Консультация для педагогов "Организация и проведение артикуляционной гимнастики
консультация по логопедии (старшая группа)
Данная консультация позволить педагогам на практике применить упражнения по артикуляционной гимнастики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 143»
Консультация для педагогов
«Организация и проведение артикуляционной гимнастики»
Подготовила:
Воспитатель высшей квалификационной категории:
Эшкинина Е.Н.
Город Оренбург 2023г.
Консультация для педагогов «Организация и проведение артикуляционной гимнастики»
Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз, можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, к которым относятся губы, язык, Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваю и работать координировано.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме аптикуляционной гимнастики.
Метод воспитания звукопроизношения путем спецефической гимнастики признан целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи (М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, М.В. Фомичева).
Артикуляционная гимнастика- это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.
Цель: артикуляционной гимнастики- выработка полноценных движений и определённых положений органов речедвигательного аппарата, умение синтезировать простые движения в сложные, что особенно необходимо для правильного произнесения звуков родного языка. Гимнастика включает в себя упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки всевозможных положений губ,
языка, мягкого нёба, так необходимых для правильного произнесения той или иной фонемы (звука).
Занятия проводятся по следующей схеме: вначале формируются грубые, диффузные движения упражняемых органов. По мере их усвоения переходят к выработке более дифференцированных топких движений.
Работа организуется следующим образом.
- Педагог рассказывает ребенку о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
- Педагог показывает выполнение упражнения.
- упражнение выполняет ребенок, а педагог проверяет правильность выполнения.
Упражнения должны быть целенаправленными: не столько важно их количество, сколько важны правильный выбор и качество их выполнения.
При отборе материала для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определенную последовательность – идти от простых упражений к более сложным.
Дозировка количества повторений одного и того же упражнения должна быть индивидуальной как для каждого ребенка, так и для каждого данного периода работы с ним.
Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размещать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога, которое должно быть хорошо освещено.
Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигнет своей цели.
Не все дети овладевают двигательными навыками одновременно, поэтому к каждому ребенку необходим индивидуальный подход.
Для красочного и забавного оформления игры-занятия используются игрушки, сказочные герои, стихотворные тексты. Если педагог видит, что группа в основном справляется с выполнением упражнения и только некоторым детям оно не совсем удается, он проводит с ними дополнительную индивидуальную работу.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов;
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
- увеличить амплитуду движений;
- уменьшить напряжённость артикуляционных органов;
-подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению звуков.
Свистящие звуки
Артикуляционная гимнастика
Улыбка
Улыбайся широко,
Это делать так легко –
Растянуть губы в улыбку, удерживать 5 секунд. Повторить 5-6 раз
.
Заборчик
Если выйдешь ты во двор,
То увидишь там забор.
Растянуть губы в улыбку, показать зубки, удерживать 5 секунд, повторить 5-6 раз.
Чистим зубки
Мы с утра не шутим шутки-
Аккуратно чистим зубки.
Рот открыть и растянуть губы в улыбке, «чистить» языком сначала верхние зубки с внешней и с внутренней сторон.
Горка
Видно нам из далека:
Эта горка высока.
Широко открыть рот. Спрятать кончик языка за нижние зубки, удерживать 5 секунд.
Катушка
Язычок мы вниз опустим
И катушку там закрутим.
Рот открыт, спрятать кончик языка за нижние зубки, выгнуть спинку языка и прижать закрученный язык зубами. Удерживать 5 секунд. Повторить 5-6 раз.
Лопата
Мы лопатою копаем,
А устанем –отдыхаем.
Рот открыт. Высунуть широкий язык и положить его на нижнюю губу. Мышцы языка расслабить.
Ветерок
Ветерок был на лугу,
Дуть я тоже так могу.
Спрятать кончик языка за нижние зубки, подуть на язычок.
Шипящие звуки
Артикуляционная гимнастика
Рупор
Словно рупор губки стали
Подержали, не устали.
Сложить губы в форме рупора, зубки разжать, удерживать 5 секунд. Повторить 5-6 раз.
Качели
На качелях прокатись,
Язычок наш, вверх и вниз
Рот открыт, высунуть язык, тянуться языком к носу и подборотку попеременно. Повторить 5-6 раз.
Чашечка
Можно в чашку чай налить
И ни капли не пролить
Высунуть язык изо рта, загнуит края языка, сделать «чашечку», удерживать 5 секунд, повторить 5-6 раз.
Жеребенок
Жеребенок скачет в поле,
Хорошо ему на воле.
Рот открыть, присасывать язык к небу и щелкать языком.
Маляр
Потолок маляр белил,
Плавно кисточкой водил,
Рот открыть, язык поднять к небу, проводить языком по небу вперед-назад.. Повторить 5-6 раз.
Фокус
Фокус можем показать,
Ватку с носика сдувать.
Положить на нос кусочек ваты. Высунуть язык изо рта в форме «чашечки». Подуть на язык так, чтобы вата слетела с носа. Повторить 5-6 раз.
Ветерок
Ветерок был на лугу,
Дуть я тоже так могу.
Рот открыт, поднять язык к небу в форме «Чашечки». Подуть на язык. Повторить 5-6 раз.
Литература: Практический журнал «ВоспитательДОУ» № 10 2010г;
Т.А. Куликовская «Говорим и играем. Картотека упражнений, игр, текстов для автоматизации звуков».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...
Презентация консультации для родителей по проведению артикуляционной гимнастике"В ГОСТИ К БАБУШКЕ"
Презетация " Консультация для родителей по проведению артикуляционной гимнастике "В ГОСТИ К БАБУШКЕ"...
Консультация для родителей "ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ"
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нѐбо. ...
консультация «Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков»
Консультация "Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков"...
Тематическая консультация «Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеБорисоглебского городского округа Борисоглебская средняя общеобразовательная школа №13 структурное подразделение детский сад...
Мастер-класс «Вариативность артикуляционной гимнастики. Инновационные методики проведения артикуляционной гимнастики»
Артикуляционная гимнастика – это поле для полета фантазии и развития творчества педагога. Ведь она предназначена не только для подготовки органов артикуляции к постановке и произн...
Мастер-класс для родителей по обучению навыков проведения артикуляционной гимнастики "Артикуляционная гимнастика - это просто!"
Материалы к мастер-классу для родителей по обучению навыков проведения артикуляционной гимнастики "Артикуляционная гимнастика - это просто!"...