Игровые приемы автоматизации звуков
учебно-методический материал по логопедии

Башмакова Татьяна Викторовна

Игровые приемы  в логопедической практике позволяют решить сразу несколько задач:

- пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;

- расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;

- повысить познавательную активность и работоспособность детей;

- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;

- плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;

- увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_naavtomatizatsiyu_zvukov.docx33.29 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на закрепление произношения звуков

«Построй домик»

Цель игры: закрепить правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие.

Материал: предметные картинки на прямоугольниках (кирпичиках, 7-14 штук) и на большом треугольнике (крыша).

Ход игры: построить домик для какого-нибудь героя (в имени которого есть звук, который автоматизируется), например: [л] - построить домик для куклы Лады, выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук [л].

«Собери цветочек»

Цель игры: закрепить правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, зрительную память.

Материал: предметные картинки на цветных лепестках и на круглой сердцевине цветка.

Ход игры: Собрать цветочек, выбирая лепестки с картинками, в названии которых имеется заданный звук. После того, как ребенок собрал цветок, педагог предлагает ему закрыть глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевернутых лепестках.

«Солнышко»

Цель игры: закрепить правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ слова.

Материал: предметные картинки на прямоугольниках желтого цвета (лучи) и на круге (солнце).

Ход игры: педагог предлагает ребенку собрать лучи для солнышка, выбирая только те, в названии которых слышится заданный звук. Когда задание выполнено, учитель-логопед просит ребенка определить позицию звука в названиях выбранных картинок.

«Собери яблочки»

Цель игры: закрепить умение дифференцировать оппозиционные звуки, развивать мелкую моторику.

Материал: предметные картинки на яблоках из зеленого картона, 2 корзины с прорезями.

Ход игры: педагог рассказывает, что ветер раскачал яблоню и с нее упали яблоки. Необходимо собрать яблочки в корзинки. В корзинку зайца надо собрать яблочки, на которых нарисованы картинки со звуком «з» в названии, а в корзину собачки - яблочки с картинками со звуком «с». Подобно этой игре можно провести другие: «Собери морковь», «Собери груши» и т.д. Педагог во время такого занятия может закреплять лексику по теме «Овощи-фрукты».

«Украсим елочку»          

Цель игры: автоматизация поставленного звука  в словах, фразах, развитие мелкой моторики.          

Материал: силуэт елочки, на которой с помощью проволоки крепятся маленькие пуговички, небольшие круги с петелькой из тесьмы - «елочные шары» с наклеенными предметными картинками.

Ход занятия: педагог предлагает ребенку украсить елочку шарами, на которых нарисована картинка с заданным звуком в названии, прикрепляя игрушки с помощью петельки к елочке. Когда задание выполнено, логопед просит ребенка составить предложения про самые красивые шары.

«Напои куклу чаем»

Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, фразах, развитие фонематического восприятия.

Материал: предметные картинки, наклеенные на чашки из цветного картона, кукла.

Ход игры: педагог знакомит ребенка с куклой Женей и рассказывает, что Женя очень капризная - она любит пить чай только из чашек, на которых нарисованы картинки с ее любимым звуком «Ж» в названии. Среди множества чашек учитель-логопед просит найти те, на которых есть такие картинки.

«Кукла наряжается»          

Цель игры: автоматизация поставленных звуков в        словах, фразах, развитие фонематического восприятия,          

Материал: бумажная кукла, предметные картинки, наклеенные на силуэт платья.          

Ход игры: перед детьми раскладываются         предметные картинки, наклеенные на

платья, педагог предлагает детям нарядить куклу в те платья, на которых есть картинка с заданным звуком в ее названии.

«Украсим комнату флажками»

Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие

фонематического восприятия, развитие зрительной памяти.

Материал: натянутая веревочка, разноцветные флажки.

Ход игры: педагог сообщает ребенку, что скоро праздник. В честь праздника логопед предлагает украсить кабинет, выбирая для этого только флажки с картинками на заданный звук. Когда задание выполнено, педагог просит ребенка отвернуться и по памяти назвать картинки на; флажках.

«Собери бусы»

Эту игру лучше всего проводить с двумя детьми: один ребенок собирает бусы с одного конца, другой - с другого.

Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, развитие фонематического восприятия, развитие мелкой моторики.

Материал: длинный         шнурок, предметные картинки, наклеенные на  небольшие разноцветные круги, по краям которых с помощью дырокола проделаны два отверстия.

Ход игры: педагог предлагает детям собрать бусы, выбирая из них те, на которые наклеена картинка, называющаяся на заданный звук.

«Паровоз»

Цель игры: автоматизация поставленных звуков  в словах, фразах, развитие

фонематического восприятия, развитие зрительной памяти.

Материал: паровоз и вагончики с наклеенными предметным картинками, в названии который есть заданный звук.

Ход игры: логопед предлагает ребенку составить паровозик, выбирая только те вагончики, в названии картинок которых слышится заданный звук. Когда задание выполнено, педагог         просит         ребенка отвернуться и по памяти назвать картинки на вагончиках.

«Разложи елочки»

Цель         игры:         автоматизация п оставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

Материал:         предметные         картинки, наклеенные на елочки разной величины.

Ход игры: педагог предлагает ребенку разложить елочки в порядке убывания - от самой большой до самой маленькой, выбирая только те, которые украшены картинками с заданным звуком в названии.

«Сложи пирамидку»

Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

Материал:         предметные         картинки, наклеенные на разноцветные кружки (овалы, прямоугольники, квадраты) разной величины.

Ход игры: педагог предлагает ребенку сложить пирамидку из фигур, выбирая только те, на которые наклеена картинка с заданным звуком в названии. Ребенок должен сложить пирамидку по всем правилам, отбирая фигуры в порядке их уменьшения.

«Веселые матрешки»         

Цель         игры:         автоматизация         поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

Материал:         предметные         картинки, наклеенные на матрешек разной величины.

Ход игры: педагог предлагает ребенку построить матрешек по росту, выбирая те, которые украшены картинками с заданным звуком в названии.

«Сложи снежинку»

Цель         игры:         автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

 Материал:         нарисованный         образец снежинки, предметные картинки, наклеенные на части снежинки.

Ход игры: педагог предлагает ребенку внимательно рассмотреть образец снежинки, сделанной из разных геометрических фигур, и сложить точно такую же, выбирая те фигуры, в названии         картинок         которых         слышится заданный звук.

«Подбери фигуры»

Цель         игры:         автоматизация поставленного звука, развитие фонематического

восприятия,  развитие зрительного восприятия, мышления.

Материал: на куске цветного картона любой формы (круг, квадрат, овал) вырезаются         отверстия-фигуры         самой          разнообразной формы и величины. Это могут быть, например, только треугольники разной величины или разнообразные геометрические фигуры. К каждой или нескольким вырезанным фигурам вырезаются точно такие же, чтобы у ребенка был выбор, и все фигуры украшаются картинками.

Ход игры строится по типу игры «Доска Сегена». Ребенку предлагается подобрать к каждому отверстию подходящую фигуру с заданным звуком,

например «л», и закрыть отверстие. Основой для вырезанных фигур может послужить силуэт платья или кофты (они должны быть достаточно большими по размеру, чтобы детям было удобно). В этом случае игра может называться «Украсим платье» или «Украсим кофточку».

Игровые приемы коррекционной работы по автоматизации поставленных звуков.

Игровые методы, так же как упражнение и моделирование, обязательно включаются в логопедическую практику. Это позволяет решить сразу несколько задач:

- пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;

- расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;

- повысить познавательную активность и работоспособность детей;

- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;

- плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;

- увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.

Кто дольше?

Ребенок и логопед соревнуются в правильном и длительном произношении звука. Победитель отмечается каким-либо символам (звездочкой, кружочком и т.д.). Игру можно использовать для автоматизации свистящих, шипящих, сонорных звуков.

Кто больше?

Используется любой счетный материал (собачки, грибочки, квадратики и т.д.). За каждое правильное произнесение звука или слога логопед и ребенок берут себе по одной фигурке. Игру можно проводить с двумя- тремя детьми с однотипным нарушением произношения. В этом случае логопед оценивает его правильность и награждает участников.

Научи Петрушку

Логопед берет пальчиковую куклу и просит ребенка научить ее правильно произносить тот или иной звук или слог. Ребенок выступает в роли учителя, Петрушка - ученика.

Говорящие руки

Иногда ребенку долго не удается ввести новый правильный звук в слоги. Как только к согласному звуку присоединяется гласный, автоматически включается произношение старого дефектного звука. Предположим, что речь идет об автоматизации звука [ш]. Логопед дает инструкцию: Мы с тобой поиграем в «говорящие руки». Левую руку научим говорить [ш], а правую - [а]. Давай попробуем! Логопед берет своей рукой левую руку ребенка и показывает, как совместить произношение [ш] с легким ударом руки по столу, точно так же правая рука «обучается» говорить [а]. Поочередно, слегка ударяя руками по столу, ребенок в медленном темпе произносит: Ш - а, ш - а. Постепенно пауза между [ш] и [а] сокращается, и ребенок переходит к слитному проговариванию.

Ступеньки

В тетради ребенка логопед рисует ступеньки. Нужно прошагать пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно повторяя звук или слог. Другой вариант: ступеньки выкладываются самим ребенком на столе из счетных палочек или спичек. Задание остается прежним.

Ромашка

В тетради ребенка логопед рисует крупную ромашку, в центре которой пишет необходимую согласную букву (р, л, з, ж ,ш, ж и т.д.) На лепестках ромашки пишутся гласные буквы. Ребенок, переходя от одного лепестка к другому, прочитывает прямые и обратные слоги: ра, ро, рэ; ар, ор, эр и т.д. Упражнение проводится с детьми 5-7 лет, которые знают буквы, а также используется при обучении грамоте.

Поедем на машине

Игра используется для автоматизации изолированного звука [р]. В тетради для индивидуальных занятий ребенок и логопед рисуют машину, от которой тянется извилистая дорожка к домику (деревцу, гаражу, скамейке и т.д.). Ребенок ставит палец на начало маршрута и, длительно произнося [р], ведет пальцем по дорожке. В результате он должен «доехать» до интересующего объекта. В первый раз разрешается делать 2- 3 остановки в пути. Для автоматизации звука [л] выбирается образ гудящего парохода или самолета; для [з] - комарика; для [ж] - жука и  т. д.

Повтори для мишки

На столе выставляются игрушки. Для каждой из них ребенок произносит звук или слог (или ряд слогов). Логопед подыгрывает ребенку: Как мишке понравилось! Лисичка не расслышала, повтори-ка еще раз! и т.д.

Давай проверим!

При выполнении домашнего задания ребенок         должен  каждый правильно произнесенный звук или слог отмечать в тетради каким-либо знаком (крестиком, галочкой). По количеству знаков, проставленных в тетради, логопед проверяет и отмечает старательность и усердие ученика. Дома такое задание выполняется под  контролем родителей.

Прокати мяч

Логопед предлагает ребенку прокатить по полу мяч из одного конца кабинета в другой, произнося при этом заданный звук. Используется для автоматизации шипящих, свистящих и сонорных звуков. Также ребенок может подбрасывать мяч вверх.

Телеграмма

Дети, взявшись за руки, образуют круг. Логопед, поворачиваясь к ребенку, называет звук, слог или пару слогов. Ребенок должен повторить этот слог, повернувшись к товарищу. Телеграмма проходит круг, возвращаясь к педагогу. Если кто-то из детей неверно повторит звуковой ряд, значит, телеграмма не дошла до адресата, и игра начинается заново. Упражнение используется не только для автоматизации звуков в слогах, но и для развития фонематического вос- приятия. Например, по кругу передаются слоги ша - са , ко - го, зу - жу - зу и др.

Пальчики здороваются          

Ребенок большим пальцем поочередно  прикасается к указательному, среднему, безымянному, мизинцу. Одновременно он произносит заданный звук или слог. Логопед следит за правильностью произношения и точностью движений пальцев рук ребенка.

Делай, как видишь, не делай, как слышишь (путаница).

Логопед договаривается с ребенком о том, что, допустим, в красную коробочку будут класть картинки, слова, в которых есть тот или иной звук. Затем дает искаженную инструкцию, а ребенок должен, не обращая внимания на нее, сделать правильный выбор.

Маленькие ножки бежали по дорожке...          

Ребенок представляет, что указательный и средний пальцы - это ножки, большой палец прижимает безымянный и мизинец к середине ладони. Указательным и средним пальцами ребенок «шагает» по столу, произнося на каждый «шажок» заданный звук или слог

Раз - шажок, два - другой.

Ребенок стоит, руки на поясе. Логопед предлагает ему прошагать всю комнату, на каждый шаг повторяя заданный слог или ряд слогов. Упражнение логоритмическое.

Найди четвертый         лишний предмет. 

Логопед раскладывает несколько карточек с изображением предметов, а ребенок называет их. По заданию логопеда ребенок определяет, какое слово лишнее.

Игра в лото. 

Логопед дает инструкцию: разложить в две, три стопки слова или карточки с определенной позицией (местом звуков, определенным звуком. Второй вариант: направо - одни, налево - другие. При соревновании двух-трех детей побеждает тот, кто набрал большее количество слов или карточек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогов «Игровые приемы автоматизации звуков »

Семинар-практикум для педагогов:"Как сделать скучное интересным?Игровые приёмы автоматизации  звуков"...

Консультация для родителей "ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ"

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"12915498","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"3508","width":"2480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"129...

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ для воспитателей «Игровые приемы автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях»

Автоматизация звуков – один из утомительных, сложно прогнозируемых по срокам этапов коррекционного процесса. В этот период работы должно быть достаточно большое количество наглядно-игровых дидак...

Игровые приемы автоматизации звуков речи.

В данной методической разработке мною предложены материалы, используемые в работе с детьми, имеющими дефекты звукопроизношения. Использование данных приемов на логопедических занятиях по автоматизации...

Игровые приемы автоматизации звуков дома с родителями

Игровые приемы автоматизации звуков (для родителей)...

Семинар-практикум для педагогов «Игровые приемы автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях»

Семинар-практикум для педагогов «Игровые приемы автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях»...

Игровые приемы автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях

Семинар-практикум для педагогов «Игровые приемы автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях»...