Работа воспитателя в логопедической группе.
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Демидова Галина Владимировна

Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей. Единственный путь осуществления логопедизации – это тесное взаимодействие логопеда и воспитателя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Консультация

Работа воспитателя в логопедической группе.

Учебно-педагогическую работу в логогруппе ведут логопед и два воспитателя. Работе в данной группе привлекаются наиболее опытные воспитатели.

В работе воспитателя логопедической группы можно выделить два основных направления

1.Коррекционно-воспитательное.

2.Образованельное

Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевого нарушения и процессов, тесно связанных с ним (память, внимание, мышление, восприятие), кроме того, существует ряд общеобразовательных мероприятий, предусмотренных программой дет\сада. К ним относятся умственное, нравственное, патриотическое, эстетическое воспитание детей, привитие им культурно-гигиенических навыков. Но коррекционно-воспитательное направление является наиболее значимым ведущим, общеобразовательное – подчиненным.

К коррекционным задачам воспитателя относится:

1.Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.

2.Проведение фронтальных занятий с учётом особенностей логопедических детей.

3.Пополнение и уточнение, активизация словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов.

4.Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей.

5.Развитие у детей внимания и памяти.

6.Совершенствования словесно-логического мышления ребёнка как одной из функций речи.

7.Развитие у детей артикуляционной и пальцевой моторики.

8.Устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого развития.

9.Развитие и совершенствование сохранных анализаторов.

10.Социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе.

11.Формирование познавательной активности, интереса к занятиям.

12.Создание доброжелательной обстановки в детском коллективе.

13.Укрепление веры детей в собственные возможности, сглаживание отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью.

Реализация указанных задач возможна на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей детей.

Общеобразовательные задачи:

1.Обучение на всех занятиях по всем разделам программы детского сада.

2.Воспитательная работа в соответствии с программой Д/с.

3.Работа с родителями

Взаимосвязь работы воспитателя и логопеда.

1.Соблюдение единства требований, предъявляемых детям.

2.Совместное планирование занятий.

3.Присутствие воспитателя на логозанятиях, а также логопеда на занятиях воспитателя.

4.Решение коррекционных задач на протяжении всего времени пребывания ребёнка в ДОУ.

Методическое оснащение:

1.Методическая, педагогическая, специальная логопедическая литература.

2.Картотеки – пальчиковой, артикуляционной, дыхательной гимнастики и физкультминуток.

3.Д/игры на развитие памяти, внимания, восприятия, словесно-логического мышления.

4.Д/игры на развитие фонематического слуха, звукобуквенного анализа, на автоматизацию, дифференциацию звуков, на обогащение и активизацию словаря.

5.Игровые упражнения на предупреждение дисграфии.

6.Подборка чистоговорок, скороговорок, загадок, пословиц.

7.Подборка небольших текстов для пересказов.

8.Наборы предметных картинок по лексическим темам и обучению грамоте.

9.Наборы серий сюжетных картинок для составления рассказов и пересказов.

10.Схемы для составления описательных рассказов по Ткаченко.

11.Карточки для определения места звука в слове.

12.Набор фишек для проведения звукового анализа слова.

13.Комплект полосок для работы над предложением, слоговым составом слова.

14.Речевые кроссворды, ребусы…

15.Набор тетрадей по подготовке руки к письму, по развитию связной речи.

16.Наборы букв, цифр.

17.Кассы букв, цифр.

18.Игры и пособия на развитие мелкой моторики пальцев рук.

19.Наборы мелкого настольного строительного материала, конструктора.

Требования к речи воспитателя.

Речь неторопливая. Темп спокойный, несколько замедленный. Речь выразительная, эмоциональная, хорошо интонированная. Проста и доступна для понимания, следует говорить чётко, ясно, артикулируя каждое слово, не искажая звуков, окончаний слов, сложные слова говорить по слогам. Речь должна быть грамотна, интересна по содержанию.

Основные направления коррекционной работы.

Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей. Единственный путь осуществления логопедизации – это тесное взаимодействие логопеда и воспитателя (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы).

Коррекционные задачи, стоящие

перед воспитателем логогрупппы.

1.Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.

2.Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.

3.Целенаправленная активизация отработанной лексики.

4.Упражнения в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.

5.Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на будефектном речевом материале.

6.Формирование связной речи.

7.Закрепление навыков чтения и письма.

Основные направления коррекционной

работы воспитателя.

1.Артикуляционнаягимнастика (с элементами дыхательной и голосовой) выполняется в течение дня 2-3 раза.

2.Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной 2- 3 раз в день.

3.Коррегирующая минигимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы выполняется ежедневно после сна.

4.Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда, закрепляющие звукопроизношение.

Работа проводится воспитателем по индивидуальным тетрадям детей. Содержание данных занятий определено программой:

а) проговаривание слогов, слов, предложений на закреплённый звук;

б) повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов;

в) повторение лексико-грамматических упражнений;

г) упражнения в звуко-слоговом анализе и синтезе;

д) упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.

5.Фронтальные занятия по программе ДОУ (и в соответствии с календарным планом логопедической работы).

Отличительной особенностью фронтальных занятий воспитателя в логогруппе является то, что кроме образовательных и воспитательных задач перед ним стоят и коррекционные задачи, непосредственно связанные с темой каждого занятия.

6.Коррекционная работа вне занятий: во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях. Особая значимость этой работы в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.

Список используемой литературы.

1.Программа Т. Б. Филичевой, Т. Чиркиной «Обучения и воспитания детей с нарушением речи»

2.В. В. Коноваленко «Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе».

3. Т. А. Ткаченко «Если дошкольник плохо говорит»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы воспитателя в логопедической группе детского сада.

Вся сфера деятельности детских садов для детей с нарушениями речи должна быть подчинена устранению дефекта речи и развитию общих качеств и свойств личности ребенка....

Коррекционно - развивающая работа воспитателя в логопедической группе

Коррекционно - развивающая работа воспитателя в логопедической группе. Определены цели, задачи и содержание работы воспитателя в логопедической группе....

Некоторые аспекты работы воспитателя в логопедической группе

Воспитатель, совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевого нарушения, а так же процессов, тесно связанных с ним, и, кроме того, осуществляет ряд общеобразовательных мероприятий, преду...

Коррекционно-воспитательная работа в группе для детей с нарушениями речи. Работа воспитателей на логопедических группах.

Успех коррекционной логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях специализированного детского сада или группы для детей с речевой патологией во многом зависит от слаженности в работе...

Коррекционно-развивающая работа воспитателя в логопедической группе ДОУ

материал будет интересен педагогам, работающим с детьми с нарушенями речи...

Особенности работы воспитателя в логопедической группе детского сада

Комплексно-тематическое планирование образовательной работы в подготовительной группе...

"Работа воспитателя в логопедической группе с общим недоразвитием речи"

Обучение детей чтению и письму, имеющим отклонения в речи....