Самомассаж у дошкольников
консультация по логопедии (старшая группа)

Ефимова Татьяна Афанасьевна

Самомассаж очень полнзен при стёртой дизартрии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение самомассажа в коррекционной работе с дошкольниками с речевыми нарушениями

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей, имеющих речевые нарушения. Особую тревогу вызывает факт, что у большинства детей нарушения речи вызваны дизартрией, что затрудняет работу по постановке, автоматизации и введению звуков в речь. Используя здоровьесберегающие технологии в логопедической оздоровительной работе с детьми с ОВЗ, мы способствуем:

  • Повышению уровня речевого развития.
  • Улучшению эмоционального благополучия каждого ребенка.
  • Стабильности физической и умственной работоспособности.
  • Снижению заболеваемости детей.

Одним из методов здоровьесберегающей технологии является самомассаж.

Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком. Благодаря которому в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже. Главная ценность самомассажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему ребёнка. Самомассаж позволяет активизировать межполушарное взаимодействие. Самомассаж помогает детям лучше рефлексировать ощущения, получаемые от разных частей тела.

Использование приемов самомассажа на практике очень полезно:

• самомассаж можно проводить не только индивидуально, но с подгруппой детей одновременно и фронтально;

• самомассаж может выполнять не только логопед, но и воспитатели, и родители;

• начинать использование самомассажа можно уже с раннего возраста;

• самомассаж можно делать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты.

Так, самомассаж может проводиться детьми после утренней гимнастики, дневного сна, как физкультминутка на занятии. Самомассаж можно использовать в непосредственной образовательной деятельности по коррекции речи, при этом приемы самомассажа могут предварять, либо завершать артикуляционную гимнастику.

Основные цели самомассажа:

• нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;

• уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;

• снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата;

• увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;

• активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность;

• формирование произвольных координированных движений органов артикуляции.

 

Задачи массажа и самомассажа:

  1. Упражнять детей в овладении приемами массажа и

самомассажа в игровой форме.

  1. Закреплять технику выполнения различных видов

игровых массажей.

  1. Развивать интеллектуальные функции, двигательную память.
  2. Развивать интеллектуальные функции, двигательную память.
  3. Повышать сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.

Проводя самомассаж определённой части тела, используют поглаживание, растирание, разминание, вибрацию и лёгкие постукивания.

При проведении самомассажа рекомендуется обучать детей не давить с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу).

Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста может составлять от 2 до 10 мин. Каждое движение выполняется в среднем 4 — 6 раз. В один сеанс самомассажа может быть включено лишь несколько из предлагаемых приемов. Причем они могут варьироваться в течение дня.

Дети обучаются приемам самомассажа под руководством взрослого, который показывает каждый прием на себе и комментирует его.

Перед выполнением самомассажа необходимо соблюсти некоторые правила:

• Помещение должно быть чистым и проветренным.

• Руки детей должны быть чистыми, сухими, без ушибов и ссадин.

• Дети принимают спокойную, расслабленную позу: могут сидеть на стульчиках или на ковре, или находиться в положении лежа (например, в кроватках после дневного сна).

• Дети выполняют массажный прием самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля (зеркало, а затем и без него).

• Когда приемы самомассажа будут освоены, можно проводить движения под стихотворный текст или специально подобранную тихую музыку в медленном ритме.

Существует много различных приёмов самомассажа: общий самомассаж (физминутки); самомассаж пальцев рук (пальчиковая гимнастика); самомассаж мышц лица; артикуляционные упражнения для губ, щек, языка; самомассаж мышц языка.

Процедура самомассажа проводится, как правило, в игровой форме по рекомендуемой педагогом схеме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка. Во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребенку удовольствие. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным. Главное правило самомассажа – никакой боли. Только приятные ощущения позволят в дальнейшем выполнять эти игровые задания. Если постоянно делать самомассаж, у ребенка появится устойчивая потребность в его выполнении.

Хорошими помощниками при проведении самомассажа являются нетрадиционные материалы.

В работе можно использовать:

  1. Сосновые и еловые шишки, каштаны, грецкие орехи, бигуди – липучки, ребристые карандаши для самомассажа ладоней.

Подбирается небольшое стихотворение, которое проговаривает взрослый или ребёнок, при этом на каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» (в случае с расчёской и шишками) касаются не только пальцы, но и ладони. Направления движения – к себе. А бигуди-ёжики, каштаны, грецкие орехи, ребристые карандаши прокатываются между ладонями с проговариванием стихотворных текстов из пальчиковой гимнастики.

2. Бельевые прищепки для массажа прищепками.

На ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного пальца к мизинцу и обратно. Очень важно заниматься последовательно: правая рука, левая рука, переходить от простого к сложному, прикреплять прищепку большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. После каждого двустишия – смена рук.

3. Массажные мячики – ёжики и кольца по системе Су – джок активно используют для развития мелкой моторики пальцев рук, с целью общего укрепления организма, а также для стимулирования речевых зон коры головного мозга ребенка.

4. Массаж ложками, который может служить хорошей подготовкой к артикуляционной гимнастике.

5. Массаж деревянными катушками.

6. Массаж массажными щетками и ковриком «Травка».

7. Массаж с помощью «сухого» бассейна.

8. Массаж аппликатором Кузнецова.

9. Массаж с использованием тактильных ковриков и ладошек, следков.

Таким образом, использование приёмов самомассажа при коррекции звукопроизношения помогает в работе логопеда, заинтересовывает детей, так как проводится в игровой форме, подготавливает речевой аппарат ребёнка и развивает речь.

Самомассаж является прекрасным средством совершенствования психической базы речи. В игровой, непроизвольной форме происходит развитие речевой и творческой сфер детей, а это – гарантия успеха коррекционной и развивающей работы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гимнастика с элементами самомассажа для дошкольников.

Представляю вниманию воспитателей  и  методистов гимнастику для дошколят с элементами самомассажа. Все упражнения проходят в игровой форме с звуковым веселым сопровождением. Очень нравиться ...

Семинар – тренинг для родителей. ИГРОВОЙ САМОМАССАЖ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Семинар – тренинг для родителей.ИГРОВОЙ САМОМАССАЖ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.Особенности физического развития детей с речевыми недостатками:- нарушение дыхания и голосообразования;- нарушения общей и мелкой мо...

Картотека игрового самомассажа для дошкольников.

Сдесь предложены элементы самомассажа в игровой форме, что немаловажно для ребенка дошкольного возраста....

Рекомендации для родителей "Самомассаж для дошкольников"

Без сомнения, все родители хотели бы, чтобы их дети выросли здоровыми и физически крепкими, не страдали от лишнего веса и проблем с позвоночником. Сейчас, когда дети большую часть свободного времени п...

Игровой самомассаж для дошкольников

Игровой самомассаж для дошкольниковЦель: укрепление психического и физического здоровья детей, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей.Задачи:Ø развивать музыкальные и творческие сп...

Самомассаж для дошкольников

Без сомнения, все родители хотели бы, чтобы их дети выросли здоровыми и физически крепкими, не страдали от лишнего веса и проблем с позвоночником. Сейчас, когда дети большую часть свободного времени п...

Массаж и самомассаж для дошкольников в игровой форме

Массаж и самомассаж для дошкольников в игровой формеСтихи и песенки для игрового массажа очень нравятся детям, они обеспечивают весёлое общение, снимают напряжение, учат малышей доверять другим и сопе...