Приключения веселого язычка в стране РРРычалии
план-конспект занятия по логопедии
Конспект подгруппового занятия по постановке и уточнению артикуляции звука [Р].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3628.docx | 25.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Методики постановки и уточнения артикуляции звука [Р]
Цель: постановка звука (Р) механическим способом, смешанным способом и по подражанию.
Задачи.
Коррекционно-образовательные:
- подготавливать к правильному восприятию и воспроизведению звука [р];
- создать условия для развития фонематических процессов;
- развивать речевое дыхание, память, слуховое внимание
- закрепить кинестетический образ звука [р].
Коррекционно-развивающие:
- выработать навык формирования направленной воздушной струи;
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- способствовать развитию общей, ручной и артикуляторной моторики;
Коррекционно-воспитывающие:
- воспитывать умение действовать согласно инструкции педагога;
- воспитывать интерес к освоению материала посредством игровой деятельности;
- воспитывать умение концентрироваться, внимание, усидчивость.
Оборудование: зеркало, мячик су- джок, счетные палочки, ватные палочки профиль артикуляции звука Р, предметные картинки.
Ход занятия:
Подготовительный этап.
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята.
Давайте говорить красиво,
Четко, медленно и внятно,
Чтобы было всем понятно.
Букв не будем обижать,
Звуки будем называть.
-Рассмотри картинки и отложи те, в названии которых есть звук р.
2. Сообщение темы и цели занятия.
- Сегодня мы продолжим работу над звуком р и попытаемся вызвать у вас этот звук. В любом деле главное-подготовка. Наш язычок так много всего умеет: он и в чашечку может превратиться, и в змеиное острое жало, и спрятаться за заборчиком, и прыгать по бугоркам, и качаться на качелях. Давайте покажем друг другу, что умеют наши язычки и выполним упражнения артикуляционной гимнастики.
3. Артикуляционная гимнастика.
Расскажу я вам сказку про непоседу- язычок. Проснулся язычок рано утром, открыл окошко( рот широко открыт , упражнение «Окошко») огляделся вокруг (выполняем круговые движения язычком, сначала в одну сторону, потом в другую).
Посмотрел язычок на небо (язык поднимается вверх и опускается вниз, упражнение «Качели»), а потом решил съездить в гости к своей подружке. Сел он на лошадку и поскакал (цокаем языком, упражнение «Лошадка»),сначала медленно он скакал, потом быстрее, потом совсем быстро- галопом( дети ускоряют выполнение упражнения «Лошадка») По дороге язычку встретился огромный красивый гриб-Боровик. Остановился язычок и стал гриб рассматривать (дети присасывают язык к верхнему небу «Упражнение «Грибок»), потом наш веселый язычок обнаружил, что он забыл дорогу, и стал искать, кого бы спросить. Откуда ни возьмись- дятел! Стучит по дереву, как молоточком Д_Д_Д (выполняем упражнение «Дятел»)Узнал у него язычок дорогу и поскакал дальше (выполняем упражнение «Лошадка») А потом вдруг как остановится –Тпру! Чуть мимо не проехал(выполняем вибрацию губами –ТПРУ, упражнение «Кучер»).Добрался, наконец, язычок до своей подружки, а она во дворе индюков кормит( выполняем упражнение «Индюк»),помог ей язычок, ведь вместе всегда быстрее дело делается, и пошли они пить чай с вкусным вареньем(выполняем упражнения «Чашечка» и «Варенье»).Язычок подкрепился и стал сильным-сильным (на язычок кладется ватная палочка, края языка нужно поднять, как для упражнения «Чашечка», тем самым не давая упасть палочке).
Основной этап
1. Анализ артикуляции перед зеркалом. Характеристика звука.
- Отлично, ребята, вы молодцы, и язычки у вас самые веселые на свете!
Давайте вы внимательно посмотрите, как я произношу звук р, а теперь обратите внимание на эту картинку, на ней показано, что должны делать ваши губки, зубки и язычок, чтобы произнести звук р.
- Какое положение принимают губы? (губы открыты)
- А зубы? (зубы сближены, но не соприкасаются)
- Как работает кончик языка? (кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами и вибрирует)
- Где проходит воздушная струя? (воздушная струя идет посередине языка)
- Когда ты произносишь звук р, есть преграда во рту? (да)
- Значит, какой это звук?
-Глухой или звонкий? (звонкий)
- Проверим. Положи руку на горлышко и скажи, что ты чувствуешь? (я чувствую вибрацию)
- Какой этот звук еще может быть? (твердый или мягкий)
2. Физкультминутка.
А теперь ребята, посмотрите, какой у меня есть замечательный мячик-ежик! Он называется су-джок. И сегодня мы будем с ним играть
«Здравствуй , мой любимый мячик!» -
Скажет утром каждый пальчик.
(Касаются мячиком каждого пальца правой и левой руки).
Раз, два, три, четыре, пять.
Крепко мячик обнимает,
Никуда не отпускает.
(Крепко сжимают мячик поочерёдно в одной и в другой ладони).
Только брату отдаёт:
Брат у брата мяч берёт.
(Поочерёдно передают мячик из одной руки в другую руку).
«Чистый ёж»
Дождик вылился из тучки,
(дети берут мячик в любую руку и «прыгают им по ладони другой руки, затем меняют руки).
Вымыл ёжику колючки.
Ёж доволен – сыт, умыт!
(катают мячик в руках, делая движения вперед – назад, вправо – влево между ладонями).
На кроватке сладко спит.
(дети кладут мячик на правую ладонь и накрывают мячик левой ладонью).
3. Упражнения на дыхание.
-Для правильного произношения звука р нужно уметь делать сильный выдох. Потренируемся делать его с помощью упражнений.
Упражнение – «Фокус».Положи на носик соседу маленький кусочек ватки и попробуй сдуть его с носа, язычок при этом принимает форму чашечки.
«Снежинка». Открой рот, широко улыбнись, язычок положи на нижнюю губу. А на язык положи бумажку. Эту бумажку нужно сдуть.
4. Постановка звука Р механическим способом от сохраненной фонемы Д.
- Замечательно получилось!
-Взрослый дятел стучит по дереву жестко и твердо (д-д-д-д). Произнеси быстро длинный ряд дддд (В это время соской, подложенной под кончик языка, производим частые колебательные движения из стороны в сторону, получается рокот, характерный для произношения звука Р)
Ребята, вы не боитесь жуков? Давайте с вами немножко пожужжим. Открой широко ротик,и жужжи протяжно: «ЖЖЖЖЖЖЖ», пока жужжите, язычок наш на месте не сидит, он скользит к задней стенки ваших зубов(В это время соской, подложенной под кончик языка, производим частые колебательные движения из стороны в сторону, получается рокот, характерный для произношения звука Р)
Ну, если вы жуков не боитесь, то уж комариков-то точно не испугаетесь!
Помните, какой неприятный звук издают эти назойливые насекомые? Скажем вместе: ЗЗЗЗЗ.
Теперь откройте ротик широко, язычок комариков боится, поэтому он спрячется у нас глубоко в ротик, но комарик не сдается и пищит: З-ЗИ, З-ЗИ. Но волшебная соска снова нас выручит, она комарика прогонит! (соской, подложенной под кончик языка, производим частые колебательные движения из стороны в сторону, прогоняем комарика, получается рокот, характерный для произношения звука Р)
Уффф, ребята! Давайте –ка мы уедем от всех этих жучков и комариков, но для этого нам нужно завести моторчик нашей машинки.Для этого нам понадобятся ваши чистые пальчики.
Откройте ротик пошире,язык прижимается к нёбу, под него вкладывается палец. Нужно с усилием вытолкать воздух с проговариванием длинного «Д» или «Ж». При этом делать быстрые колебания пальцем под языком вправо-влево, т. Е завести наш моторчик. Если все правильно заведете- обязательно уедете! У кого мотор самый громкий? (Дети выполняют упражнение)
При этом методе исправляется постановка горлового звука «Р», вибрирует в расслабленном состоянии именно кончик языка.
5.Развитие фонетического слуха.
- Хлопни в ладошки если услышишь звук Р
а; о ; и; у; р; г; с; и; а; р; м; н.
- Топни ногой когда услышишь звук Р в слогах: ма-ра-ка-вы-ры-дра-два.
-Подними руку, если услышишь звук Р в словах: крокодил ; ключ; кровать; клюв; грузовик, автобус, клей; вертолет, речка; ракета, такси.
- Разложи картинки по этажам домика, определив место звука Р в словах .
#1047;акрепление звука Р со стечением согласных в слогах с сочетанием ДР
- Потренируемся произносить звук р. Повторяй за мной:
ДР…А – ДР…А – ДР…А
ДР…О – ДР…О – ДР…О
ДР…У – ДР…У – ДР…У
ДР…Ы – ДР…Ы – ДР…Ы
(во время выполнения упражнения производим колебательные движения указательным пальцем, заводим моторчик)
Заключительный этап.
7. Итог занятия
- Чему мы сегодня учились на занятии? (Сегодня мы учились произносить звук Р)
-Что происходит с губами, зубами, языком? (Губы открыты, зубы сближены, язык упирается в бугорочки за верхними зубами, кончик языка приподнят)
-Дай характеристику этому звуку (Звук Р – согласный, звонкий может быть твердым и мягким)
А теперь ребята, давайте возьмем разноцветные счетные палочки и выложим букву Р. Ведь именно ей и звуку [р] посвящено наше сегодняшнее занятие.
8. Домашнее задание
- Дома тренируйся произносить раскатистое длительное ДР с помощью указательного пальца.
Подведение итога всего занятия.- Спасибо тебе за занятие.
Литература:
- Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика: Веселые стихи, развивающие игры, рисунки и пояснения для родителей: Для детей 4-6 лет: Пособие по логопедии для детей и родителей. Воробьева Т.А. Крупенчук О.И.Издательство: Литера Год: 2004.
- Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках Т. А. Куликовская: Издательство: ГНОМ и ДГод:2007 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРИКЛЮЧЕНИЯ ВЕСЕЛОГО ЯЗЫЧКА (В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ)
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА•Всем известно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.Я хочу представить Ва...
Логопедическое занятие "Приключение веселого язычка"
Задачи:1. Закрепление знаний об основных органах артикуляционного аппарата.2. Развитие слухового внимания, речевого слуха, силы и высоты голоса, мелкой ...
Знаете ли вы …что у нашего язычка есть тоже сказки. Можно весело и с пользой поиграть. Сказка «О Веселом Язычке»
Знаете ли вы …что у нашего язычка есть тоже сказки. Сказка «О Веселом Язычке»...
Сказка о Веселом Язычке - веселая логопедическая игра.
Веселая логопедическая игра....
Презентация: Артикуляционная гимнастика "Приключение веселого язычка"( в помощь родителям)
Занятия артикуляционной гимнастикой позволяет всем - и детям и взрослым - научиться говорить правильно,четко и красиво....
"Приключения Веселого Язычка"
Обучающающие карточки по артикуляционной гимнастике для дошкольников...
Проект в группе компенсирующей направленности на тему :"Сказка о приключении веселого язычка"
Проект в группе компенсирующей направленности на тему :"Сказка о приключении веселого язычка"...