Консультация
консультация по логопедии
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivaem_fonematicheskoe_vospriyatie_logopediya.docx | 18.42 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА»
подготовил: учитель-логопед Шарапова А. С.
Игры для развития фонематического слуха
В 4 – 5лет у детей возникает потребность в интеллектуальных заданиях, речевых упражнениях. Они начинают слышать свою и чужую речь, неточности и искажения звукового состава слова. Отсюда возникает огромное желание научиться хорошо говорить, читать и писать. Чтобы эта способность развивалась, необходимо играть в фонетические игры. Считается, что развитие фонематического восприятия (способность различать звуки речи на слух) влияет на успешное овладение звукопроизношением, чтением и письмом. Вашему вниманию предложены варианты игр на развитие у детей фонематического слуха по принципу «от простого – к сложному». Дерзайте! Успехов Вам и Вашему ребенку!
Игра «Откуда прозвучало?»
Материалы: колокольчик.
Ход игры:
- Покажите ребенку, как звенит колокольчик.
- Попросите ребенка закрыть глаза и не открывать их, пока вы не скажете.
- Отойдите в любой угол комнаты и позвените колокольчиком.
- Тихо вернитесь на место.
- Скажите: «Можешь открыть глаза. Откуда прозвучал колокольчик?»
Задача ребенка: отгадать, откуда звучал колокольчик.
Определение направления звучания является важной подготовительной работой перед играми на развитие фонематического слуха. Это задание не настолько простое, каким кажется!
Игра «что звучало?»
Материалы: три обычных тонких листа формата А4, простой карандаш, две миски, в одной из которых вода, ножницы.
Ход игры:
- Скажите ребенку: «Сейчас я буду делать что-то интересное. Послушай шумы и запомни их».
- Произведите разные действия: оторвите кусочек бумаги, нарисуйте карандашом линию на другом листе, шумно сомните третий лист, перелейте воду из миски в кружку, отрежьте кусочек бумаги.
- Ребенок отворачивается, а вы воспроизводите одно из этих действий.
- Ребенок, отвернувшись, не глядя на вас, должен угадать, что именно вы сделали.
Задача ребенка: отвернувшись, угадать, что прозвучало.
Если ребенок торопится обернуться, скажите, что оборачиваться можно только по сигналу (например, если вы хлопните в ладоши). Используйте разные шумы и звучания для игры.
Игра «Капельки»
Материалы: металлофон.
Ход игры:
- Попросите ребенка закрыть глаза.
- Слегка ударьте палочкой по клавишам два раза.
- Ребенок открывает глаза и определяет, сколько капелек «дождя» упало: две.
- Усложните задание: пусть капает и три и четыре и пять капель.
Задача ребенка: посчитать количество «капелек».
Сосчитать капли на слух бывает довольно сложно. Помогите малышу в случае неудачи. Похвалите его за старания. Дайте ребенку возможность самому поиграть на металлофоне.
У Вашего ребенка все отлично получается? Что ж, задания усложняются! Бесценный материал для игр с ребенком – мелкие предметы и игрушки.
Игра «Найди игрушки на заданный звук»
Материалы: коллекция мелких игрушек, разложенная по коробочкам так, чтобы в каждой лежали предметы, в названиях которых слышится один и тот же звук; диск с веселой музыкой.
Ход игры:
- Разбросайте на ковре мелкие предметы из двух – трех коробочек (например, со звуком Р и Л в разных словах).
- Под веселую музыку ребенок должен собрать игрушки с пола на стол только с тем звуком, который вы назвали, например, со звуком Л (лодка, молоток, мел).
- Упражнение можно усложнить: «Постарайся успеть выполнить задание, пока звучит эта песенка. Успеешь – выиграл». Музыка усложняет игру, потому что отвлекает внимание.
- Если ребенку трудно – выключите музыку и помогите найти нужные игрушки. Утрированное проговаривание слов – обязательное условие во всех фонетических играх.
Задача ребенка: найти игрушки с тем звуком, который вы назвали.
Например, для звука «С» подберите игрушки: сова, лиса, сумка, носок, парус. Вполне пригодятся игрушки из наборов «Лего», «Киндер-сюрприз», отломанные детали от других игрушек.
Игра «Хлопни в ладоши на заданный звук»
Пришло время осознанно распознавать звуки речи.
Ход игры:
- Предложите ребенку послушать разные звуки, которые вы будете называть. Скажите: «Хлопни в ладоши только тогда, когда я скажу звук С».
- Вы утрированно произносите ряд звуков: М, Р, С, Ц, Ш, С, Ч, Т, Х, С и т.д., а ребенок хлопает только на нужный звук. Все звуки произносите кратко: [С], [Ш], не как буквы: СЭ, ЭС, ША и т. д.
- Если ребенок хорошо слышит изолированный звук (то есть, произнесенный отдельно от других), вы произносите слова со звуком С или без него: дом, кот, сок, нос, цапля, собака, шапка, чайка, лиса и т.д.
Задача ребенка: хлопнуть в ладоши, узнав в слове определенный звук.
Эта игра хорошо развивает произвольное внимание, что пригодится на уроках в школе. Чтобы она не наскучила, на заданный звук ребенок может топать, прыгать, хлопать и т.д.
Игра «Где звук живет?»
Материалы: ящик с мелкими предметами, имеющими в названии общий звук, например, звук Ш.
Ход игры:
- Расскажите историю: «Каждый звук в слове живет в своем домике. Домик может быть в самом начале слова, в середине слова или в конце. Выбери любую игрушку. Давай угадаем, где живет звук Ш в этом слове?» Здесь важно утрированно произносить звук в слове, выделять его интонационно.
- Если ребенок не может сообразить, где живет звук Ш в слове Шапка, помогите ему с помощью резкого движения правой руки (если вы сидите напротив ребенка). Для этого произнесите слово ШАПКА, а при звуке Ш ударьте рукой, сжатой в кулак, будто по шляпке гвоздя. Часть слова АПКА проговариваете немного нараспев, а рука одновременно совершает плавное движение справа – налево (для ребенка оно выглядит наоборот). Такая наглядность поможет малышу услышать нахождение звука Ш в слове. При словах типа КОШКА, МЫШЬ рука также резко опускается, но только при звуке Ш.
- В итоге все игрушки раскладываются на три отдельные группы - положение звука Ш в начале слова, в середине слова и конце слова.
Задача ребенка: определить позицию звука в слове (т.е. положение звука в начале слова, в середине слова, в конце слова).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками
Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Дистанционная консультация для родителей. Консультации.
Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....