«Речевая готовность ребенка к школе»
консультация по логопедии (подготовительная группа)
как правильно подготовить ребенка к школе с ОНР 3 и 4 уровня
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_2.docx | 21.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Речевая готовность ребенка к школе»
Составила
Учитель-логопед
Гранцева Наталья Николаевна
2023 г.
Цель: Ознакомление родителей с понятием "речевая готовность к школе".
Задачи:
1.Раскрыть перед родителями важные стороны речевого развития детей, познакомить с компонентами речевой готовности к школьному обучению.
2.Рассмотреть проблемы, которые могут возникнуть у учащихся с низкой речевой готовностью.
3.Вовлекать родителей в педагогический процесс и жизнь группы.
Ход собрания:
Л: Добрый вечер, уважаемые родители, хочу вас поздравить с переходом в подготовительную к школе группу, я рада нашей встречи и думаю, что время потраченное на нее будет для Вас полезным. Этот год пролетит очень быстро, и ваши, как ещё кажется, малыши отправятся в первый класс, и будут иметь новый социальный статус: дошкольник становится школьником.
Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок вырос успешным, чтобы вызывал гордость и уважение людей. Но что надо сделать, чтобы достичь такого успеха, знают не все родители. Уже с раннего детства необходимо заниматься с ребёнком. Поскольку дошкольное детство – ответственный период детского развития, когда закладывается фундамент для успешного обучения в школе. Особое внимание следует уделить речевому развитию. Становление и совершенствование речи ребёнка – это не только восприятие и понимание словесной информации, выражение своих мыслей, чувств, но и полноценное психическое развитие, т. е. формирование памяти, внимания, логического мышления. Иными словами, уча ребёнка говорить, вы учите его думать.
К сожалению статистика последних лет, говорит о повышении количества детей «неготовых» к обучению в школе. Ученик с низким уровнем школьной готовности может добиться в учёбе достаточно хороших успехов, но даётся это ему более высокой ценой, чем одноклассникам, более подготовленным к обучению в школе, ценой невероятных усилий дополнительных занятий. Но всего этого можно избежать, занимаясь с ребёнком ежедневно. Развитие речи как средства общения протекает при контакте с взрослыми или сверстниками. У дошкольника возникает желание поделиться своими впечатлениями, договориться о чем-либо, попросить что-то, обсудить и т.д. Поэтому родители должны быть терпеливы с ребёнком, вступали с ним в диалог. Родители должны не только читать сказки ребёнку, но также вместе наблюдать за явлениями природы, рассуждать на разные темы, учить сравнивать и делать выводы.
Сейчас я расскажу вам, какие компоненты речевой системы должны быть сформированы у ребенка к моменту поступления в первый класс.
Компоненты речевой системы:
- у ребёнка должно быть правильное, чёткое произношение звуков всех фонетических групп (свистящие, шипящие, сонорные) (звуковая сторона речи);
- Правильно слышать, различать, звуки родного языка. (фонематические процессы);
- Достаточный словарный запас
- Грамматически правильно строить предложения: употреблять в них простые и сложные предлоги, согласовывать слова в роде, числе, падеже и т.д. (грамматический строй речи)
- Правильно отвечать на вопросы и задавать их; составлять рассказы по картинкам; пересказывать небольшие литературные произведения; заучивать наизусть стихи (связная речь).
- Находить слова с определенным звуком, выделять первый и последний звук в слове, делить слова на слоги, определять количество и последовательность слов в предложении и др. (сформированность предпосылок к обучению грамоте).
- Сформированность графомоторных навыков
Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важнейших задач по обучению ребёнка в дошкольных учреждениях и семье.
Для воспитания полноценной речи нужно устранить всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом. В семье ребёнка понимают с полуслова, однако со временем круг связей с окружающим миром расширяется, и очень важно, чтобы его понимали и сверстники, и взрослые. В школе ребёнку придётся отвечать и задавать вопросы в присутствии других детей, читать вслух.
Правильное произношение звуков особенно необходимо при овладении грамотой.
- Неправильное произношение одного или нескольких звуков при сформированных фонематических процессах как правило, не оказывает отрицательного влияния на усвоение школьной программы.
- Дети, у которых не сформирована звуковая сторона речи и фонематические процессы, могут смешивать звуки, сходные по звучанию или артикуляции. Это препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и приводит к дислексии и дисграфии.
- У детей с общим недоразвитием речи (нарушения произношения в сочетании с недоразвитием фонематических процессов и лексико-грамматических средств) возникают большие трудности при чтении и письме, что приводит к неуспеваемости по родному языку и другим предметам. Наблюдается бедность словаря, невозможность высказать свою мысль, грамотно её оформить. Трудности в выделении причинно-следственных связей приводят к непониманию текстов, условий задач. Отклонения в развитии устной речи сказываются при овладении грамотным письмом и правильным чтением.
Сейчас я вам сообщу некоторые сведения по развитию речи подготовительной группы «».
В подготовительной группе «»12 человека. В основном это дети, имеющие недостаточно сформированы компоненты речевой системы и фонематические процессы..
На что обратить внимание родителям:
- Правильное произношение всех звуков и фонематический слух;
В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Придя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.
- владение навыками звукового анализа и синтеза;
1.Умение выделять звук на фоне слова («Есть ли в слове «бочка» звук ч?»). Задача ребенка – определить наличие звука в слове.
2.Умение выделять звук в начале и конце слова («С какого звука начинается слово лошадь?», «Каким звуком заканчивается слово машина?»).
3.Определение места звука в слове («В каком месте в слове «гусеница» стоит звук [н] – в начале, середине или конце?»).
4.Умение назвать все звуки в слове по порядку (последовательный анализ).
5.Умение назвать количество звуков в слове (количественный анализ).
6.Умение составлять слова из звуков (Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение»).
Без специального обучения ребёнок этими навыками овладеть не может. Обучение звуковому анализу и синтезу проходит на логопедических занятиях и занятиях по обучению грамоте.
- Словарный запас (обогащать, пополнять словарь новыми словами);
К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 3000 слов)
В своей речи он активно использует все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные), понимает переносное значение слов, подбирает обобщающие понятия для группы предметов, знает многозначные слова.
- Сформированность грамматического строя речи. Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения). Навыки словоизменения: Дети должны уметь:
- изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках);
-употреблять различные предлоги;
- согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (н-р: голубое полотенце);
- согласовывать существительные с числительными (например:один карандаш, два, пять карандашей);
- правильно употреблять глаголы (нап: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.).
- Слоговую структуру слова
Слоговый анализ представляет собой умение делить слова на слоги, определить их количество в нем. Ребенок должен уметь составлять слова из представленных ему слогов.
- Связную речь (К 7 годам ребёнок должен уметь: пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки; составлять рассказ по картинке; составлять рассказ по серии картин; отвечать на вопросы по тексту. При пересказе (рассказе) обращать внимание на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль), на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ), на лексику (полнота и точность использования слов), на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).
- Мелкую: графические задания («Обведи по контуру», «Продолжи ряд», «Сделай штриховку», «дорисовывание незаконченных рисунков), игры с мелкими предметами (игры с крупами, с пластилином, игры с бумагой; пальчиковые игры с применением шаров су-джок, массажных мячей (стихи, пальчиковый театр, театр теней);
- Общую моторику (упражнения на координацию речи с движениями, общие двигательные упражнения, подвижные игры);
- Состояние пространственных функций (слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко)
- Речевая коммуникация (Ребёнок 6- 7 лет достаточно активен в общении: умеет слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета).
Правильная речь — это заслуга не только воспитателя и логопеда, а, прежде всего, Вас — родителей, тех, кому подражают Ваши крохи, для кого Вы — пример, пример не только в данный момент, а на всю жизнь.
Таким образом, благодаря нашей совместной работе мы сможем своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях (логопед раздает памятки по речевой готовности ребенка к школе).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая готовность ребенка к школе
Папка - передвижка для родителей...
Речевая готовность ребенка к школе.
Речевая готовность ребенка к школе. Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности ...
Консультация учителя-логопеда для родителей подготовительных к школе групп по теме: «Речевая готовность ребенка к школе».
Наиболее значимым для ребенка 7-ми лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и пов...
Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...
семинар практикум для родителей"Психологическая и речевая готовность ребенка к школе"сообщение и показ для родителей в какие речевые игры можно играть с массажными мячами ,учителя-логопеда Прокофьевой Е.Н. по теме: " Пальчиковая гимнастика как способ раз
познакомить участников семинара с играми с массажными мячами практически, какие речевые игры с мячом можно использвать ....
Семинар-практикум для родителей воспитанников подготовительных к школе групп «Речевая готовность ребенка к школе»
Семинар-практикум для родителей воспитанников подготовительных к школе групп «Речевая готовность ребенка к школе».Данный материал может быть полезен для воспитателей ДО и дл...
Презентация для воспитателей и родителей подготовительной к школе группе "Речевая готовность ребенка к школе"
Презентация для воспитателей и родителей подготовительной к школе группе "Речевая гоовность ребенка к школе"...