Учить стихи – это интересно
консультация по логопедии

В материале рассматривается актуальная проблема, как заинтересовать детей с нарушением речи учить стихотворения. Заучивание стихотворений с детьми необходимо по программе ДОУ. Это отлично развивает память, расширяет кругозор, учит восприятию такого жанра, как поэзия и формирует культурный уровень ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_uchit_stihi_-_eto_interesno.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Учить стихи – это интересно» учителя-логопеда Трещеткиной А.В. МБДОУ №38 г. Солнечногорска.

Воспитатель не имеет права умалять поэтическую и воспитательную ценность произведения. Ее речь, произношение, дикция, выразительность ее чтения должны являться художественной оправой, от которой выигрывает в блеске самый ценный алмаз.

И. Тихеева

Заучивание стихотворений с детьми необходимо по программе ДОУ. Это отлично развивает память, расширяет кругозор, учит восприятию такого жанра, как поэзия и формирует культурный уровень ребенка. Мало детей с нарушениями речи запоминают стихи на слух. У них лучше работает образное мышление. Разучивая стихотворения, традиционно следует соблюдать основные этапы:

I этап. Воспитатель обязательно называет автора и название стихотворения. Детям читают стихотворение выразительно, делая паузы, когда это требуется. Затем объясняют непонятные слова.

II этап. С дошкольниками беседуют по содержанию стихотворения, чтобы у ребенка сложилась целостная картина восприятия данного стихотворения.

III этап. Дается установка: сейчас я буду читать стихотворение, слушайте внимательно и запоминайте. Каждое новое стихотворение воспитатель прочитывает 2-3 раза в медленном темпе. После этого отдельно читается каждая строчка стихотворения, а дети повторяют.

IV этап. По очереди дети читают стихотворение с небольшой помощью взрослого. «Читаем стихотворение наизусть, а я буду помогать».

V этап. Через некоторое время перед сном снова воспитатель повторяет стихотворение (замечено, что заучивание стихов перед сном облегчает их запоминание). На следующий день читается еще раз стихотворение и дети по очереди повторяют. Приучайте детей с первых же дней читать стихотворения с выражением. Желательно эмоционально выразить дошкольникам своё восхищение.

Иллюстрации нужны всем дошкольникам, так как им присуще образное мышление. Однако для детей с нарушениями речи этого не достаточно, замечательно использовать наглядный материал (картинный план), перевод словесной информации в образную. Установление смысловой связи между словами и картинками (зрительные опоры) помогает дошкольникам понять смысл стихотворения. У детей поддерживается опосредованная память, увеличивается эффективность запоминания.

Какие приемы влияет на быстроту запоминания стихотворения?

  1. Выполнение игровых действий с предметами во время чтения.
  2. Договаривание дошкольниками рифмующихся слов.
  3. Чтение стихов – диалогов по ролям.
  4. Мнематалица.

У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, графические аналоги и т.д., лежащие в основе образования искусственных ассоциаций, которые облегчают запоминание и увеличивают объем памяти. Целая серия небольших зарисовок – такой приём называется «Мнемотехника». Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Воспитатель на каждую строчку придумывает изображение, зарисовывая все стихотворение, отделяя на рисунке каждую строчку. Не связанные между собой картинки соединяются в один сюжет.

По мере обучения старшие дошкольники могут сами придумывать рисунки – символы. Например:

Солнце утром встало, ребенок рисует круг;

Всем лучи послало. лучи;

Вдруг поднялся ветерок, зигзаги;

Небо тучей заволок облако;

И деревья раскачал – деревья;

Дождь по крышам застучал. капли дождя.

Что еще помогают лучшему запоминания стихотворения?

Эмоциональность. Следует помнить о том, что мы легко запоминаем то, что эмоционально «пережили». Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла. Следует избегать коллективного заучивания хором, которое превращается в монотонное чтение.

Значимость. Если ребенок понимает, для чего ему надо выучить стихотворение, он осознаннее и быстрее справиться с задачей. Это может быть подарком для кого-то: мамы, бабушки, Деда Мороза.

Ритмичность. Хорошо запоминаются стихотворения, которые построены на четком ритмичном повторении. Делайте с ребенком движения под ритм стихотворения: шаги, плавные движения руками и так далее.

Повторяемость. Перечитывайте их много раз – не бойтесь, что это надоест ребенку. Со временем слова сами по себе запоминаются, а память ребенка уже натренирована воспринимать и запоминать рифмы; ему это становится привычным и понятным.

Объем. При изучении стихотворений рекомендуется делить их на части, желательно, чтобы они были смысловыми. Не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии. Во время прогулок можно снова повторить его.

Не настаивайте на изучении стихотворений, если ребенок не в настроении, чем-то расстроен. Это может отбить у ребенка всякое желание, и он потеряет к ним интерес. И самое главное – положительные эмоции. Чаще хвалите детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учим стихи по мнемотаблицам "Колючие стихи "

Презентация содержит текстовый материал для заучивания с помощью мнемотаблиц...

Учимся учить стихи……

Консультация для родителей...

Мнемотаблицы стихов. Учим стихи легко и быстро

Разучиваем стихи с помощью мнемотаблиц...

Учимся учить стихи……

Не все родители знают, что учить стихи полезно как для развития речи, так и для развития памяти. В то время как ребёнок учит стихи, он расширяет свои знания об окружающем мире. Многие родители помнят ...

Как учить стихи с ребенком, если сам ребенок эти стихи учить отказывается.

Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно (задали в садике, в музыкальной школе ...

Косультация для родителей дошкольников «Как научить ребёнка запоминать стихи?» Как с ребёнком учить стихи? Простые методики

Консультация для родителей дошкольников «Как научить ребёнка запоминать стихи?»Как с ребёнком учить стихи? Простые методикиУчить стихи с детьми просто необходимо. И не только потому, что э...