Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста
консультация по логопедии (средняя группа)

Савкина Татьяна Сергеевна

Сказка-шумелка – это повествование сказки с использованием музыкальных и шумовых инструментов и звукоподражания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_narodnogo_folklora_v_dou.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

(Слайд 1) Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста

(Слайд 2) Детский фольклор – это особенная часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в жизни каждого народа. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие.

(Слайд 3) Каждый педагог выбирает различные вариативные формы использования фольклора в жизни детей. Мы работаем в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Наши ребята не всегда могут выйти на театральную сцену, ввиду индивидуальных особенностей речевого развития. Однако, каждый ребенок по-своему театрал, творец и уникальная личность.  Нами подобран оптимальный  механизм приобщения ребят к народной культуре и фольклору с использованием педагогической технологии «Сказка-шумелка». Это уникальная форма взаимодействия позволяющая освоить основы народной культуры и перейти от невербального общения к театрализованным действиям.

(Слайд 4) Сказка-шумелка – это повествование сказки с использованием музыкальных и шумовых инструментов и звукоподражания.

(Слайд 5) Рассказывание сказок с помощью детских шумовых инструментов - одна из самых доступных форм ознакомления ребенка с миром музыки, природы, с окружающим миром и др. Игра на детских шумовых инструментах - развивает музыкальный слух, ритм, музыкальную память, формирует навыки вербального и невербального общения, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию. Отличительной особенностью данной работы является творческое озвучивание сказок.

(Слайд 6) Это очень увлекательный и интересный процесс. После прослушивания сказок вместе с детьми имитируем различные движения и звуки, соответствующие ситуациям сказки (шум дождя, полёт бабочки, голос лягушки). Затем к каждому герою подбираем похожие по звучанию инструменты, передаем ритм (бежит лиса, скачет лошадка, прыгает заяц), изготавливаем атрибуты. Данные игровые упражнения помогают озвучить тексты не только русских народных, но и авторских сказок.

(Слайд 7) Народные сказки, заклички, пословицы и поговорки ребята осваивают, познают их смысл более успешно при практическом разборе, действенном переживании ситуации, через подбор озвучивающих элементов (шумелок).  

(Слайд 8) В данном случае очень важна методика рассказывания сказки-шумелки

  1. Сказка должна быть выучена так, чтобы можно было рассказывать почти наизусть.
  2. Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.
  3. Выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму.
  4. Нужно заранее определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки, смысловые акценты и паузы в тексте.
  5. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.
  6. Следует тщательно продумывать окончание историй. Стремиться к тому, чтобы оно было ярким, оригинальным.

(Слайд 9) Мы стараемся дать детям более полно проявить свои творческие возможности, ближе соприкоснуться с миром народной культуры, музыки и природы.

(Слайд 10) В процессе работы заметили, что музыкальные инструменты для детей – всегда интересны и притягательны. Дети с удовольствием играют на таких музыкальных инструментах, как барабан, погремушки, колокольчики, металлофон, дудки, свистульки, а особенно на самодельных, которые изготовили совместно с родителями. С помощью звучащих игрушек, ребенок по-иному воспринимает окружающий мир, более внимательно относится к звуку, с большой активностью включается в совместные инсценирования и музицирования, переживает содержание народных сказаний. Детей привлекает не только звучание инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей – либо помощи извлекать из них звуки.

(Слайд 11) Используя на практике инновационную деятельность «Сказки – шумелки» мы пришли к выводу, что, играя на самодельных инструментах, дети изучают и исследуют мир, формируют пассивный словарь, учатся взаимодействовать друг с другом, примеряют на себя различные образы. Постепенно вводим речевое сопровождение сказок и приобщаем ребят к миру театра.

(Слайд 12) А самая большая ценность детского творчества, которая рождается в процессе игры и импровизации, в том, что оно сопровождается радостью, удовольствием и проявлением индивидуальности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию: «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста» 2018-2023г.г.

Цель:  Развитие познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста средствами фольклора. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентност...

«Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста»

в консультации речь идет об использовании народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста...

План самообразования по теме: «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста» на 2019-2020 г.

Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника. Фольклор способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей, дает прекрасные образцы р...

Опыт работы «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"

Опыт работы «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"...

«Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста»

Детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих  поколений.  А  это  позволяет  им ...

План самообразования на тему: «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста»

Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, ре...