Консультация «Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи»
консультация по логопедии
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 53» НМР РТ
Консультация для воспитателей
«Развитие мелкой моторики рук у детей
с речевыми нарушениями»
Подготовила: Гумарова Зульфия Завдатовна, учитель-логопед
г.Нижнекамск, 2021г
Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира. Восприятие мира ребенком идет через чувства и ощущения. Дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений. Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово.
Актуальность
На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка.
У большинства детей с задержкой речевого развития наблюдаются отклонения в формировании тонких движений пальцев (движения неточные, не координированные).
Эти нарушения проявляются в незрелости моторики; производимые такими детьми движения обычно имеют быстрый, порывистый, суетливый, многочисленный характер. Наряду с этими отмечаются медлительность и неуклюжесть, отсутствие четкой соразмерности и последовательности в движениях. Точные, мелкие движения, требующие ловкости и точной координации, им, как правило, не удаются.
Большинство детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движение рук бывают неловкими, несогласованными. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. Например, ребенок не может держать одной рукой основание пирамиды, а другой нанизывать колечки на стержень, или просто держать предмет в одной руке, а другой подхватить другой предмет и т.п. Недостаточное развитие зрительно-двигательной координации приводит к тому, что ребенок часто промахивается при попытке взять или поставить предмет, т.к. неверно оценивает направление, не может проследить зрительно за движением своей руки или соединить две точки на плоскости прямой линией.
Необходимость развития моторики рук у детей, особенно страдающих дизартрией и алалией, обусловлены тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. По данным М.И.Кольцовой морфологическое и функциональное формирование речевых зон совершается под влиянием кинестетических импульсов, поступающих от рук. Совершенствование ручной моторики способствует активизации речевых зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции.
Развитие ручной моторики имеет большое значение не только для активизации речевой моторики, но и для подготовки руки к письму.
Цель и задачи:
Цель: Развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы.
Задачи:
- Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания, настольные игры, подготовить дидактический материал.
- Развить фантазию, речь, мышление, ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость.
- Познакомить детей с нетрадиционными методами изобразительной деятельности.
- Формирование умения воплощать свои идеи в художественный образ.
- Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
- Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
- Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.
- Укреплять физическое и психическое здоровье детей.
- обеспечивать эмоциональное благополучие.
- Расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия.
- Воспитывать чувства симпатии к сверстникам, формировать единый детско-взрослый коллектив.
- Развивать познавательные способности, психические процессы детей.
- Воспитывать интерес к разнообразию человеческих отношений.
- Обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениям.
- Развивать творчество и креативность участников проекта.
- Познакомить родителей с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении, привлечь их к совместной деятельности.
Новизна данной методической разработки состоит в том, что работа по развитию ручной умелости осуществлялась через различные виды детской деятельности. Кроме игр и упражнений способствуют различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
В лепке - разнообразные приемы: раскатывание прямыми и круговыми движениями между ладошками, сплющивание, оттягивание, учимся соединять детали путем примазывания, сглаживания. На занятиях по аппликации- аппликацию из салфеток, обрывную аппликацию, наклеивание готовых фигур, положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывает салфеточная аппликация. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места. Коллективные работы, выполненные салфеточной аппликацией, отличаются красочностью, художественным вкусом. Дети с удовольствием занимаются этой аппликацией, получая, удовлетворение в виде готовой работы выполненной своими руками украшающей группу.
Методы и приёмы:
Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у детей.
Примерный перечень оборудования и материалов для развития мелкой и общей моторики детей с ТНР
Картотека игр на координацию речи с движением по различным лексическим темам.
Картотека пальчиковых игр по различным лексическим темам.
Картотека заданий для развития графо-моторных навыков.
Массажеры Су-Джок.
Емкость с кинетическим песком.
Резиновые мячики с шипами.
Счетные палочки, цветные спички.
Катушки для наматывания ниток.
Объемные лабиринты.
Прищепки.
Крупные и мелкие бусы.
Шнуровки, пособия для завязывания и развязывания узелков, застегивания и расстегивания пуговиц.
Пазлы, мозаики, конструктор.
Куклы для театрализованной деятельности.
Трафареты.
При работе с детьми с нарушениями речи по развитию тонкой моторики рук следует:
1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.
2. Сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики систематической.
3. Повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.
4. Вовлекать в движение больше пальцев, движения должны быть энергичными.
5. Начинать с простых упражнений, переходя к более сложным (сначала одна рука работает, затем другая, потом обе).
Организация работы:
мероприятие | цель |
Изучение литературы по теме. | Получить необходимые знания и умения. |
Составление картотеки игр для развития мелкой моторки | Распределить игры по лексическим темам |
Разработка перспективного плана работы по развитию мелкой моторики на текущий учебный год | Разработать практические мероприятия на период проекта. |
Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей. | |
Анкетирование родителей. | Выявление компетентности родителей по данной проблеме. |
Обследование детей. | Выявление уровня развития мелкой моторики. |
-Экспериментальная деятельность: Познание свойств: предметов быта, природного материала (орехи, фасоль, крупа, мука, прищепки пластиковые крышки, бумага) | Формирование сенсорных представлений, развитие познавательно-исследовательской деятельности. |
-выполнение продуктивной деятельности (нетрадиционные техники) «Веселые картины», «Узоры на подносе» и т. д. | Приобщение к изобразительному искусству . |
Использование методов Су-джок | Укрепление здоровья при помощи нетрадиционных техник |
Изучение пальчиковых игр | Тренировка пальцев рук, развитие внимания, воображения. |
Перечень основных мероприятий
№ | Образовательная область | Мероприятие |
1 | Познание | -Экспериментальная деятельность: Познание свойств: предметов быта, природного материала (орехи, фасоль, крупа, мука, прищепки пластиковые крышки, бумага) . -Д/и «Чудесный мешочек», «Лото», «Нарядные бусы» и т. д. |
2 | Коммуникация | - заучивание потешек сопровождающих пальчиковые игры «Пять веселых поросят», «Семья», «Капуста», «Дружба» и т. д. |
3 | Социализация | - коллективное творчество, приобщение к нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми. |
4 | Художественное творчество | -выполнение продуктивной деятельности «Веселые картины», «Узоры на подносе» и т. д. |
5 | Предметно – развивающая среда | - пополнение уголка детского сенсорного развития (шнуровки, лото, сухой бассейн, мозаика) |
6 | Здоровье | -укрепление здоровья детей при помощи нетрадиционных техник. |
7 | Совместная деятельность с родителями | -Наглядно – информационный и консультативный материал для родителей. -Выполнение творческих заданий. -Участие в закреплении разучиваемых игр с детьми дома . |
Результативность:
В процессе проведения повторной диагностики прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук детей.
- Кисти и пальцы детей приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений. В изобразительной деятельности дети демонстрируют хороший нажим, уверенные линии. Большинство детей достигло высокого уровня освоения продуктивных навыков и навыков самообслуживания
- Дети ознакомлены с нетрадиционными методами изобразительной деятельности
Результаты, полученные в ходе эксперимента, помогли решить и ряд других задач:
- Результативность диагностических исследований по всем видам деятельности детей в конце года была достаточно высокая.
- Ярче и интереснее стала жизнь в группе.
- Улучшились партнёрские отношения педагогов с детьми.
- Укрепилось сотрудничество педагогов и родителей.
- Разучены с детьми пальчиковые игры
- Занятия способствовали развитию таких психических функций у детей, как мышление, память, внимание, речь; улучшалась ориентировка в пространстве; воспитывались такие качества, как усидчивость, терпение, желание доводить начатое до конца
Вывод:
Использованная система дала положительный результат в работе по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Заключение:
Все виды деятельности по развитию мелкой моторики привлекают детей. Их интригует мотивация задания, интересует процесс работы и радует результат. Развивая мелкую моторику, мы обогащаем и расширяем работу, приобщив детей к разным видам деятельности.
Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук.
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Информационные ресурсы:
https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/razvitie-melkoy-motoriki-u-detey-s-tnr.1140614890/
https://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskaja-razrabotka-razvitie-melkoi-motoriki-ruk-cherez-razlichnye-vidy-dejatelnost.html
http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/5505/1/12Minaeva.pdf
Литература:
- О. А. Зажигина Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования Детство-Пресс
- Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики Е. Ю. Тимофеева, Е. И. Чернова
- Белая, А. Е., Мирясова, В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников [текст]: пособие для родителей и педагогов / А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М.:ООО Издательство АСТ, 2000. -48с.
- Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. – М.: «Гном и Д», 2005.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: «Литур», 2006.
- Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.
- Кольцова М. Ребёнок учится говорить., М., 1998.
- Нищева, Н. В. «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики» СПб, Детство-Пресс, 2008.
- Савина, Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. Пособие для родителей и педагогов. М: АСТ,1999.
- Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. Серия «Учебники для вузов». СПб: Лань,1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для воспитателей Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи
Консультации для воспитателейСредства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи...
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук для детей с нарушениями речи"
Развитие пальцев рук: подготавливает почву для последующего формирования речи; способствует улучшению артикуляционной моторики; повышают работоспособность коры головного мозга. ...
Консультация для воспитателей "Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи"
Консультация для воспитателей "Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи"...
Консультация для воспитателей "Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи"
Консультация для воспитателей "Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи"...
Консультация для воспитателей «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»
Консультация для воспитателей...
Консультация для педагогов: "Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи"
У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движе...
Консультации для воспитателей Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи.
Консультации для воспитателей Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи....