Ошибки детей с нарушением фонематического слуха
статья по логопедии (подготовительная группа)

Ошибки детей с нарушением фонематического слуха

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ошибки детей с нарушением фонематического слуха

Многие родители уверены, что если ребёнок читает, то и писать будет грамотно. На самом деле не обязательно. Дисграфия – нарушение письма. Это нарушение является серьёзным препятствием во владение ученика грамотой на начальном этапе обучения и в усвоении грамматики родного языка в дальнейшем. Некоторые родители считают дисграфические ошибки нелепыми и объясняют их личностными качествами детей: неумением слушать объяснения учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе и т.д. На самом деле в основе этих ошибок лежат более серьёзные причины: несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи. Так, пропуски гласных и согласных букв или слогов, например «о» вместо он, «красны» вместо красный; появление лишних букв или слогов, например «тарава» вместо трава, «мотоцикил» вместо мотоцикл; перестановка букв или слогов, например «тко» вместо кто, «на девери» вместо на дереве обусловлены несформированностью фонематического восприятия, а также связанного с ним анализа и синтеза слова.

Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что дети не различают фонем родного языка, поэтому на письме смешивают гласные первого и второго ряда: «ожик» вместо ёжик, «моёт» вместо моют: звонкие и глухие согласные: «трупочка» вместо трубочка и т.п.

У учащихся с нарушением слухового восприятия много ошибок на грамматические правила, например на безударные гласные, на удвоенные согласные, на разделительный мягкий знак. Ребёнок не слышит ударный гласный, поэтому затрудняется в определении безударного гласного, а следовательно, и в правильном подборе проверочного слова, например пишет «трова», проверяя «тровинка». Ученики не улавливают разницы  в звучании согласных н и нн, с и сс, и делают ошибки: «вана» вместо ванна, «каса» вместо касса, не видят различия в звуковых сочетаниях: тя-тья, ря-рья и поэтому пишут «деревя» вместо деревья, «листя» вместо листья.

Поэтому одним из разделов работы логопеда в группе является развитие фонематического восприятия. Уточняется представление ребёнка о том, что слово состоит из звуков, а звуки сливаются в слоги. Важно, чтобы дети усвоили, что такое звук речи, как он образуется, научились различать гласные и согласные звуки. После этого можно переходить к слоговому составу слова. Дети знакомятся со словами разной слоговой структуры, сначала с опорой на ритмический рисунок слова, потом на слогообразующую роль гласного. На данном этапе основное значение логопед придаёт выделению гласных звуков (букв) из слова. К концу обучения дети овладевают навыком звуко-буквенного анализа и синтеза слов.

 Учитывая, что у детей с общим недоразвитием речи нарушено звукопроизношение и остаются несформированными неречевые процессы, такие, как мышление, слуховое и зрительное внимание и память на протяжение всей коррекционной работы в содержание занятий включаются задания, направленные на их развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование и нарушение фонематического слуха у детей»

Что такое фонематический слух.К чему приводит нарушение фонематического слуха....

Нарушения фонематического слуха у детей с различными речевыми патологиями.

Исследователи указывают на то, что недоразвитие фонематического слуха приводит к дефектам звукопроизношения. Чаще отмечается нарушение дифференциации на слух одной или нескольких фонетических групп пр...

Взаимодействие воспитателя и логопеда по преодолению нарушений фонематического слуха у детей старшего дошкольного

Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений. Он должен не только знать характер речевых нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия дл...

Нарушение фонематического слуха у детей

Консультация для педагогов и родителей...

Нарушения фонематического слуха у детей с различными речевыми патологиями.

Согласно современным научным представлениям фонетико-фонематическое недоразвитие речи относится к нарушениям средств общения и представляет собой нарушение процессов формирования произносительной сист...

ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ НАРУШЕНИЯ

Нарушение фонематического слуха – весьма распространенная проблема, возникающая в детском возрасте. Ее можно и нужно устранять, но делать это надо вовремя, желательно при первом же обнаружении....

Консультация: "Причины нарушения фонематического слуха у детей с тяжелыми нарушениями речи и способы его коррекции"

Консультация на тему:"Причины нарушения фонематического слуха у детей с тяжелыми нарушениями речи и способы его коррекции"...