телеутов)
Карта Кемеровской области
ХОД
- Организационный момент
Ребята, давайте встанем все в круг, возьмемся за руки, и подарим друг другу хорошее настроение! Вместе, хором:
Придумано кем - то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
Доброе утро!
Доброе утро Солнцу и птицам!
Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!
Воспитатель: Вот здорово, спасибо!
-Ребята, кто мне может подсказать, в какой стране мы живем? (Ответы детей)
- Мы живем с вами в многонациональной стране России. А что означает многонациональная страна? Какие национальности вы знаете? (Ответы детей)
-Правильно, а как называется наша область? (Ответы детей)
- Кто знает второе название нашей области? (Ответы детей)
- Молодцы, еще наша область называется Кузбасс.
- Ребята, но существуют еще и малые народности. Народности, которые исчезают. Людей этих национальностей так мало, что скоро они совсем могут исчезнуть. В нашей области тоже есть такие народы. Вы хотите узнать про них? (Ответы детей) Тогда присаживайтесь на свои места.
- Основная часть
Воспитатель: Несколько сотен лет назад на юге нашей области, в красивейшем месте Горная Шорня поселились первые люди. Они селились в лесах, по берегам горных рек, и название получили созвучное - шорцы. (Слайд 1)
Воспитатель: Они охотились на диких животных, на рысь, лису, соболя, белку. Оружием им служили лук и стрелы. Шорцы занимались кузнечным ремеслом, кузнецы ковали острые наконечники для стрел и копий, делали сёдла для лошадей. (Слайд 2)
- А так же ловили рыбу с помощью самодельных сетей. Рыба занимала важное место в питании шорцев, особенно летом. (Слайд 3)
Воспитатель: В то же время недалеко от шорцев поселились другие люди - телеуты (Слайд 4) Телеуты не любили долго жить на одном месте, они кочевали по берегам рек. В предании говорится, что телеуты получили свое название, потому что кочевали по берегам Телецкого озера.
Воспитатель: Главным их занятием было скотоводство, они разводили лошадей, овец, коз. Лошадь давала мясо, молоко, волос, служила средством передвижения.
Воспитатель: Шорцы и телеуты жили они в улусах - небольших селениях.(Слайд 5)
Их женщины из шкур животных шили обувь - унты, готовили пищу на огне, садились вокруг огня, подгибая ноги и ели пищу. (Слайд 6)
Это совсем недавно телеуты и шорцы стали строить себе жилища из дерева, а ранее они ставили себе юрты, которые легко можно было переносить с места на место. (Слайд 7)
Сейчас эти народы живут так же, как и мы с вами, но они очень ценят свои традиции и обычаи. Они отмечают праздники так же, как и раньше, умеют строить юрты, и так же, как и раньше, большое значение для этих народов имее т шаман - очень уважаемый человек в селении.
Воспитатель: Большое значение для этих народов имеет шаман - очень уважаемый человек в селении. (Слайд 8)
Шаман - был и врач, и советчик, и мудрец, умел предсказывать погоду, будущее, можно сказать, что он был настоящим волшебником. Он мог и наказать, и похвалить. Шаманами были не только мужчины, но и женщины. Обязательным атрибутом шамана был бубен, а так же такой музыкальный инструмент, как комус. (Слайд 8)
- Давайте послушаем сочетание этих инструментов (прослушивание аудио записи).
- Какие звуки вы услышали?
- Различали ли вы когда играл комус, а когда били в бубен?
- Какие звуки издавал бубен?
- Ребята, рассмотрите изображение шамана и обычного человека, в чем различия?
- Опишите, что нарисовано на бубне?
- Чаще всего изображение на бубне делили на две части - верхнюю и нижнюю. В нижней части изображали прошлое, а в верхней - настоящее. Вот посмотрите, это сюжеты охоты, езда на лошадях, солнце, летящие птицы, лес.(Слайд 9)
-Ребята, как вы думаете, чем отличаются люди разных национальностей друг от друга? (Ответы детей)
- Люди разных национальностей отличаются друг от друга национальным или родным языком.
- Национальными одеждами, обычаями, традициями, национальной кухней, праздниками, песнями, танцами, музыкальными инструментами, или, точнее говоря, культурой.
- А так же своей внешностью, характером.
(Одежда - слайд 10, праздники - слайд 11 (Малтык - Пайрам, Чыл - Пазы), музыкальные инструменты - слайд 12, кухня - слайд 13)
Воспитатель:-А еще у разных народов и обычаи разные! Так у телеутов были куклы хранители. Кукол хранили в семьях, чтобы охранять беременных женщин и детей.
-А вот так выглядели эти куклы. (Слайд 14)
-А музыка у народов Кузбасса тоже очень разная. Давайте с вами послушаем телеутскую народную песню и русскую народную и даже станцуем!
Дети выходят на ковер слушают музыку и танцуют
-Устали, наверное, немного. А какой народ не любит отдохнуть после тяжёлого труда. Из поколения в поколение передавались народные игры, забавы и развлечения. «Делу время - потехе час!» Вот и наступило время, когда мы можем отдохнуть и поиграть. Так и у шорцев и телеутов есть национальная игра «Рыбаки» и я предлагаю вам сыграть, (игра повторяется 2-3 раза).
Подвижная игра «Рыбаки»
Воспитатель: Все мы разные, и можем быть даже разных национальностей, но в разности наша сила. Мы должны уважать представителей всех народов. Каждый народ уникален и имеет большую историю и свои традиции.
Конспект занятия по лепке в подготовительной группе
Тема: «Бурый медведь»
Цель: формирование навыка лепки, умения передавать форму, пропорции, мелкие детали.
Задачи:
Учить изображать фигуру медведя, передовая строение тела животного, пропорции и характерные детали;
Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер;
Воспитать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
Раздаточный материал: пластилин, стеки, дощечки для лепки.
Ход
Воспитатель: сейчас я вам загадаю загадки, а вы попробуете их отгадать.
Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины. (Бобры)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)
По веткам скачет, да не птица.
Рыжая, а не лисица. (Белка)
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет? (Медведь)
Воспитатель: А где кто живет? Чем питается? Как готовится к зиме?
Воспитатель: Сегодня мы с вами ребята будем лепить из пластилина медведя. Из каких частей состоит медведь?
Ответы детей
Воспитатель: Для того чтоб слепить туловище, нужно из коричневого пластилина скатать шар, прямыми движениями преобразовать его овал, расположить в центре основы и расплющить по поверхности, сохраняя овальную форму. С любой стороны пальчиками вытянуть хвостик – короткую колбаску.
Голову делаем скатав шарик поменьше, пальчиками вытягиваем мордочку и располагаем голову с противоположной от хвоста стороны туловища удлинённой частью вниз. Из маленького кусочка пластилина скатать шарик, расплющить его, стекой разрезать на два полукруга, прикрепить ушки с верхней части головы медведя, на затылке.
Лапы выполним скатав длинную колбаску, стекой разделить ее на четыре части (пополам, и каждую половинку – еще раз пополам). Закрепить лапы в нижней части туловища (две спереди, две сзади, слегка загибая внизу каждую лапу-стопу и приминая концы лап сверху двумя пальчиками. Оформление медведя. Из черного пластилина скатать горошины и сделать на мордочке медведя глаза и нос.
Рассматривание детских работ.
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе
Тема: «Украшение рубашки шорским орнаментом»
Цель: Приобщение детей к культуре малого народа шорцев.
Задачи:
Продолжать знакомить детей с элементами шорского национального орнамента;
Развивать творческие способности детей;
Воспитывать уважение к самобытности региональной культуры, вызывать интерес к традициям и обычаям шорского народа.
Материалы: сундучок, шаблоны орнамента, шаблон шорского костюма, кисти, краски, стакан-непроливайка.
Ход:
В начале занятия звучит шорская музыка, как только музыка заканчивается дети видят выставку иллюстраций шорских костюмов.
Воспитатель: Ребята, что вы видите?
Дети: Костюмы.
Воспитатель: А чьи это костюмы и кому принадлежат?
Ответы детей.
Воспитатель: Это шорские национальные костюмы, принадлежат шорскому народу.
Воспитатель: Как вы думаете для чего он, и какую тайну скрывает? Поступает предложение от детей заглянуть в него.
Воспитатель: Сундучок волшебный наш! 1,2,3 - загляни!
Открывается сундучок (в сундучке шаблоны шорских орнаментов)
Воспитатель: Как вы думаете, что нам с этим делать?
Дети: Узоры нужно раскрасить.
Воспитатель: Для росписи будем использовать краски.
Самостоятельная работа.
Дети расписывают шорские орнаменты используя следующие цвета: синий, красный, белый, зеленый, желтый, черный.
После того, как работы детей закончат, выставить их на стенд. Обратить внимание детей на то, какие красивые получились орнаменты.
Воспитатель: А что вам понравилось сегодня? Чем занимались? (Ответы детей)
Спасибо ребята вам за такое интересное занятие.
«Лес наше богатство»
Приложение 5
Чтение и пересказ рассказов о животных и птицах с опорой на картинки
«Улетают журавли»
В золотые осенние дни собрались к отлету журавли. Покружили они над рекой, над родным болотом. Собрались в стройные косяки, потянулись в дальние теплые страны. Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли. В глухом лесу на краю болота остановились на отдых. Еще до рассвета проснулись журавли. Чуть светилась над рекой, над лесными черными макушками ранняя зорька. Снова поднялись журавли высоко в небо. С высокого неба услышали мы их прощальные клики.
— До свидания! До свидания, журавли! До радостной встречи весною!
По И. Соколову-Д. Микитову
«Лиса»
Лисичка зимой мышкует — мышей ловит. Она встала на пенек, чтобы подальше было видно, и слушает и смотрит: где под снегом мышь пискнет, где снег чуть-чуть шевельнется. Услышит, заметит — кинется. Готово: попалась мышь в зубы рыжей пушистой охотнице!
По Е. И. Чарушину
«Заяц»
Шуба у зайки теплая-теплая, белая-белая. Шуба зайку от мороза спасает и от охотника скрывает. Снег белый, да и зайка белый. Где такого заметишь! А пока разглядываешь да всматриваешься, зайка задаст стрекача, только его и видели. Сидит зайка — ветки обдирает, горькую кору гложет. Теплого лета ждет. Ведь летом раздолье — всякой еды вдоволь. Ешь — не хочу! Хочешь — пожуй сладкий клевер — кашку, хочешь — траву тимофеевку, любой цветочек с медом откуси. Не лазай только, зайка, в наш огород, не грызи капусту, не порть нашу морковку.
По Е. И. Чарушину
«Рысь»
В темном лесу, у лесной тропинки, залег зверь. Это рысь — кошка ростом с большую собаку. Хвост у нее короткий, уши с кисточками, шкура в пятнышках. Лежит рысь на толстом суку и ждет. Не ходи под этим деревом — попадешь в ее когти. Она с дерева так и бросится на добычу!
Е. И. Чарушин
«Яшка»
Я ходил по зоосаду, устал и сел отдохнуть на лавочку. Передо мной была клетка вольера, в которой жили два больших черных ворона — ворон и ворониха. Я сидел, отдыхал. И вдруг один ворон подскочил к самой решетке, посмотрел на меня и сказал человеческим голосом:
Дай Яше горошку!
Я даже сначала испугался и растерялся.
Чего, — говорю, — чего тебе надо?
Горошку! Горошку! — закричал снова ворон. — Дай Яше горошку!
У меня в кармане никакого гороха не было, а было только целое пирожное, завернутое в бумагу, и новенькая, блестящая копеечка. Я бросил ему сквозь прутья решетки копейку. Яша взял денежку своим толстым клювом, ускакал с ней в угол и засунул в какую-то щелку. Я отдал ему и пирожное. Яша сначала покормил пирожным ворониху, а потом сам съел свою половину.
Какая интересная и умная птица! А говорить воронов учат так.
Надо посадить птицу в маленькую клетку и обязательно прикрыть платком, чтобы птица не развлекалась. А потом не торопясь, ровным голосом повторять одну и ту же фразу — раз двадцать, а то и тридцать. После урока надо птицу угостить чем-нибудь вкусным и выпустить в большую клетку, где она всегда живет. Вот и вся премудрость.
Этого ворона Яшу так и учили говорить. И на двадцатый день учения, как только его посадили в маленькую клетку и закрыли платком, он хрипло сказал из-под платка по- человечески: «Дай Яше горошку! Дай Яше горошку!» Тут ему горошку и дали. Кушай, Яшенька, на здоровье.
По Е. И. Чарушину
Приложение 6
Информация в родительских уголках
Приложение 7
Авторская игра – ходилка «Знатоки родного края»
Цель: Расширение и закрепление знаний детей о Кузбассе (птицах, животных, деревьях)
Приложение 8
Интеллектуальная карта «Кузбасс – наш общий дом»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей группе по внедрению и реализации профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Муниципального дошкол
1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение по внедрению и реализации профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общ...
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспита
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется работодателям...
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспита
Основная цель вида профессиональной деятельности : оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями осуществляющими обучение)...
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется р...
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется р...
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспита
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется р...
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется р...