Консультации
консультация по логопедии (старшая группа)

Сытина Ольга Ивановна

Предварительный просмотр:

Консультация «Театр теней в руках логопеда»

Сегодня весьма актуальной является разработка новых технологий интегрированного подхода к содержанию логопедических занятий. Интегрированные логопедические занятия способствуют развитию творческих и речевых способностей детей. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Как правило, дети с нарушениями речи отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Исходя из этого, можно связать логопедическую работу с привлечением     театральных средств, атрибутов и их элементов. Использование театральной деятельности в коррекционной работе помогает развивать интересы и способности ребенка; способствует не только общему развитию и проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развития ассоциативного мышления; настойчивости, проявлению общего интеллекта, эмоций, но и коррекции звукопроизношения, фонематического слуха, лексико – грамматического строя речи. Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет детям проявить инициативу. Огромный интерес у детей вызывает теневой театр. Для организации теневого театра необходима только ширма, настольная лампа и плоскостные фигуры. Так же можно использовать стол для рисования песком.

Естественно, что далеко не все фигуры можно сделать руками или сделать некоторые фигуры животных достаточно сложно. Поэтому более универсальный и более сложный вариант театра теней основан на том, что на освещенном экране показываются тени или силуэты плоских фигур-кукол, которые обычно делают из картона. Не смотря на то, что игра с детьми в такой театр потребует предварительной подготовки персонажей, изготовление персонажей для театра теней не требует существенных усилий и большого количества времени. Набор персонажей кукольного театра теней практически неограничен. В кукольном театре теней можно использовать декорации: деревья, цветы, облака, мебель и другие предметы. Изготовление персонажей и декораций в качестве домашнего задания можно поручить родителям. Родители будут вовлечены в единое пространство «семья - детский сад»Так же это задание хорошо развивает мелкую моторику детей: сначала обвести по контуру фигуру, а затем ее вырезать. А как известно, необходимость развития мелкой моторики пальцев рук давно признана специалистами как средство стимуляции речи. Таким образом, теневой театр на логопедических занятиях помогает решить следующие задачи:

развивать речевое дыхание, артикуляцию, дикцию, интонацию;

развивать фонематическое восприятие, правильное звукопроизношение;

совершенствовать лексико – грамматический строй речи;

развивать навык действия с воображаемым предметом;

учить детей показывать интонацией, голосом, мимикой характер героя;

развивать общую и мелкую моторику: координацию движений мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки;

развивать связную речь, творческую фантазию;

учить сочинять небольшие рассказы, сказки, подбирать рифмы;

пополнять словарный запас;

развивать ориентировку в пространстве;

развивать психические процессы;

воспитывать нравственно-эстетические качества;

создавать на занятии благоприятную психологическую атмосферу, сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом;

укреплять веру детей в собственные возможности, сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью;

вовлечь родителей в единое пространство «семья - детский сад».

Некоторые примеры использования теневого театра на индивидуальных и подгрупповых занятиях учителя - логопеда :

1. На развитие речевого дыхания – силуэты свечи, солнца, снежинки, листа дерева, облака, дерева, чашки с паром и т. д.

Игры:

«Задуй свечу» (силуэт свечи прикреплен снизу, а пламя свечи привязано на нити сверху, «Сдуй листочек» (силуэт дерева прикреплен снизу, а листики деревьев привязаны на нити сверху). Цель: развитие сильного непрерывного выдоха, развитие губных мышц.

- «Бабочки" (бумажные бабочки привязанные на нити)Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха.

- "Горячий чай" (силуэт чашки прикреплен снизу, а силуэт пара привязан сверху на нити)Цель: развитие сильного плавного и продолжительного выдоха.

- "Снег кружится, летает, летает" (бумажные снежинки свисают вниз на нитях)Цель: развитие сильного плавного выдоха.

«Открой солнышко» (бумажные облака свисают вниз на нитях, силуэт солнца прикреплен к ширме). Цель: развитие сильного плавного и продолжительного выдоха.

2. На развитие артикуляции – силуэты языка, губ (круг, овал, улыбка, лопаты, чашки, кисточки, лошадки, гриба и т. д.

Игры:

«Повтори движение» (силуэт языка перемещается вверх – вниз, влево – вправо)Цель: совершенствование движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.

«Комплексы артикуляционной гимнастики» (силуэты лопаты, чашки, лошадки и т. д свисают вниз на нитях в определенном порядке). Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата.

3. На развитие фонематического восприятия, дикции и интонации, автоматизацию и дифференциацию звуков – силуэты волка (звук у, девочки Ани (звук а, ослика (звук о, индюка (звук и, медведя (звук ы) и т. д., домиков (одноэтажный, двухэтажный, трехэтажный).

Игры:

«Кто поет?» (силуэты волка, девочки, ослика, индюка и медведя, логопед произносит определенный звук, ребенок показывает и называет, кто спел песню). Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание.

«Рассели картинки» (силуэты домов от одного до трех этажей, силуэты разных предметов и животных, ребенок расселяет силуэты в дома по количеству слогов). Цель: обучение слоговому анализу слов.

«Распредели картинки» (логопед показывает силуэты картинок со звуком л или ль, ребенок решает, что дать кукле Лале, а что Ляле). Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать навык звукового анализа.

«Какой звук начинает слово?»«Какой звук в конце слова?» (логопед выставляет силуэты разных предметов, ребенок узнает предмет и называет первый, последний звук в слове). Цель: учить детей распознавать звуки и выделять их, определять место звука в названии предмета.

«Три медведя» (Силуэты трех медведей, ребенок отгадывает, за кого из героев логопед произносит определенные слова. Более сложный вариант – ребенок сам говорит голосами медведей, изменяя силу голоса). Цель: различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру.

4. На запоминание букв – силуэты букв.

ИгрыЦель: запоминание образа печатных букв и их порядка в алфавите, обучение чтению по слогам.

«Какие буквы изменили своё место» (предлагается запомнить расположение букв. Затем дети закрывают глаза, меняется

положение в ряду 1-4 буквы, открыв глаза, определяют, что изменилось).

«Какая буква потерялась?» (логопед выставляет силуэты букв на ширме, затем одну убирает, дети отгадывают какая буква потерялась. Второй вариант: выкладывается короткое слово, логопед убирает букву, дети отгадывают какая буква потерялась).

«Продолжи алфавит» (логопед выставляет ряд букв алфавита, ребенок продолжает).

«Отгадай букву» (логопед выставляет силуэт части буквы, дети отгадывают букву).

«Прочитай слог» (логопед выставляет силуэты слогов, дети читают).

«Продолжи ряд» (логопед в определенном порядке выставляет силуэты букв, ребенок продолжает ряд).

5. На развитие ориентировки в пространстве – силуэты букв, дерева, домика, солнышка, машинки, цветов, разных животных и т. д.

Игры:

«Что – где?» (логопед выставляет на ширме любые силуэты, можно букв или силуэты предметов по изучаемой теме, ребенок называет, что находится в правом верхнем углу, в левом нижнем и т. д.). Цель: формировать умение определять верхний, нижний край плоскости, его левую и правую стороны, находить середину в плоскости.

«Поставь слева от…» (логопед выставляет в ряд силуэты различных предметов и просит назвать, что находится слева от машинки, справа от дерева и т. д.) Цель: формировать умение ориентироваться на плоскости, закреплять умение понимать пространственную терминологию.

«Опиши картину» (логопед выставляет на ширме сюжет: солнышко, дерево, машину, цветы, скамейку, животных и т. д., ребенок описывает, что где находится). Цель: закреплять навыки ориентировки в микропространстве, активизировать в речи детей слова "вверху", "внизу", "справа", "слева".

«Что изменилось?» (логопед меняет сюжет на ширме, дети объясняют с помощью пространственной терминологии, что изменилось на картине). Цель: формировать умение ориентироваться на плоскости, закреплять умение понимать пространственную терминологию.

«Полет шмеля»«Путь машины» (логопед перемещает силуэт шмеля или машины по ширме, дети комментируют полет, используя пространственную терминологию). Цель: учить детей ориентировать на плоскости, закреплять понятие "право", "лево", активизировать в речи предлоги, стимулировать глазодвигательную функцию.

6. На развитие лексико – грамматического строя речи и пополнение словарного запаса – силуэты овощей, фруктов, предметов мебели, посуды, разного вида транспорта, насекомых, птиц, игрушек, одежды, обуви, головных уборов, школьных принадлежностей, продуктов питания, инструментов, домашних и диких животных, цветов, деревьев и т. д.

Игры:

«Один - много»» (логопед выставляет на ширме силуэт одного предмета слева и несколько силуэтов этого же предмета справа. Дети называют). Цель: научить образовывать существительные множественного числа.

«Назови ласково» (логопед выставляет на ширме силуэты разных предметов, ребенок отгадывает предмет и называет его ласково). Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

«Четвертый лишний» (логопед выставляет на ширме силуэты четырех предметов, один из которых существенно отличается от остальных, ребенок называет неподходящий предмет и объясняет свой выбор». Цель: развивать способность детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения.

«Что положим в суп?»«Что положим в компот?» (логопед выставляет на ширме силуэты овощей и фруктов, силуэты кастрюль, дети выбираю, что положим в суп, что в компот). Цель: закрепить словарь по теме, обучать правильному употреблению существительных в винительном падеже.

«Собери игрушки» (логопед выставляет на ширме силуэты игрушек и других предметов, дети отгадывают силуэты только игрушек и убирают их в корзину). Цель: закрепить словарь по теме, обучать правильному употреблению существительных в винительном падеже.

7. На развитие связной речи – силуэты героев русских народных сказок, животных, деревьев, цветов, домов, машин, птиц и т. д.

Игры: - «Придумай и расскажи сказку»

«Что сначала, что потом»

«Опиши игрушку»

«Расскажи какой?»

Цель: стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т. д.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Взаимосвязь учителя-логопеда с семьёй»

 Эффективность коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР зависит не только от слаженности в     работе учителя –  логопеда и воспитателей (проведение ежедневных «логопедических часов», во второй половине дня, а так же вне занятий в игровой форме, на прогулках, в свободной деятельности детей). Но и от совместной работы логопеда с родителями, которая во многом определяет общий успех коррекционного обучения детей с общим речевым недоразвитием. Поэтому логопед обязан систематически встречаться с родителями, информировать их об успехах и трудностях в работе с их детьми. С этой целью проводятся: родительские собрания, консультации, открытые логопедические занятия; оформляются специальные стенды, папки передвижки, еженедельные дни открытых дверей для родителей, у которых в процессе работы возникли затруднения. Логопед знакомит родителей с основными приёмами постановки звуков, рассказывает и показывает, какие упражнения надо делать дома, объясняет, как выполнять задания, записанные в тетради ребёнка.

Домашнее задание ребёнок выполняет в индивидуальной рабочей тетради под обязательным присмотром взрослого. Желательно, чтобы с ребёнком занимался постоянно один из родителей – это помогает ребёнку и взрослому настроиться, и придерживаться знакомых единых требований. Выполнение дома определённых видов работы по заданию логопеда дисциплинирует ребёнка и подготавливает к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий. Задания строятся на материале лексической темы, изучаемой всю предшествующую неделю на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях, проводимых логопедом.

Задания состоят из основных разделов:

- артикуляционная гимнастика, включающая упражнения, подготавливающие артикуляционный уклад для постановки отсутствующих звуков.

- задания на развитие фонематического восприятия и воспитание основ звуко - слогового анализа и синтеза.

- лексико-грамматические задания (направленные на обогащение пассивного и активного словаря, упражнения на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов).

- задания по развитию связной речи (построение простых и сложных распространённых предложений, рассказы-описания по плану и схеме, по серии сюжетных картинок и по одной сюжетной картине, с опорой на предметные картинки и по представлению, пересказы и самостоятельные творческие рассказы детей; заучивание подобранных для ребёнка стихов).

- развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму (обведение по контуру, штриховка в различных направлениях разными способами по образцу, работа с трафаретами и шаблонами, вырезывание и вклеивание картинок, рисунки, аппликации, графические диктанты, печатание букв, слогов, слов и предложений и небольших связных текстов).

- закрепление навыков грамоты и чтения: чтение слоговых таблиц, с последующим усложнением и увеличением объёма текстов; ребусы, кроссворды и занимательные задания с изученными буквами.

Следовательно, родителям необходимо создать в семье благоприятные условия для проведения целенаправленной и систематической работы по речевому развитию детей и коррекции его недостатков, так же для всесторонней подготовки к обучению в школе.

Итак, только совместная деятельность родителей и логопеда приносит наиболее эффективный результат в коррекционной работе.



Предварительный просмотр:

Консультация «Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей»

Формирование правильного звукопроизношения – одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры в целом, развития языковой способности ребенка, развития связной речи и подготовки детей к успешному овладению письменной формой речи. Богатый словарный запас и грамотная речь позволяет ребенку легче оформлять и высказывать свои мысли, что ведет к активному психическому развитию. Любое нарушение речи может неадекватно отразиться не только на поведении ребенка, но и на его деятельности. Дети с нарушениями речи начинают осознавать свой недостаток, замыкаются, становятся нерешительными, обидчивыми, избегают общения. Правильное произношение ребенком звуков и слов различной слоговой структуры в период обучения грамоте позволит предупредить в будущем недостатки формирования письменной речи, которая формируется и совершенствуется на основе устной. Недостатки устной речи, как правило, приводят к неуспеваемости по школьным предметам.

Форма организации обучения на логопункте – в подгруппах и индивидуальная. На индивидуальных занятиях дошкольник овладевает правильной артикуляцией изучаемых звуков и автоматизацией поставленных звуков в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Учитель-логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком и активизировать контроль над качеством звучащей речи. На занятиях в подгруппе дети учатся адекватно оценивать качество речевых высказываний сверстников, работать в коллективе. Состав подгрупп меняется по усмотрению учителя – логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.

Для эффективности коррекционной работы необходимо раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений. Проводится работа по развитию и совершенствованию умения различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Проводится работа по постановке и автоматизации звуков русского языка, по формированию лексико-грамматической компетенции, по развитию связной речи, воспитанию интонационной выразительности речи. Важно побуждать детей интересоваться смыслом слов и учить использовать их в точном соответствии с их значением и целью высказывания. Для эффективности коррекционной работы необходимо взаимодействие учителя-логопеда с родителями, воспитателями и специалистами ДОУ.

Всю систему логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения условно можно разделить на два этапа:

I этап — подготовительный.

II этап — формирование произносительных умений и навыков.

В процессе логопедических занятий ребенок должен научиться правильному произношению всех звуков родного языка, приобрести умения контролировать свое произношение и исправлять его на основе сравнения собственной речи с речью окружающих.

Всю систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:

I этап — узнавание неречевых звуков.

II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

III этап — различение слов, близких по звуковому составу.

IV этап — дифференциация слогов.

V этап — дифференциация фонем.

VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа.

Часто нарушения произношения связаны с нарушением в строении органов артикуляционного аппарата или с нарушением двигательных функций артикуляционного аппарата (нарушение тонуса мышц лица, языка, нарушение функций мускулатуры мягкого нёба). Для выработки правильных, полноценных движений артикуляционных органов необходимо проводить артикуляционную гимнастику. Это позволит научить ребенка объединению простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем.

Занятия по исправлению дефектов произношения проводят в определенной последовательности. Начинаем с постановки звука и его автоматизации в слогах, далее автоматизация звука в словах и словосочетаниях. Учим ребенка дифференцировать сходные по звучанию и артикуляции звуки. Завершаем работу над поставленным звуком его автоматизацией в самостоятельной речи ребенка.

Эффективность логопедической работы на логопункте во многом зависит от преемственности в работе учителя – логопеда и других специалистов, и, прежде всего учителя-логопеда и воспитателей.

Воспитатели создают ситуацию общения, организовывают и поддерживают речевое общение на прогулке, в процессе игр и развлечений, в ходе непосредственно образовательной деятельности, режимных моментов. Воспитатели побуждают детей вслушиваться в высказывания окружающих, интересоваться смыслом услышанного, привлекают внимание к интонационной стороне речи окружающих. Воспитатели помогают формировать у детей навыки самоконтроля и критического отношения к своей речи и речи окружающих, проводят игры на развитие речи, работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти.

Таким образом, воспитатель формирует у детей навыки общего и речевого поведения, активизирует полученные знания в ходе непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности.

В папках по взаимосвязи работы учителя-логопеда и воспитателей учитель-логопед подбирает задания для работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Это задания и игровые приемы, направленные на развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания, на развитие мелкой моторики пальцев рук и координации общих моторных движений. Учитель-логопед подбирает задания по автоматизации и дифференциации звуков, комплексы артикуляционных и пальчиковых упражнений, подбирает стихи и загадки; подбирает задания на выделение из текста слов с заданным звуком, звукобуквенного анализа слов, задания и упражнения для развития лексико-грамматического строя и связной речи в соответствии с конкретной лексической темой.

Результаты выполнения заданий и упражнений воспитатель фиксирует в папке взаимосвязи. Это помогает учителю-логопеду на логопедических занятиях корректировать работу с ребенком, у которого возникли трудности.

Воспитатели следят за речью детей в повседневной жизни и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Благодаря такой тесной работе учителя-логопеда и всех педагогов ДОУ достигаются высокие результаты в коррекции речевых нарушений у детей, а также их профилактики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....