Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста
консультация по логопедии (средняя группа)
Сказка-шумелка – это повествование сказки с использованием музыкальных и шумовых инструментов и звукоподражания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_narodnogo_folklora_v_dou.docx | 20.33 КБ |
Предварительный просмотр:
(Слайд 1) Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста
(Слайд 2) Детский фольклор – это особенная часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в жизни каждого народа. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие.
(Слайд 3) Каждый педагог выбирает различные вариативные формы использования фольклора в жизни детей. Мы работаем в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Наши ребята не всегда могут выйти на театральную сцену, ввиду индивидуальных особенностей речевого развития. Однако, каждый ребенок по-своему театрал, творец и уникальная личность. Нами подобран оптимальный механизм приобщения ребят к народной культуре и фольклору с использованием педагогической технологии «Сказка-шумелка». Это уникальная форма взаимодействия позволяющая освоить основы народной культуры и перейти от невербального общения к театрализованным действиям.
(Слайд 4) Сказка-шумелка – это повествование сказки с использованием музыкальных и шумовых инструментов и звукоподражания.
(Слайд 5) Рассказывание сказок с помощью детских шумовых инструментов - одна из самых доступных форм ознакомления ребенка с миром музыки, природы, с окружающим миром и др. Игра на детских шумовых инструментах - развивает музыкальный слух, ритм, музыкальную память, формирует навыки вербального и невербального общения, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию. Отличительной особенностью данной работы является творческое озвучивание сказок.
(Слайд 6) Это очень увлекательный и интересный процесс. После прослушивания сказок вместе с детьми имитируем различные движения и звуки, соответствующие ситуациям сказки (шум дождя, полёт бабочки, голос лягушки). Затем к каждому герою подбираем похожие по звучанию инструменты, передаем ритм (бежит лиса, скачет лошадка, прыгает заяц), изготавливаем атрибуты. Данные игровые упражнения помогают озвучить тексты не только русских народных, но и авторских сказок.
(Слайд 7) Народные сказки, заклички, пословицы и поговорки ребята осваивают, познают их смысл более успешно при практическом разборе, действенном переживании ситуации, через подбор озвучивающих элементов (шумелок).
(Слайд 8) В данном случае очень важна методика рассказывания сказки-шумелки
- Сказка должна быть выучена так, чтобы можно было рассказывать почти наизусть.
- Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.
- Выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму.
- Нужно заранее определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки, смысловые акценты и паузы в тексте.
- Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.
- Следует тщательно продумывать окончание историй. Стремиться к тому, чтобы оно было ярким, оригинальным.
(Слайд 9) Мы стараемся дать детям более полно проявить свои творческие возможности, ближе соприкоснуться с миром народной культуры, музыки и природы.
(Слайд 10) В процессе работы заметили, что музыкальные инструменты для детей – всегда интересны и притягательны. Дети с удовольствием играют на таких музыкальных инструментах, как барабан, погремушки, колокольчики, металлофон, дудки, свистульки, а особенно на самодельных, которые изготовили совместно с родителями. С помощью звучащих игрушек, ребенок по-иному воспринимает окружающий мир, более внимательно относится к звуку, с большой активностью включается в совместные инсценирования и музицирования, переживает содержание народных сказаний. Детей привлекает не только звучание инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей – либо помощи извлекать из них звуки.
(Слайд 11) Используя на практике инновационную деятельность «Сказки – шумелки» мы пришли к выводу, что, играя на самодельных инструментах, дети изучают и исследуют мир, формируют пассивный словарь, учатся взаимодействовать друг с другом, примеряют на себя различные образы. Постепенно вводим речевое сопровождение сказок и приобщаем ребят к миру театра.
(Слайд 12) А самая большая ценность детского творчества, которая рождается в процессе игры и импровизации, в том, что оно сопровождается радостью, удовольствием и проявлением индивидуальности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию: «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста» 2018-2023г.г.
Цель: Развитие познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста средствами фольклора. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентност...
«Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста»
в консультации речь идет об использовании народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста...
План самообразования по теме: «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста» на 2019-2020 г.
Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника. Фольклор способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей, дает прекрасные образцы р...
Опыт работы «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"
Опыт работы «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"...
«Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста»
Детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. А это позволяет им ...
План самообразования на тему: «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста»
Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, ре...