Этап | Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации и виды деятельности детей | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся | Результат деятельности |
I Этап Мотивации | Цель: Создание проблемной ситуации, требующей разрешения. Направление деятельности воспитанников наводящими вопросами. Знакомство детей с задачами предстоящей деятельности. |
|
1-2 мин | Словесный метод. Наглядно-демонстрационные.
| Фронтальная | Сегодня мы с вами отправляемся в волшебное путешествие в сказочный лес. Злой Соловей разбойник украл звук [С]. А без этого звука нам не прожить. Давай попробуем найти его. Вы готов. Нам в помощь волшебная карта и волшебный кубик. (настольная игра-бродилка). Ну что, в путь?
| Осознают и принимают поставленную задачу | Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания. Внутренняя мотивация на деятельность. |
II. Этап Актуализации знаний | - Цель: Развивать артикуляционную и мелкую моторику. Акустико-артикуляционная характеристика звука [с]. Организация взаимодействия в достижении результата.
|
|
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации и виды деятельности | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся | Результат деятельности |
(8 минут)
| Практические, показ образца выполнения
Словесный и наглядный
Практические
Словесные
| Фронтальная
Пальчиковая гимнастика
Артикуляционная гимнастика
Изолированное проговаривание звука.
Анализ артикуляции звука
Характеристика звука Связь звука с буквой.
| Логопед: Бросаем кубик. Мы отправляемся в путь. Вот мы уже в волшебном лесу. Давай вспомним пальчиковую игру про лес и деревья. Деревья Всем в лесу на удивленье (трут ладони друг о друга) Разные растут деревья: (открывают ладони и растопыривают пальцы) Вот уперлась в небеса Вся смолистая сосна. (соединяют локти — «ствол», раскрывают ладони — «крона») Распустила ветви-косы Белоствольная береза. («фонарики» с движением сверху вниз) Как во полюшке былинка, Тонкая растет осинка. (показывают указательный палец, остальные — сжаты в кулак) Дуб раскинул свои ветви, И не страшен ему ветер. (вытягивают руки вверх, растопыривают пальцы) Липа цветом зацвела, (собирают пальцы в щепотку — «бутон») Пчелок в гости позвала. (делают круговые вращения указательным пальцем — пчелы летят) Ель иголки распушила (опускают руки в стороны вниз, растопыривают пальцы) И грибочки все закрыла. (показывают гриб: указательный палец — ножка, ладонь сверху — шляпка) Шелестят листвой деревья, (трут ладони друг о друга — «шуршат») Словно разговор ведут, (стряхивают ладони) Руки-ветви распустили, Птичек в гости к себе ждут. (сцепляют большие пальцы рук, разводят ладони в стороны — показывают птиц) Логопед: Волшебному лесу очень понравилась наша игра, и он обязательно укажет нам дорогу к логову Соловья разбойника. Логопед: Бросайте кубик, идем дальше. Для того, чтобы победить Соловья разбойника в словесной баталии, нам нужно размять свои язычки, чтобы быть красноречивыми. Давай сделаем гимнастику для язычка. Комплекс артикуляционной гимнастики на свистящие звуки.
Логопед: Посмотрите, мы все глубже заходим в дремучий лес. НА суку сидит птица – она помощница соловья разбойника. Не хочет нас пропускать дальше. Но мы пройдем, если отгадаем ее загадку и узнаем как её зовут. У меня глаза большие, И круги ещё вокруг, Ты не верь, что я не вижу Утром, днём, мой милый друг. От меня хотят все скрыться: В травке, в норке под сосной, Но забыли, что я птица - Вижу всё в глуши лесной. (Сова) Логопед: Конечно, СОВА. А теперь она еще хочет, чтобы вы назвали в этой загадке все слова со звуком [С] Какой первый звук в слове СОВА? (звук [С]) Давай протянем его долго, протяжно, напугаем сову, она и улетит. (СССССС) Логопед: Когда мы произносим звук [С]: - Губы улыбаются - Зубы сближены («заборчиком») - язычок «горочкой», кончик языка касается нижних резцов; - воздушная струя холодная - горлышко не дрожит
Характеристику дает учитель-логопед, дети за ним повторяет. Постепенно они запоминают артикуляцию звука С и может самостоятельно рассказать, как мы произносим звук [С].
Логопед: Какой звук [С]? Звук [С] – согласный, твердый, глухой, обозначается синей фишкой. (по схеме для характеристики звуков) Звук [С] обозначается буквой С. (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем)
| Выполняют пальчиковую гимнастику и проговаривают текс к ней.
Выполняют артикуляционные упражнения
Участвуют в обсуждении. Отвечают на вопросы. Составляют связные высказывания, делают выводы (с помощью логопеда)
Ответы детей:
(СКРЫТЬСЯ, ПОД СОСНОЙ, ГЛУШИ ЛЕСНОЙ) Протяжное проговаривание звука [С].
| Дети развивают мелкую моторику.
Актуализируются знания о звуке [с] и его акустико-артикуляционной характеристике.
Овладение способами действия, применение знаний, навыков, умений.
Овладение умениями работать по правилу.
|
III. Этап Физминутка
| Цель: Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости |
|
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации и виды деятельности | Деятельность учителя-логопеда
| Деятельность обучающихся | Результат деятельности |
2 мин | Словесные, практические.
| Фронтальная
Физкультминутка
|
Логопед: Бросайте кубик. Мы идем дальше. Вот мы дошли до реки, надо через нее перебраться. РЕЧКА К речке быстрой мы спустились, (ходьба на месте), Наклонились и умылись, (наклоны вперед, умывание), Раз, два, три, четыре, Вот как славно освежились. (хлопки руками) А теперь поплыли дружно, Делать так руками нужно (Круговые движения руками) Вместе – раз – это брасс, Одной, другой – это кроль. (взмахи руками одновременно, попеременно) Все, как один, плывем, как дельфин.
|
Участвуют в игре, выполняют физические упражнения
| Дети снимают мышечное напряжение. Развивается слухо-двигательная координация.
|
IV. Этап Объяснения (приобретения нового знания)
| Цель: Развитие фонематического слуха. Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях . Образование качественных прилагательных.
|
|
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации и виды деятельности детей | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся | Результат деятельности |
6 мин | Практические, показ. Словесный.
|
Фронтальная
Развитие фонематического слуха
Автоматизация звука в словах
Автоматизация звука в предложениях и текстах
| Логопед: Ну, вот перебрались через реку. А на пути нас встречает СОКОЛ – это тоже помощник Соловья разбойника. Он не желает нас пропускать вперед, но мы попробуем его задобрить, похвалить. Только хвалить будем такими словами, в которых есть звук [С]: СОКОЛ КАКОЙ? СКРОМНЫЙ, СПОКОЙНЫЙ, СПРАВЕДЛИВЫЙ, СКАЗОЧНЫЙ, СООБРАЗИТЕЛЬНЫЙ. Дети проговаривает словосочетания: СКРОМНЫЙ СОКОЛ, СПОКОЙНЫЙ СОКОЛ, СПРАВЕДЛИВЫЙ СОКОЛ, СКАЗОЧНЫЙ СОКОЛ, СООБРАЗИТЕЛЬНЫЙ СОКОЛ. Где спрятался звук С во всех этих словах? (в начале слова). Логопед: Ну вот, сокол улетел. Идем дальше. А впереди у нас горы. Мы сможем их преодолеть по веревочной лестнице. Только сначала нужно ее связать. Если вы правильно проговариваете слоги и слова со звуком [С], не ошибаетесь, не запутываетесь, то сможете связать лестницу. СА-СА-СА-САМОКАТ СА-СА-СА- ЛИСА СО-СО-СО – СОДА СО-СО-СО – КОЛЕСО СЫ-СЫ-СЫ – КОСЫ СЫ-СЫ-СЫ – УСЫ СУ-СУ-СУ – СУП СУ-СУ-СУ – СУМКА Логопед: Отлично, через горы перебрались. Идем дальше. А впереди болото. По болоту пойдем, если построим мост из досок (бревен). Чтобы получился мостик и он был крепким, надо составить из этих слов предложения. (Каждое слово написано на отдельном бревне). 1. У, моста, растут, кусты. 2. В, лесу, собирают, бруснику. 3. Ночью, в, лесу, опасно. 4. На, суку, сидит, сова. ДЕТИ составляет предложения с помощью логопеда (если не умеет читать, то логопед читает или называет слова) и проговаривает их четко. |
Приемы активизации речемыслительной деятельности воспитанников. Отраженное проговаривание слогов.
Приемы активизации речемыслительной деятельности воспитанников.
| Получение нового игрового опыта
Образовывают прилагательных
Проговаривание четкое звука в слогах.
Составление предложений.
|
V. Этап Закрепления | Цель: Автоматизация звука [С] при образовании сущ в ед и мн.числе и согласование числительного с существительными.
|
|
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации и виды деятельности | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся | Результат деятельности |
1-2 мин | Словесные.
| Фронтальная Игра «Один – много»
Игра «Посчитай 1-2-5»
| Логопед: Ну вот мы и дошли до сосны, на которой сидит Соловей разбойник. У него для нас есть последнее испытание: Игра «Один – много» СОСНА - …сосны, СОЛОВЕЙ - …соловьи СОВА - …совы СОКОЛ - …соколы КУСТ - …кусты ЛЕС - …леса Игра «Посчитай 1-2-5» Одна сосна, две сосны, пять сосен. Один соловей, два соловья, пять соловьев. Она сова, две совы, пять сов. Один сокол, два сокола, пять соколов. Один куст, два куста, пять кустов. | Самопроверка (возможно с помощью взрослого). Развитие памяти, внимания и мышления. | Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности. Развитие зрительной памяти. |
VI. Этап Итог занятия. Рефлексия
| Цель: Формирование элементарных навыков самооценки.
|
|
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации и виды деятельности | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся |
|
1мин | Словесные | Фронтально - индивидуальная | Мы выполнили все задания, а за это отдавай , Соловей разбойник, нам звук С! Забирайте смело, не бойтесь. Да береги его, всегда правильно произносите и в словах не пропускайте! Логопед: вы молодцы, благодаря вам звук [С] опять вернулся в слова. Логопед: вы запомнил, кого мы встретили на пути? Какие препятствия у нас были? Ну-ка, назовите! Отличная у вас память. Вам понравилось наше путешествие? Что было в нём сложного? Какие игры вам понравились больше всего?
Домашнее задание Выучить русские народные скороговорки на звук С: - СУХ СУК НЁС БАРСУК. - ОСА БОСА И БЕЗ ПОЯСА. - У СЕНИ И САНИ В СЕТЯХ СОМ С УСАМИ. - СЪЕЛ СЛАВА САЛО, ДА САЛА БЫЛО МАЛО.
| Высказываются по поводу качества выполненной работы | Осознание себя, как участника познавательного, творческого процесса. Каждый ребенок попробовал оценить себя. |