Использование двигательной активности на логопедических занятиях.
консультация по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
«Использование двигательной активности на логопедических занятиях»
Добрый день, уважаемые коллеги. Есть такое известное выражение: Движение – это жизнь. Могу добавить: Движение это речь.
С каждым годом растет число детей с речевыми проблемами, характер проблем тоже меняется в худшую сторону, нарушения становятся тяжелее. С чем это связано? Причин много, они разные, и не редко они связаны с движением. В современном обществе становится всё меньше стимулов для естественных движений. Дети перестали двигаться, с самого раннего возраста они буквально «прирастают» к телевизорам и планшетам. Родителям так спокойнее, дети не пристают к ним с вопросами, им не нужно читать сказки, да и бегают меньше, коленки будут целее. Правда, ведь, так легче. Родители облегчают себе жизнь, не думая о последствиях. И когда они приходят к логопеду с пятилетним ребенком, с целым букетом отсутствующих звуков, конечно, они не видят своей вины. Чаще всего в этом виноват папа или дедушка, которые поздно заговорили….
Для гармоничного развития организма человека необходима двигательная активность. Низкий её уровень – гипокинезия – один из серьёзнейших «факторов риска». В результате гипокинезия – лишний вес, снижение функций организма, различные заболевания.
Логопедия – важное звено цепи здоровьесберегающих технологий. Все систематически проводимые на занятиях упражнения, связанные с речью, с двигательной активностью, комплексно воздействуют на коррекцию речи. И моя задача на логопедических занятиях подобрать такие формы и методы обучения детей-логопатов, которые целенаправленно будут стимулировать двигательную и речевую активность детей, влиять на коррекцию речевого развития.
Я выделила пять основных методических приёмов и форм развития речи с помощью движения:
- Логоритмика, как «терапия движением».
Главная задача логопедической ритмики – это содействие логопедической работе по коррекции речи детей путём использования различных упражнений, предусматривающих сочетание музыки, движения и речи. Логоритмика отлично приспосабливает организм ребёнка отвечать на определённые раздражители (слуховые, зрительные), установливает равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, успокаивает слишком возбуждённых детей и растормаживает заторможенных, регулирует неправильные и лишние движения.
- Артикуляционная гимнастика
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. При отборе материала надо соблюдать определённую последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально, в игровой форме. Для развития артикуляционной моторики на логопедических занятиях проводятся различные упражнения для губ, языка, нижней челюсти.
- Сделал дедушка качели,
На качели внуки сели.
Вверх – ух! Вниз – ух!
У всех захватывает дух!
Я конфетку за щеку
Спрятать быстренько смогу.
Угадайте, детки,
Где сейчас конфетка?
- Развитие мелкой моторики
Значительны упражнения для пальцев рук и кистей.
Происходит развитие:
- Статической координации.
- Развивается динамическая координация.
- Развивается двигательная память.
- Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующими влияниями на развитие речи являются «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга».
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один!
Эта долька для ежа,
Эта долька для чижа,
Эта долька для утят,
Эта долька для котят,
Эта долька для бобра,
Ну, а волку – кожура.
Он сердит на нас – беда!
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я!
Вот и вся моя семья!
В домик прячемся – сюда!
- Физкультурные минутки
Поскольку дети данного возраста не могут длительное время сосредотачивать внимание, подвержены быстрому утомлению, то особенно актуальна такая форма работы, как физкультурные минутки.
В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируется недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас, в умело подобранном несложном стихотворении, считалке, чистоговорке, отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал.
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветерок все тише, тише
Деревцо все выше, выше
Три медведя шли домой:
Папа был большой-большой.
Мама с ним поменьше ростом,
А сынок – малютка просто.
Очень маленький он был,
С погремушками ходил.
Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь.
- Упражнения на коррекцию диспраксии.
Диспраксия (синдром «неуклюжего ребенка», координационная неловкость, трудности двигательных реакций) - это такое расстройство двигательной системы, когда ребенок с трудом координирует свои действия во время выполнения сложных и целенаправленных движений, но при этом у него нет ни параличей, ни нарушений мышечного тонуса. И это нарушение связано не только с общей моторикой, но и с оральным праксисом.
Из всего этого можно сделать однозначный вывод: Развитие двигательной и речевой активности детей с нарушением устной и письменной речи влечёт за собой развитие всей речевой системы, активизацию мыслительной деятельности, лучшее усвоение школьной программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете по теме: «Использование двигательной активности на музыкальных занятиях для оздоровления детей»
Данный материал предназначен в помощь педагогу на выступление на педсовете...
Конспект доклада Тема: «Использование двигательной активности на музыкальных занятиях для оздоровления детей»
Музыкальный руководитель:Использование новых педагогических технологий для оздоровления детей является важным аспектом работы всех педагогов в дошкольном учреждении.От здоровья, жизнерадостности детей...
Доклад «Использование двигательной активности на музыкальных занятиях для оздоровления детей»
Использование новых педагогических технологий для оздоровления детей является важным аспектом работы всех педагогов в дошкольном учреждении. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жиз...
Выступление на родительском собрании «Рациональная двигательная активность на логопедических занятиях»
6 октября 2016 года в логопедической группе ДО1 ШМК "Бибирево" прошло открытое родительское собрание. В ходе встречи родители познакомились с основными методами двигательной активности...
«Использование двигательной активности на музыкальных занятиях».
формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье, самому себе и своим сверстникам, его оценку действительности, взглядов, вкусов...
«Использование двигательной активности на музыкальных занятиях». Консультация для педагогов
Консультация для педагогов...
Использование двигательной активности на музыкальных занятиях для оздоровления детей
Полное слияние музыки и движения стимулирует работу всех систем организма...
- Мне нравится (1)