Консультация
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_rod_v_form_grammaticheski_prav_rechi_konsult.docx | 20.24 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ "ЦРР - детский сад № 5 "Академия детства"
658222, г. Рубцовск, улица Федоренко, 5
тел. 8 (38557) 7-18-03
Е-mail: ds5akademiadetstva@mail.ru
Консультация на тему:
«Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста»
Подготовила:
Учитель-логопед Шарапова А.С.
«РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ
ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Грамотная, четкая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Общение ребёнка с окружающими формируется постепенно: оно включает понимание речи и активное пользование его с учётом правильного грамматического и фонетического оформления. На разных возрастных этапах требования к речи детей предъявляются разные. В 5 – 6 лет – дети должны уметь свободно строить простые и сложные по структуре предложения и грамматически правильно оформлять их, употреблять конструкции с прямой и косвенной речью, рассказывать о предмете, картине, используя готовый план, а также составлять самостоятельно.
Но, к сожалению, в настоящее время многие дети испытывают трудности при формировании собственных речевых высказываний. Поэтому проблема
формирования лексико-грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем.
Содержание словарной работы опирается на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире. Этот словарь характеризуется разнообразием тематики, в нем представлены все части речи, что позволяет сделать речь ребенка в конце дошкольного детства содержательной, достаточно точной и выразительной.
Очень важным моментом для формирования у детей фразы и развития связной речи является знакомство детей с элементарными формами словообразования.
Формирование словоизменения у дошкольников начинается с упражнений по различению, сопоставлению форм слов. Дети вслушиваются в окончания существительных, глаголов единственного и множественного числа, в изменения падежных окончаний одного и того же слова.
Навыки словоизменения закрепляются сначала в словосочетаниях; затем в предложениях, далее и связанной речи.
Для того чтобы дети умели правильно строить и употреблять в своей речи
простые предложения, важно, чтобы все слова были им понятны. Необходимо следить за порядком слов в предложении (в случае необходимости поправлять с помощью вопросов), за правильным употреблением соответствующей формы глагола, согласованием его в лице и числе с существительным.
Особенно важно оречевлять практические действия с предметами, активные наблюдения за жизненными явлениями. Составляя предложения по описанию различных действий и т.п., дети учатся связно рассказывать об увиденном.
Постепенно такие сообщения объединяются в короткий рассказ.
Эффективным средством формирования лексико-грамматического строя речи детей являются игры и упражнения, применяемые в разных видах деятельности, в повседневной жизни.
Таким образом, к школьному возрасту, дети овладевают в основном всей сложной системой практической грамматики.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ:
Дать «ласковые имена»:
Валя-Валечка, Вася-Васенька, Соня-Сонечка, Саша-Сашенька, Даша-Дашенька, Ира-Ирочка, Люда-Людочка, Катя-Катюша, Аня-Анечка, Серёжа-Сереженька, Миша-Мишенька, Дима-Димочка, Наташа-Наташенька, Вера-Верочка и т.д.
Покажи на себе и на кукле и назови:
Голова-головка Лоб Уши Нога - ножка Затылок Губы Рука Щёки Пальцы
Спина Глаза Ногти Живот Брови Ресницы Шея Нос Язык
Считай овощи до пяти по образцу:
Один помидор, два помидора, три помидора, четыре помидора, пять помидоров.
Один огурец … . Одна редиска… . Один баклажан, … . Одна морковка … . Один кабачок … . Одна репка … . Один боб … . Одна редька … .
Проведите игру «Есть - нет».
Ребёнок произносит вторую часть фразы со слов: «У меня нет».
- У меня есть свежая капуста.
- У меня нет свежей капусты.
Красный помидор, зелёный огурец, синий баклажан, спелые бананы, кислые
лимоны, сладкое яблоко, горькая редька.
Подбери как можно больше определений к каждому предмету.
Нарисуй в тетради.
Помидор – красный, круглый, вкусный, сочный.
Банан, редис, лук, виноград, лимон, апельсин, репа, яблоко.
«Большой-маленький»
Учите детей правильно называть маленькие предметы.
Вы называете большой предмет, а ребёнок – маленький.
Стол-столик. Булка- ... Стул- ... Чашка- ... Салфетка- ... Тарелка- ... Огурец- ... Конфета - ... Диван- ... Полка- ... Нож- ... Кружка- ...
Проведите игру с мячом
«Один-много».
Яблоко – яблоки
Груша – груши
Слива – сливы
Персик, банан, ананас
«Много-один».
Апельсины – апельсин
Абрикосы – абрикос
Помидоры – помидор
Огурец, мандарин, лимон
Дополнить предложения, изменив слово в скобках.
В корзине лежит один (помидор).
В лесу растёт много (дерево).
В зоопарке мало (зверь).
У меня меньше (ягода), чем у Вовы.
Петя собрал столько же (гриб), сколько и Света.
В шкафу лежит больше (плащ), чем на вешалке.
Подобрать по несколько существительных к прилагательным.
Красные машины, стулья, блюдца.
Синие … Тёплые … Металлические … Вязаные … Шерстяные …
Пластмассовые …
Существительные должны быть всех трёх родов.
«Доскажи словечко».
Учите детей образовывать и использовать в речи глаголы с различными
приставками.
Машина в гараж … (въезжает).
Мальчик из школы … (выходит).
Шофёр к машине … (подходит).
Девочка с горы … (съезжает).
Старушка через улицу … (переходит).
Девочка через лужу … (перепрыгивает).
Птичка из клетки … (вылетает).
Измените предложения по образцу:
Он сидит на диване. – Они сидят на диване.
Он бежит по дорожке … Он поёт песню … Он рисует солнце … Он идёт
домой … Он колет дрова …
«Чье это?»
Образуйте притяжательные прилагательные по образцу:
Хвост собаки – собачий хвост.
Молоко коровы – коровье молоко.
Грива льва … Зубы тигра … Копыта лошади … Шерсть кролика … Рога лося
… Усы кошки … Следы зайца …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками
Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Дистанционная консультация для родителей. Консультации.
Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....