Артикуляционная гимнастика (Практические наработки)
методическая разработка по логопедии

Адамова Марина Станиславовна

Нетрадиционные формы проведения консультаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teoriya_art.gimn_.doc46 КБ

Предварительный просмотр:


«Артикуляционная гимнастика»

/Нетрадиционные формы проведения консультаций/

Любой из нас пришёл на свет на этот
                                                                                      Творить добро, надеяться, любить,
                                                                         Смеяться, плакать, но при всём при этом
                                                                                          Должны мы научиться ГОВОРИТЬ.

   Гимнастика для рук, ног- дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы- чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»?

   Оказывается, язык- главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со взрослыми и сверстниками, создают трудности в овладении навыками чтения и письма.

   Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

    Передо мной как специалистом, работающим с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска эффективных методов формирования произносительных возможностей, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы успешное овладение навыками нормативного произношения. Требуется понимание сути расстройства, осмысленный нестандартный подход в работе, постепенное формирование у ребёнка прочных навыков. Необходимо формировать у дошкольников мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающей стабильные результаты. И всё это нужно делать легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребёнка, не превращая занятия в нудные тренировки.

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных упражнений, мы стремимся выполнять их в игровой форме, включая в работу различные анализаторы и используя многообразие вспомогательного материала.

В совместной деятельности с детьми помимо традиционных форм проведения артикуляционной гимнастики использую новейшие формы, в создании которых участвуют и дети.

Формы артикуляционной гимнастики:

 - Биоэнергопластика

 - «Театр пальчиков и Язычка» (или сопряженная гимнастика)

 - Встречи с героями «Весёлых полянок»

 - Использование дидактических кукол

 - Артикуляционный комплекс с трафаретами «Весёлых Язычков»

 - Адаптированные сказки с движениями

 - Сочинение историй из жизни Язычка с использованием картинок-образов

 - Выполнение артикуляционных упражнений с применением «волшебных палочек - помогалочек»

 - Нетрадиционные упражнения с бусиной, драже и ложкой для совершенствования артикуляционной моторики

 - Кубики – знаки упражнений

 - Артикуляционная гимнастика под музыку

   Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение.

   Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения произношения.

   На первых занятиях дети знакомятся с органами артикуляции, упражнениями для губ, языка или челюсти по стандартной методике, тренируются в правильном выполнении перед зеркалом, подражая логопеду или родителям. В дальнейшем используются рисунки c животными, которым мы помогаем   выполнением упражнений. Картинкам с изображением детей, выполняющих гимнастику, хочется подражать, кубики и подручные средства всегда вызывают новое желание к работе с логопедом. Оживляют сказки и вариант их составления совместно логопеда с детьми. Содружественные движения речи с руками и всеми органами способствуют познанию новой области коррекции, а гимнастика, сопровождающаяся музыкой, приводит ребят в восторг и создает огромное желание к выполнению, казалось бы, надоевшей артикуляционной гимнастики.

   Музыкотерапия способствует улучшению общего эмоционального состояния детей; улучшению исполнения качества движений органов артикуляционного аппарата: развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений. Помогает коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений. Некоторые авторы предлагают песенные фоны для артикуляционной гимнастики, можно использовать подборку классических произведений для проведения артикуляционной гимнастики.

   Таким образом, артикуляционные упражнения предлагаются детям в различных формах. Игры   меняются, становятся интересным, увлекательным, эмоциональным этапом. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

Литература:

1. Хватцев М. Е. Логопедия. Пособие для студентов педагогических институтов и учителей спец. школ, изд. 5, М., Учпедгиз, 1959.

2. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М.: Просвещение, 1989.

3. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

4. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2004.

5. Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. — М.: Астрель, 2007.

6. Ваш домашний логопед. Учим ребёнка говорить правильно. Электронное издание для родителей и педагогов. М.: ООО «Парус — Сервис», 2007.

7. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей.- М.: ГНОМ и Д, 2007.

8. Репина З. А., Буйко В. И. Уроки  логопедии. – М.: ЛИТУР, 2005.

9. Костыгина В. Н. Тру-ля-ля  Артикуляционная гимнастика. М.: Карапуз, 2000.

10. Батяева С.В. Логопедическая сказка. «Приключения зайчонка Кузи». – М.: ТЦ Сфера, 2009.

11. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Хлоп-топ. Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 5-9 лет. — М.: ГНОМ и Д, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

Родительское собрание с практической частью «Роль артикуляционной гимнастики в преодолении речевых нарушений у детей»

Родительское собрание с практической частью «Роль артикуляционной гимнастики в преодолении речевых нарушений у детей»...

Уважаемые посетители моего мини-сайта! Я хочу поделиться с вами своими практическими наработками. Благодарю за оказанное внимание и проявленный интерес к моей педагогической деятельности.

Задача современного воспитателя: воспитывать личность творческую, креативную, коммуникабельную. Нужно прогнозировать и оценивать свои результаты, развивать самостоятельность, инициативу, создавать усл...

Практический материал "Артикуляционная гимнастика для дошколят".

Данное пособие представляет комплекс артикуляционных  упражнений, направленных на совершенствование движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и подготовке...

Практические наработки по нетрадиционной изобразительной деятельности.

Материал для педагогов доу по непосредственно образовательной деятельности в технике нетрадиционного изо....