Консультация для родителей "Учимся произносить звук [Р]
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)
В содержании представлены артикуляционные упражнения для подготовки к произношению звука [Р ] у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей "Учимся произносить звук [Р ] " | 16.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Учимся произносить звук [Р]
(консультация для родителей)
Звук [Р] появляется в речи, как правило, позже остальных, и считается одним из самых трудных звуков в постановке. Кроме того, этот звук является наиболее сложным по образованию и требует точных движений различных частей языка.
Развитие фонематического восприятия
— Послушай, как рычит собака: рррррр. Такой звук ты будешь учиться произносить. У тебя непременно получится, если будешь стараться. Сейчас мы с тобой поиграем. Я буду произносить много разных звуков, а ты хлопни в ладошки, если среди них услышишь звук [Р].
Игра «Поймай звук [р]». Выделение звука [р] на фоне других звуков, далеких по акустическим и артикуляционным признакам. Звуки: [с], [з], [р], [м], [ф], [в], [р]. Слоги са, ра, вы, ры, мо, ро, фы, ры, ку, ру, пу.
— Есть ли звук [Р] в словах сом, каша, капуста? А в слове рак: (рука)?
Упражнения, направленные на подъём языка
«Вкусное варенье»
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Внимание! 1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). 2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.
«Маляр»
Улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад.
Внимание!
1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед и не высовывался изо рта.
«Лошадка»
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижат к небу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке.
«Гармошка»
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к небу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.
«Чашечка» Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму чашечки, зафиксировать в данном положении.
Данные упражнения надо выполнять не более 5 мин 2 — 3 раза ежедневно. Переход к каждому предыдущему упражнению осуществляется только после четкого усвоения предыдущего.
«Грибок»
Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к небу (язык присасывается) и удерживается в таком положении под счет от 1-5. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка – его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к небу .При повторении упражнения рот надо открывать шире.
Упражнения для выработки вибрации языка:
«Барабан» или «Дятел»
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося Д-Д-Д. Сначала звук [Д] произносить медленно, постепенно темп убыстрять. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась, язык не сужался, кончик его не подворачивался, чтобы звук [Д] носил характер четкого удара, Звук должен произноситься так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Очень важно, чтобы подготовительная работа проводилась целенаправленно и качественно, так как от её выполнения во многом зависит результативность в постановке звука. После того, как кончик языка будет свободно занимать положение за верхними зубами, а рот научится быть широко открытым, пробуем вызвать звук [Р].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учимся слышать и произносить звуки правильно. Звук у.
Презентация предназначена для закрепления знаний по теме "Звук у"...
Учимся слышать и произносить звуки правильно. Звук о.
Данная презентация поможет родителям закрепить с детьми знания по теме "Звук О"...
Учимся слышать и произносить звуки правильно. Звуки п,пь
Закрепляем материал занятия дома...
Учимся слышать и произносить звуки правильно. Звуки М, мь
Закрепляем учебный материал дома с детьми...
Учимся слышать и произносить звуки правильно. Звуки н, нь
Презентация для закрепления материала по теме звуки н,нь....
Учимся слышать и произносить звуки правильно. Звуки к, кь
Презентация для закрепления материала "Звуки к, кь"...
Учимся слышать и произносить звуки правильно. Звуки б,бь
Презентация для закрепления материала по теме "Звуки б,бь"...