Предлог в.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Горбатова Влада Радиевна

Закрепление в речи предлогов «в».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predlog_v.docx115.83 КБ

Предварительный просмотр:

Предлог В.

Тип занятия: групповое.

Вид занятия: лексико-грамматическое.

Занятие рассчитано на детей 5 лет, имеющих общее недоразвитие речи. I год обучения.

Общая продолжительность занятия: 25 минут.

Цель: Формирование у детей представления о смысловом (семантическом) значении предлога В и умения использовать этот предлог в предложениях.

Задачи: I Образовательные:

1. Формировать представление о пространственном расположении предметов в случае использования предлога В. 2. Познакомить детей с графической схемой и правилом предлога В. 3. Учить детей выделять предлог из предложения, определять его наличие или отсутствие. 4. Учить употреблять предлог В в предложениях. 5. Учить составлять простое распространенное предложение с предлогом В по сюжетной картинке.

II Коррекционно-развивающие:

1. Развивать у детей речевое внимание на основе упражнений на определение или отсутствие предлога В. 2. Развивать зрительное восприятие на основе упражнений на определение пространственного расположения предметов. 3. Учить детей отвечать на вопросы логопеда предложением, соблюдая порядок слов. 4. Развивать речевую память на основе словесной инструкции логопеда не повторять предыдущие ответы детей.

III Воспитательные задачи:

1. Учить детей воспринимать обращенную речь не перебивая собеседника (ребенка или взрослого).

Предполагаемый результат: Дети научатся выделять и употреблять предлог В в предложениях опираясь на смысловое значение предлога.

Ресурсы: Подарок, ростовая кукла «гусь», ящик, чемодан, коробка, корзина, схема предлога, предметные и сюжетные картинки.

I. Оргмомент

Логопед показывает детям сумку.

Логопед: Придумайте, что у меня может лежать внутри сумки.

Дети называют разные предметы, отвечают полным предложением.

Дети: В сумке лежит хлеб. В сумке лежит банан…

Логопед: Эти предметы могут лежать в сумке. Но внутри сумки лежит телеграмма.

Логопед читает телеграмму «Отгадайте загадку.Говорит он всем – га-га,

Вы откуда и куда?

Никого я не боюсь,

Ну конечно это …

(ГУСЬ)

Скоро буду. Ждите. ».

Стук в дверь на пороге лежит коробка

Логопед: что же в коробке?

II Основной этап:

  1. Логопед распаковывает коробку и достает игрушечного гуся. А зовут этого гуся Гусь-гусич.

Логопед: Гусь у нас большой шалун и очень любит играть в прятки.Он сейчас будет прятаться,а вы скажете куда он спрятался.

Гусь прячется в корзинку, в коробку,в спальню,в пакет

Логопед после каждого ответа, выделяя голосом предлог «В», повторяет ответы детей.

  1. Объяснение: Логопед демонстрирует карточку со схемой предлога «В». Дети рассматривают и запоминают изображение.

Логопед проговаривает правило: «Когда предмет находится внутри чего-то, появляется маленькое слово В».

Дети за логопедом хором повторяют правило.

  1. Игра «Кто где живет?»:

- Ребята, наш гость совсем забыл, кто где живет, давайте поможем ему разобраться!

Логопед: Где живет лиса? Лиса живет в норе.

Дети:

- Белка живет в дупле.

- Медведь живет в берлоге.

- Ласточка живет в гнезде.

- Скворец живет в скворечнике.

- Волк живет в логове.

- Муравей живет в муравейнике.

- Птица живет в гнезде.

- Пчелы живут в улье.

После проговаривания предложений логопед спрашивает: Какое «Маленькое слово» было в каждом предложении?

Дети: В каждом предложении было «маленькое слово» В.

  1. Динамическая пауза. Логопед декламирует «рифмовку», а дети сопровождают декламацию соответствующими жестами, движениями.

Мы поедим в лес, в лес, (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)

Много встретим там чудес.

Спит медведь в своей берлоге, (Присесть.)

Видим мы лису в норе, (Руки ко лбу.)

Заяц прыгал вдоль опушки, (Попрыгать.)

Белка спряталась в дупле. (Закрыть ладошками лицо и присесть.)

После проговаривания и выполнения действий логопед спрашивает детей:

- Услышали вы маленькое слово В?

Дети выделяют его в соответствующих предложениях:

- Мы поедем В лес

  • Спит медведь В соей берлоге
  • Видим мы лису В норе
  • Белка спряталась В дупле

  1. Игра: «Услышь маленькое слово».

Логопед: Ребята, я сейчас прочитаю стихотворение, а вы послушайте внимательно и найдите в нем маленькое слово В.

- Лягушка, лягушка,

где ты была?

-Ква-ква-ква,

Важные были дела!

Утром ныряла в пруду,

Днем загорала в саду,

А потом в тишине

Съела я муху на ужин….

Ночью спала на луне,

Которая плавала в луже.

Дети:

- Утром ныряла в пруду.

- Днем загорала в саду.

- А потом в тишине

- Которая плавала в луже.

Игра «Исправь ошибки Карлсона»

Логопед: Гусь-гусич написал рассказ . Послушайте внимательно, все ли у него правильно, и найдите ошибки.

Вася пошел _ гости.
Он купил _ магазине конфеты и вафли.
Вася сел _ автобус.
Мальчик вошел _ дом.
Гусь-гусич его ждал _ квартире.

- Какое маленькое слово Гусь пропустил в предложениях ? («В»)

  1. Самостоятельная работа детей: каждый ребенок по своей сюжетной картинке составляет предложение, в котором должно быть маленькое слово В.

Дети:

- Цветы стоят в вазе.

- Хлеб лежит в хлебнице.

- Машина стоит в гараже.

- Бабушка заходит в автобус. И т.д.

III Обобщающий этап:

Логопед: С каким маленьким словом мы сегодня познакомились?

Дети: Мы познакомились с маленьким словом В.

Логопед: Вспомните, когда оно появляется в предложении?

Дети: Маленькое слово появляется в предложении тогда, когда предмет находится внутри чего-то.

IV Заключительный этап:

Логопед: Ребята, вы молодцы! Вы внимательно слушали, поэтому нашли «маленькое слово» В в каждом предложении! Нашему другу уже пора домой!Скажем ему