Использование двигательной активности на логопедических занятиях.
консультация по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
«Использование двигательной активности на логопедических занятиях»
Добрый день, уважаемые коллеги. Есть такое известное выражение: Движение – это жизнь. Могу добавить: Движение это речь.
С каждым годом растет число детей с речевыми проблемами, характер проблем тоже меняется в худшую сторону, нарушения становятся тяжелее. С чем это связано? Причин много, они разные, и не редко они связаны с движением. В современном обществе становится всё меньше стимулов для естественных движений. Дети перестали двигаться, с самого раннего возраста они буквально «прирастают» к телевизорам и планшетам. Родителям так спокойнее, дети не пристают к ним с вопросами, им не нужно читать сказки, да и бегают меньше, коленки будут целее. Правда, ведь, так легче. Родители облегчают себе жизнь, не думая о последствиях. И когда они приходят к логопеду с пятилетним ребенком, с целым букетом отсутствующих звуков, конечно, они не видят своей вины. Чаще всего в этом виноват папа или дедушка, которые поздно заговорили….
Для гармоничного развития организма человека необходима двигательная активность. Низкий её уровень – гипокинезия – один из серьёзнейших «факторов риска». В результате гипокинезия – лишний вес, снижение функций организма, различные заболевания.
Логопедия – важное звено цепи здоровьесберегающих технологий. Все систематически проводимые на занятиях упражнения, связанные с речью, с двигательной активностью, комплексно воздействуют на коррекцию речи. И моя задача на логопедических занятиях подобрать такие формы и методы обучения детей-логопатов, которые целенаправленно будут стимулировать двигательную и речевую активность детей, влиять на коррекцию речевого развития.
Я выделила пять основных методических приёмов и форм развития речи с помощью движения:
- Логоритмика, как «терапия движением».
Главная задача логопедической ритмики – это содействие логопедической работе по коррекции речи детей путём использования различных упражнений, предусматривающих сочетание музыки, движения и речи. Логоритмика отлично приспосабливает организм ребёнка отвечать на определённые раздражители (слуховые, зрительные), установливает равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, успокаивает слишком возбуждённых детей и растормаживает заторможенных, регулирует неправильные и лишние движения.
- Артикуляционная гимнастика
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. При отборе материала надо соблюдать определённую последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально, в игровой форме. Для развития артикуляционной моторики на логопедических занятиях проводятся различные упражнения для губ, языка, нижней челюсти.
- Сделал дедушка качели,
На качели внуки сели.
Вверх – ух! Вниз – ух!
У всех захватывает дух!
Я конфетку за щеку
Спрятать быстренько смогу.
Угадайте, детки,
Где сейчас конфетка?
- Развитие мелкой моторики
Значительны упражнения для пальцев рук и кистей.
Происходит развитие:
- Статической координации.
- Развивается динамическая координация.
- Развивается двигательная память.
- Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующими влияниями на развитие речи являются «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга».
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один!
Эта долька для ежа,
Эта долька для чижа,
Эта долька для утят,
Эта долька для котят,
Эта долька для бобра,
Ну, а волку – кожура.
Он сердит на нас – беда!
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я!
Вот и вся моя семья!
В домик прячемся – сюда!
- Физкультурные минутки
Поскольку дети данного возраста не могут длительное время сосредотачивать внимание, подвержены быстрому утомлению, то особенно актуальна такая форма работы, как физкультурные минутки.
В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируется недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас, в умело подобранном несложном стихотворении, считалке, чистоговорке, отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал.
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветерок все тише, тише
Деревцо все выше, выше
Три медведя шли домой:
Папа был большой-большой.
Мама с ним поменьше ростом,
А сынок – малютка просто.
Очень маленький он был,
С погремушками ходил.
Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь.
- Упражнения на коррекцию диспраксии.
Диспраксия (синдром «неуклюжего ребенка», координационная неловкость, трудности двигательных реакций) - это такое расстройство двигательной системы, когда ребенок с трудом координирует свои действия во время выполнения сложных и целенаправленных движений, но при этом у него нет ни параличей, ни нарушений мышечного тонуса. И это нарушение связано не только с общей моторикой, но и с оральным праксисом.
Из всего этого можно сделать однозначный вывод: Развитие двигательной и речевой активности детей с нарушением устной и письменной речи влечёт за собой развитие всей речевой системы, активизацию мыслительной деятельности, лучшее усвоение школьной программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/11/picture-89975-1610396436.jpg)
Выступление на педсовете по теме: «Использование двигательной активности на музыкальных занятиях для оздоровления детей»
Данный материал предназначен в помощь педагогу на выступление на педсовете...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/14/picture-831139-1476453735.jpg)
Конспект доклада Тема: «Использование двигательной активности на музыкальных занятиях для оздоровления детей»
Музыкальный руководитель:Использование новых педагогических технологий для оздоровления детей является важным аспектом работы всех педагогов в дошкольном учреждении.От здоровья, жизнерадостности детей...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/21/picture-1209289-1579570570.jpg)
Доклад «Использование двигательной активности на музыкальных занятиях для оздоровления детей»
Использование новых педагогических технологий для оздоровления детей является важным аспектом работы всех педагогов в дошкольном учреждении. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жиз...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/05/picture-1215485-1580901482.jpg)
Выступление на родительском собрании «Рациональная двигательная активность на логопедических занятиях»
6 октября 2016 года в логопедической группе ДО1 ШМК "Бибирево" прошло открытое родительское собрание. В ходе встречи родители познакомились с основными методами двигательной активности...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/14/picture-880113-1487084433.jpg)
«Использование двигательной активности на музыкальных занятиях».
формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье, самому себе и своим сверстникам, его оценку действительности, взглядов, вкусов...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/14/picture-880113-1487084433.jpg)
«Использование двигательной активности на музыкальных занятиях». Консультация для педагогов
Консультация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/22/picture-1178557-1571733689.jpg)
Использование двигательной активности на музыкальных занятиях для оздоровления детей
Полное слияние музыки и движения стимулирует работу всех систем организма...
- Мне нравится (1)