ПОРТФОЛИО Тема: Дизартрия
методическая разработка по логопедии

Сибогатова Наталья Анатольевна

1. Определение всех дефектов

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации мышц речевого аппарата.

Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловлено анатомо-физиологическим дефектом речевого аппарата.

Дизартрия – нарушение звукопроизношения и просодики вследствие нарушения иннервации мышц речевого аппарата (дыхательного, речевого, артикуляционных отделов)

Нарушение голоса – отсутствие или расстройство фонации вследствие нарушений голосообразуещего аппарата.

Брадилалия– патологически замедленный темп речи.

Тахилалия– патологически ускоренный темп речи.

Заикание – нарушение темпо- ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Алалия  отсутствие или системное недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном  или  раннем периоде развития ребенка.

Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная  поражениями коры головного мозга.

Алексия, дислексия – это специфическая несформированность или нарушение процессов чтения.

Аграфия, дисграфия– специфическая несформированность или нарушение процессво письменной речи.

ФФН – нарушение процессов формирование произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

ОНР – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sibogatova_n.a._portfolio_dizartriya.docx179.21 КБ

Предварительный просмотр:

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт детства

Дефектологический факультет

Кафедра логопедии

ПОРТФОЛИО

Тема: Дизартрия

Исполнитель: слушатель  курса доп. Лого24

Сибогатова Наталья Анатольевна

ig.si2012@yandex.ru

Руководитель: дпн, профессор Архипова Е.Ф.

Москва, 2022

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Определение всех дефектов………………………………………………...3
  2. Клинико- педагогическая классификация речевых нарушений….………4
  3. Этио-патогенетическая классификация речевых нарушений…………….5
  4. Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений………...5
  5. Причины дизартрии у детей и взрослых…………………………………...6
  6. Характеристика 5 форм дизартрии…………………………………………8
  7. Сравнение дизартрии и дислалии…………………………………………10
  8. Степени дизартрии…………………………………………………………11
  9. Формы дизартрии при ДЦП……………………………………………….11
  10. Комплексный метод устранения дизартрии……………………………...12
  11. Обследование при дизартрии……………………………………………...17
  12.  Список сайтов……………………………………………………………...21
  13. Список литературы…………………………………………………………21

1. Определение всех дефектов

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации мышц речевого аппарата.

Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловлено анатомо-физиологическим дефектом речевого аппарата.

Дизартрия – нарушение звукопроизношения и просодики вследствие нарушения иннервации мышц речевого аппарата (дыхательного, речевого, артикуляционных отделов)

Нарушение голоса – отсутствие или расстройство фонации вследствие нарушений голосообразуещего аппарата.

Брадилалия– патологически замедленный темп речи.

Тахилалия– патологически ускоренный темп речи.

Заикание – нарушение темпо- ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Алалия  отсутствие или системное недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном  или  раннем периоде развития ребенка.

Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная  поражениями коры головного мозга.

Алексия, дислексия – это специфическая несформированность или нарушение процессов чтения.

Аграфия, дисграфия– специфическая несформированность или нарушение процессво письменной речи.

ФФН – нарушение процессов формирование произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

ОНР – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

2. Клинико - педагогическая классификация речевых нарушений.


3. Этио-патогенетическая классификация речевых нарушений

Функциональные нарушения

Периферические Органические

нарушения

Центральные Органические нарушения

  • Дислалия
  • Нарушение голоса

(Дисфония, Афония)

  • Ринофония
  • Заикание
  • Нарушения темпа речи (Брадилалия, Тахилалия)
  • Нарушения письменной речи (Дислексия, Дисграфия)
  • Дислалия
  • Нарушение голоса (Дисфония, Афония)
  • Ринолалия
  • Дизартрия
  • Заикание
  • Афазия
  • Алалия

4. Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений

                       (по Р.Е. Левиной)

5. Причины дизартрии у детей и взрослых

Причины дизартрии у детей:

Подавляющее большинство случаев дизартрии регистрируется в детском возрасте и нередко является врожденной патологией, вызванной следующими проблемами:

  • ДЦП;
  • внутриутробные нарушения, отразившиеся на развитии ребенка;
  • выраженный токсикоз и гестоз во время беременности;
  • нехватка кислорода во время внутриутробного развития;
  • заболевания матери во время беременности;
  • тяжелые роды, родовые травмы, асфиксия новорожденных;
  • желтуха новорожденных;
  • недоношенность;
  • гемолитические болезни новорожденных;
  • нейроинфекции.

Причины дизартрии у взрослых:

В число причин приобретенной дизартрии входит:

  • инфекционное поражение головного мозга и его оболочек (энцефалит, менингит);
  • тяжелые гнойные формы отита;
  • черепно-мозговые травмы;
  • опухоли головного мозга;
  • острые или хронические нарушения мозгового кровообращения;
  • кровоизлияния в головной мозг;
  • аутоиммунные поражения;
  • болезнь Паркинсона;
  • тяжелые интоксикации;
  • рассеянный склероз;
  • хирургические вмешательства на головном мозге или костях черепа;
  • злоупотребление алкоголем или наркотиками;
  • сифилитическое поражение центральной нервной системы и т.п.

6. Характеристика 5 форм дизартрии.

Классификация дизартрии основана на локализации патологического очага, который определяет выраженность тех или иных симптомов.

Каждая из форм дизартрии имеет свои характерные речевые и неречевые проявления.

  • Бульбарная форма, помимо невнятности речи проявляется глухостью голоса, выраженным нарушением речевого дыхания. Пациенты отмечают, что им стало трудно зажмуривать глаза и сдвигать брови к переносице. При одностороннем поражении отмечается легкая асимметрия овала лица. В дальнейшем развивается патология глотания: при питье жидкость попадает в носовую полость, в дальнейшем появляются аналогичные проблемы при употреблении более густой пищи. У многих людей отмечается головная боль, головокружения, тошнота и слабость.
  • Псевдобульбарная форма характеризуется заторможенностью и обрывистостью речи. Высокий тонус языка не позволяет нормально произносить шипящие звуки, а также гласные «и», «е», «ы». Губы не сжимаются полностью, в результате чего слюна постоянно подтекает из уголков рта. При развитии патологи в младенческом возрасте отмечаются проблемы с сосанием и глотанием молока.
  • Главным признаком корковой формы является гнусавость голоса в сочетании с трудным произношением согласных. Речь становится растянутой, медленной. Это связано с поражением кончика языка, отвечающего за произношение букв «т», «д», «с» и других. У детей эта патология вызывает трудности с концентрацией внимания, чтением и письмом, взрослые нередко впадают в депрессию из-за проблем с речью.
  • Экстрапирамидная дизартрия проявляется постоянным изменением скорости речи от быстрой к медленной и наоборот. Нередко больной повторяет одни и те же слова, фразы или слоги. Значительно страдает психоэмоциональное состояние. Рот часто полуоткрыт, в уголках рта скапливается слюна.
  • При мозжечковой дизартрии речь теряет плавность и ритмичность, в словах пропадают ударения. Сила голоса непостоянно, а речь затруднена из-за постоянного напряжения человека. Патология сопровождается нарушением координации движений, избыточным потоотделением и нарушением пережевывания твердой пищи.

7. Сравнение дизартрии и дислалии.

При дизартрии

При дислалии

  1. Тяжелый акушерский анамнез (внутриутробное поражение плода, родовые травмы, асфиксия и др.).
  2. В раннем возрасте слабость и монотонность крика и плача, слюнотечение, нарушение сосания и глотания.
  3. Грубая неврологическая симптоматика(центральный параличи и парезы, в том числе и артикуляторных мышц, наличие патологических условных рефлексов, рефлексов орального автоматизма).
  4. Со стороны психической сферы частые задержки интеллектуального развития, расстройство эмоционально- волевой сферы(неустойчивость настроения, аффективные вспышки).
  5. Задержка в развитии общей и речевоймоторики.
  1. Сравнительно благополучное протекание беременности и родов у матери.

  1. Подобные симптомы отсутствуют

  1. Иногда- органическая микросимптоматика (сглаженность носогубных складок, беспокойство языка при высовывании изо рта; вегетативные расстройства).

  1. Нормальное интеллектуальное развитие, незначительные нарушения эмоционально- волевой сферы.

  1. Своевременное моторное развитие

Речевая функция

  1. Отсутствие или слабая выраженность гуления и лепета.
  2. Позднее появление речи.
  3. Дизартрия- лишь один из симптомов сложного синдрома детского церебрального паралича.
  4. Нарушение звукопроизношения, голоса, дыхательной функции, создающее картину общего фонетического неблагополучия речи в целом.
  5. Нарушение практически всех звуков, включая и гласные, приводящие к нечленораздельной речи.
  1. Нормальное их развитие.

  1. Своевременное её появление.
  2. Дислалия- самостоятельное речевое расстройство.

  1. Нарушение только звукопроизношения.

  1. Нарушение лишь отдельных звуков или их групп при отчетливом произношении всех остальных звуков.

  1. Степени дизартрии

Выделяют 4 степени дизартрии по G.Tardier (1968).

  1. Легкая (стёртая дизартрия) – минимальные дизартрические расстройства (МДР).
  2. Средняя – речь понятна всем, но выражено нарушение звуков и просодики.
  3. Выраженная – когда речь понятна только матери.
  4. Тяжелая – анартрия – отсутствие членораздельной речи.

  1. Формы дизартрии при ДЦП

Под термином «детский церебральный паралич» объединяется группа синдромов, возникших в результате повреждения мозга на ранних этапах онтогенеза и характеризующихся двигательными расстройствами.

ДЦП является результатом органического поражения мозга, перенесенного во внутриутробном периоде жизни, во время родов и в период новорожденности.

Это полиэтиологическое заболевание (генетическая предрасположенность, асфиксия, кровоизлияния и Т.Д.). Осложненная беременность и роды чаще всего являются отягощающими факторами.

Детский церебральный паралич – заболевание центральной нервной системы (головного мозга) при котором поражаются двигательные зоны и двигательные проводящие пути головного мозга. При ДЦП происходит недостаток или отсутствие контроля со стороны нервной системы за функциями мышц.

Центральными клиническими проявлениями являются двигательные расстройства, параличи, парезы, гиперкинезы, атаксия, а также нарушения речи и психики. В результате поражения структур мозга, которые регулируют мышечный тонус, наблюдаются спастичность, ригидность (малоподвижный высокий тонус), дистония и гипотония. В связи с этим у детей задерживаются или развиваются аномально установочные рефлексы (рефлекс держания головы и т.д.), появляются патологические синергии - включение мышц, которые обычно не участвуют в этом движении. По мере роста и развития ребенка на основе патологических синергии и дистонии формируются вторичные изменения в мышцах, костях и суставах: контрактуры (неподвижность суставов), деформации (изменение строения позвоночника и суставов), патология двигательных стереотипов.

Особенностью нарушений звукопроизносительной стороны речи при дизартрии у детей с церебральным параличом является то, что при всех видах активных движений в конечностях нарастает мышечный тонус в речевой мускулатуре. Это усиливает дизартрические расстройства. Выполнение любых движений с усилием вызывает повышение мышечного тонуса в общей и речевой мускулатуре. Поэтому, важной задачей на подготовительном этапе работы по коррекции дизартрии является — общее мышечное расслабление и снижение тонуса в речевой мускулатуре.

При ДЦП у детей кроме нарушений двигательной сферы и речи (дизартрии) может нарушаться слух, зрение, эмоционально-волевая сфера.

Отмечается взаимосвязь между степенью тяжести и характером поражения двигательной сферы, частотой и тяжестью дизартрии. При наиболее тяжелых формах детского церебрального паралича, когда отмечается поражение верхних и нижних конечностей и ребенок практически остается обездвиженным (двойная гемиплегия — тетрапарез), дизартрии (анартрии) наблюдаются практически у всех детей.

Гемиплегия поражение на одной половине тела функции произвольной подвижности, т.е. паралич (парез) мышц одной половины тела. Двусторонняя гемиплегия возникает при наиболее распространенном поражении головного мозга, прежде всего его больших полушарий (левого и правого). При этом поражены и руки и ноги, причем руки в большей степени, чем ноги. Развитие двигательных функций при этом очень затруднено.

У детей с ДЦП выделяют следующие формы дизартрии:

  • Спастико-паретическая,
  • Спастико-ригидная,
  • Спастико-атактическая,
  • Спастико-гиперкинетическая,
  • Атактико-гиперкинетическая.

  1.  Комплексный метод устранения дизартрии

Существуют 3 блока:

  • 1 блок. Медицинский.  Осуществляет врач невролог.

- медикаментозные средства

- лечебная физкультура

- лечебный массаж

- физиотерапия

- рефлексотерапия и другое.

Все эти средства направлены на устранение патологической симптоматики.

  • 2 блок. Психолого-педагогический. Осуществляют воспитатели, родители, дефектологи, психологи, логопеды. Направления: развитие сенсорных функций, пространственных представлений, стереогноза, мелкой моторики руки, формирование графических моторных навыков, развитие психологической базы речи, подготовка ребенка к обучению в школе.
  • 3 блок. Логопедические занятия. Устраняют дизартрию путем индивидуальных логопедических занятий.

 Первый этап логопедической работы, носит название - подготовительный, содержит следующие направления:

  • Нормализация мышечного тонуса
  • Нормализация моторики артикуляционного аппарата
  • Нормализация голоса и голосовых модуляций
  • Нормализация речевого дыхания
  • Нормализация просодики
  • Нормализация мелкой моторики рук.

*  Нормализация мышечного тонуса и развитие движений органов артикуляционного аппарата, моторики в целом и в особенности движений пальцев рук. Методическими приемами для решения задач данного этапа является массаж органов артикуляционного аппарата и мышц кистей рук, а также пассивная и активная гимнастика этих органов. При необходимости логопедическая работа начинается с затормаживания гиперкинезов и формирования произвольного сглатывания слюны.

 * Развитие дыхательной функции, а также силы, модуляции и выразительности голоса. На этом этапе применяются различные комплексы дыхательной гимнастики, голосовые и фонопедические упражнения, которые позволяют увеличить объем вдыхаемого воздуха, развить фонационный выдох

 *   Нормализация просодики.  Просодика – интонационно выразительная окраска речи. У дизартриков нарушение просодики ярко выражено. Методики мы можем заимствовать из методик по заиканию, преодолении  ринолалии. Цель этих занятий – научить детей выделять и различать просодические качества речи. И только после этого учат ребенка на индивидуальных занятиях подражать разным просодическим особенностям речи. Последующая работа над просодикой при дизартрии была определена в работе Лопатиной.

Второй этап: Выработка новых произносительных умений и навыков.

  • Определенная последовательность работы над звуками
  • Выработка артикуляционных поз
  • Развитие фонематического слуха
  • Постановка звуков
  • Автоматизация звуков.
  • Дифференциация звуков.

*Последовательность работы над звуками чаще определяет логопед в зависимости от подготовки артикуляционной базы. Если логопед не может сам выбрать последовательность, то он руководствуется рекомендациями Чиркиной Г.В.

*   Выработка основных артикуляционных укладов. Условно все звуки, которые чаще всего нарушаются у детей, можно соотнести с 4 артикуляционными позами:

-Когда язык находится за нижними резцами и лежит плоско, не поднимается. Это артикуляция для звуков: С, Сь, З, Зь, Ц и т.д.

-Когда язык в форме чашечки приподнят вверх и образует щель с альвеолами – это бугорки за верхними зубами (Ш, Щ, Ж)

-Когда кончик языка напряжен и упирается в альвеолы (Л, Ль, Р, Рь – вибрирует кончик)

-Артикуляция, когда корень языка напряжен и приподнят. Если он смыкается с небом то получается К, Г. Если образует щель между корнем языка и небом то – Х, Й.

* Развитие фонематического слуха. Работа проводится только на начальном этапе развития фонематического слуха. 6 этапов работы по развитию фонематического слуха. Смотри работу Ткаченко Т.А. «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа».

  • 1 этап. Узнавание неречевых звуков.
  • 2 этап. Различение одинаковых звуков по высоте, силе, тембру.
  • 3 этап. Различение слов, близких по звуковому составу.
  • 4 этап. Дифференцировка слогов.
  • 5 этап. Дифференциация фонем.
  • 6 этап. Развитие навыков звукового анализа.

* Постановка звуков.  Логопед пользуется теми же приемами, что и при коррекции дислалии (по подражанию, с механической помощью, смешанный). От опорного звука, фонетическая ритмика.

* Автоматизация звуков. Для того, чтобы поставленный звук закрепился и пошел в речь, необходимы длительные тренировки в произведении этого слова. Сначала в слоговых рядах, где звуки произносятся утрированно с очень четкой артикуляцией. В журнале «Коррекционная педагогика» № 3 за 2004 год, статья Архиповой, опубликовано 20 упражнений и даны модули по автоматизации звуков.

*  Дифференциация звуков. Одним из значимых направлений второго этапа является дифференциация поставленного звука в произношении с оппозиционными фонемами. Оптимальный набор дифференцируемых фонем предложен Г.В. Чиркиной. Автор рекомендует эту работу осуществлять в 2 этапа.

Последовательность предъявляемого лексического материала аналогична последовательности при автоматизации данного звука. Только предлагается, например, 2 слога /са - ша, ас - аш, ста - шта, тса - тша, и т .п./. Затем пары слов, разных по слоговой структуре и т.д.

Третий этап. Выработка коммуникативной функции. Одним из наиболее сложных направлений работы является формирование у ребенка навыков самоконтроля. Нередко логопеды сталкиваются с ситуацией, когда ребенок в условиях кабинета, в контакте с логопедом демонстрирует в речи приобретенные навыки. Но при смене обстановки, в присутствии других лиц навык, казавшийся прочным, исчезает, ребенок возвращается к прежнему стереотипному произношению. Для выработки коммуникативных навыков необходима активная позиция ребенка, его мотивация к улучшению речи. В данном направлении логопедической работы логопед должен выступить в роли психолога и в индивидуальном порядке определить пути выработки у ребенка навыка самоконтроля.

  •  Развитие самоконтроля.
  • 1) При коррекции любого дефекта необходима мотивация. Следить за своей речью, использовать навыки в учебной ситуации и переносить во всех речевых ситуациях.
  • 2) Заучивание, придумывание предложения с звуком и правильной просодикой по картинке, составление рассказов по серии картинок, диалог на знакомую тему, пересказы и т.д.

 

Четвёртый этап. Преодоление вторичных нарушений.

  • ФФН – 2-е нарушение. Предупреждение, преодоление.
  • ОНР. Ранняя диагностика отклонений и ранняя коррекционная работа.
  • ЗПР.
  • Заикание. Чаще логопед сталкивается с  сформированными вторичными нарушениями . 
  • По вторичному нарушению предусматриваются  профили групп специальных учреждений.
  • Есть дети с ФФН, ОНР  50-80  % ,   детей с дизартрией, группы для заикающихся детей, группы для детей с ЗПР. В этих группах вторичный дефект устраняется на фронтальных занятиях, а индивидуальные занятия посвящаются устранению дизартрии.
  •  5 этап. Подготовка ребенка к школе. Основными направлениями логопедической работы являются: формирование графомоторных навыков, психологической готовности к обучению, профилактика дисграфических ошибок

1раздел.

  • Проводятся подгрупповые фронтальные занятия с детьми. Закрепление этих навыков проводится дома. С этой целью планируются домашние задания. У ребят со стертой дизартрией не менее трех лет уходит на подготовку руки к письму.

2раздел.

  • У дизартриков дисграфические ошибки могут быть следующих видов: 1группа связана с плохой артикуляцией (замена гласных, пропуски). 2 группа – с нарушением фонематического слуха. 3 группа – с нарушениями пространственного гнозиса. Для предупреждения этих ошибок необходимо специальные занятия.

11. Обследование при дизартрии.

1) Диагностика нарушений моторного развития.

1. Обследование общей произвольной моторики.

Инструкции:

а) «Постой на одной ноге: левой, правой»;

б) «Попрыгай на двух ногах с продвижением»;

в) «Подбрасывай и лови мяч»;

г) «Походи на одном месте»;

д) «Поднимись и спустись по ступенькам лестницы».

Критерии оценки:

4 балла – все задания выполняются правильно;

3 балла - все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;

2 балла – задания выполняются недостаточно точно, ребенок вытягивает руки в стороны для сохранения равновесия;

1 балл – плохо удерживает равновесие, стоя на одной ноге быстро оступается, ищет опору, мяч подбрасывает очень низко, не удерживает равновесия при остановке по команде;

0 баллов – задание не выполняется.

2. Исследование умения ориентироваться в сторонах собственного тела и в сторонах тела идущего напротив.

3. Исследование дифференциации пространственных понятий (на листе бумаги).

4. Исследование зрительно-пространственной организации движений (проба Хэда).

5. Исследования развития кинестетической основы движений руки.

6. Исследование оптико-кинестетической организации движений («праксис позы»).

7. Определение конструктивного праксиса.

8. Выявление синкинезий.

9. Исследование кинетической основы движений руки.

10. Исследование пространственного восприятия.

11. Исследование зрительно-моторной координации (графические пробы).

12. Монометрический тест. Вырезание круга.

13. Исследование скорости движений (начертание вертикальных линий).  

2) Обследование состояния артикуляционной и мимической моторики.

1. Обследование кинестетического орального (артикуляционного) праксиса;

2. Обследование кинетического орального праксиса;

3. Обследование динамической координации артикуляционных движений;

4. Обследование мимической мускулатуры;

5. Обследование мышечного тонуса языка и наличия патологической симптоматики.

3) Обследование звукопроизношения детей со стертой дизартрией ( на примере группы свистящих).

1. Обследование возможности изолированного произнесения звука (группа свистящих);

2. Обследование возможности произнесения звука (группа свистящих) в слогах разной конструкции;

3. Обследование возможности произнесения звука в словах в разных позициях по отношению к началу, концу, середине слова;

4. Обследование возможности произнесения звука в словах разной слоговой структуры;

5. Обследование возможности произнесения звука в предложении.

По результатам обследования составляется профиль нарушения группы свистящих звуков у ребенка со стертой дизартрией и делаются выводы.

4) Диагностика сформированности фонематического слуха у детей со стертой дизартрией.

Система включает следующие пробы:

1) узнавание неречевых звуков;

2) различение высоты, силы, тембра голоса;

3) различение слов, близких по звуковому составу;

4) дифференциация слогов;

5) дифференциация фонем;

6) навыки элементарного звукового анализа.

5) Обследование слоговой структуры слов у детей со стертой дизартрией.

1. Исследование сформированности слоговой структуры слов 1-3 классов (по Марковой);

2. Исследование сформированности слоговой структуры слов 4-6 класса (по Марковой);

3. Исследование сформированности слоговой структуры слов 7-9 класса (по Марковой);

4. Исследование сформированности слоговой структуры слов 10-13 классов (по Марковой);

5. Исследование сформированности слоговой структуры слов сложной слоговой структуры;

6. Исследование возможности воспроизведения ритмических структур;

7. Исследование возможности воспроизведения ритмического рисунка слова ударами;

8. Исследование возможности произнесения предложений со словами сложной слоговой структуры;

9. Исследование слоговой структуры слов при ответах на вопросы.

По результатам обследования составляется профиль нарушений слоговой структуры слов у ребенка со стертой дизартрией и делаются выводы.

6) Исследование лексики у детей со стертой дизартрией.

1. Исследование пассивного словаря;

2. Исследование активного словаря;

3. Исследование семантической структуры слова и лексической системности;

4. Исследование словообразования.

7) Обследование грамматического строя языка детей со стертой дизартрией

1.  Обследование синтаксического оформления высказывания. (Выявление структурных аграмматизмов);

2. Управление. (Выявление морфемных аграмматизмов);

3.  Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже;

4. Согласование глагола с именем существительным, с местоимением;

5. Согласование имени существительного с притяжательным местоимением;

6. Согласование имени существительного и числительного;

8) Исследование просодической стороны речи у детей со стертой дизартрией

1. Обследование восприятия ритма.

2. Обследование воспроизведения ритма.

3. Обследование восприятия интонации.

4. Обследование воспроизведения интонации.

5. Обследование восприятия логического ударения.

6. Обследование воспроизведения логического ударения.

7. Обследование модуляций голоса по высоте.

8. Обследование модуляций голоса по силе.

9. Выявление назального тембра голоса.

10. Обследование восприятия тембра.

11. Обследование воспроизведения тембра.

12. Обследование речевого дыхания.

13. Обследование темпо-ритмической организации речи.

14. Обследование состояния слухового самоконтроля.

12. Список сайтов

1. https://arkhipovaef.ru/dizartriya-lekcziya-1/

2. https://arkhipovaef.ru/lekcziya-2-dizartriya/

3. https://arkhipovaef.ru/lekcziya-3-dizartriya/

                                                 

13.  Список литературы

1. Архипова Е.Ф., Стертая дизартрия у детей, 2007. –М.: АСТ: Астрель, 2007

2. Архипова Е.Ф., Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей /. — М.: АСТ: Астрель, 2008. — 254, [2] с.: ил. - (Высшая школа).

3. Р. И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, С. Н. Шаховская Логопедия в таблицах и схемах Парадигма; Москва; 2009

4. Логопедия. Теория и практика под ред. Т.Б. Филичевой М.: ЭКСМО, 2021

5. Логопедия под ред. Л.С.Волковой М.: Владос, 2006

6. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов педогогических институтов по специальности «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина -  М.: Просвещение, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация-консультация по теме "Дизартрия" .

В презентации рассказывается о том, что такое дизартрия, чем она обусловлена и как проявляется. Рассмотрены основные нарушения при дизартрии. Более широко раскрыто понятие "стертая дизартрия" - как на...

Сообщение по теме "Дизартрия"

В сообщении раскрываются причины, виды и методика коррекционной работы с детьми с дизартрией....

Статья по теме "Дизартрия"

В статье раскрываются причины , виды, способы коррекционной работы с детьми с дизартрией....

Семинар-практикум для родителей по теме «Дизартрия».

Лекция о дизартрии, с одновременной демонстрацией слайдов, даст родителям полное представление о симптоматике дизартрии и комплексном подходе к устранению этой проблемы....

Консультация для родителей на тему: «Дизартрия и её проявления»

Данный материал адресован родителям и поможет им вовремя разглядеть у ребенка проявления такого сложного речевого нарушения, как дизартрия....

Консультация для родителей на тему Дизартрия

Дизартрия - понятие, способы преодоления...