Игры и упражнения на развитие зрительной, слуховой и произвольной памяти
консультация по логопедии
Игры и упражнения на развитие зрительной, слуховой и произвольной памяти
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_uprazhneniya_na_razvitie_zritelnoy_i_sluhovoy_proizvolnoy_pamyati.docx | 19.75 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игры и упражнения на развитие зрительной и слуховой произвольной памяти»
Развитие памяти у дошкольников. Невозможно представить психически здорового человека без памяти. Такого просто быть не может. Ведь память – это инструмент, с помощью которого индивид может применять свой опыт, опираться на полученные ранее знания. Важно научить работать память правильно, чтобы она не давала сбоев. Для этого благодатным периодом будет дошкольный возраст, когда идет зарождение и развитие мыслительной деятельности.
Каждый временной период жизни человека отличается от других, ведь на каждом этапе приходят новые знания. Кроме того, особенности запоминать зависят от физических и мыслительных способностей человека. В дошкольном возрасте память отличная, ребенок буквально схватывает все на ходу. Все, что он узнает, его заинтересовывает, в этом заключается процесс познания. Но то, что показалось неинтересным, останется за бортом.
Память – осмысленное действие. Если ребенок что-то не понимает, он это не запомнит. Непроизвольно как раз запоминаются затронувшие, впечатлившие ребенка вещи. А чтобы запомнить что-то, что на взгляд ребенка, совсем не интересно, нужно потрудиться. Между тем, тот ребенок, который уже учится анализировать, сравнивать, обобщать, владеет другими операциями мыслительной деятельности, лучше запоминает.
Для детей очень важны яркие картинки, их взгляд схватывает красочные иллюстрации, мозг заставляет отложить эти образы в памяти. Также памяти в помощь движения. Ребенок не может быть пассивным, поэтому в развитии его памяти помогают подвижные игры, упражнения.
Первый важный этап в период взросления дошкольника проявляется в четырехлетнем возрасте. Если до этого периода сначала были действия, которые рождали запоминание, то в средней группе детского сада ребенок уже может запоминать слова, сказанные ему, выполнять какие-то действия на основе указаний. Он даже может сам планировать какие-то действия на основе запомнившегося материала, и прежде всего опорой для этих запоминаний будут личные наблюдения ребенка.
Виды памяти
двигательная,
эмоциональная,
словесно-логическая,
образная.
В свою очередь нужно отметить непроизвольную память, когда образы и предметы запоминаются словно сами по себе, без какого-то усилия, и произвольную, когда идет старательный процесс запоминания. Непроизвольная память характерна для младших дошкольников. Старшие дошкольники уже начинают владеть произвольным запоминанием.
Формы воспроизведения также можно разделить на группы.
Самое простое – узнавание. Если человек что-то видел или слышал уже раньше, он непременно это узнает.
Вторая форма – воспоминание. Для воспоминания неважно видеть предмет. Важно вспомнить его признаки.
Третья форма – припоминание. В данном случае воспоминание может быть затруднительным, для того, чтобы вспомнить, нужно приложить усилия, характер.
Четвертая форма – забывание. Невозможно помнить все и всегда. Забывание – тот случай, когда мозг отказывается вспоминать признаки предмета или подменяет один предмет или явление другими, потому что размыто узнавание.
У дошкольников доминирует образная память. Он помнит признаки предмета и явления, если они яркие, цепляющие его воображение. Может помнить незначительные детали, а главное, существенное забыть.
Кроме того, работая с детьми, нужно помнить еще об одной особенности детского мозга: избирательности. Все, что интересно дошкольнику, запоминается без труда. Все, что скучно, неинтересно – тут же забывается, потому что нет фиксирования на его основных признаках.
Третья особенность: повторение – мать учения, говорят педагоги вслед за автором исторической фразы. Если ребенок многократно повторяет одни и те же действия, он автоматически запоминает.
Четверная отличительная черта памяти дошкольника – эмоциональное воздействие приводит к запоминанию. То, что тронуло, не может не оставить в памяти след.
Когда накапливается объем информации, при развитии восприятия, ребенок способен владеть связными и системными представлениями. И уже следующим шагом будет осмысленное оперирование полученными знаниями.
Нормы развития памяти у дошкольников
Для конкретного возрастного этапа – свои нормы.
До года – моторная память, присутствуют рефлексы, запоминание на уровне эмоций.
1-2 года – развитие нервной системы, образное запоминание.
2- 4 года – развитие механической памяти, навыки запоминания и логического мышления, преобладает узнавание, важен интерес для запоминания.
4-5 лет – непроизвольное запоминание, произвольное начинается, превалирует припоминание.
5-7 лет – произвольное. Объем нормального запоминания от 8 предметов из 10.
Измерить память ребенка можно с помощью специальных тестов.
Зрительная память
Предлагается ребенку посмотреть на картинки. Для этого отворится полторы минуты. Потом ребенку предлагается на память нарисовать то, что он видел.
Если ребенок правильно нарисовал большинство предметов – память хорошая. Если нет – есть проблемы с памятью.
Другой вариант – ребенку показывают картинки, всего десять. Потом просят назвать предметы, которые он увидел.
Если ребенок назвал правильно более 8 картинок, память хорошая. Если ошибся около пяти раз – средний результат. Если допустил более пяти ошибок, то память плохая.
Слуховая память
Воспитатель называет цифры, ребенок должен за ним повторить. Если ребенок называет не менее 5 цифр из ряда правильно, то память хорошая.
Тест на узнавание
Ребенку показывают картинку, на которой изображены некие предметы. Потом ему предлагают на большой картинке найти эти предметы.
Если ребенок сумел найти из 10 предметов не менее восьми, память хорошая. Допустил более пяти ошибок – результат слабый.
Упражнения и игры на развитие памяти
Помня о том, что дошкольнику проще запоминать понятные ему вещи, нужно строить процесс обучения в игре, опираясь на двигательную активность и эмоции, вызванные интересом.
Развитие образной памяти
Развитие памяти у дошкольников. Способность ребенка к непроизвольному запоминанию предметов можно использовать в игре «Классификация». В данном случае ребенку предлагается несколько картинок с изображениями каких-либо предметов. Ребенку нужно разложить иллюстрации по группам. Например, он должен разложить предметы мебели по «комнатам»: спальня, гостиная, кухня, ванная. Или даны картинки с изображением животных. Ребенок должен домашних животных положить в «дом», диких – в «лес».
Для развития образной памяти поможет игра «Магазин». Ребенок-покупатель «делает» покупки, который должен собрать в корзину те предметы, которые ему велели «купить».
Развитие воображения у детей дошкольного возраста
Развитие слуховой памяти
Когда ребенок слышит какую-то информацию, он мысленно обрабатывает ее и уже потом производит действие. А если ребенок не умеет слушать и слышать? Тогда о его будущей успешности в школе можно не говорить. Поэтому у дошкольников очень важно развивать слуховую память. Можно воспользоваться такими упражнениями.
Словесная эстафета
В этой игре ведущий называет слово. Ребенок должен повторить слово, которое сказал ведущий, и сказать свое слово. Потом очередь ведущего. Он называет эти два слова и добавляет третье. Очередь ребенка: он повторяет все слова и добавляет четвертое слово. Желательно, чтобы слова были по конкретной теме: «Лето», «Овощи», «Транспорт», «Посуда» и т.д. Кто ошибся, сбил словесную цепочку, тот и проиграл.
Игра в цвета
В этом упражнении ребенок должен раскрасить картинку. Но перед этим он слушает текстовой отрывок, где речь идет о сюжете на картинке и называются цвета. К примеру, на картинке дом с коричневой крышей, у дома на дереве растут красные яблоки, а на полянке растут синие цветы. Чтобы правильно раскрасить картинку, ребенок должен запомнить текст.
Такт
Хлопать в ладоши или стучать молоточком, отбивая такт. Ребенок должен повторить звуковую комбинацию.
Развитие зрительной памяти
Развитие памяти у дошкольников. Яркие картинки привлекают внимание детей, но способны ли малыши удержать изображение в памяти? Для развития способностей можно предложить дошкольникам поиграть в такие игры:
«Восстанови узор»
На поверхности выкладывается с помощью раскрашенных деталей узор. Ребенок его запоминает. Потом предлагается ребенку выложить такой же узор по памяти.
«Разведчик»
На столе лежат предметы. Ребенок смотрит на них, запоминает, что и где находится. Потом ребенок отворачивается, а некоторые предметы меняют местами. Ребенок должен назвать предметы, которые были передвинуты.
«Прогулка»
Во время прогулки ребенок видит множество цветов и предметов, он невольно запоминает то, что привлекло его внимание. Взрослый должен помочь акцентировать внимание. После прогулки можно попросить ребенка нарисовать то, что он запомнил.
Развитие двигательной памяти
Для развития двигательной памяти можно поиграть в «марионетку». Ребенок спокойно стоит, а взрослый управляет его руками, ногами, заставляя идти вправо, влево, вперед. Потом ребенка просят повторить движения по памяти.
Также можно воспользоваться игрой «Делай, как я». Воспитатель делает движения, ребенок повторяет за ним.
Развитие произвольной логической памяти
Умение классифицировать приводит к развитию произвольной логической памяти, поэтому важно задавать детям упражнения, где они должны использовать методы классификации, анализа, сравнения и обобщения.
Дидактическая игра «Карточки»
Детям предлагают по конкретным признакам отобрать изображения и разложить по стопкам. К примеру, из картинок с птицами и животными нужно в одну группу положить картинки с птицами, в другую – с животными. Темы для игры могут использоваться разные: спорт, мебель, времена года, растения и т.д.
«Близнецы»
Среди разных картинок ребенок должен найти две одинаковые.
Развитие долговременной памяти
Развитие памяти у дошкольников. Для развития долговременной памяти нужно научить ребенка не только узнавать, но и воспроизводить информацию. Долговременная память невозможна без расширения кругозора дошкольника. В этом случае помогают упражнения с текстами, иллюстрациями.
Дошкольникам предлагается несколько картинок, на которых изображены животные, различные предметы. И звучит предложение: запомнить всех животных, к примеру. Или запомнить всю посуду, которая есть на картинках, и потом назвать.
Хорошим вариантом будет сравнивание картинок, отличающихся незначительными деталями.
Методики развития тактильной памяти
Тактильная память – это способность человека помнить ощущения о прикосновениях к тому или иному предмету. Для развития тактильной памяти понадобятся следующие упражнения:
«Отыскать на ощупь»
Ребенку предлагают из множества предметов выбрать один по конкретным тактильным признакам. Например, ребенку говорят, что этот предмет мягкий, пушистый. Или шершавый, колючий.
«Игра с настроением»
У ребенка есть ассоциации по поводу предметов. Если предмет мягкий, приятный на ощупь, то у этого предмета настроение хорошее. А у какого предмета настроение грустное? Или злое? Ребенок, опираясь на тактильные ощущения, выбирает предметы.
«Сказки с тактильными деталями»
В этом случае ребенок участвует в театральной постановке, где звучит сюжет сказки, а все персонажи и окружающие их предметы можно потрогать и определить, какие они: мягкие, шершавые, твердые, колючие и т.д.
Игры на развитие мелкой моторики у детей
Нарушения памяти и их причины
Специалисты выделяют два основных вида расстройств:
количественные,
качественные.
Количественные нарушения – это ослабление памяти, выпадении каких-либо фрагментов. При качественных уже на первое место выходят ложные воспоминания, фантазии, замещающие реальность.
Причинами нарушения памяти у детей могут быть:
умственная отсталость, часто врожденная,
травма, физическая или психическая,
не комфортная для ребенка атмосфера, где страх вытесняет все из головы ребенка,
болезненность организма, в том числе авитаминоз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения по развитию зрительной памяти, как средства коррекции смешанной дисграфии
Пособие расчитано для занятий с детьми старшего дошкольного возраста, испытывающих трудности в формировании навыков письма. Содержит различные игры и упражнения, построенные в игровой форме, которые н...
Картотека "ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ"
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ...
Семинар – практикум для родителей. Тема: «Игры и упражнения для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста»
Данный материал знакомит родителей с играми и упражнениями, способствующими профилактике нарушения зрения детей и их коррекции....
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ✔1.Игра «Угадай, что исчезло»Для игры понадобятся 3-4 разные игрушки.Выложите перед малышом игрушки, попросите его посмотреть внимательн...
Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения
Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения...
Теоретические основы и эмпирическое исследование "Особенности развития зрительной, слуховой и двигательной памяти в смешанной группе детского сада"
Память – одна из особенно привлекавших к себе внимание и наиболее изучавшихся и изучаемых проблем психологии, начиная с античных времён по настоящее время.В связи с введением федерального государствен...
Игры и упражнения для развития зрительных внимания, восприятия, памяти у неговорящих детей.
Из системы работы с неговорящими детьми...