Как невролог поможет ребенку заговорить
статья по логопедии

Ермилова Алла Алексеевна

Все родители с нетерпением ждут момента, когда ребенок скажет свое первое слово. Но иногда этого все никак не происходит. В такой ситуации велик риск того, что у малыша существует задержка речевого развития.

В эту категорию входит целая группа расстройств. Для них характерно состояние, когда скорость освоения навыков как письменной, так и устной речи отличается от норм, которые были установлены по возрасту ребенка.

Есть масса специалистов, которые работают в этой области. Кроме логопедов, дефектологов и медицинских психологов, нейропсихологов, к ним также относятся и детские речевые неврологи.

Многие специалисты говорят о том, что само понятие ЗРР лежит на стыке логопедии и неврологии. В этом материале мы рассмотрим, как проявляется это нарушение и что должно натолкнуть родителей на мысли о том, что стоит обратиться ко врачу и постараться решить проблему.

Каким должно быть развитие речи у ребенка в норме

В первую очередь стоит понимать, какие темпы развития речи у детей сегодня приняты в качестве нормы. Первый звук, который издает младенец – это крик. Обычно он звучит уже в течение минуты после рождения. 

 Первый год жизни играет очень большое значение в развитии речевого аппарата, потому его часто называют подготовительным этапом. В зависимости от возраста для него характерны:

  • 1,5–2 месяца. Происходит гуление, ребенок издает нечленораздельные звуки разной тональности.
  • 4–5 месяцев. Можно услышать от малыша лепетание. 
  • 7,5–8 месяцев. В речи начинают появляться так называемые лепетные слова. Осмысленности они не несут, малыш просто придумывает сочетание звуков.
  • 9–12 месяцев. Малыш активно лепечет. Ближе к году у ребенка уже появляются первые слова. Причем у большинства девочек это происходит чуть раньше, чем у мальчиков.

Неврологи говорят о том, что к году дети обычно уже могут произносить до десяти слов. Чаще всего они простые, состоят всего из пары слогов.

Далее наступает пора лексического взрыва. Он связан с тем, что малыш начинает активно использовать свой пассивный запас – то, что до этого малыш не мог произнести в силу плохой развитости своего речевого аппарата.

Специалисты говорят о разных сроках формирования речи у детей. Нормой считается следующее: 

  • Полтора года. Малыш должен понимать обращенные к нему слова. Говорить отдельными простыми словами, подражать животным. При этом он активно показывает на окружающие предметы пальцами. 
  • Три года. Формируется речь с хорошей степенью связности.

Как правило, отклонения от норм оказываются минимальными. К примеру, для девочек это от двух до трех месяцев, а для мальчиков от четырех до пяти.

Должен планомерно расти и словарный запас. К примеру – к трем годам это не менее пятисот, а к четырем годам – не менее полутора тысяч слов.

С какими причинами задержки речи работает невролог

В медицине все факторы, которые приводят к ЗРР и ЗПРР, делят на две большие группы – медицинские и социальные. Первая группа также называется органической и именно с ней ведут работу неврологи.

Группа органических факторов обычно связана с внутриутробным развитием либо особенностями функционирования головного мозга. Сюда относятся:

  • Проблемы при рождении. Их может быть масса – от внутриутробной гипоксии до асфиксии, гипотрофии, тяжелых родов и недоношенности.
  • Болезни центральной нервной системы. Обычно это менингит, энцефалит, а также группа других. Они могут протекать как в хроническом, так и в тяжелом вариантах.
  • Наследственность. Часто если сами родители начали говорить поздно, ребенок в будущем тоже сталкивается с такой проблемой. Потому при появлении сложностей стоит проанализировать, когда вы сами начали говорить.
  • Патологии речевого аппарата. Их очень много – от заячьей губы до недостаточного развития нижней челюсти и многих других сопряженных факторов.

К списку медицинских причин относится и тугоухость – область работы ЛОР-врача. На речь она негативно влияет по причине того, что многие слова малыши начинают произносить именно в попытках подражать взрослым.

Иногда на первый план выходят и социальные причины. К ним относится дефицит общения, вынужденная ситуация, когда ребенок находится в среде носителей другого языка, неправильная работа педагогов.

Когда стоит обратиться к неврологу для лечения

Есть ряд симптомов того, что у ребенка возникают проблемы с развитием речи и семье стоит обратиться к неврологу за помощью. К ним относятся такие, как:

  • Молчание ребенка на первом году его жизни. Часто можно столкнуться с ситуацией, когда малыши могут произносить однотипные звуки с совсем малым разнообразием.
  • Не реагирует на обращение к себе в возрасте от одного года. И речь идет не только об имени, но и о других словах, которые могут быть направлены на него.
  • В возрасте от полутора лет не наблюдается попыток повторить слова. В этом возрасте многие стараются подражать звучанию слов, особенно если они исходят от родителей.
  • Невозможность показать предмет, на который ему указывают взрослые. Это происходит в возрасте от полутора до двух лет.
  • Отсутствие произносимых слов в два года. Дети с проблемами развития речи в этом возрасте не говорят совсем.
  • Невозможность построить простую фразу. Стоит подумать о визите к врачу в том случае, если это происходит в возрасте от двух до двух с половиной лет.
  • Отсутствие самостоятельной речи в три года. Это говорит о том, что малыш может просто повторять услышанные где-то фразы, но потенциально не подозревает о том, что они значат.

Некоторые дети с задержками развития речи могут пытаться заменить ее жестами или мимикой. Стоит также обратить внимание на то, что говорить о проблемах можно в том случае, если сроки формирования речи задерживаются больше, чем в рамках указанной погрешности.

Особенности работы невролога при запуске речи

Когда родители ребенка с ЗРР обращаются к неврологу, он оценивает ситуацию. При этом проводится комплексная диагностика с целью получения понимания о причинах проблемы.

Важно, чтобы над решением работала группа врачей в зависимости о того, что именно становится основой для медленного появления речи. К ним относятся ЛОР, логопед, педиатр и многие другие.

При поиске причин возникновения патологии используется большое количество методов диагностики. К ним относятся такие, как:

  • ЭЭГ.
  • УЗДГ сосудов головы и шеи.
  • Слуховые и\или зрительные вызванные потенциалы.
  • Обследование у логопеда, дефектолога, нейропсихолога, которое покажет состояние речевого развития, интеллекта, особенности восприятия, высших психических функций у ребенка и поможет разработать реабилитационную программу, основанную на индивидуальных задачах ребенка.

Невролог собирает полученные результаты, составляет анамнез и принимает решение относительно того, какие методы можно использовать для устранения проблемы.

После выявления нарушения невролог может назначить, при необходимости, медикаментозное лечение. Например, одна группа медикаментов будет направлена на улучшение работы нейронов головного мозга. Другая будет помогать стимулировать речевые зоны.

В программу реабилитации также могут быть включены физиотерапевтические аппаратные методы, которые позволяют повысить эффективность логопедической и нейропсихологической работы и справиться с причинами ЗРР.

Стоит помнить о том, что наибольших успехов в лечении удается достичь в том случае, если обратиться к неврологу как можно раньше. Ранняя диагностика речевых нарушений и своевременное начало коррекционных занятий увеличивает эффективность работы и способствует устранению сложностей, возникающих в речевом развитии ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_nevrolog_pomozhet_rebenku_zagovorit.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Как невролог поможет ребенку заговорить

Все родители с нетерпением ждут момента, когда ребенок скажет свое первое слово. Но иногда этого все никак не происходит. В такой ситуации велик риск того, что у малыша существует задержка речевого развития.

В эту категорию входит целая группа расстройств. Для них характерно состояние, когда скорость освоения навыков как письменной, так и устной речи отличается от норм, которые были установлены по возрасту ребенка.

Есть масса специалистов, которые работают в этой области. Кроме логопедов, дефектологов и медицинских психологов, нейропсихологов, к ним также относятся и детские речевые неврологи.

Многие специалисты говорят о том, что само понятие ЗРР лежит на стыке логопедии и неврологии. В этом материале мы рассмотрим, как проявляется это нарушение и что должно натолкнуть родителей на мысли о том, что стоит обратиться ко врачу и постараться решить проблему.

Каким должно быть развитие речи у ребенка в норме

В первую очередь стоит понимать, какие темпы развития речи у детей сегодня приняты в качестве нормы. Первый звук, который издает младенец – это крик. Обычно он звучит уже в течение минуты после рождения. 

 Первый год жизни играет очень большое значение в развитии речевого аппарата, потому его часто называют подготовительным этапом. В зависимости от возраста для него характерны:

  • 1,5–2 месяца. Происходит гуление, ребенок издает нечленораздельные звуки разной тональности.
  • 4–5 месяцев. Можно услышать от малыша лепетание. 
  • 7,5–8 месяцев. В речи начинают появляться так называемые лепетные слова. Осмысленности они не несут, малыш просто придумывает сочетание звуков.
  • 9–12 месяцев. Малыш активно лепечет. Ближе к году у ребенка уже появляются первые слова. Причем у большинства девочек это происходит чуть раньше, чем у мальчиков.

Неврологи говорят о том, что к году дети обычно уже могут произносить до десяти слов. Чаще всего они простые, состоят всего из пары слогов.

Далее наступает пора лексического взрыва. Он связан с тем, что малыш начинает активно использовать свой пассивный запас – то, что до этого малыш не мог произнести в силу плохой развитости своего речевого аппарата.

Специалисты говорят о разных сроках формирования речи у детей. Нормой считается следующее: 

  • Полтора года. Малыш должен понимать обращенные к нему слова. Говорить отдельными простыми словами, подражать животным. При этом он активно показывает на окружающие предметы пальцами. 
  • Три года. Формируется речь с хорошей степенью связности.

Как правило, отклонения от норм оказываются минимальными. К примеру, для девочек это от двух до трех месяцев, а для мальчиков от четырех до пяти.

Должен планомерно расти и словарный запас. К примеру – к трем годам это не менее пятисот, а к четырем годам – не менее полутора тысяч слов.

С какими причинами задержки речи работает невролог

В медицине все факторы, которые приводят к ЗРР и ЗПРР, делят на две большие группы – медицинские и социальные. Первая группа также называется органической и именно с ней ведут работу неврологи.

Группа органических факторов обычно связана с внутриутробным развитием либо особенностями функционирования головного мозга. Сюда относятся:

  • Проблемы при рождении. Их может быть масса – от внутриутробной гипоксии до асфиксии, гипотрофии, тяжелых родов и недоношенности.
  • Болезни центральной нервной системы. Обычно это менингит, энцефалит, а также группа других. Они могут протекать как в хроническом, так и в тяжелом вариантах.
  • Наследственность. Часто если сами родители начали говорить поздно, ребенок в будущем тоже сталкивается с такой проблемой. Потому при появлении сложностей стоит проанализировать, когда вы сами начали говорить.
  • Патологии речевого аппарата. Их очень много – от заячьей губы до недостаточного развития нижней челюсти и многих других сопряженных факторов.

К списку медицинских причин относится и тугоухость – область работы ЛОР-врача. На речь она негативно влияет по причине того, что многие слова малыши начинают произносить именно в попытках подражать взрослым.

Иногда на первый план выходят и социальные причины. К ним относится дефицит общения, вынужденная ситуация, когда ребенок находится в среде носителей другого языка, неправильная работа педагогов.

Когда стоит обратиться к неврологу для лечения

Есть ряд симптомов того, что у ребенка возникают проблемы с развитием речи и семье стоит обратиться к неврологу за помощью. К ним относятся такие, как:

  • Молчание ребенка на первом году его жизни. Часто можно столкнуться с ситуацией, когда малыши могут произносить однотипные звуки с совсем малым разнообразием.
  • Не реагирует на обращение к себе в возрасте от одного года. И речь идет не только об имени, но и о других словах, которые могут быть направлены на него.
  • В возрасте от полутора лет не наблюдается попыток повторить слова. В этом возрасте многие стараются подражать звучанию слов, особенно если они исходят от родителей.
  • Невозможность показать предмет, на который ему указывают взрослые. Это происходит в возрасте от полутора до двух лет.
  • Отсутствие произносимых слов в два года. Дети с проблемами развития речи в этом возрасте не говорят совсем.
  • Невозможность построить простую фразу. Стоит подумать о визите к врачу в том случае, если это происходит в возрасте от двух до двух с половиной лет.
  • Отсутствие самостоятельной речи в три года. Это говорит о том, что малыш может просто повторять услышанные где-то фразы, но потенциально не подозревает о том, что они значат.

Некоторые дети с задержками развития речи могут пытаться заменить ее жестами или мимикой. Стоит также обратить внимание на то, что говорить о проблемах можно в том случае, если сроки формирования речи задерживаются больше, чем в рамках указанной погрешности.

Особенности работы невролога при запуске речи

Когда родители ребенка с ЗРР обращаются к неврологу, он оценивает ситуацию. При этом проводится комплексная диагностика с целью получения понимания о причинах проблемы.

Важно, чтобы над решением работала группа врачей в зависимости о того, что именно становится основой для медленного появления речи. К ним относятся ЛОР, логопед, педиатр и многие другие.

При поиске причин возникновения патологии используется большое количество методов диагностики. К ним относятся такие, как:

  • ЭЭГ.
  • УЗДГ сосудов головы и шеи.
  • Слуховые и\или зрительные вызванные потенциалы.
  • Обследование у логопеда, дефектолога, нейропсихолога, которое покажет состояние речевого развития, интеллекта, особенности восприятия, высших психических функций у ребенка и поможет разработать реабилитационную программу, основанную на индивидуальных задачах ребенка.

Невролог собирает полученные результаты, составляет анамнез и принимает решение относительно того, какие методы можно использовать для устранения проблемы.

После выявления нарушения невролог может назначить, при необходимости, медикаментозное лечение. Например, одна группа медикаментов будет направлена на улучшение работы нейронов головного мозга. Другая будет помогать стимулировать речевые зоны.

В программу реабилитации также могут быть включены физиотерапевтические аппаратные методы, которые позволяют повысить эффективность логопедической и нейропсихологической работы и справиться с причинами ЗРР.

Стоит помнить о том, что наибольших успехов в лечении удается достичь в том случае, если обратиться к неврологу как можно раньше. Ранняя диагностика речевых нарушений и своевременное начало коррекционных занятий увеличивает эффективность работы и способствует устранению сложностей, возникающих в речевом развитии ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку заговорить

Консультация для родителей...

Как помочь ребенку заговорить.

Развитие речи ребенка имеет два основных направления: пассивное владение словом( т,е. понимание речи) и активное (т.Е говорение). Обычно пассивная речь опережает активную. Ребенок может вплоть до 2 ле...

Рефлексивно-ролевая игра для педагогов «Что поможет ребенку быть здоровым в детском саду»

Цель: определить актуальность проблемы "здоровья" в настоящее время, выявить причины, мешающие ребенку быть здоровым в нашем д/у, выбрать путь реализации задач по сохранению и укреплению здоровья дете...

Статья "Семейная игра поможет ребенку учиться читать и писать"

Статья для родителей детей младшего школьного возраста. Из нее можно узнать, как с помощью игры всей семьей помогать ребенку учиться читать и писать. Также можно рекомендовать родителям детей старшего...

Консультация для родителей на тему: «Что поможет ребенку стать здоровым?».

Польза физической культуры для общего развития детей.Что поможет ребенку расти здоровым? Конечно, физическая активность. Недаром о пользе физкультуры для детей говорят многие педиатры. Занятия физичес...

Рефлексивно-ролевая игра «Что поможет ребенку в нашем детском саду быть здоровым?».

Цель нашей игры: определить актуальность проблемы "здоровья" в настоящее время, выявить причины, мешающие ребенку быть здоровым в нашем д/с, найти пути решения проблем по сохранению и укрепл...