Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
учебно-методический материал по логопедии

Каримова Наталья Викторовна

В данной статье рассматриваются основные грамматические ошибки у детей дошкольного возраста, освещаются основные направления работы и приводятся примеры игр и упражнений на развитие грамматических категорий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grammaticheskiy_stroy.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

Своевременное развитие грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего развития.  Освоение грамматически правильной речи дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения.

 Грамматика—это наука о строе языка, о его законах.

 Овладеть грамматическим строем речи – значит овладеть морфологическим и синтаксическим уровнем грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приёмами словоизменения и словообразования, синтаксический уровень предполагает навык составления предложений, а также грамматически верное употребление слов в словосочетаниях, фразах и предложениях.

С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с речевым недоразвитием, проблема формирования грамматических средств языка занимает важнейшее место в обучении.

Наиболее типичными в речи дошкольников являются следующие ошибки:

1.      Неправильные окончания имен существительных в родительном падеже множественного числа с окончанием –ей - карандашов, дверёв, ежов, этажов; с нулевым окончанием: ночов, куклов, девочков, книгов, дверков, пуговицев;

·         родительный падеж, единственное число: у кукле, у маме, у сестре, без ложке;

2.      предложный падеж неодушевленных имен существительных мужского рода: в лесе, в носе, в саде;

3.      Склонение несклоняемых имен существительных: на палъте, на пианине, в кине.

4.      Образование множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных: ягнёнки, котёнки, жеребёнки, свинёнки.

5.      Изменение рода существительных: большой яблок, купи мороженую, папа ушла, теплая молоко, платье зеленая, одеяла разорвалась.

6.      Образование глагольных форм.

-      повелительное наклонение: искай (ищи), спей (спой), скакай (скачи).

-     изменение основы глагола: плакать – плакаю (плачу), рисовать – рисоваю (рисую);

-      спряжение глаголов: хотеть – хотишь (хочешь), давать – дадишъ (дашь),  спать – сплют (спят).

7.      Неправильная форма причастий: сломатая, оборватая, сошитая;

8.      Образование сравнительной степени прилагательного: ярчее, чистее, хужее, красивше.

9.      Окончания местоимений в косвенных падежах: у тебе новая платья, в этим кармане;

10.      Склонение числительных: с двумями, идите по двоим.

Согласование числительных с существительным: 5 ух, 5 окнов, 5 стулов.

11. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: стулик, шкафик, платюшка.

12. Образование относительных и притяжательных прилагательных: морс из клюквы- клюкиный, шапка из меха-мехная, сумка из кожи-кожавая, хвост лисы-лисовый, лисин, хвост волка-волкин.

13. Ошибки в образовании слов-антонимов: высокий- низкий(маленький), больной- здоровый (не больной).

14. Много ошибок дошкольники допускают при употреблении приставочных глаголов (вместо переходит - идёт, вместо спрыгивает - прыгает, вместо пришивает - шьёт).

15 Несформированность грамматического строя речи проявляется в неправильном употреблении предложно-падежных конструкций.

Характерные ошибки в употреблении предлогов:

- опускание предлогов (Паток лезит тумке - платок лежит в сумке);

- замена (выглядывает из-за угла- из угла);

- недоговаривание ( полезя а дево-полезла на дерево, посля а уиса-пошла на улицу).

Формирование грамматически правильной речи осуществляется двумя путями: в обучении на занятиях и в воспитании грамматических навыков в повседневном общении. Занятия дают возможность предупредить грамматические ошибки детей, а в повседневной жизни создаются условия для практики речевого общения.

Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих. В своей работе я так же использую компьютерные программы («Логомер», «Мерсибо»), игры, презентации.

Для наибольшей эффективности дидактических игр и упражнений нужно соблюдать следующие условия:

- систематичность проведения;

- распределение их в порядке нарастающей сложности;

- подчинённость заданий выбранной речевой цели;

- чередование и вариативность игр и упражнений.

Ведущими приемами обучения грамматическим навыкам можно назвать образец, объяснение, указание, сравнение, повторение. Они предупреждают ошибки детей, помогают сосредоточить внимание ребенка на правильной форме слова или конструкции предложений.

Используются и такие приемы, как создание проблемных ситуаций; подсказ нужной формы; исправление ошибки; вопросы подсказывающего и оценочного характера; привлечение детей к исправлению ошибок; напоминание о том, как сказать правильно, и другие.

В работе над развитием грамматического строя речи можно использовать следующие игры:

С целью развития словообразования:

-образование уменьшительно-ласкательных существительных и прилагательных

«Назови ласково» (дом- домик, стул- стульчик, рыжий- рыженький, голубой блокнот-голубенький блокнотик и т.д.).

- образование существительных с помощью суффикса -ниц

«Что для чего?» (для супа- супница, для хлеба-хлебница, для конфет- конфетница и т.д.)

- образование существительных

«Создай новое слово»

Логопед называет существительное и глагол и предлагает

детям по образцу «создать» новое слово Образец ответа: снег падает — снегопад

Примерный речевой материал:

звезды падают — звездопад; листья падают — листопад;

лед колет — ледокол; рыбу ловит — рыболов; пчел

разводит — пчеловод; лес рубит — лесоруб; книги любит — книголюб; сам летает — самолет; пешком ходит — пешеход

Игровое упражнение «Женские профессии»

Логопед называет мужскую профессию – ребенок в ответ называет женскую профессию.

Примерный речевой материал:

Мужчина - учитель, а женщина - учительница Мужчина - лётчик, а женщина - лётчица

Мужчина - писатель, а женщина - писательница

- образование названий детенышей в единственном и множественном числе

«Кто у кого?», «Чей малыш?» (у белки- бельчонок, у льва- львенок, у зайчихи- зайчата, у медведицы- медвежата и т.д.).

-«Папа, мама, я» (дети уточняют названия животных и их детенышей: называют папу, маму и детеныша -слон, слониха, слоненок и т.д).

- образование притяжательных прилагательных

«Чей хвост?», «Чей след?», «Несуществующее животное»- голова волчья, хвост лисий, лапы медвежьи и т.д.

«Чьи вещи?»- сумка мамы- мамина сумка, очки дедушки-дедушкины очки, кукла Даши- Дашина кукла и т.д.

- образование относительных прилагательных

«Что из чего сделано?» (стакан из стекла-стеклянный, конверт из бумаги- бумажный, сумка из кожи- кожаная).

«Какой сок?»-сок из апельсина -апельсиновый, из свеклы-свекольный и т.д. «Какой суп?»-суп из курицы-куриный, из фасоли-фасолевый и т.д.

«Какой компот?»- компот из ягод-ягодный;

 «Какой лист?»- лист клена- кленовый, лист дуба- дубовый, веточка ели- еловая и т.д.

 -Формирование грамматических значений- дифференциация рода

 (игра «Он, она, оно, они» -распредели по домикам: стол-он, кастрюля- она, облако- оно, ножницы- они и т.д.)

-Формирование словообразования прилагательных

«Создай новое слово»

Логопед предлагает детям по образцу «создать» новое слово. Образец ответа: черные глаза — черноглазый, голубые глаза-голубоглазый и т.д.

-Образование слов-антонимов

«Скажи наоборот».

Взрослый поочередно бросает мяч и произносит словосочетание. Ребенок, возвращая мяч, называет в словосочетании одно слово, противоположное по значению. ДОБРАЯ СОБАКА …( злая собака ),  ГОРЯЧИЙ СУП ….. (холодный суп), ЧЕРНАЯ РУБАШКА …(белая рубашка)  и т.д.                      

- Образование однокоренных слов

«Назови лишнее слово»

Логопед произносит группу из трех слов, два из которых являются однокоренными, а третье содержит омонимичный корень, и предлагает детям назвать лишнее слово, обосновав свой выбор.

Примерный речевой материал:

нос — носовой — носить; вода — водить — водный; белка — белый — белить;

ножной — ножевой — ножик: вина — виноватый — виноград;

измученный — мучной — замучить; распарывать — распарить — парилка пылинка — запылать — запылить; растоптать — топот — растопить

 Задания и игровые упражнения по закреплению словоизменения существительных, глаголов и прилагательных.

Дифференциация существительных единственного и множественного числа

-«Один — много» (ухо-уши, окно-окна, стул-стулья и т.д.);

- закрепление формы родительного падежа существительных

«Что из чего?-чай пьем из чашки, овощное пюре-из овощей,

«Что без чего?» -кастрюля без ручки, стул без ножки,

«Приготовим обед»(я сварю компот из яблок, слив, груш, я сварю суп из свеклы, капусты…)

  закрепление формы винительного падежа существительных

-«Кто что ест?» (корова ест траву, морж рыбу и т.д.)

закрепление формы дательного падежа существительных

-«Кому что дадим?» (ножницы, фен, расческу- парикмахеру; кастрюлю, нож, половник- повару, очки-бабушке и т.д.);

закрепление формы творительного падежа

-«Кто чем работает?» (плотник работает молотком, пилой, рубанком и т.д)

-«Ответь на вопрос»

Логопед задает детям вопросы и предлагает на них ответить:

  • Забивают (чем?)…
  • Шьют (чем?)…
  • Метут (чем?)…
  • Рисуют (чем?) и т.д.

закрепление формы предложного падежа существительных

-«Кто где живет?» (корова в коровнике, белка в дупле, пчела в улье и т.д.);

-«О чем мечтает кукла? (о платье, о мишке и т.д.)

согласование числительных с существительным

-«Что прислала почта?»

Каждому ребенку по почте пришло письмо. Логопед предлагает вскрыть

свои конверты и назвать, что и сколько им прислали.

Примерный речевой материал:

один мяч, два лимона, пять шаров.

-«Посчитай: один-два- пять» (посчитай: 1-стул, 2-стула, 5-стульев и т.д);

 закрепление и дифференциация предлогов

 «Исправь Незнайку» (птицы летят под домом, петух сидит в заборе и т.д), выполнение действий по инструкции (посади мышку в дом, за дом, на дом и т.д.)

согласование притяжательных местоимений с существительными

- «Мой, моя, мое, мои», «Жадина» -Взрослый называет слова и просит ответить на вопрос «Чей? Чья? Чье? Чьи?», правильно согласуя местоимения мой, моя, мои, мое с существительными:

МЯЧ , КУКЛА , МИШКА , ЧАСЫ, КОНЬ , ШАР, САМОЛЁТ ,  ПЕЧЬ , ЛУК , ПОМИДОР , КАРАНДАШИ

закрепление согласования прилагательных с существительными

- «Какого цвета?» (юбка красная, флаг красный, яблоко красное);  

- Составление и отгадывание вопросов-загадок (голубое, нарядное, шелковое- это платье или кофта?)

Формирование грамматического строя речи-это длительная, кропотливая работа, которая осуществляется и воспитателем, и специалистами, и родителями. В связи с этим особенно важен пример культурной, грамотной речи педагога. Там, где педагог говорит грамотно, внимателен к речи окружающих, чутко улавливает особенности детских ошибок, и дети овладевают умением говорить правильно. И наоборот, если речь воспитателя неряшлива, то и ребенок повторяет ошибки вслед за ним.

Даже если ребенок с речевым нарушением в результате всей этой работы и не приобретет так называемого «чувства языка», то он все же будет в состоянии не допускать самых грубых ошибок при употреблении окончаний слов, а также приставок, суффиксов и пр. А приобретенные умения помогут в дальнейшем при усвоении школьной программы.        

Литература:

1.        Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. —М.,1981.

2.        Жукова Н. С. Отклонения в развитии детской речи.—М., 1994.

3.        Жукова Н. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.—М.,1990.

4.        Ковшиков В. А. Экспрессивная алалия. —Л.,1985.

5.        Кузьмина Н. И., Рождественская В. И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. —М, 1977.

6.        Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. —СПб.,1994.

7.        Основы теории и практики логопедии /Под ред. Р. Е. Левиной. —М., 1967.

8.        Соботович Е. Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. —Киев, 1981.

9.        Трауготт Н. Н. Как помочь детям, которые плохо говорят. —СПб., 1994.

10.    Филичева Т. В., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. —М., 1991.

11.    Шаховская С. Н. Использование наглядности при развитии речи детей с алалией/Под ред. С. С. Ляпидевского и С. Н. Шаховской //Расстройства речи и методы их устранения. —М., 1975. —М., 1975.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой тест "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста" (для воспитателей)

Данный материал предлагается для воспитателей с целью выявления знаний, умений, навыков по разделу грамматический строй речи типовой программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. К...

Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством логопедических игр и упражнений.

материал по теме "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством логопедических игр и упражнений."...

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.            В дошкольном учреждении о...

Способы формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

       Формирование грамматического строя языка (синтаксиса, морфологии, словообразования) старшего дошкольника имеет свою специфику, и для его развития должны применяться р...

Современный подход к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Становление и развитие речи на первоначальном этапе овладения родным языком рассматривается в современной дошкольной педагогике, психологии и психолингвистике во взаимосвязи с общим психическим развит...

Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

      Грамматический строй в процессе становления речи , если у ребенка нет соответственного диагноза, усваивается детьми самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Пр...