Роль артикуляционной гимнастики в становлении речи
консультация по логопедии
Значение артикуляционной гимнастики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_artikulyatsionnoy_gimnastiki.docx | 19.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Речь не является врождённой способностью человека, она формируется у ребёнка постепенно, вместе с его ростом и развитием.
Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми.
Не все дети – дошкольники могут самостоятельно освоить правильное произношение отдельных звуков русского языка, а взрослые не всегда улавливают на слух искажённое произношение того или иного звука или не придают ему особого значения, полагая, что с возрастом эти недостатки сами собой исправятся.
Можно услышать такие слова взрослых: «Что же ты никак не научишься правильно говорить? Все твои товарищи уже хорошо говорят! И ты старайся. Скажи: «Миша надел шубу, шапку и пошёл в сад». Ребёнок очень старается, ему хочется сказать правильно, но он не умеет произносить ш, ж, и у него получается: «Миса надел субу, сапку и посол в сад». Ребёнку нужно умело и вовремя помочь, а не ограничиваться, требованиями говорить лучше.
Бывает, что взрослые для исправления произношения предлагают слишком трудный и неудачно подобранный материал, например такие скороговорки: «Ехал Грека через реку. Видит Грека в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку – цап!»
Некоторые воспитатели не любят вызывать ребёнка, страдающего недостатками произношения, для рассказывания и декламации перед всей группой. А товарищи иногда смеются над его неправильной речью. В таких случаях ребёнок может постепенно обосабливаться от своих сверстников, а это ещё больше задерживает развитие его речи и отрицательно влияет на характер: появляется раздражительность, замкнутость, обидчивость, а некоторые становятся шалунами, выискивая, чем бы заняться, пока все дети группы заняты чтением и рассказыванием.
Нередко дети с неправильным произношением многих звуков несколько отстают в развитии, так как их речь бывает малопонятной, что нарушает контакт с окружающими, мешает формированию фразовой речи, а, следовательно, сказывается и на логическом мышлении.
Чтобы помочь этим детям необходимо выполнять специальные упражнения в игровой форме и воспитателям в детском саду и родителям дома с детьми.
Следует уделять внимание не только детям с поздним развитием речи, но и детям с ранним развитием речи. Родители любят демонстрировать окружающим речь таких детей, а это может привести к тяжёлым осложнениям.
Неправильное произношение приносит детям много огорчений и трудностей в детском саду, а в школе эти трудности возрастают. Недостатки устной речи очень часто влияют на письменную речь. Ребёнок плохо справляется со звуковым анализом слов, часто вместо одной буквы употребляет другую, пишет так, как говорит.
Поэтому работа воспитателей детских садов и родителей по исправлению неправильного звукопроизношения будет способствовать своевременному устранению этих недостатков и в дальнейшем успешному обучению таких детей в школе.
Правильное звукопроизношение не является врождённой способностью, оно формируется постепенно, вместе с ростом и развитием ребёнка. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. К тому же, правильная, хорошо развития речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения увеличивается год от года. Поэтому воспитание правильной и чистой речи у ребёнка – одна из важных задач в общей системе работы по родному языку в детском саду.
Воспитание чистой речи у детей в дошкольном возрасте – одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами и родителями. Формирование у детей правильного звукопроизношения, чёткой дикции происходит, прежде всего, под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия.
Речь ребёнка формируется постепенно. И в каждый момент её становления родители и воспитатели могут помочь быстрее и правильнее овладеть ею. В дошкольном возрасте немалое значение для развития речи имеет правильное произношение звуков.
Длительное пребывание ребёнка в дошкольном учреждении создаёт благоприятные условия для проведения систематической работы по развитию его звуковой стороны речи. Но одним из важных условий решения задач по звуковой культуре речи является полноценная работа артикуляционного аппарата.
Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба).
Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна специальная артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированной работы органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики – совершенствование движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и подготовка речевого аппарата к речевой нагрузке.
У ребёнка органы артикуляции (губы, зубы, язык) развиты ещё слабо, поэтому следует помочь ему в подготовке мышц, участвующих в речевом акте. Жевание, сосание, глотание способствуют развитию крупных мышц, а для процесса говорения необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Этому и призвана помочь артикуляционная гимнастика, которая не только развивает речевой аппарат, но и является эффективным средством профилактики некоторых речевых нарушений.
Правильное и систематическое проведение артикуляционной гимнастики в дошкольном возрасте способствует продуцированию детьми правильных звуков, а впоследствии – усвоению слов сложной слоговой конструкции.
Упражнения должны быть понятны ребёнку, доступны, желательно заранее разучены перед зеркалом. Выполняя под руководством педагогов или родителей упражнения, дети постепенно вырабатывают артикуляционные уклады, необходимые для произношения определённых групп звуков (свистящих [с], [з], [ц]; шипящих [ш], [ж], [ч], [щ]; сонорных [л], [р]).
Проводить артикуляционную гимнастику с ребёнком необходимо ежедневно по 2-3 раза в день, продолжительностью 10-15 минут, для того чтобы язык и губы приобрели необходимую подвижность и двигательные навыки закрепились. В случае, если ребёнок выполняет какое – то упражнение недостаточно хорошо, то это упражнение отрабатывается отдельно от общего комплекса упражнений. Все упражнения проводятся под счёт взрослого в медленном темпе и повторяются по 5-6 раз.
Выполняются артикуляционные упражнения как сидя, так и стоя.
Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается.
Наиболее эффективно выполнение артикуляционных упражнений под счёт, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно – голосовыми упражнениями (упражнения выполняются от 5 до 10-15 раз).
При отработке правильного звукопроизношения педагогу необходимо чётко знать артикуляционный уклад каждого звука, т.е. в каком положении при произнесении того или иного звука находятся губы, зубы, язык и голосовые связки. Поэтому перед началом работы с детьми педагогу следует изучить положение всех органов артикуляционного аппарата, произнося изучаемый звук изолированно от других перед зеркалом. Если при этом возникают затруднения, педагогу следует воспользоваться учебными пособиями по логопедии.
Когда артикуляционный уклад звука будет педагогом усвоен, следует заняться подбором артикуляционных упражнений, они помогут выработать правильный артикуляционный уклад.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научиться говорить правильно, чётко и красиво.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
- улучшить кровообращение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
- увеличить амплитуду движений;
- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;
- подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.
Упражнения артикуляционной гимнастики должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество их выполнения.
Рекомендации к проведению упражнений:
- сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?
- Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
- Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
- Занимаясь с детьми 3-4 летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.
- К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.
- В 6-7 летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.
Эффективность упражнений, направленных на развитие речи от соблюдения следующих условий:
- систематичность проведения речевых разминок;
- размещение упражнений в порядке нарастающей сложности;
- вариативность упражнений;
- развитие и воспитание внимания.
Выполнение артикуляционных упражнений для речевого аппарата помогут в его укреплении. Проводить эти упражнения желательно с самого раннего возраста, как в профилактических целях, для предупреждения неправильного произношения, так и для коррекции уже имеющихся нарушений.
Когда упражнения артикуляционной гимнастики достаточно чётко будут выполняться детьми, тогда можно будет переходить к комплексам артикуляционных упражнений по постановке звуков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация: Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы о...
Индивидуальное открытое логопедическое занятие для педагогов Тема: «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи ребенка» Лексическая тема: «Зима»
Программные задачи:развивать подвижность мимико-артикуляционных мышц;продолжать работу над выработкой четких артикуляционных позиций губ и языка;улучшать координацию движений пальцев рук;вырабат...
Родительское собрание на тему: «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи»
ЦЕЛЬ: «Дать информацию родителям о том, какую роль играет артикуляционная гимнастика в развитии речи ребенка»....
Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей
Цель артикуляционной гимнастики.Рекомендации по проведению артикуляционных упражнений.Организация проведения артикуляционной гимнастики...
Консультация для родителей «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей»
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие д...
«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей»
Консультация для родителей по артикуляционной гимнастике в развитии речи дошкольников. Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики. Организация проведения артикуляционной гимнасти...
Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА...