Нейробика - простые упражнения для нейропластичности мозга
статья по логопедии (подготовительная группа)
статья содержит материал об использовании данной технологии в работе с детьми с нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Нейробика - простые упражнения для детей с нарушениями речи | 31.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1 Нейроигры и нейробика – система упражнений для нейроластичности мозга.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я, Каленова Вероника Викторовна, учитель – логопед ЦРР – детского сада №12 «Светлячок». Свое выступление я хочу начать со слов Ивана Петровича Павлова «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» .
Сегодня я хочу поделиться опытом по применению в своей работе инновационной технологии «Нейробика – система упражнений для нейроластичности мозга.
Слайд 2 (Учеба)
Педагоги дошкольных образовательных учреждений отмечают, что с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями речи. Нарушения речи многообразны, они проявляются в нарушении звукопроизношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. Чтобы разобраться в данной проблеме, я участвовала в работе семинара по теме: «Развитие управляющих функций мозга ребенка: полезные советы и упражнения для педагога».
Слайд 3 (Цель)
Поэтому целью моей работы ««Нейробика – система упражнений для нейроластичности» мозга является накопление теоретических знаний, профессионального мастерства и компетентности по вопросам коррекционной работы с детьми с нарушениями речи.
Слайд 4 Пути достижения поставленной мною цели и задач осуществлялись через: изучение методической литературы
Слайд 5 участие в вебинарах ,
беседы и наблюдения с воспитанниками;
Слайд 6 Через Педагогическое просвещение родителей (беседы, консультации, выпуск букетов).
Слайд 7 Актуальность
Речь является одной из сложных высших психических функций человека, обеспечиваемой деятельностью головного мозга.
ФГОС дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу: обеспечить каждого дошкольника равными возможностями для обучения и развития при посещении детского сада.
Я, как учитель-логопед на сегодняшний день сталкиваюсь с такими отклонениями в развитии детей, с которыми при использовании известных и хорошо зарекомендовавших себя способов удаётся справиться лишь частично. Современные дети живут в совершенно ином мире, они получают другой опыт, другая социальная ситуация, наследственность, экологическая обстановка. Много неблагоприятных факторов сказывается и на появление ребёнка на свет и его дальнейшее развитие. Возникает патологическая симптоматика, которую с помощью традиционных методов устранить не всегда удаётся.
Слайд 8 (Ученые доказали)
Дети – это одна из главных человеческих ценностей, которая существовала на протяжении всей истории. Дети являются продолжением жизни любого общества, его будущим. И от того, что мы вкладываем в ребёнка сегодня, зависит, каков будет завтрашний день человечества.
Слайд 9 (Профессор нейробиологии )
Нейропластика – это одно из самых удивительных открытий последних лет. Когда - то считалось, что нервные клетки не восстанавливаются. Но в 1998 году группа американских ученых доказала, что нейрогенез происходит не только до 13-14 лет, но и всю нашу жизнь, и что у взрослых людей тоже могут появляться новые нервные клетки.
Слад 10 (Волшебные деревья разума – нейроны)
Они установили, что причиной уменьшения умственных способностей с возрастом является не отмирание нервных клеток, а истощение дендритов, — отростков нервных клеток, через которые проходят импульсы от нейрона к нейрону. Если дендриты не стимулировать, то они атрофируются, теряя способность к проводимости, словно мышцы без физической нагрузки.
Слайд11 (Наша задача)
Привычные ежедневные действия формируют шаблонное поведение — наши привычки, при этом используются и укрепляются одни и те же нейронные связи. Так происходит встраивание нашего «автопилота», но при этом страдает гибкость нашего мышления.
Слайд 12 ( левое и правое полушария мозга)
Мы знаем, что существует левое и правое полушария мозга. Правое полушарие отвечает за воображение, позволяет человеку мечтать, сочинять, фантазировать, учить наизусть. Левое полушарие отвечает за логическое мышление, языковые способности, письмо, чтение, счет.
У большинства людей речевые центры расположены именно в левом полушарии, но интонационная выразительность речи – в правом полушарии. Оба полушария мозга у человека должны быть развиты равномерно. Если этого не происходит, у ребенка возникают разного рода проблемы: нарушение речи, дезориентация в пространстве, проблемы с восприятием зрительной информации, сложности с обучением чтению и письму.
Помочь развитию межполушарного взаимодействия призвана нейрогимнастика, которая развивает мозг и совершенствует его деятельность. Татьяна Черниговская – доктор филологических наук, специалист в области нейропсихологии и нейролингвистики, приводит такой пример: «Принимаясь за трапезу и взяв ложку в ведущую руку, у вас всё получается здорово, можно даже отвлечься на фильм, подумать о чём-то: движение настолько знакомое и хорошо выученное, что доведено до автоматизма – мозг буквально не тратит на него энергию. Но так ли хорошо знаем мы это движение? Стоит взять ложку не в ведущую руку, и вы поймёте разницу: никакого автоматизма нет, вам приходится мысленно контролировать руку, поднося ко рту, включать пространственное мышление, заставлять работать моторику, ни о чём другом думать вольно не выходит – это и есть мышление, когда мозгу непривычно и сложно. Это самый безобидный пример, но поняв его, вы поймёте, как развивать мозг: делать то, что непривычно, заниматься тем, чем не занимались, полностью погружаться в процесс».
Слайд 13 (картинка равновесие)
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.
Для взаимодействия обоих полушарий существует система простых игр и упражнений - нейробика, в которые дети играют с удовольствием, да и взрослым они будут тоже полезны.
Слайд 14 (нейроупражнения)
Применение нейропсихологического подхода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мыслительную деятельность,
Слайд 15 (автоматизация звуков)
мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость,
Слайд 16 (рука вышедший наружу мозг)
повышает способность к произвольному контролю.
Слайд 17 (нейродорожки – глазомоторные линии)
Нейроупражнения и нейроигры активизируют межполушарное взаимодействие, приводя, к гармонизации баланса жизненной энергии и обладают оздоравливающим и антистрессовым эффектом.
Слайд 18 (нейротаблицы)
Помимо развития межполушарного взаимодействия, нейрокоррекционные упражнения решают следующие задачи: развивают симметричные и ассимметричные движения ребёнка,
Слайд 19 (синхронное выкладывание)
служат для профилактики дисграфиии и дислексии в школе.
Слайд 20 (зеркально выкладывание)
Активизация природных механизмов мозга помогает преодолеть ребёнку трудности в обучении.
Главной идеей этих упражнений является то, что развивающая работа должна направляться от движения к мышлению.
Слайд 21 (Выставка игр)
Я с уверенностью могу сказать, что такие игровые технологии, повышают интерес и мотивацию детей, помогают не бояться ошибок, развивают коммуникацию, обладают антистрессовым эффектом.
Целенаправленная работа по развитию межполушарного взаимодействия с детьми с помощью технологии нейробика благотворно влияют не только на работу мозга, но и всего организма в целом.
Слайд 22 (Результаты активизации природных механизмов мозга)
Регулярные занятия нейробикой помогли улучшить показатели памяти и внимания у детей, речи и мелкой моторики.
По мере овладения упражнениями, дети стали более уверенными в себе, улучшилось эмоциональное состояние воспитанников.
Слайд 23 (Трансляция опыта работы)
Опыт работы по применению данной технологии был представлен мною на муниципальном методическом объединении для заведующих; семинаре-практикуме для педагогов ДОУ, материалы размещены на персональном сайте.
Слайд 24 (простые советы на каждый день)
В одной притче говорится: “Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”. Все в наших руках!
Спасибо за уделенное мне внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Кинезиологические упражнения – гимнастика для мозга»
В этоя консультации я предлагаю кинезиологические упражнения, которые позволяют улучшить работу головного мозга, тем самым улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и кру...
Кинезиологические упражнения или "Гимнастика мозга"
Кинезиологические упражнения - это упражнения улучшающие межполушарное взаимодействие и повышающие IQ и творческие способности....
Нейропластичность мозга
Как влияют упражнения на развитие мозга...
Нейробика - физкультура для тела и мозга
О развитии множества важных навыков: внимании, памяти, речи, о снижении утомляемости ребенка, контроль....
Консультация: "Нейробика – физкультура для тела и мозга"
Нейропсихологические упражнения – не новое слово в науке воспитания и образования детей. Но если раньше врач прописывал их исключительно малышам с нарушениями психофизиологического развития, то ...
Нейробика - физкультура для тела и мозга
Нейропсихологические упражнения - не новое слово в науке воспитания и образования детей. Но если раньше врач прописывал их исключительно малышам с нарушениями психофизиологического развития, то сегодн...
Нейрогимнастика или Нейробика – упражнения для развития мозга ребёнка. ( 31.05.2024)
Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей, а продуктивный период для развития приходится на дошкольный возраст, когда кора больших полушарий головного...