Логопедические игры с чистоговорками
консультация по логопедии
Игры с чистоговорками. Мастер-класс для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 367.09 КБ |
Предварительный просмотр:
«Логопедические игры с чистоговорками»
Мастер-класс для педагогов
Чистоговорка — малый жанр фольклора; народно-поэтическая шутка, заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. Это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата при регулярном их повторении.
Организм ребенка дошкольного возраста находится в активном развитии. Речевой аппарат не является исключением, поэтому задача окружающих взрослых больше способствовать развитию.
С помощью чистоговорки, педагог имеет возможность наладить произнесения дошкольником определенного звука или звукосочетания. Произносить их целесообразно сначала медленно, чётко артикулируя каждый звук, а затем темп следует увеличивать, но не снижая качества произношения. Можно проговаривать чистоговорки сначала шёпотом, стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем – громко, с такой же активностью органов артикуляции.
В чем значение использования чистоговорок в развитии речи детей дошкольного возраста?
- Чистоговорки находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательным и интересным предлагаемый к изучению материал (а то, что делается без интереса - не запоминается или запоминается с трудом);
- Чистоговорки помогают одновременно с речевыми задачами решать задачи психического, умственного и нравственного воспитания;
- Чистоговорки помогают снять эмоциональное напряжение;
- Чистоговорки как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата, закреплению правильного произношения звуков.
Каковы приемы работы с чистоговоркой? Учитывая, что для дошкольников характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, многие приемы строятся с опорой на демонстрационный материал: картинки, фишки, схемы-символы и др.
Использование чистоговорок в коррекции звукопроизношения – один из наиболее эффективных способов отработки, закрепления звуков в речи. Работа с чистоговорками одновременно нацелена на отработку звукопроизносительной стороны речи, развитие фонематической стороны речи, силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а так же коррекцию лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.
Чистоговорки используются не только на логопедических занятиях, но и на музыкальных, физкультурных, в режимных моментах. Дети поют чистоговорки, сопровождают пение движениями. На физкультуре чистоговорки применяются в упражнениях на согласование речи с движениями. Воспитатели могут использовать чистоговорки в ходе образовательной деятельности, в режимных моментах.
Например, одевая детей на улицу, можно проговаривать: ни-ни-ни – куртку застегни и т.д. Следует помнить, что дети с удовольствием придумывают чистоговорки самостоятельно и рисуют к ним иллюстрации.
Игры с чистоговорками:
1.Автоматизация звука, работа над выразительностью, дикцией.
-произносим с различной интонацией;
-произносим голосом разным по тембру (как мишка, как мышка);
-произносим тихо или громко;
-произносим в разном темпе (медленно или быстро);
-произносим, меняя место логического ударения.
2. Развитие фонематического слуха, звукового и слогового анализа и синтеза.
- добавляем слог с определённым звуком:
Сы-со-са – на бумаге поло… (са). и т.д.
-прошагаем по слогам:
Ла-ла-ла – ост-ра-я пи-ла.
-закончим чистоговорку (выбираем слово с соответствующим слогом):
Са-са-са – … (каша, коза, коса)? Са-са-са – коса.
-повторяем без ошибок:
За-жа, за-жа – есть иголки у ежа.
-поменяем звуки:
«л» на «р»: Ал-ал-ал – бал. Ар-ар-ар – бар.
3. Совершенствование лексико-грамматического строя и связной речи.
На материале чистоговорок можно учить детей изменять форму слова, образовывать слова, согласовывать их между собой, употреблять предлоги, составлять предложения и небольшие рассказы.
- изменяем форму слова:
Са-са-са – вот опять идёт … (лиса).
Сы-сы-сы – прибежали две … (лисы).
Су-су-су – дети видели … (лису).
4.Отвечаем чистоговоркой на вопрос (признаки, действия):
Ра-ра-ра – какая детвора? Ра-ра-ра – весёлая, шумная, дружная детвора
5. подбираем слово с заданным звуком (с опорой на слова-признаки):
Са-са-са – хитрая, рыжая? Са-са-са – это лиса.
-отвечаем чистоговоркой на вопрос (можно использовать схемы, картинки):
Ла-ла-ла – где юла? Ла-ла-ла – в столе, на столе, под столом юла
-называем слова, противоположные по значению:
Ра-ра-ра – высокая гора. Ра-ра-ра – низкая гора.
-называем слова «ласково»:
Лу-лу-лу – стул в углу. Лу-лу-лу – стульчик в углу.
6. Придумываем рассказ по картинке или вопросам:
Са-са-са – кто это? Са-са-са – это лиса.
Са-са-са – какая лиса? Са-са-са – рыжая лиса. и т.д.
7. Интонационное выделение слова в чистоговорке.
Цель: учить детей интонационно выделять слова в чистоговорке.
ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ-ТРАВКУ ДАЛИ МЫ КОЗЕ
ВОПРОС: КОМУ МЫ ДАЛИ ТРАВКУ?
ОТВЕТ: ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ - ТРАВКУ ДАЛИ МЫ КОЗЕ.
8. Пропевка чистоговорки на мотив русской народной песни или другой мелодии.
Цель: развивать фонематический слух.
ХА-ХА-ХА – НЕ ПОЙМАТЬ НАМ ПЕТУХА
9. Инсценировка чистоговорки.
Цель: закрепление четкого произношения звуков.
Воспитатель произносит чистоговорку и просит повторить и показать ее: ЖУ-ЖУ-ЖУ – ПРОЛЕЧУ И ПРОЖУЖЖУ (ребенок бежит по группе с разведенными в сторону руками и жужжит).
10. Закончи чистоговорку.
Цель: учить подбирать слово с заданным звуком.
ОК-ОК-ОК – БАБОЧКА СЕЛА НА …(ЦВЕТОК, ЛИСТОК, ГРИБОК, БОТИНОК, НОСОК И Т. Д.)
11. Прием «ЭХО»
Цель: упражнять в четком произношении звуков в словах
ШИ-ШИ-ШИ - ЧТО-ТО ШЕПЧУТ КАМЫШИ.
ШАХ-ШАХ-ШАХ – ЭТО УТКА В КАМЫШАХ.
ШИ-ШИ-ШИ – ЧТО ЖЕ ШЕПЧУТ КАМЫШИ?
12. Проговори и прохлопай.
Цель: упражнять в четком произношении звуков в слогах и словах.
АФ-АФ-АФ - С ВЫСОТЫ ГЛЯДИТ ЖИРАФ
13. Проговори чистоговорку, подбрасывая мяч вверх.
Цель: упражнять в четком произношении звуков в слогах и словах.
РА-РА-РА – ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ ИГРА и др.
14. Проговори чистоговорку, перекладывая мяч из одной руки в другую.
Цель: упражнять в четком произношении звуков в слогах и словах.
ЖА-ЖА-ЖА – В НАШЕМ ТОРЕ ТРИ КОРЖА
15. Скажи, какой или какая?
Цель: автоматизировать звук во фразовой речи.
Воспитатель: ЛА-ЛА-ЛА – КАКАЯ ЮЛА?
Ребенок: ЛА-ЛА-ЛА – СИНЯЯ ЮЛА? (КРАСИВАЯ, МАЛЕНЬКАЯ, ЗВУЧАЩАЯ и т. д
16. Составь чистоговорку по картинке.
Цель: учить составлять чистоговорки, упражнять в четком произношении звуков во фразе.
Воспитатель просит посмотреть на картинку и придумать чистоговорку:
ОК-ОК-ОК – ЭТО ДЕТСКИЙ ГОРОДОК.
ОК-ОК-ОК - КАКОЙ КРАСИВЫЙ ТЕРЕМОК.
17. Посчитай.
Цель: учить согласовывать имена существительные с именами числительными в чистоговорке.
АШ-АШ-АШ – ЭТО КАРАНДАШ.
АШ-АШ-АШ-ОДИН КАРАНДАШ.
ША-ША-ША – ДВА КАРАНДАША…
ШЕЙ-ШЕЙ-ШЕЙ – ПЯТЬ КАРАНДАШЕЙ
18. Выложи фишками.
Цель: учить детей выделять каждое слово в чистоговорке и четко его произносить. Воспитатель произносит чистоговорку, а дети выкладывают ее фишками, а затем произносят, шагая пальчиками по фишкам.
ЦО-ЦО-ЦО-КРАСИВОЕ БЛЕСТЯЩЕЕ КОЛЬЦО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/08/picture-424114-1531057620.jpg)
Выступление на родительском собрании "Логопедические игры с чистоговорками"
В данной консультации рассказывается о том как с помощью чистоговорок родители смогут автоматизировать звуки....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/11/picture-313729-1381502563.jpg)
«Логопедические игры с чистоговорками»
Одним из приёмов развития речи детей является использование чистоговорок....
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/16/picture-1241152-1587051276.jpg)
Буклет "Логопедические игры с чистоговорками"
Первое слово ребенка дарит родителям непередаваемые эмоции. Затем идет второе слово, третье... далее следуют предложения и беглая речь уже не за горами. Однако, внимательные родители и п...
Консультация для родителей: "Логопедические игры с чистоговорками"
Один из приемов развития речи является использование чистоговорок....
Логопедические игры с чистоговорками
Логопедические игры с чистоговорками...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/09/picture-83995-1355046868.jpg)
Логопедические игры с чистоговорками
Одним из приёмов развития речи детей является использование чистоговорок. Чистоговорка это зарифмованная фраза: ла-ла — Мила в лодочке плыла. Всем детям присуще влечение к рифмованным звукам. Бл...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/23/picture-1429850-1666514165.jpg)
Консультация для родителей "Логопедические игры с чистоговорками"
Чем полезны чистоговорки? Произносить и сочинять чистогорки- очень полезно для развития речи. Чистоговорка-это рифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. Они служат для отраб...