Как учить слабослышащего ребенка воспринимать устную речь.
консультация по логопедии

Гилева Ольга Петровна

     Роль слуха в развитии ребенка очевидна. Без слуха невозможно восприятие речи. Слушая речь, ребенок учится ориентироваться в окружающем мире. Он познает предметы, глядя на них, прикасаясь к ним, прислушиваясь к звукам, которые ни издают. Он наблюдает движения и действия окружающих его людей и животных, изменения, происходящие в окружающей действительности;  в меру своих возможностей сопоставляет и осмысливает наблюдаемое с помощью органов чувств. И в этом сложном процессе познания действительности исключительную роль играет речь, воспринимаемая ребенком. Еще задолго до того, как ребенок научится спрашивать и понимать ответы окружающих, он слышит речь близких, которые незаметно для самих себя сопровождают свои действия словами, поясняющими ребенку то, что он сам не смог бы так рано понять.

     Каждый момент восприятия ребенком окружающей действительности сопровождается благодаря слуху восприятием обращенной к нему речи.

     Если ребенок не слышит речевые звуки с достаточной отчетливостью и постоянством, повторяющиеся слова могут показаться ему иными, и поэтому он  не связывает их с теми предметами, которые они обозначают и, следовательно, не усваивает или недостаточно усваивает их значение. При неполноценном слуховом восприятии оказывается невозможным достаточное накопление словарного запаса и овладение грамматическим строем языка. Ребенок, лишенный полноценного слухового контроля, не может самостоятельно научится тем движениям артикуляционного аппарата, которые необходимы для правильного произношения звуков. Без нормального слуха, без достаточного восприятия собственной речи, ребенок лишен возможности сравнивать свою речь с речью окружающих и, следовательно, не может самостоятельно, не может самостоятельно исправить дефектное произношение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_sluha_v_rechevom_razvitii_rebenka.docx18.55 КБ

Предварительный просмотр:

КАК УЧИТЬ СЛАБОСЛЫШАЩЕГО РЕБЕНКА ВОСПРИНИМАТЬ УСТНУЮ РЕЧЬ.

Роль слуха в развитии ребенка очевидна. Без слуха невозможно восприятие речи. Слушая речь, ребенок учится ориентироваться в окружающем мире. Он познает предметы, глядя на них, прикасаясь к ним, прислушиваясь к звукам, которые ни издают. Он наблюдает движения и действия окружающих его людей и животных, изменения, происходящие в окружающей действительности; в меру своих возможностей сопоставляет и осмысливает наблюдаемое с помощью органов чувств. И в этом сложном процессе познания действительности исключительную роль играет речь, воспринимаемая ребенком. Еще задолго до того, как ребенок научится спрашивать и понимать ответы окружающих, он слышит речь близких, которые незаметно для самих себя сопровождают свои действия словами, поясняющими ребенку то, что он сам не смог бы так рано понять.

Каждый момент восприятия ребенком окружающей действительности сопровождается благодаря слуху восприятием обращенной к нему речи.

Если ребенок не слышит речевые звуки с достаточной отчетливостью и постоянством, повторяющиеся слова могут показаться ему иными, и поэтому он не связывает их с теми предметами, которые они обозначают и, следовательно, не усваивает или недостаточно усваивает их значение. При неполноценном слуховом восприятии оказывается невозможным достаточное накопление словарного запаса и овладение грамматическим строем языка. Ребенок, лишенный полноценного слухового контроля, не может самостоятельно научится тем движениям артикуляционного аппарата, которые необходимы для правильного произношения звуков. Без нормального слуха, без достаточного восприятия собственной речи, ребенок лишен возможности сравнивать свою речь с речью окружающих и, следовательно, не может самостоятельно, не может самостоятельно исправить дефектное произношение.

Как учить слабослышащего ребенка воспринимать устную речь.

Работа по развитию восприятия речи состоит из двух взаимосвязанных разделов: развитие слухового восприятия; развития зрительного восприятия речи (чтение с губ).

Слабослышащие дети воспринимают гласные звуки: а, о, у, э. Разные группы согласных звуков в разной степени доступны ребенку. Например, большинство детей воспринимаю звуки б, д, в, з, ж, р. Многие из них воспринимаю звуки ш, м, н, и свистящий с. Так, все слабослышащие дети отличают звонкие звуки от глухих и не обязательно при этом различают звонкие звуки между собой. Они с трудом отличают б от д и г, но никогда на слух н смешивают этих звуков с, п, т и к. При этом они не отличают п от т и от к. Слабослышащие дети довольно хорошо отличают группу носовых звуков от других групп, но очень часто смешивают м и н.

Не менее характерно также то, что слабослышащие дети отличают смягченные звуки пь, ть, сь, фь и т.п. от твердых п, т, с, ф, но очень часто не различают эти звуки между собой внутри каждой группы. Они очень часто воспринимают си как ти, пи как ти и наоборот. Итак, различая группы звуков, слабослышащие дети могут не различать звуки внутри каждой группы. В одних случаях они полностью различают некоторые согласные звуки, а в других – различают их общий признак звонкости, признак смягчения, носовой оттенок звуков. Это значит, что слабослышащий ребенок слышит речь с большими пробелами. И все же он различает на слух знакомые слова.

Чтобы помочь ребенку использовать слуховое восприятие контура слова, необходимо учить его определять место ударения и количество слогов в слове. Для этого рекомендуют следующие упражнения:

  • Посадив ребенка к себе лицом, сначала нужно произносить двусложные слова с ударением на первом слоге и отстукивать по столу карандашом или каким-либо другим предметом слоги, соблюдая ударение. Ребенок должен по подражанию выполнять то же самое.
  • Затем ребенок вслед за вами должен отстукивать тот же ритм, не повторяя произносимых вами слов.
  • Отвернувшись от вас, ребенок проделывает то же самое, только на слух.
  • Ребенок сам придумывает слова с таким же ритмом.

Те же упражнения проводятся путем чередования слов с разным размещением ударного слога.

Для усиления возможностей ребенка различать на слух согласные звуки полезно прежде всего провести с ним работу по различению разных групп звуков:

  • Сначала следует предъявлять ребенку для слухового восприятия звукосочетания, которые состоят из согласного звука в сочетании с двумя гласными а. Согласный звук становится более звучным при его произнесении в сочетании с гласным и особенно, если гласный располагается перед и после согласного (между согласными). Ребенок прослушивает и повторяет попеременно звукосочетания апа, ата, ака, аба, ада, ага.
  • В последующих упражнениях следует попытаться научит ребенка различать на слух фонемы, входящие в одну группу (например, различать между собой, апа, ата, ака).

Полезно также работать над различением взрывных п, т, к, б, д, т и проторных (длительных) ф, с, ш, в, з, ж.

Следует попробовать также научить ребенка выделять на слух и отличать от других звукосочетаний ала, ара, аша, аса, ага, аца.

Необходимо учить ребенка различать звукосочетания, в которых имеет место стечение нескольких согласных, например: аспа, аста, аска, акра, апра, атра, афла, ашка и т.п.

Помимо упражнений в различении отдельных речевых звуков и звукосочетаний, ребенок упражняется в различении на слух звучащих игрушек, музыкальных пластинок, причем он должен отличать пение от музыки.

При усвоении нового слова рекомендуется произнести его членораздельно у самого уха ребенка.

Литература. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушением слуха: Кн.для учителя.- 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1988г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Использование информационно – коммуникационных технологий в коррекционно–развивающей работе с детьми как способ оптимизации процесса коррекции устной речи и ознакомления ребенка с окружающим миром.

Компьютер может помочь интеллектуальному росту ребенка. Ученые уже доказали это. На экране дисплея оживают любые фантазии ребенка, герои книг и сказок и даже предметы окружающего мира, цифры и буквы. ...

Требования к устной речи, ребенка поступающего в 1 класс.Советы логопеда.

Материал составлен учителями-логопедами Гоевой И.В. и Тагай Л.В.Источник: http://1259.ru/docs/Trebovanija_Trebovanija_k_ustnoi_rechi_rebenka_pos.pdf...

Консультация для родителей "Развиваем красивую устную речь ребенка"

Не все родители знают как помочь ребенку правильно и грамотно разговаривать. Этот материал поможет им в решении проблемы....

Рекомендации для родителей как научить ребенка воспринимать и понимать картины.

       Дорогие родители, развитие речи становится актуальной проблемой в современном  обществе. Связная речь предполагает овладение словарным запасом язы...

Об обучении ребенка навыкам устной речи

Среди некоторых родителей часто бытует ошибочное мнение, что если ребёнок знает цифры и названия букв и немного их пишет, то это означает, что он готов к школе. Однако, освоение ребёнком этих нав...

Консультация "Адаптация к детскому саду"Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Ребенок в период адаптации находится в стрессовом состоянии. И в наших силах сделать так, чтобы ребенок воспринимал детский сад как новое интересное п

Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Ребенок в период адаптации находится в стрессовом состоянии. И в наших силах сделать так, чтобы ребенок воспринимал детский сад к...