Проект «Использование технологий ТРИЗ в развитии фонематического слуха, восприятия у детей 5-6 лет»
проект по логопедии

Голова Анастасия Борисовна

Использование технологий ТРИЗ в развитии фонематического слуха, восприятия у детей 5-6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект по логопедии556.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 477 города Челябинска»

Проект

«Использование технологий ТРИЗ в развитии фонематического слуха, восприятия у детей 5-6 лет»

Выполнила: учитель-логопед

Голова Анастасия Борисовна

Челябинск, 2023

«Использование технологий ТРИЗ в развитии фонематического слуха, восприятия у детей 5-6 лет»

Триз - это одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников. Придумал эту удивительную технологию писатель-фантаст Г. С. Альтшуллер. Последнее десятилетие показало, что адаптированная к дошкольному детству ТРИЗ стала интересной для многих педагогов, увлеченных идеей развития творческих способностей ребенка. В ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) существует много приемов работы для активизации творческих способностей: и в речевой, и познавательной, интеллектуальной и художественной деятельности детей. Такие своеобразные механизмы (приемы) дают возможность активизировать ребенка, сделать процесс обучения не только интересным, но и увлекательным. Развитие речи детей тесно связано с познавательными процессами и коммуникативными навыками дошкольников. Поэтому на логопедических занятиях я использую игры и упражнения технологии ТРИЗ.

Они помогают логопеду стимулировать у дошкольников:

  • повышение уровня речевой активности;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • совершенствование лексико-грамматического строя речи;
  • овладение умениями рассуждать, обобщать, доказывать, делать выводы;
  • развитие фонематических процессов.

В арсенале ТРИЗ существует огромное количество приёмов и методов. Часть из них успешно используется мною на индивидуальных и подгрупповых коррекционных логопедических занятиях. Все описанные игры формируют у дошкольников умение рассуждать, развивают творческое мышление, находить решения проблемы. ТРИЗ направлен не только на развитие смекалки, творчества и креативности, но помогает решить коррекционные задачи и помогает развивать связную речь у дошкольников, развивать фонематический слух.

Разберем подробнее, что же такое фонематический слух и фонематическое восприятие?

Фонема – это звук, который придаёт слову определённый смысл. Возьмём, к примеру, пару слов: сом – дом. Звучат похоже, различаются всего одной фонемой, но именно из-за этого различия у сходных по звучанию слов совершенно разный смысл: сом – рыба, дом – строение.

Таким образом, под фонематическим слухом понимается врождённая способность, позволяющая:

  • узнавать наличие данного звука в слове;
  • различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем, например, банка – кабан, кот – ток;
  • различать слова, отличающиеся одной фонемой  (о чём и говорилось выше):  миска-мишка, тачка-дачка и т.д.

Под фонематическим восприятием понимаются умственные действия по выделению фонем из слова, их различению, определению их позиции в слове (начало, середина, конец), а также по установлению последовательности звуков в слове.

Наивысшей ступенью развития фонематического восприятия является звуковой анализ и синтез, т.е. умение определить звуковой состав слова («разобрать слово на звуки», «собрать слово из звуков»). Только овладев звуковым анализом, можно освоить чтение и письмо, так как чтение не что иное, как синтез, а письмо – анализ.

Читая, ребенок сливает буквы в слоги, слоги в слова; когда пишет, совершает другую операцию: сначала анализирует, из каких звуков состоит слово, в какой последовательности они произносятся в слове, далее соотносит их с буквами и записывает. Из всего вышесказанного становится понятно, как важно у детей ещё в дошкольном детстве развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.

В своей работе я применяю следующие игры и упражнения с использованием технологий ТРИЗ в развитии фонематического слуха, восприятия у детей 5-6 лет.

Игра «Собери картинку» (для детей 5 – 6 лет)

Цель: закреплять у детей навык правильного произношения поставленных звуков; развивать фонематический слух, внимание и наблюдательность; развивать связную речь и творческое мышление.

Оборудование: игровое поле с предметными картинками, двухсторонние карточки – с одной стороны предметные картинки с заданным звуком, с другой – фрагмент сюжетной картинки.

Ход игры.

На столе лежит игровое поле и двухсторонние карточки. Ребёнок берёт по одной карточке, называет картинку и находит её место на игровом поле. Условие: картинку необходимо перевернуть на ту сторону, где находится фрагмент сюжетной картинки. Когда игровое поле закрыто полностью, ребёнок рассматривает получившуюся сюжетную картинку и называет на ней все предметы с заданным звуком. После этого логопед предлагает придумать историю, рассказ по этой картинке.

-01.png

Игра «Да-нетка» (1-й и 2-й варианты)

Цель: формирование навыков фонематического анализа и синтеза; умения задавать вопросы, развитие слухового внимания и памяти.

Ведущий - педагог или ребёнок загадывает звук (слово). Дети задают вопросы, используя схему. Ведущий отвечает только «да» или «нет».

1вариант: Отгадывание задуманного слова (из предложенных слов).

В этом слове есть звук П? (нет) - убираются картинки, на которых слова со звуком П. В этом слове последний звук Г? (да) - оставляются слова, в которых последний Г. И т.д.

2 вариант: Отгадывание звука, буквы. На доске записываются буквы и снизу обозначаются символами (красный, синий, зелёный кружок). Может быть загадан звук в одном слове. Дети задают вопросы: «Это звук гласный?

Звонкий? Мягкий? И т.д.

По ходу ответов, не соответствующие характеристике звука буквы вычёркиваются, чтобы не повторялись вопросы.

Есть ещё варианты, когда игру можно использовать и по значению слов.

В этих случаях детей учат задавать

осы такие, как: «Это живое? Это рукотворный предмет? Посуда? И т.д.

Игра «Строители слова» (приём эмпатии)

Цель: Формировать навык фонематического анализа. Учить задавать вопросы, правильно их строить, слушать и слышать друг друга, обращаться вежливо.

Детям предлагается назвать в слове по порядку звуки и превратиться в буквы их обозначающие. Дети, которые «не превратились», берут интервью у детей «букв».

Например: «Скажите, пожалуйста»,  вы гласный или согласный звук? (ответ: я согласный). А у вас есть друзья? (ответ: «да, я дружу с » - если это слово «нос») . Скажите, пожалуйста,  в каких вы ещё словах бываете? И т.д.

Игра «Зашифрованная буква» (символическая аналогия) - авторская разработка.

Цель: формирование фонематических процессов, закрепление буквы; развитие воображения.

Буква зашифровывается (зарисовывается) по предмету (М – корова мычит, Н – девочка плачет, В- ветер воет, Ф- фонтан шумит…). Дети не только запоминают образ буквы, но и учатся подбирать слова (предметы, признаки, действия) на звук, которой соответствует данной букве, развивается их творчество, воображение, так как нужно придумать, как изобразить, чтобы было видно, например, что это буква М, она похожа на корову и мычит.

img9_13 (1).jpg

Игровое упражнение «Чья это тень?»

Цель: развитие умения определять наличие звука в слове, формирование фонематических представлений.

Тени можно показывать детям на стене, используя лампу как прожектор. Детей лучше посадить на ковёр ближе к стене, подальше от лампы - в этом случае они не будут видеть предметов. Между стеной и лампой располагают предмет, отбрасывающий тень.

Дети отгадывают, что за предмет. Ориентир для них - наличие в слове какого-либо звука.

Можно использовать контуры предметов на карточках., выкладывая их на столе.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения настольных игр в логопедической группе по проекту: "Использование схем и таблиц в развитии зрительно-тактильного восприятия у детей средствами коррекционно-развивающего комплекта "ПЕРТРА"

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми разработан для детей логопедической группы с общим  недоразвитием речи. Задачи данного проекта отражают область развития опред...

Формирование фонематического слуха, восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

Основной причиной ошибок является нарушение фонематического слуха, т. е. умения выделять и различать речевые звуки. Для того чтобы писать правильно, ребенку необходимо представлять, что предложение со...

Развитие фонематического слуха,восприятия у детей дошкольного возраста

Развитие фонематического слуха,восприятия у детей дошкольного возраста...

Проект "Использование компьютерных технологий при коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи"

Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношени...

Проект «Использование приемов технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников»

Работая по традиционной методики обучения речи, отметила, что речь и рассказы детей бедны, не выразительны, лексический запас слов мал. Но главной трудностью является то, что ребенок не сам строит рас...

Проект «Использование технологий ТРИЗ в развитии фонематического слуха, восприятия у детей 5-6 лет»

Использование технологий ТРИЗ в развитии фонематического слуха, восприятия у детей 5-6 лет...