Домашние задания логопеда для детей 5-6 лет 2023-2024 г.
картотека по логопедии (старшая группа)
В картотеке представлена работа по лексическим темам в старшей логопедической группе 2023-2024 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 559.81 КБ |
Предварительный просмотр:
11
Уважаемые родители!
В настоящее время наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников, увеличивается количество детей с общим недоразвитием речи.
Одной из важных задач логопедической работы с детьми данной категории является развитие лексико-грамматического строя речи. Умение правильно строить предложения, употреблять слова в нужном значении, связывать их между собой согласно законом родного языка - необходимое условие успешного обучения ребёнка в школе.
Выполнение игр и упражнений, предложенных в рабочей тетради, будет способствовать обогащению пассивного и активного словаря ребёнка, формированию грамматических категорий, развитию психологической базы речи и совершенствованию графомоторных навыков.
Коррекционно-развивающая направленность типов заданий
№ | Цель | Игры и упражнения |
1. | Расширение и активизация словаря | Упражнения: «Назови одним словом», «Из каких частей состоит?», «Подскажи словечко», «Назови признаки времени года» и т.д. |
2. | Формирование и развитие грамматического строя речи | Игры: «Один – много», «Жадина», «Скажи наоборот», «Посчитай», «Назови признак/действие»; Упр. «Что где растёт?», «Кто где живёт?», «Какой? Какая? Какое?» |
3. | Развитие навыков словообразования | Игры: «Назови ласково», «Повар», «Назови детёнышей», «У кого кто?» «Из чего - что?», «Чей?Чья? Чьё?» и т.д. |
4. | Развитие навыков составления связного высказывания | Упр. «Закончи предложение», «Что не так?», «Какое слово не подходит?», «Составь предложение по образцу» |
5. | Развитие графомоторных навыков | Задания на развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации по изучаемой лексической теме |
Как заниматься с ребёнком?
Дата: _________ Тема недели: Осень.
Признаки осени. Деревья осенью.
1. Какое сейчас время года? ______________________________ .
2. Побеседуйте с ребёнком, обратите внимание на изменения, произошедшие в природе осенью.
Какое осенью небо? (небо покрыто тучами)
Какая погода? (пасмурная, часто идут дожди, дует холодный ветер, солнце бывает редко)
Что происходит с деревьями? (листья на деревьях желтеют/ краснеют и опадают, начинается листопад)
Как изменилась трава? (трава засыхает, желтеет)
Что делают птицы? (птицы улетают в тёплые края)
Какую одежду носят осенью? (люди надевают тёплую одежду)
3. Игра «Назови ласково»
Лист - листик | Куст - … | Берёза - … |
Дождь - … | Трава - … | Осина - … |
Солнце - … | Ветка - … | Рябина - … |
Ветер - … | Дерево - … | Дуб - … |
4. Игра «Один – много»
Лужа | Лужи | Много луж |
Лист | … | Много … |
Дерево | … | Много … |
Береза | … | Много … |
Рябина | … | Много … |
Осина | … | Много … |
5. Игры: «С какого дерева лист?», «Какая погода?»
Лист берёзы - берёзовый | Если светит солнце - солнечная |
Лист осины - … | Если дует ветер - ветреная |
Лист дуба - … | Если идёт дождь - … |
Лист клёна - … | Если холодно - … |
Лист рябины - … | Если небо покрыто тучами - пасмурная |
Дата: _________ Тема недели: Огород. Овощи.
1. Игра «Назови ласково»
Огурец - огурчик | Горох - |
Помидор - | Лук - |
Картошка - | Перец - |
Морковь - | Капуста - |
2. Игра «Один – много» (Следите за чётким проговариванием окончаний ребёнком).
Огурец | Огурцы | много огурцов |
Помидор | … | много … |
Кабачок | … | много … |
Перец | … | много … |
3. Упр. «Какой? Какая?» (Рассмотрите с ребёнком настоящие овощи, пусть он потрогает их, попробует на вкус!)
Овощи | Цвет | Форма | Какой на ощупь? |
Огурец (какой?) | Зелёный | Овальный | Твёрдый |
Помидор (какой?) | |||
Картошка (какая?) | |||
Морковка (какая?) |
4. Составление предложений «Что где растёт?» (из личного опыта детей) – в теплице, на грядке, в парнике и т.д.
Морковка растёт на грядке. |
Огурцы растут … |
Капуста растёт … |
Помидоры растут … |
ОВОЩИ*. Покажи овощи, про которые говорится в этих стихах. Обведи и раскрась овощи. Стихи подскажут тебе, что каким карандашом раскрашивать. |
Дата: _________ Тема недели: Фрукты. Сад.
(ребёнок называет, а взрослый записывает ответ ребёнка в тетрадь)
1. Игра «Назови ласково»
Яблоко - яблочко | Апельсин - … |
Лимон - … | Мандарин - … |
Банан - … | Абрикос - … |
2. Упр. «Чего много в магазине?»
Яблоко | Яблоки | Много яблок |
Апельсин | … | Много … |
Лимон | … | Много … |
Банан | … | Много … |
Груша | … | Много … |
Слива | … | Много … |
3. Игра «Расскажи о фрукте» (Рассмотрите настоящие фрукты,
пусть ребёнок потрогает их, попробует на вкус!)
Фрукты | цвет | форма | вкус |
апельсин | оранжевый | круглый | сладкий |
банан | |||
груша | |||
яблоко | |||
слива |
Тема недели: Ягоды. Грибы.
(ребёнок называет, а взрослый записывает ответ ребёнка в тетрадь)
1. Подберёзовик, рыжик, сыроежка – это _____________________.
Брусника, малина, черная смородина – это____________________.
2. Игра «Назови ласково»
Гриб - грибок | Корзина - | Боровик - |
Лес - | Мухомор - | Ёлка - … |
Поляна - | Рыжик - | Сосна - |
3. Упр. «Какой гриб?» (Рассмотрите грибы на картинках)
Гриб | Шляпка (какая?) | Ножка (какая?) |
Подосиновик | Красная шляпка | Белая ножка |
Сыроежка | Розовая, голубая, жёлтая | Белая ножка |
Лисичка | Жёлтая | Жёлтая |
Боровик (белый гриб) | Коричневая шляпка | Белая толстая ножка |
Мухомор | Красная шляпка в белый горошек | Тонкая ножка с «юбочкой» |
5. Игра «Повар». Что можно приготовить яз ягод? (обсудить с ребёнком)
(сварить варенье, компот, высушить, приготовить морс, заморозить, испечь
пирог) Компот из черники (какой?)-_____________, варенье из малины (какое?) –
______________, морс из клюквы (какой?) -____________, пирог с
брусникой (какой?) - ___________________.
6. Игра «Чего много в лесу?» (Окончания слов и предлог В произносим чётко!)
Малина | В лесу много малины |
Черника | В лесу много … |
Брусника | В лесу много … |
Клюква | В лесу много … |
Ягоды | В лесу много … |
Тема недели: Одежда.
(ребёнок называет, а взрослый записывает ответ ребёнка в тетрадь)
1. Куртка, брюки, футболка – это _____________________________.
Какая одежда есть у тебя? _________________________________.
Как называется одежда, которую:
носят летом? _______________ носят зимой? ________________
носят дети? ________________ носят мужчины?_____________
носят женщины? ________________________________________
2. Игра «Назови ласково»
Майка - маечка | Юбка - |
Футболка - | Носки - |
Брюки - | Платье - |
Рубаха - | Куртка - |
3. Игра «Посчитай» (рассмотрите детали одежды)
Один (одна) | Два (две) | |
Карман | ||
Пуговица | ||
Рукав | ||
Воротник | ||
Манжет |
4. Игра «Скажи наоборот»
Чистое платье | Грязное платье |
Старый свитер | свитер |
Длинная юбка | юбка |
Большой карман | карман |
Широкий шарф | шарф |
Дата: _______ Тема недели: Обувь.
1. Сапоги, ботинки, кроссовки – это _________________________.
Кепка, панама, шапка – это ______________________________.
Рассмотрите и назовите, из каких частей состоит обувь: (подошва, каблук, пятка, носок, язычок, шнурки, молния, голенище).
2. Игра «Назови ласково»
Шапка - шапочка | Сапоги - … |
Кепка - … | Ботинки - … |
Панама - … | Валенки - … |
Платок - … | Туфли - … |
Шляпа - … | Тапки - … |
3. Игра «Чего много в магазине?»
Шапка – много шапок | Сапоги – много сапог |
Кепка – много … | Валенки – много … |
Шляпа – много … | Ботинки – много … |
Берет – много … | Кроссовки – много … |
4. Игра «Чей? Чья? Чьё?»
У мамы платок (чей платок?) | Мамин платок |
У бабушки косынка (чья косынка?) | … косынка |
У папы кепка (чья кепка?) | … кепка |
У дедушки шляпа (чья шляпа?) | … шляпа |
У тёти платок (чей платок?) | … платок |
У дяди берет (чей берет?) | … берет |
5. Игра «Из чего - что?»
Сапоги из резины (какие?) | резиновые |
Ботинки из кожи (какие?) | … |
Берет из шерсти (какой?) | … |
Платок из шёлка (какой?) | … |
3. Игра «Один - много»
Кубик | Кубики | Много кубиков |
Кукла | ... | Много … |
Машина | … | Много … |
Робот | … | Много… |
Матрёшка | … | Много … |
Пирамидка | … | Много … |
Дата: _________ Тема недели: Дом. Квартира. Мебель.
1. Стол, шкаф, диван – это _________________________________.
Какая мебель есть у тебя дома? ___________________________.
2. Игра «Назови ласково»
Стул - стульчик | Шкаф - … |
Стол - … | Диван - … |
Кровать - … | Кресло - … |
Табуретка - … | Полка - … |
3. Упр. «Назови части мебели» (желательно рассмотреть на настоящей мебели)
У стула есть - _____________________(сиденье, спинка, ножки).
У стола есть - _________________(столешница/крышка, ножки).
У кресла есть - ________(спинка, сиденье, подлокотники, ножки).
У шкафа есть - _______________(стенки, дверцы, полки, ножки).
4. Игра «Из чего – что?» (следите за окончаниями)
Стол из дерева (какой?) | деревянный |
Стул из пластмассы (какой?) | … |
Кровать из железа (какая?) | … |
Диван из кожи (какой?) | … |
Дверцы шкафа из стекла (какие?) | … |
5. Игра «Скажи наоборот» (сравнить на примере мебели, имеющейся в квартире)
Шкаф высокий, а тумбочка - … низкая |
Диван мягкий, а табуретка - … |
Шкаф большой, а полка - … |
Дива широкий, а кресло - … |
6. Упр. «Отвечай-ка» (употребление в речи предлогов НА, В)
На чём можно сидеть? ____________ лежать? ______________
Куда можно убрать одежду? ________________________________
На что можно поставить тарелку с супом? ____________________
Дата: _________ Тема недели: Посуда.
- Чашка, тарелка, кастрюля – это _______________________.
Рассмотрите с ребёнком: чайную посуду (чашка, блюдце, чайник, сахарница), кухонную посуду (кастрюля, сковородка), столовую посуду (мелкая и глубокая тарелка, ложка, вилка, салатник).
- Игра «Назови ласково»
Чашка - …. | Чайник - … |
Кружка - … | Тарелка - … |
Стакан - … | Блюдце - … |
Кастрюля - … | Сковорода - … |
3. Игра «Один – много»
Чашка | Чашки | Много чашек |
Стакан | … | Много … |
Чайник | … | Много … |
Ложка | … | Много … |
Тарелка | … | Много … |
4. Упр. «Из каких частей состоит посуда?»
У чайника есть -______________________ (носик, крышка, ручка).
У кастрюли есть - _______________ (ручки, крышка, дно, стенки).
У сковороды есть _________________________________________.
5. Упр. «Какой? Какая?»
Чашка из стекла - стеклянная |
Стакан из пластмассы - … |
Кастрюля их железа - … |
Чайник из фарфора - … |
Ложка из дерева - …. |
6. Упр. «Закончи предложение» (следим за окончаниями)
Суп мы варим в __________________________________________.
Хлеб режут _____________________________________________ .
Котлеты жарим на _______________________________________.
Суп наливают в __________________________________________.
Дата: _________ Тема недели: Зима. Зимние забавы.
1. Отгадай загадку:
Дел у меня немало – я белым одеялом всю землю укрываю,
В лёд реки убираю, белю поля, дома, зовут меня _________.
2. Упр. «Назови признаки зимы» (Строим полное предложение.)
Какая зимой погода? ______________________________________
Какие стоят деревья? ______________________________________
Чем покрыта земля?_______________________________________
Что делают животные? ____________________________________
Какую одежду носят люди? ________________________________
Чем дети занимаются на улице зимой? _______________________
3. Игра «Назови ласково»
Снег - снежок | Снеговик - … |
Ветер - … | Мороз - … |
Санки - … | Лёд - … |
4. Игра «Один – много» (Автоматизация звука [С])
Снежинка | Снежинки | Много снежинок |
Снеговик | … | Много … |
Сугроб | … | Много … |
5. Игра «Подбери признак» (обсудить с ребёнком)
Снег (какой?) - белый, мягкий, искристый и т.д.
Зима (какая?) – холодная, снежная, морозная и т.д.
Санки (какие?) – железные, быстрые и т.д.
Настроение зимой (какое?) – весёлое, радостное и т.д.
6. Игра «Подбери слово»
Декабрь, январь и февраль – это зимние ______________________.
Зимой я буду кататься на ______________, играть в ____________, лепить ___________________, строить _______________________.
Дата: _________ Тема недели: Домашние животные.
- Назови 5 домашних животных: ___________________________
Почему их называют домашними? ________________________
2. Игра «Назови ласково»
Кошка - … | Хвост - … |
Собака - … | Лапы - … |
Лошадь - … | Уши - … |
Коза - … | Усы - … |
Овца - … | Когти - … |
3. Игра «Один – много»
Корова | Коровы | Много коров |
Коза | Много … | |
Лошадь | Много … | |
Собака | Много … | |
Кошка | Много … |
3. Игра «Назови детёнышей»
У кошки - котёнок, котята | У козы - … |
У собаки – … | У свиньи - … |
У лошади – … | У коровы - … |
4. Игра «Кто как голос подаёт?»
Собака (что делает?) – лает | Корова - … |
Кошка – … | Лошадь - … |
Свинья - … | Овца, коза - … блеют |
5. Угадай по признаку:
Кто может быть бодливым? - _______________________________
Пушистым? - ________________ Рогатым? - __________________
Кого можно подковать? _________ Подоить? - ______________
6. Игра «Сосчитай животных до 5» (автоматизация звуков [С],[З])
Собака | Одна собака, две … пять собак |
Коза | Одна коза, две …. пять коз |
Свинья | Одна свинья, две … пять свиней |
Дата: _________ Тема недели: Дикие животные.
1. Назови 5 диких животных: _______________________________
Почему их называют дикими? ____________________________
2. Упр. «Подбери признак»
Медведь (какой?) | Бурый, косолапый, неуклюжий |
Лиса (какая?) | |
Заяц (какой?) | |
Волк (какой?) |
3. Игра «У кого – кто?» (рассмотреть картинки)
У лисы | лисёнок | лисята |
У медведя | … | … |
У волка | … | … |
У зайца | … | … |
У ежа | … | … |
4. Игра «Накорми зверей» (Строим предложение)
Кому дадим мёд? – Мёд дадим медведю.
Кому дадим мясо? - _______________________________________.
Кому дадим орехи? - ______________________________________.
Кому дадим морковку? ____________________________________.
5. Игра «Скажи наоборот»
Летом заяц серый, а зимой - … |
Белка летом рыжая, а зимой - … серая |
Лось большой, а ёжик - … |
Белка слабая, а волк - … |
У лисы длинный хвост, а у зайца - … |
6. Игра «Кто где живёт?»
В берлоге живёт … | В логове живёт … |
В норе живёт … | В дупле живёт … |
Тема недели: Новый год.
Родителям рекомендуется:
- побеседовать с ребенком о том, какой праздник скоро будет, что он обозначает;
- если в доме уже поставлена елка, рассмотреть ее и рассказать, какими игрушками украшают новогоднюю елку;
- вместе с ребенком украсить новогоднюю елку.
- Упр. «Подскажи словечко»
На дворе снежок идет, скоро праздник ____________________ .
Ветви слабо шелестят, бусы яркие ________________________.
И качаются игрушки: флаги, звездочки, ___________________.
2. Упр. «Подбери признак» (Следим за окончаниями)
Новогодняя ёлка (какая?) | |
Дед Мороз (какой?) | |
Снегурочка (какая?) | |
Подарок (какой?) |
3. Игра «Один – много»
Гирлянда | Гирлянды | Много гирлянд |
Хлопушка | … | Много … |
Маска | … | Много … |
Игрушка | … | Много … |
Стих | … | Много… |
Песня | … | Много … |
4. Игра «Из чего - что?»
Шарик из стекла (какой?) | Стеклянный |
Снежинка из бумаги (какая?) | … |
Флажки разных цветов (какие?) | … |
Звезда из пластмассы (какая?) | … |
Снеговик из ваты (какой?) | … |
5. Игра «Скажи наоборот»
Холодный ветер - ________________________________________
Весёлое настроение - _____________________________________
Длинная гирлянда - ______________________________________
Тяжёлый мешок - ________________________________________
Дата: __________ Тема недели: Зимние виды спорта.
1. Игра «Назови спортсменов»
Играет в хоккей – ____________________________ (хоккеист)
Бегает на коньках - _______________________ (конькобежец)
Занимается биатлоном - ____________________ (биатлонист)
Занимается фигурным катанием - ______________ (фигурист)
Катается на лыжах - ____________________________(лыжник)
Занимается санным спортом - ___________________(саночник)
2. Упр. «Кому что нужно?» (Отвечаем полным предложением)
Лыжнику нужны … | лыжи, ботинки, палки |
Хоккеисту нужны … | |
Саночнику нужны .. | |
Фигуристу нужны … | |
Биатлонисту нужны … |
3. Игра «Один – много»
Клюшка | Клюшки | Много клюшек |
Шайба | … | Много … |
Лыжа | … | Много … |
Медаль | … | Много … |
Лыжник | … | Много … |
4. Игра «Кто на чём? (следим за употреблением предлога НА)
Лыжники едут (на чём?) – на лыжах
Саночники едут (на чём?) - ____________________________
Фигуристы и хоккеисты катаются (на чём?) - _____________
Горнолыжники катаются (на чём?) – на горных лыжах
5. Игра «Посчитай» (автоматизация звуков [Ш], [Ж])
Один/одна | Два/две | 3 | 4 | 5 |
Лыжник | ||||
Клюшка | ||||
Шайба |
Дата: __________ Тема недели: Зимующие птицы.
1. Ворона, синица, воробей – это ____________________________.
Каких ещё зимующих птиц ты знаешь? ____________________.
Почему их называют зимующими? ________________________.
2. Игра «Назови ласково»
Клюв - клювик | Голубь - … |
Крыло - … | Воробей - … |
Гнездо - … | Синица - … |
3. Игра «Один – много»
Воробей – воробьи | Много - воробьёв |
Синица - …. | Много … |
Ворона - … | Много … |
Сорока - … | Много … |
Снегирь - … | Много … |
4. Упр. «Закончи предложение»
Чтобы помочь птицам зимой, надо __________________________.
(делать кормушки, подкармливать их)
У птицы есть ____________________________________________.
(голова, клюв, глаза, туловище, крылья, хвост, лапки).
5. Игра «Друзья птиц» (следим за прав. употреблением окончаний)
Я дам хлеба __________________________ (воробью).
Я дам семечек _______________________ (голубю).
Я дам сала ___________________________(синице).
Я дам ягоды рябины ___________________ (снегирю).
6. Игра «Кто как голос подаёт?» (послушайте голоса этих птиц в природе)
Воробей (что делает?) - | … чирикает |
Ворона (что делает?) - | … каркает |
Синица (что делает?) - | … тинькает |
Сорока (что делает?) - | … трещит |
Голубь (что делает?) - | … воркует |
Дата: _____________ Тема недели: Транспорт.
1. Назови транспорт, который:
Ездит по земле - ________________________________(наземный)
Плавает по воде - ________________________________ (водный)
Летает - ______________________________________(воздушный)
2. Игра «Назови ласково»
Машина - машинка | Корабль - … |
Самолёт - … | Лодка - … |
Пароход - … | Грузовик - … |
3. Игра «Из каких частей состоит?» (рассмотрите вместе с ребёнком игрушки/картинки - назовите их части)
У грузовика есть ... | Кабина, колёса, кузов, фары, руль |
У самолёта есть … | Крылья, нос, хвост, корпус, иллюминаторы |
У автобуса есть … | Колёса, салон, сиденья, двери |
У корабля есть … | Корпус, нос, палуба, борт, якорь, штурвал |
4. Игра «Один – много»
Самолёт | Самолёты | Много самолётов |
Автобус | … | Много … |
Машина | … | Много … |
Поезд | … | Много … |
Корабль | … | Много … |
5. Игры: «Подбери действие»/ «Подбери признак» (любой)
Следим за правильным употреблением окончаний
Машина (что делает?) -… | Машина (какая?) - грузовая |
Самолёт - … | Самолёт (какой?)- … быстрый |
Пароход - … | Пароход - … большой |
Поезд - … | Поезд – … длинный |
Корабль - … | Корабль - … грузовой |
Тема недели: Профессии на транспорте.
- Игра «Кто чем управляет?»
Автобусом управляет - … | водитель |
Грузовиком управляет - … | шофёр |
Поездом управляет - … | |
Самолётом управляет - … | |
Кораблём управляет - … |
- Игра «Один – много»
Водитель | Водители | Много водителей |
Пилот | … | Много … |
Капитан | … | Много … |
Машинист | … | Много … |
Шофёр | … | Много … |
- Игра «Что не так?» (Исправь ошибку, составь предложение)
Водитель строит дома. _____________________________________
Капитан учит детей. ______________________________________
Лётчик лечит животных. ___________________________________
Машинист работает в магазине. _____________________________
4. Игра «Посчитай»
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Лётчик | ||||
Капитан | ||||
Водитель |
5. Упр. «Подбери обобщающее слово»
Трамвай, автобус, грузовик – это __________________
Вертолёт и самолёт – это _________________________
Корабль, пароход, катер – это _____________________
Дата: _______ Тема недели: Профессии.
- Вспомни и назови профессии людей, которые работают в детском саду: _____________________________________________________
_____________________________________________________
- Игра «Кто что делает?»
Повар - _______________________________________________
Медсестра - ___________________________________________
Воспитатель - _________________________________________
Помощник воспитателя - ________________________________
Логопед - _____________________________________________
Психолог - ____________________________________________
Муз. руководитель - ____________________________________
Воспитатель по физкультуре - ___________________________
Массажист - __________________________________________
Дворник - ____________________________________________
- Игра «Кому что нужно для работы?» (Строим предложение)
Кастрюля, сковородка нужны … | повару |
Зеркало для занятий … | |
Пианино … | |
Градусник … | |
Лопата, грабли … | |
Картинки, тетради, карандаши … |
- Игра «Один – много»
Игрушка | Игрушки | Много … |
Карандаш | … | Много … |
Лопата | … | Много … |
Книга | … | Много … |
Чашка | … | Много … |
Стол | … | Много … |
Дата: ________ Тема недели: Женский день – 8 марта.
- Назови первый весенний праздник ______________________.
Почему он называется «Мамин день»? ___________________.
Как зовут твою маму? ___________________ (имя и отчество)
Как зовут бабушку? ____________________________________
Как ты помогаешь маме и бабушке? ______________________.
- Игра «Назови ласково»
Мама - … | Цветок - … |
Бабушка - … | Солнце - … |
Сестра - … | Тюльпан - … |
Дочь - … | Букет - … |
- Игра «Один» - много»
Цветок | Цветы | Много цветов |
Пирог | … | Много … |
Подарок | … | Много … |
Гость | … | Много … |
Тюльпан | … | Много … |
- Игра «Подбери признак/действие»
Мама (какая?) | Любимая, красивая, добрая |
Бабушка (какая?) | |
Мама (что делает?) | |
Бабушка (что делает?) |
- Игра «Чей? Чья? Чьё? Чьи?»
Сумка мамы - (чья сумка?) – мамина
Газета бабушки - (чья газета?) - _________________________
Платье мамы - (чьё платье?) - ___________________________
Очки дедушки - (чьи очки?) - ___________________________
Блокнот папы – (чей блокнот?) - _________________________
Дата: _____ Тема недели: Аквариумные и пресноводные рыбы.
- Щука, окунь, сом – это _____________________________.
Где они живут? _____________________________(в реке).
Золотая рыбка, меченосец, гуппи – это _______________.
Где они живут? _______________________(в аквариуме).
- Игра «Назови ласково»
Рыба - … | Окунь - … |
Плавник - … | Щука - … |
Хвост - … | Сом - … |
Глаз - … | Карась - … |
- Игра «Один - много»
Щука | Щуки | Много щук |
Пескарь | … | … |
Окунь | … | … |
Лещ | … | … |
Ерш | … | … |
Карась | … | … |
4. Упр. «Отвечай-ка» (Отвечаем полным предложением)
Чем покрыто тело рыбы? – Тело рыбы покрыто чешуёй.
Чем дышит рыба? - _________________________ (жабрами)
Для чего рыбе нужны плавники? – Рыба гребёт плавниками.
Чем рыба поворачивает? - ____________________ (хвостом).
5. Отгадай загадки:
Дата_________ Тема недели: Комнатные растения.
- Фиалка, кактус, герань – это __________________________
Почему эти растения называют комнатными? _______________
______________________________________________________
Какие комнатные растения есть у Вас дома? ________________
______________________________________________________
- Игра «Назови ласково»
Цветок - цветочек | Вода - |
Лист - | Лейка - |
Бутон - | Горшок - |
Корень - | Фиалка - |
Стебель - | Кактус - |
- Игра «Один – много»
Цветы – много | Герань – много |
Бутоны – много | Фикус – много |
Фиалка – много | Кактус - много |
- Упр. «Расскажи, как нужно ухаживать за комнатными растениями?»
- (Составь предложения).
Я буду |
Я буду |
Я буду |
Я буду |
- Игра «Сосчитай»
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Цветок | ||||
Бутон |
Дата: _________ Тема недели: Ранняя весна. 8 марта
- Отгадайте загадку:
Рыхлый снег на солнце тает, ветерок в ветвях играет.
Звонче птичьи голоса – значит к нам пришла - ________.
- Побеседуйте с ребёнком, предложите ответить на вопросы:
Какое солнце весной? Яркое, тёплое, весеннее.
Солнце весной что делает? Греет, припекает.
Что происходит со снегом? Снег тает.
Какое небо весной? Небо голубое, чистое.
Что происходит с деревьями? На деревьях набухают почки, распускаются листочки.
Кто прилетает из тёплых стран? Перелётные птицы (назвать).
- Игра «Назови ласково»
Ручей - ручеек | Почка - … |
Солнце - … | Проталина - … |
Трава - … | Льдина - … |
Лист - … | Капля - … |
- Игра «Скажи наоборот»
Зимой снег белый, а весной …. (серый) |
Зимой снег чистый, а весной … (грязный) |
Зимой дни холодные, а весной … (тёплые) |
Зимой дни короткие, а зимой … (длинные) |
Зимой солнце тусклое, а весной … (яркое) |
Зимой небо серое, а весной … (голубое) |
- Игра «Посчитай-ка» (автоматизация звуков [С], [Ж])
Один/одна | Два/две | 3 | 4 | 5 |
Сосулька | ||||
Лужа | ||||
Подснежник |
Дата: Тема недели: Космос.
1. На какой планете мы живём? ___________________________________
Первый человек, который полетел в космос – это ____________________
Какой праздник отмечают 12 апреля? ______________________________
Какие планеты ты знаешь? _______________________________________
________________________________________________ (всего 8 планет)
2. Игра «Измени по образцу». Звезда - звездный
Солнце | Луна | ||
Космос | Воздух | ||
Земля | |||
Спутник |
3. Игра «Подбери признак». Космонавт (какой?) - Смелый, сильный, умный.
Ракета (какая?) | |
Солнце (какое?) | |
Земля (какая?) |
4. Игра «Один – много». Звезда – звезды - много звезд.
Ракета | Много | |
Планета | Много | |
Спутник | Много | |
Космический корабль | Много |
5. Выполните вместе с ребёнком пальчиковую гимнастику «Планеты» (на каждое название планеты ребёнок загибает пальчик)
По порядку все планеты назовёт любой из нас:
Раз – Юпитер, два – Венера,
Три – Земля, четыре – Марс.
Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,
Семь – Уран, восьмой – Нептун
6. КОСМОС. Раскрась ракету. Что ты ещё видишь на картинке? Обведи спутник по контуру.
Дата: __________ Тема недели: Перелётные птицы.
- Скворец, грач, ласточка – это ___________________________.
Почему их называют перёлётными? ______________________.
Каких перелётных птиц ты ещё знаешь? __________________.
- Игра «Назови ласково»
Птица - птичка | Гнездо - … |
Крыло - … | Птенец - … |
Клюв - … | Соловей - … |
Перо - … | Скворец - … |
- Игра «Один – много»
Грач – много грачей | Ласточка – много … |
Журавль – много … | Соловей – много … |
Жаворонок – много … | Гнездо – много … |
Утка – много … | Птенец – много … |
- Игра «У кого кто?»
У скворца - | скворчонок | скворчата |
У журавля - | … | … |
У грача - | … | … |
У кукушки - | … | … |
У утки - | … | … |
У гуся - | … | … |
- Игра «Сосчитай-ка» (автоматизация звуков [С], [Ш], [Ж])
Один/одна | Два/две | 3 | 4 | 5 |
Кукушка | ||||
Скворец | ||||
Журавль |
6. Упр. «Кто как голос подаёт?» (обсудить с ребёнком)
Кукушка - … кукует | Жаворонок - …звенит |
Журавль - … курлычет | Ласточка - … щебечет |
Соловей – заливается, свистит, щёлкает |
Дата: ________ Тема недели: Насекомые.
1. Бабочка, комар, пчела – это ______________________________.
Каких ещё насекомых ты знаешь? ___________________________.
Какие части тела есть у насекомых? (голова, туловище, брюшко, усики, крылья, 6 ног)
2. Игра «Назови ласково»
Жук - …жучок | Шмель - … |
Комар - … | Муравей - … |
Пчела - … | Стрекоза - … |
3. Игра «Один – много»
Бабочка | Бабочки | Много бабочек |
Жук | … | Много … |
Пчела | … | Много … |
Оса | … | Много … |
Муха | … | Много … |
Муравей | … | Много … |
4. Упр. «Подбери признак/действие»
Какой? Какая? | Как передвигается? | |
Бабочка | Красивая, разноцветная | Летает |
Жук | ||
Муравей | Трудолюбивый | Ползает |
Кузнечик |
5. Игра «Сосчитай» (автоматизация звуков [С], [Ж])
Один/одна | Два/две | 3 | 4 | 5 |
Жук | ||||
Оса | ||||
Стрекоза |
Дата: _______ Тема недели: Весна. Перелетные птицы.
- Что делают в огороде весной?____________________________
Что делают в саду? _____________________________________
Какие инструменты нужны для работы на участке?__________
Какая техника работает на полях весной? __________________
- Игра «Доскажи словечко» (Строим предложение)
Землю пашут с помощью (чего?) - плуга |
Трактором управляет (кто?) - … |
Засевают поле с помощью (чего?) - сеялки |
Землю копаем (чем?) - … |
Рассаду высаживаем (куда?) - … |
Поливаем грядки (из чего?) - … |
- Игра «Назови ласково»
Сад - садик | Грядка - … |
Огород - … | Лейка - … |
Парник - … | Грабли - … |
Теплица - … | Лопата - … |
Яблоня - … | Совок - … |
- Игра «Сосчитай до 5»
Одна/одно | Два /две | 3 | 4 | 5 |
Ведро | ||||
Лопата | ||||
Лейка |
- Игра «Какое слово не подходит?» Объясни, почему.
Семя, семечко, Семён, семена. ___________________________
Сад, ссадина, садовый, садовод. __________________________
Грабли, лопата, вилка, лейка. ____________________________
- Игра «Что где растёт?» (Отвечаем полным предложением)
Что растёт в огороде? ___________________________________
Что растёт на клумбе? ___________ Какие цветы ты знаешь?
______________________________________________________
Дата: ________ Тема недели: Лето.
- Самое тёплое время года – это ___________________________ .
Июнь, июль, август – это ________________________________.
Колокольчик, ромашка, одуванчик – это ___________________ .
Какие полевые цветы ты ещё знаешь? Почему их так называют?
2. Упр. « Назови признаки лета» (Отвечаем полным предложением)
Летом небо (какое?) - …. ____________________(голубое, чистое)
Солнце (какое?) - … ________________________(яркое, лучистое)
Какими стали деревья? ______(зелёными, на них много листочков)
Летом в лесу растёт много ____________________(грибов и ягод)
Летом на лугу много ____________________(цветов, насекомых)
Какую одежду носят летом? _____ (шорты, футболки, сарафаны)
Что делают летом? ________________________________________
(купаются в речке, катаются на велосипеде, ловят рыбу и т.д.)
3. Игра «Назови ласково»
Солнце - солнышко | Ветер - … |
Ягода - … | Цветок - … |
Лес - … | Дождь - … |
Река - … | Гриб - … |
4. Игра «Один – много»
Ягода | Ягоды | Много ягод |
Гриб | … | Много … |
Василёк | … | Много … |
Колокольчик | … | Много … |
Ромашка | … | Много … |
Одуванчик | … | Много … |
5. Игра «Скажи наоборот»
Хорошая погода - _____________ Жаркое лето - ____________
Солнечный день - _____________ Длинная ночь - ___________
Использованная литература
- Жохова О.В., Лебедева Е.С. Домашние задания для детей средней логопедической группы ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 64с.
- Жохова О.В., Лебедева Е.С. Домашние задания для детей старшей и подготовительной к школе логопедических групп ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 64с.
- Карпова С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет/С.И. Карпова, В.В. Мамаева. – СПб.: Речь; М.: Сфера,2012. – 144с.
- Нищева Н.В. Тетрадь №1 для средней логопедической группы /Худ. И.Ф. Дукк. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011. – 32с.
- Нищева Н.В. Тетрадь №2 для средней логопедической группы /Худ. И.Ф. Дукк. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011. – 32с.
- Нищева Н.В. Тетрадь для старшей логопедической группы детского сада/Худ. И.Ф. Дукк. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2012. – 32с.
- Сидорова У.М. Учим слова и предложения. Речевые игры и упражнения для детей 4-5 лет: В 2 тетрадях. Тетрадь 1. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 32с.
- Сидорова У.М. Учим слова и предложения. Речевые игры и упражнения для детей 5-6 лет: В 3 тетрадях. Тетрадь 2. Тетрадь 3. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 32с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека домашних заданий логопеда для детей и их родителей "Звуки С-Сь"
Картотека представлена в виде карточек формата А5. Задания постепенно усложняются и соответствуют этапам постановки и автоматизации данных звуков: слоги, слова, словосочетания, чистоговорки, предложен...

Картотека домашних заданий логопеда для детей и их родителей "Звуки З-Зь, дифференциация С-З"
Картотека представлена в виде карточек формата А5. Задания постепенно усложняются и соответствуют этапам постановки и автоматизации данных звуков: слоги, слова, словосочетания, чистоговорки, предложен...

Картотека домашних заданий логопеда для детей и их родителей "Звук Ц"
Картотека представлена в виде карточек формата А5. Задания постепенно усложняются и соответствуют этапам постановки и автоматизации данных звуков: слоги, слова, словосочетания, чистоговорки, предложен...

Картотека домашних заданий логопеда для детей и их родителей "Звук Ш, звук Ж"
Картотека представлена в виде карточек формата А5. Задания постепенно усложняются и соответствуют этапам постановки и автоматизации данных звуков: слоги, слова, словосочетания, чистоговорки, предложен...

Картотека домашних заданий логопеда для детей и их родителей "Звук Ч"
Картотека представлена в виде карточек формата А5. Задания постепенно усложняются и соответствуют этапам постановки и автоматизации данных звуков: слоги, слова, словосочетания, чистоговорки, предложен...

Картотека домашних заданий логопеда для детей и их родителей "Звук Щ, Дифференциация Ш-Ж, С-Ш, Ц-Ч, Щ-Сь"
Картотека представлена в виде карточек формата А5. Задания постепенно усложняются и соответствуют этапам постановки и автоматизации данных звуков: слоги, слова, словосочетания, чистоговорки, предложен...

Рабочая программа коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда для детей с ТНР на 2023-2024 уч.год
Рабочая программа коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи 4-5 лет...