Консультация для воспитателей "Речевые нарушения у детей дошкольного возраста"
консультация по логопедии (старшая группа)
Консультация для воспитателей "Речевые нарушения у детей дошкольного возраста".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для воспитателей "Речевые нарушения у детей дошкольного возраста" | 16.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевые нарушения у детей дошкольного возраста.
Основными причинами патологии детской речи являются:
· различная внутриутробная патология;
· токсикоз при беременности,
· вирусные и эндокринные заболевания, травмы,
· несовместимость крови по резус-фактору и др; родовая травма и асфиксия во время
родов;
· заболевания в первые годы жизни ребенка.
Нарушения речи
Дети с нарушениями речи — это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовом детском саду, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения.
Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются (по клинико-педагогической классификации):алалия, афазия, ринолалия, заикание и различного типа дизартрии. Обучение и воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи осуществляется по специальной системе в специальных детских садах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Алалией принято называть полное или частичное отсутствие речи у детей при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
Заикание - это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата. Нарушение темпо-ритмической стороны речи. При заикании ребенка мы наблюдаем в его речи вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет.
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.
Основные проявления дизартрии:
· расстройство артикуляции звуков
· нарушение голосообразования
· изменение темпа и ритма речи
· изменение интонации.
Выше перечисленные проявления дизартрии проявляются в разной степени и в различных комбинациях в зависимости от локализации поражения в центральной или периферической нервной системе, от тяжести нарушения, от времени возникновения дефекта. Работа по коррекции речи при дизартрии длительная и требует тесного сотрудничества логопеда, невролога и родителей.
Можно выделить некоторые виды дефектов речи по психолого-педагогической классификации:
· Общее недоразвитие речи (ОНР);
· Фонетические и фонематические нарушения (ФФНР);
· Фонетическое недоразвитие речи (ФНР);
· Заикание и др.
Так, возникнув в детстве, речевое нарушение без квалифицированной помощи логопеда, закрепляется и с большим трудом преодолевается в последующие годы и может сохраниться на всю жизнь.
ЗРР - задержка речевого развития - отставание речевого развития ребенка от возрастной нормы в возрасте до 4 лет.
Задержка в развитии речи (ЗРР) отражается на формировании всей психики ребенка. Она затрудняет общение ребенка с окружающими, препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияет на эмоционально-волевую сферу. Задержка в развитии речи у детей требует обязательной логопедической коррекции. Если у ребенка к 2,5 годам не появилась речь необходимо обратиться за консультацией к логопеду, невропатологу. Занятия важно начинать как можно раньше и не ждать возрастного рубежа 4-х лет.
ОНР - общее недоразвитие речи - это такое нарушение речи, которое при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики.
У всех детей с общим недоразвитием речи (ОНР) всегда отмечаются:
· нарушение звукопроизношения,
· недоразвитие фонематического слуха (фонематический слух отличается от
обычного, физического, возможностью воспринимать, дифференцировать и
выделять фонемы родного языка),
· выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического
строя речи.
Совокупность перечисленных нарушений служит серьезным препятствием в овладении программой детского сада, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.
Фонетическое нарушение речи (ФНР) – нарушения артикуляционной моторики или недостаточная сформированность артикуляционной моторики. Ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляции, особенно языком, в результате чего звук искажается. (Моторное нарушение речи).
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы языка (звукопроизношения) у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.
Причины возникновения нарушений звукопроизношения:
· неправильное воспитание речи в семье (сюсюканье)
· подражание плохо говорящим сверстникам
· двуязычие в семье, педагогическая запущенность
· недоразвитие фонематического слуха, снижение слуха
· недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата (неумение владеть и чувствовать свой язык и его положение в полости рта)
· отклонения в умственном развитии ребенка
Выделяются несколько видов нарушения звукопроизношения:
1. Сигматизм - нарушение произношения свистящих (с, с", з, з", ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ)
звуков.
2. Ротацизм - нарушение произношения звуков р, р".
3. Ламбдацизм - нарушение произношения звуков л, л".
4. Дефекты произношения небных звуков: каппацизм - звуков к и к"; гаммацизм - звуков г
и г’, «хитизм - звуков х и х"; йотацизм - звука й.
5. Дефекты озвончения - недостатки произношения звонких согласных звуков, которые заменяются на парные глухие звуки: б-п, д-т, в-ф, з-с, ж-ш, г-к, и т.д.
6. Дефекты смягчения - нарушение произношения мягких звуков, которые заменяются на парные твердые звуки: д"-д, п"-п, к"-к и т.д.
Важно вовремя предупредить и устранить целый ряд вредных последствий
неисправленной речи у ребенка, которые могут выражаться в следующем:
1. Задержка в умственном развитии ребенка, т.к. речь не только обогащает мышление содержанием, но и формирует его.
2. Тяжелые психические переживания ребенка из-за недостатков своей речи
(проявляющиеся уже к 5 годам).
3. Затруднения в школьном обучении (вторичные речевые нарушения: дислексия, дисграфия)
4. Нарушение стройного течения занятий в классе при наличии плохо говорящих, из-за смеха одноклассников, слезы и отказ отвечать.
5. В будущем - личные проблемы и ограничения в выборе профессий.
Источники:
1. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация - презентация для педагогов "Эмоциональные нарушения у детей дошкольного возраста".
Эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания, его различных сторон. По данному вопросу можно много говорить. Я ...
Консультация для родителей «Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста».
Цели: Углубить знания родителей о работе логопеда в детском саду, дать понятия об общем недоразвитие речи, повысить уровень компетентности родителей в вопросах развития речи....
Консультация для родителей «ЗНАЧЕНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Устное народное творчество нужно нам для развития просодической стороны речи. Дети не только должны усвоить родной язык, но и овладеть речью в совершенстве: иметь достаточное дыхание, нормальный темп...
Консультация "Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением речи "
Задержка в формировании фонематического уровня у дошкольников к моменту школьного обучения затрудняет овладение программой по русскому языку, может приводить к нарушениям формирования языковых процесс...
Консультация для воспитателей: «Логопедические пятиминутки как средство профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Речь — важное условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содер...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ : " Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей Ппо теме : «Роль устного народного творчества в развитии детей младшего дошкольного возраста»...
Консультация для воспитателей "Физическая культура как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста"
Речь является важнейшей психической функцией человека. Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешности организации разнообразной детской деятельности.Нарушени...