консультация для родителей
консультация по логопедии

Заблоцкая Наталья Анатольевна

консультация для родителей: «Ребенок не говорит, трудности на пути овладения родным языком»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для родителей32.56 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Ребенок не говорит, трудности на пути овладения родным языком»

Самым первым и, пожалуй, самым трудным барьером будет способность и желание родителей "увидеть" проблему. Особенно, если родители работают с утра до ночи и воспитанием ребенка занимаются бабушка или няня.

Барьер второй. Всё чаще закрадываются сомнения по поводу отсутствия речи у ребенка. И это не удивительно, ведь сверстники уже говорят слова и фразы, а Ваш малыш молчит или в лучшем случае лепечет, что-то на ему одному понятном языке. Вот тут-то и найдутся доброжелатели, которые успокоят и посоветуют не паниковать, а подождать когда "всё само пройдёт". Не пройдёт! Во всяком случае, бесследно. Что делать? Конечно, не слушать подобных советов, а обратиться за помощью к специалистам. Запомните простую истину - чем раньше нормализована речь ребенка, тем более благоприятным будет прогноз его дальнейшего развития.

Своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов.

Особенно продуктивным и важным является период от 0,8-1 года до 3-4 лет. В течение этого времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. К 3-4 годам его словарь состоит примерно из 800-1000 слов. Он овладевает умением строить основные виды предложений с соблюдением норм грамматического оформления. Четырехлетний ребенок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию.

Рассмотрим, как развивается речь малыша

Форма речи

Примерный возраст появления

1

Интонирует крики (Вы можете различать крики удовольствия и неудовольствия)

1-2 месяца

2

Гуканье, гуление (ребенок повторяет за вами или самостоятельно произносит отдельные слоги, как будто играет с ними)

1,5-3 месяца

3

Лепет (Ребенок повторяет за вами и сам произносит что-то похожее на слова, но состоящее из одинаковых слогов)

4-5 месяцев

4

Лепетные слова (Ребенок использует в речи "нянькин язык": слова состоят из двух-трех открытых слогов (ляля, тата, кука и др.), много звукоподражаний (би-би, гав-гав, пи-пи и проч.)

8 месяцев - 1 год 2 месяца

5

Двусловные предложения (Ребенок, общаясь с вами, объединяет два слова, например: дай пи (дай пить), папа нет (папы нет дома) и т.п.)

1 год 6 месяцев - 2 года 2 месяца

6

Активный рост словаря (Ребенок спрашивает, как это называется)

1 год 9 месяцев - 2 года 6 месяцев

7

Появление грамматических форм слова (ребенок начинает изменять слова в речи по числам, родам, падежам и др.)

2 года 4 месяца - 3 года 6 месяцев

8

Словотворчество (Ребенок "сочиняет" свои слова, но при этом использует законы родного языка)

2 года 6 месяцев - 3 года 5 месяцев

9

Ребенок проговаривает свои действия, когда он один играет с игрушками или занят еще каким-то делом

2 года 6 месяцев - 3 года 6 месяцев

Признаки благополучного развития речи у ребенка

Признаки неблагополучного развития речи у ребенка

• Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.

• У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.

• Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.

• Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.

• Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.

• Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам

Ребенок развивается с задержкой.

• Ребенок перенес тяжелые заболевания.

• У ребенка есть неврологические заболевания.

• Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.

• Когда ребенок слышит просьбу "Повтори" или "Скажи это еще раз", он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал.

• Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью ("самостоятельный" ребенок).

• Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания "Скажи еще раз лучше" не реагирует.

• Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников

Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребенка, значит Вашему ребенку необходима помощь!


Почему у ребенка речь формируется с задержкой?

Неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, либо, наоборот, в гиперопеке. И в том, и в другом случае у ребенка не формируется мотивация речевого общения. В первом случае не к кому обращаться, во втором - незачем, все и так будет сделано вовремя. Часто проявления недоразвития усугубляются личностными особенностями ребенка, склонного к упрямству, своеволию, истерическим реакциям.

Задержка темпов речевого развития, обусловленная снижением мотивации общения, при своевременно начатой работе и при изменении условий воспитания обнаруживает тенденцию к быстрой и полной коррекции.

Несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы или неврологические заболевания. Такое недоразвитие требует не только изменений условий воспитания, но и помощи специалиста. Коррекция занимает более продолжительное время и требует больших сил и внимания.

Стойкий речевой негативизм. Речевой негативизм, или отказ от речи, может выражаться активно и пассивно, но в любом случае ребенок отказывается говорить не только по приказу родителей, но и в любых ситуациях. Родители часто описывают такое положение дел, когда ребенок единожды произносит какое-либо слово, как бы пробует его "на вкус", и больше его не повторяет в течение месяцев. Родители сначала просят повторить за ними слово, потом умоляют, требуют, в конце концов, наказывают. Но это приводит только к одному: со временем все задания, требующие от ребенка словесных реакций, активно им игнорируются или отвергаются.

Если, вы хотите помочь своему ребенку, забудьте слова "скажи" и "повтори" хотя бы на первое время!

Отсутствие помощи в раннем дошкольном возрасте, что приводит к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Это нарушение процесса общения и обусловленные им трудности адаптации в детском коллективе и речевой негативизм, своеобразие эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, вторичная задержка познавательной деятельности, трудности в овладении всей школьной программой, особенно по русскому языку.

Эффективна коррекционная помощь, оказываемая в возрасте от 2,5 до 5 лет. Мы не столько исправляем речь, сколько формируем ее. В результате можно добиться полной компенсации речевого недоразвития еще до поступления ребенка в школу.

Чем раньше вы обратите внимание на уровень развития речи вашего ребенка, чем раньше вы окажете ему помощь, тем эффективнее она будет. Дорогу осилит идущий…

Что можно почитать или скорая книжная помощь:

  1. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона.
  2. Громова О.Е. Стимульный материал для развития речи детей раннего возраста.
  3. Громова О.Е. Топ-топ. Бух. Речь: Первые глаголы: Для детей до 2 лет.
  4. Громова О.Е. Вот я какой! Речь: Первые глаголы: Для детей до 2 лет.
  5. Громова О.Е. Алло! Ляля?: Речь; Первые глаголы: До 2 лет.
  6. Громова О.Е. Павлова Л.Н. Еще про Зайку: Развитие речи 2-4 года.
  7. Громова О.Е. Путь к первым словам и фразам: Пособие для родителей.
  8. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста, Москва, 2007
  9. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? - М., 2004.
  10. Давидович Л.С., Резниченко Т.С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? - М., 2001.
  11. Дедюхина Г.В., Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. - М.: Издательский центр Техинформ МАИ, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...