Конспект вводного родительского собрания учителя-логопеда
консультация по логопедии
Ознакомление родителей со спецификой работы учителя-логопеда в ДОУ, об особеностях выполнения домашнего задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vvodnoe_rod.sobranie.docx | 23.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Вводное родительское собрание учителя-логопеда
Добрый вечер уважаемые родители!
Рада видеть Вас на нашем собрании.
Я бы хотела познакомить вас с:
1. спецификой работы логопеда.
2. Рассказать о требованиях по выполнению домашних заданий.
3. Познакомить Вас с графиком работы учителя-логопеда.
Начну с того, что же такое логопедия и чем занимается логопед:
Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.
Речь - это способность общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка. Но не всегда речь ребенка развивается правильно. В таком случае требуется помощь логопеда. В процессе своей работы логопед осуществляет коррекцию всех сторон речи, т. к. речь является очень сложной системой, и нарушения звукопроизношения -лишь верхушка айсберга.
Итак, логопедическая работа направлена на:
• формирование правильного звукопроизношения
• развитие подвижности органов речи
• совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку четкой дикции, постановку дыхания, работу над правильным ударением, темпом и ритмом речи
• совершенствование фонематических процессов, т. е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова, схожие по звучанию и артикуляции
• совершенствование грамматического строя речи (согласование слов в падеже, числе, употреблении слов с предлогами)
• обогащение, активизация словарного запаса
• развитие мелкой моторики, т. е. движений пальцев рук; подготовка руки к письму
• развитие связной речи (составление предложений, текстов по картинке, серии картинок, пересказ текста)
А теперь хочу кратко рассказать про специфику работы логопеда в ДОУ общеразвивающей направленности.
- логопедическая помощь оказывается детям с речевыми нарушениями без перевода в специализированную группу;
- логопедические занятия являются дополнительными (так как сад общеразвивающего вида). Логопед берет детей с любых занятий в режиме дня. ,
Занятия индивидуальные, длительность занятия 15-20 мин. 2-3 раза в неделю.
Для преодоления речевых дефектов необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение; (этап автоматизации)
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- поддерживать позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Упражнения я выдаю в индивидуальном порядке.
У каждого ребенка есть тетрадь для домашних заданий.
Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:
- тетради забираете домой в пятницу и приносите обязательно в среду или четверг, чтобы я могла дать новое задание, что бы закрепить навыки, приобретенные на занятиях за неделю. Те дни, когда тетрадь у вас, ежедневно повторяете задания.
Хочу рассказать о каждом пункте заданий для домашнего выполнения
Первым пунктом в заданиях является артикуляционная гимнастика. Каждый раз я даю комплект артикуляционной гимнастики.
Хотелось бы подробнее остановиться на этом пункте и рассказать вам:
Что такое артикуляционная гимнастика? Для чего нужна она?
Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения).
Польза артикуляционной гимнастики:
- улучшение кровоснабжения, нервной проводимости и подвижности артикуляционных органов;
- укрепление мышечной системы щёк, губ и языка;
- навыки, позволяющие удерживать нужное артикуляционное положение;
- увеличение амплитуды движений;
- снижение напряжённости артикуляционных органов;
- постановка правильного произношения звуков
Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики:
- гимнастику нужно выполнять ежедневно в будни 2 раза, в выходные 3 раза в день в течение 5-7 мин.
- сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, без подергивания, иначе занятия не имеют смысла.
- можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получается какое-либо движение: ручкой чайной ложки или чистым пальцем помогите ребенку поднять язык вверх.
2. Второй пункт – это самомассаж языка.
Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком.
Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе речевого аппарата, а также в нормализация мышечного тонуса.
(«Покусай кончик языка», «Терка», «Мясорубка»)
3. Упражнения для речевого дыхания.
Они позволяют выработать сильный, плавный, удлиненный выдох, сформировать целенаправленную воздушную струю – это позволяет ребенку более быстро освоить труднопроизносимые звуки. Обязательное требование глубокий вдох через нос, выдох через рот, щеки не надувать (показать пример «Сдуй снежинку» «Прокати карандаш»)
4. Как только речевой аппарат готов, ставится звук и начинается этап автоматизации звука
Введение звука в речь происходит постепенно. До определенного момента звук произносится ребенком только изолированно перед зеркалом, для зрительного самоконтроля самим ребенком, а родители следят за правильностью уклада (артикуляционный уклад расписываю в тетради, затем исправленный звук мы закрепим в слогах, в словах, как только переходим к фразе, необходимо постоянно напоминать ребенку: «Ты умеешь правильно говорить!»; поправлять его речь, чтобы исключить неправильный стереотип произнесения, ввести чистый звук в речь.
Весь речевой материал (а это изолированный звук, слоги, слова, фразы, чистоговорки и. т. п.) должен быть отработан, т. е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания).
5. Задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами.
Во время занятий нужно стараться быть терпеливыми, ласковыми и спокойными, обязательно хвалить ребенка, стимулировать мотивацию к занятиям.
Также хотелось бы, чтоб вы понимали, что необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Выражайтесь доступным ребенку языком. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телевизора, компьютерных игр, телефоны. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.
Хочу заметить, что положительный результат может быть достигнут только при условии комплексного воздействия на ребенка: родителей, учителя-логопеда, а некоторым нужна также помощь невролога, психолога.
Большая просьба не пропускать занятия и приносить тетради для домашних заданий.
И в заключении:
Я со своей стороны приложу максимум усилий для того, чтоб помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, но без Вас родители у меня ничего не получится. Прошу вас помогите своему ребенку.
Логопед только направляет, а основная работа ложиться на родителей.
И хотелось бы сказать пару слов о результатах диагностики. По результатам диагностики, зачислены на индивидуальные занятия следующие дети:
1.
2.
3.
4.
5.
Спасибо за внимание!
Если есть вопросы, готова на них ответить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание учителя - логопеда "Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи»
Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи»План проведения:1.Что такое «логопедия»? Кто такой логопед? Зачем нужен логопед?2.Осо...
Конспект вводного родительского собрания в старшей группе
Конспект вводного родительского собрания в старшей группеКонспект родительского собрания в старшей группеВремя проведения: начало сентября.Форма проведения: беседа-диалог воспитателей с родителям...
Выступление на родительском собрании учителя-логопеда
Выступление учителя-логопеда для родителей вновь поступивших детей...
РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ГРУППЕ компенсирующей направленности для детей с ТНР
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе логопеда, воспитателей и родителей. В настоящее время в логопедической пр...
Вводное родительское собрание учителя-логопеда.
Для учителей логопедов....
Подборка родительских собраний учителя-логопеда
В параллели родительских собраний нашего детского сада, я выступала по теме: "Формирование у детей с ОВЗ фонематического слуха", «Практические советы по развитию слухового внимания у д...
Родительское собрание «Учитель-логопед в ДОУ и его функции»
В настоящее время растет количество детей с речевыми нарушениями. Речь является одним из важных видов деятельности для общения и соответственно для обучения у детей дошкольного возраста....