Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста".
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Можно проводить в рамках родительского собрания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_razv_fonem_sl.docx | 20.69 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие фонематического слуха у ребенка
старшего дошкольного возраста»
Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!
Одной из главных причин ошибок является нарушение фонематического слуха, т.е. умения различать и выделять речевые звуки. Для того чтобы написать правильно, ребенку необходимо представлять, что предложение состоит из слов, слова из звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Поэтому, важно развивать у ребенка фонематический слух!
Фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.
Какие признаки нарушения фонематических процессов могут быть у ребенка?
1. Нарушено звукопроизношение (замены и смешения звуков).
2. Нарушена звуковая структура слова, которая проявляется в ошибках звукового анализа (пропуск гласных и согласных звуков, слогов; вставки звуков; перестановка звуков, слогов).
3. Нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении звуков.
Узнать, нарушен ли фонематический слух у ребенка, могут сами родители с помощью следующих заданий:
1. Предложите ребенку повторить слоги: са-ша, ша-са, са-ца, ач-ащ, ра-ла, ша-жа. Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки, различение проверяется следующим образом: предложите ему, услышав заданный слог, выполнить какое-либо действие. Например, если среди слогов са, ца, ча, называют слог ша, ребенок хлопает в ладоши.
2. Необходимо проверить, различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу.
- Предложите ему выбрать нужную картинку среди: жук-сук, дом-сом, миска-мышка, коза-коса, лужа-лыжа.
- Объяснить значение слов: «Что такое лужа и что такое лыжа?».
3. Следующий прием позволит выявить степень развития внимания и слуховой памяти.
- Предложите ребенку повторять сходные слоги: та-да-та, ка-га-га, па-ба-ба,ма-на-ма.
- Повторять сходные слова: Маша-Даша-каша; тень-день; день-пень; лак- мак- рак;жук-лук сук-тук.
Затруднения при выполнении заданий указывают на снижение фонематического слуха.
Преодоление нарушений фонематического слуха является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи.
На логопедических занятиях для формирования фонематического слуха у ребенка применяю следующие игры и упражнения, которые так же могут применять родители с детьми дома:
«Назови первый гласный звук»
Взрослый произносит слово с интонационным выделением первого звука и кидает мяч ребенку, а тот называет первый звук в слове и перебрасывает мяч взрослому (Аня, азбука, арбуз,Ира, индюк, изюм, Оля, осень, утка, улица…).
«Сложи звуки»
Взрослый произносит слог или слово по звукам, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова целиком, например: м,а - «ма»; н,о,с – «нос».
«Определи первый гласный звук»
Произносите ребёнку слова, выделяя голосом, первый гласный звук и попросите ребёнка назвать этот звук.
«Повтори искажи наоборот»
Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их сначала в прямом, а затем в обратном порядке (а.у,и – и.у,а).
«Зоркий глаз»
Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук.
«Что лишнее?»
Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
«Чистоговорки»
Взрослый начинает, а ребёнок договаривает последний слог.
Ба-бо-ба - у дороги два стол... (ба).
За-зу-за - уходи домой, ко... (за).
Ти-ди-ти - на Луну ле... (ти).
Де-де-те - сядем в темно... (те).
Фе-ве-фе - посижу я на со... (фе).
Лю-лу-лю - лук зеленый я по... (лю).
«Назови слова на звук …»
-Взрослый предлагает ребёнку придумать слова на заданный звук.
-Взрослый показывает детям картинки и называет их,
пропуская первый звук (…омашка), а ребенок произносит слово, выделяя пропущенный звук (ррромашка).
«Поймай звук»
Предложите ребенку хлопать в ладоши (или топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх, приседать и т.д.), когда он услышит слово, в котором есть заданный звук.
«Подскажи последний звук»
Взрослый предлагает детям договаривать последний согласный звук (На солнышке грелся черноухийкотено…К).
«Какой звук есть во всех словах?»
Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
«Весёлое название»
Взрослый предлагает ребёнку ладошки и хлопнуть, если он услышит правильно произнесённое слово, изображённое на картинке. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания:
Баман, альбом, витамин, клетка, паман, айбом, митанин, къетка, банан, аньбом, фитамин, клетта, банам, авьбом, виталим, тлетка.
Полноценная речь ребёнка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки ещё в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а главное — она наиболее гибка и податлива. Поэтому все виды нарушений речи преодолеваются легче и быстрее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...
консультация для родителей "О необходимости развития слухового внимания и фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста".
Игры на развитие слухового внимания и фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста....
Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста».
Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Фонематический слух – очень важное понятие для овладения речью, а затем и гра...
методические рекомендации по применени. дидактических игр по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи
Предлагемые игры и игровые упражнения построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий в соответствии с этапами развития фонематического слуха.Данным материалом могут воспольз...
Консультация для родителей на тему: «Игры на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей...
«Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»
В данной статье рассматриваются направления коррекционной работы, а также описана система игр и игровых приёмов по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР....
Консультация для родителей:"Развиваем фонематический слух у детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для родителей : "Развиваем фонематический слух у детей старшего дошкольного возраста"...