Особенности речевого развития дошкольников с РАС
презентация по логопедии
Аутизм –это нарушение психического развития, которое влияет на общение и отношения с другими людьми, а также на восприятие и понимание окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ras-1.pptx | 1.51 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Расстройство аутистического спектра (РАС) относится к числу наиболее серьезных нарушений психического развития (врожденное нарушение функции мозга); Расстройства аутистического спектра начинаются в детстве и сохраняются в подростковом и взрослом возрасте (в большинстве случаев эти состояния проявляются в первые 3 лет жизни); РАС часто сопровождаются другими нарушениями, в том числе эпилепсией, депрессией, тревожным состоянием и гиперактивным расстройством с дефицитом внимания; Есть данные, в которых указывается, что заболеваемость выше у мальчиков, чем у девочек. Аутизм –это нарушение психического развития, которое влияет на общение и отношения с другими людьми, а также на восприятие и понимание окружающего мира .
В 1993 году Лорна Уинг с коллегами впервые определила так называемую «триаду нарушений»: три вида нарушений, которые были у всех детей из регистра с РАС (РАС- расстройство аутичного спектра) Нарушение коммуникации. Речь идет о нарушении способности адекватно выражать себя в отдельных социальных ситуациях; Нарушение поведения. Поведение человека с РАС неадекватное; Специфические интересы и стереотипное поведение . РАС имеет разные формы. Одни больные неспособны устно общаться, IQ других граничит с гениальностью. Поэтому бывает трудно распознать заболевание в первые годы жизни Симптомы РАС
В ыраженная отгороженность от внешнего мира (инкапсуляция); п риверженность привычному распорядку жизни (страх перед изменениями ); с пецифические нарушения речи или её отсутствие; т рудности социального взаимодействия : особенности зрительного контакта; отсутствие отклика на имя; боязнь звуков, неуместное проявление эмоций –смех и слезы без причины, истерики; нелюбовь к прикосновениям, аномалии выражения чувств к родителям, непереносимость толпы, отсутствие общения со сверстниками . ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
Двигательные стереотипии Машущие движения кистью, предплечьем ; Продолжительная серия прыжков; Верчение перед глазами пальцев; В ерчение колес игрушки ( игровой деятельности нет); Включение и выключение света ; Р азрывание бумаги, ш уршание целлофановыми пакетами, пересыпание круп, манипуляции с водой, облизывание предметов; П остоянное обнюхивание одних и тех же предметов и своих частей тела; З ажимание ушей, удары головой.
Классификация речи детей с РАС ( О.С.Никольская ) Первая группа Тяжелая форма аутистического расстройства. Речь практически отсутствует. Ребенок не использует не только речь, но и жест и мимику в целях коммуникации ; Вторая группа Аутизм менее выражен, речь формируется, но формируется неполноценно, грубо нарушена коммуникативная форма речи; Третья группа Высоко функциональные аутисты с относительно развитой, но специфической речью; Четвертая группа Дети с негрубыми проявлениями аутизма в сочетании с разной степени выраженности речевой патологией. Мы имеем дело с первой и второй группой.
Логопедическая работа Наиболее характерные проявления отклонений в речевом развитии : - м утизм ( полное отсутствие речи) ; - эхолалии ; - отсутствие обращения в речи ; - фонографичность речи, то есть запоминанием и воспроизведением слов, фраз, даже целых стихотворений, песен и отрывков прозаических текстов без понимания их смысла; - нарушения звукопроизношения. Задачи : - обучение его простым навыкам контакта, в том числе речевого ; - развитие мелкой моторики; - -накопление бытового словаря ; -развитие устной речи : -подготовка к обучению письменной речи (письмо ): -развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, мышления. -формирование пространственно-временных представлений и понятий.
Этапы работы 1.Установление эмоционального контакта с ребенком; 2. Активизация речевой деятельности, формирование речевых навыков. 3 . Формирование и развитие спонтанной речи в быту и в игре; 4 . Развитие речи в обучающей ситуации, формирование неречевых навыков.
Методы и технологии обучения детей с РАС - наглядно-демонстрационные; - словесные (рассказы, беседы); - имитационно-игровые ; - практические (упражнения, моделирования ). Технологии: - з доровьесберегающие ; - сказкотерапия ; - изотерапия ; - цветотерапия ; - логоритмика и т.д.
Дети – аутисты нуждаются в строгом распорядке дня, им нужен учитель, который знает, как быть твердым и мягким одновременно . Им нужна четкая и подробно разработанная организация жизни в школе, на уроке, на перемене, тщательно продуманное функциональное пространство класса Такая организация позволит ему осознать порядок происходящего и использовать сложившиеся ритуалы в своем поведении. Внезапное нарушение порядка для ребенка с аутизмом всегда некомфортно.
Аутизм может быть похож на различные специфические нарушения развития речи, поскольку один из основных его признаков – отставание речевого развития или полное отсутствие речи. Отсутствие взаимодействия с окружающими у аутичных детей наблюдается с самого рождения. Некоторые дети остаются мутичными всю жизнь, но и в тех случаях, когда речь развивается, во многих аспектах она аномальна. Работа по развитию речи детей с РАС должна быть индивидуальной, соответствовать уровню интеллектуального развития ребенка. Она трудна, требует большого напряжения и может растянуться на годы.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему:"Особенности речевого развития дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО"
Данный материал раскрывает тему речевого развития у дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО. Он поможет педагогам подойти к проблеме речи. Со стороны речевых игр и разных методов решений той ил...
ПЕДСОВЕТ «Особенности речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС»
Совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста. ...
Консультация для родителей «Особенности речевого развития дошкольников 3-4 лет»
Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и...
Консультация для родителей "Возрастные особенности речевого развития дошкольника"
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушен...
Консультация для родителей "Возрастные особенности речевого развития дошкольника"
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушен...
Возрастные особенности речевого развития дошкольников. Подсказки для родителей по развитию речи детей в домашних условиях.
В данном материале родители и педагоги смогут познакомиться с возрастными особенностями речевого развития дошкольников, рекомендациями по развитию речи ребенка в семье, применить предложенные игры и у...
Консультация для воспитателей "Возрастные особенности речевого развития дошкольников в условиях ДОУ".
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушен...