«Периоды становления грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста и работа над речевыми ошибками детей»
консультация по логопедии (младшая, средняя группа)

Дергунова Светлана Владимировна

В консультации для педагогов ДОУ раскрываются основные периоды становления речи младших дошкольников и методы исправления речевых ошибок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_gramstroymicrosoft_word.docx26.89 КБ

Предварительный просмотр:

Городское методическое объединение педагогов групп, раннего, младшего, среднего дошкольного возраста.

Сообщение

«Периоды становления грамматического

строя речи у детей младшего

дошкольного возраста

и работа над речевыми ошибками детей»

Подготовила: учитель-логопед

МБДОУ ДС № 19 г. Кузнецка

Дергунова С. В.

Кузнецк, 2023 г.

Помните шутку про мальчика, которого родители считали немым? Он молчал год, два, пять… пока однажды за столом вдруг не произнес громко и внятно: «Каша несоленая!»

- Ты можешь говорить! Что же ты раньше молчал? – со слезами кинулись к нему счастливые родители.

- А раньше с кашей все было в порядке, - пояснил ребенок.

Шутки – шутками, а некоторые современные методики постановки речи вынуждают вспомнить этот анекдот.

Развитие грамматического строя речи – один из наиважнейших разделов формирования речи детей. Так как то, что мы с вами не смогли сформировать и исправить дети понесут с собой в жизнь.

Нередко дети, не имеющие проблем в умственном развитии, испытывают трудности в овладении грамматическим строем речи. Этому есть несколько причин, одна из них недостаточность опыта общения.

Дефицит общения – проблема развития речи детей. Наша с вами задача компенсировать недостающее. Еще Эльконин подчеркивал, что овладение грамматическим строем происходит на основе диалогической речи ребенка и взрослого. И по его мнению овладение языком в раннем детстве служит основой для всего психического развития ребенка.

Первый период усвоения речи является развитие у ребенка понимания обращенной речи. Оно выражается в реакции ребенка на слово.

Второй период характеризуется появлением активной речи. До 1 г 10 мес – время однословного предложения и предложения из 3-4 слов. В это время грамматическое выражение или отсутствует, или является частичным.

Третий период усвоения грамматической структуры с 1г. 10 мес. до 3 лет. Это период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и быстрым ростом разных типов простого и сложного предложений. Формирование первых форм: число, падеж, время, словоизменения, усвоение служебных слов.

Четвертый период от 3 до 7 лет происходит практическое усвоение морфологической системы, типов склонения и спряжения. Замечено, что число грамматических ошибок значительно возрастает на пятом году жизни во время роста активного словаря и расширении сферы общения. Ребенок не всегда успевает запомнить грамматические нюансы распространенного предложения, которым он начал пользоваться.

В работе над формированием грамматического строя речи можно выделить следующие направления: предупреждать появление ошибок, эффективно исправлять ошибки, совершенствовать синтаксическую сторону речи, развивать чуткость и интерес к форме своей речи.

"Закономерности" ошибок в детской речи важно знать для понимания процесса развития речи. Кроме того, родители и воспитатели должны знать, как относиться к ошибкам ребятишек.

Какие же ошибки наиболее типичны и чем они интересны? В отношении глаголов наиболее частой ошибкой является построение глагольных форм по образцу одной, более легкой для ребенка. Например, все дети в определенном возрасте говорят: вставаю, лизаю, жеваю и т. д. "Прожевал, наконец?" - -"Жеваю", "Ну, вставай, хватит валяться!" - "Вставаю, вставаю!"

Такая форма не изобретена ребенком, он ведь постоянно слышит: ломаю, ломаешь, засыпаю, засыпаешь и т. д., и, конечно, малышу проще использовать одну стандартную форму глагола. Кроме того, артикуляция слов "лизаю", "жеваю" легче, чем слов "лижу", "жую". Поэтому, несмотря на поправки взрослых, ребенок упорно говорит по-своему.

Ученые, изучавшие развитие детской речи, отметили, что когда ребенок усваивает какую-нибудь одну форму языкового значения, то далее он распространяет ее на другие.

У маленьких детей, как указывает советский лингвист, доктор филологических наук Александр Николаевич Гвоздев, очень часто наблюдается употребление прошедшего времени глаголов только в женском роде (с окончанием на "а"). "Я попила чай", "Я пошла" и тому подобное говорят и мальчики. Процесс освоения ребенком грамматического строя связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. И нарушения этой деятельности мы очень часто встречаем, когда к нам приходят шестилетние дети, не усвоившие понятие рода. Причина этой очень частой ошибки неясна; возможно, она лежит в большей легкости артикуляции. Но иногда может являтся показателем более сложных интеллектуальных нарушений.

Основные грамматические ошибки заключаются в неправильном применениии падежных окончаний – карандашов, ежов, у кукле, папа подарил мне слоненочек, в лесе, много дерев, ведров ; в склонениях несклоняемых существительных – на пальте, на пианине ; в образовании множественного числа – ягненки, котенки; в образовании форм причастий – сошитая, поломатая; и очень часто в согласовании числительных с существительными – двое домов, три карандаш. Ну, на самом деле, почему столы - столов, а стулья - уже стульев?! Не справляясь со сложностью грамматики русского языка, малыши образуют падежные окончания по какому-нибудь уже усвоенному образцу. "Возьмем все стулы и сделаем поезд", - предлагает трехлетний Женя своему приятелю. "Нет, - возражает тот, - здесь мало стулов". А вот Гера 3 лет 8 месяцев уже хорошо запомнил, что множественное число от слова-"стул" - "стулья": "У меня в комнате два стулья, а у тебя скоко?"

Очень типичны ошибки, которые дети делают в употреблении сравнительной степени имен прилагательных. В этом случае опять четко проявляется подражание ранее усвоенной форме. Мы говорим: длиннее, смешнее, беднее, веселее и т. д. Большое количество имен прилагательных в сравнительной степени имеют такую форму. Удивительно ли, что малыши говорят: хорошее, плохее, высокее, короткее и т. д.

"Ты у нас хороший мальчик!" - "А кто хорошее, я или Слава?", "Мне близко до садика идти".--"Нет, мне близее".

Ребятишки без всякого смущения образуют сравнительную степень даже от имен существительных. "А у нас есть сосны в саду!" - "Ну и что? А наш сад все равно соснее!"

Все эти примеры показывают, что типичные ошибки в детской речи связаны с тем, что грамматические формы образуются по немногим, ранее усвоенным образцам.

Методика исправления ошибок в достаточной степени разработана О. И. Соловьевой, А. М. Бородич.

Обычно взрослые ограничиваются тем, что посмеются над забавным искажением слова. Но ошибки, которые являются типичными, нужно обязательно поправить. Если на них не обращать внимания, речь ребенка очень надолго останется неправильной.

Не следует также пересказывать детские слова и фразы с ошибкой как анекдоты, особенно в присутствии самих ребятишек. Дети очень гордятся тем, что им удалось рассмешить взрослых, и начинают коверкать слова уже умышленно. Самое лучшее - спокойно поправить ребенка, не делая из ошибки остроты или повода для обиды.

Ни в коем случае нельзя повторять за ребенком неправильную форму, а предлагать ему подумать, как сказать правильно. Нужно сразу дать ребенку образец правильной речи и предложить повторить его.

С детьми младшего возраста исправление грамматических ошибок заключается в основном в том, что воспитатель, исправляя ошибку, по-другому формулирует фразу или словосочетание. Например, ребенок сказал: «Мы поставили на стол тарелку и много ложков и чашков». — «Правильно, вы хорошо накрыли стол к чаю, положили много ложек и поставили много чашек», — подтверждает воспитатель.

В качестве образца используем пример речи одного из детей. В редких случаях очень осторожно детей привлекают к исправлению ошибок.

При исправлении ошибок не следует быть слишком навязчивым, необходимо учитывать обстановку, быть внимательными и чуткими собеседниками.

Еще одним из важнейших факторов, способствующих формированию грамматического строя является речь педагога. Зачастую дома дети не слышат грамотную речь, поэтому воспитатель обязан быть носителем грамотной речи. Ведь речь взрослых может принести дошкольнику как пользу, так и вред. Например, ребенок зачастую подражает взрослым, копируя их ошибки. Важно подавать культурный и верный речевой пример. А мы сплошь и рядом слышим от воспитателей и родителей «ложить» и «свеклА». Если взрослые говорят правильно, внимательно относятся к речи окружающих, дети перенимают их манеру общения. Не стоит забывать, что перенимают и неряшливую манеру, поэтому важно следить за собой при воспитании дошкольников. Это профессиональный долг педагога и обязанность любящих родителей. Первые прививают базовую часть правильной речи на практических занятиях, а вторые при воспитании в повседневном общении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование логопедической работы по речевому развитию детей с ОНР (на основе «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группы детского сада для детей с общим недоразвитием речи(с 4 до 7 лет)Н.В.Нищевой») средняя группа

Перспективное планирование по речевому развитию детей С ОНР разработанное на основе коррекционной программы Н.В. Гищевой, расчитан на 36 неднль, 144 занятия в год....

Рекомендации для родителей "Как относиться к речевым ошибкам детей"

В материале представлены часто употребляемые детьми грамматические ошибки в речи, а также даны рекомендации родителям по их исправлению....

"Как относиться к речевым ошибкам детей"

Данная методическая рекомендация предназначена как для родителей, так и для педагогов ДОУ....

Как относиться к речевым ошибкам детей?

Как относиться к речевым ошибкам детей с ОНР и дизартрией?...

Консультация для родителей "Как относиться к речевым ошибкам детей"

Возрастные особенности детей при усвоении звуков родного языка, речевые ошибки детей 2, 3, 4 - х летнего возраста...

К КАК ОТНОСИТЬСЯ К РЕЧЕВЫМ ОШИБКАМ ДЕТЕЙ?

Ученые, изучающие развитие детской речи, отмечают, что ко­гда ребенок усваивает какую-нибудь одну форму языкового зна­чения, то он распространяет ее и на другие. Иногда это обобщение языковой ...