Консультация для родителей "Речевые игры для дошкольников"
консультация по логопедии (старшая группа)

В консультации предоставлены игры по речевому развитию детей 5-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_rechevye_igry.docx17.58 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

                              Речевые игры дома

(для детей 5-6лет)

«Именно в игре ребенок  свободно владеет речью,

говорит то, что думает, а не то, что надо.

Не поучать и обучать, а играть с ним,

фантазировать, сочинять, придумывать

— вот, что необходимо ребенку».

Джанни Родари

Игра - основной вид деятельности   дошкольников.

Играя, ребёнок   обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.

 Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

«Четвёртый лишний».

 Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.

 Н-р: ваза- роза- нарцисс- гвоздика.

 «Посчитай». Считаем всё, что можно

 посчитать. Н- р: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок_.  

Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока…

 пять красных яблок   и т.д.

 «Скажи наоборот».

 Взрослый называет какое - либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».

 Существительные: смех- …, лето- …, день- …, холод- …, север- … и т.п.

 Глаголы: пришёл- …, нырнул- …

 Прилагательные: широкий- …, маленький- …, богатый-… и т.п.

 Наречия: далеко-…, высоко- …

«Подбери слово».

 Ребёнку предлагается подобрать слово на какой- либо звук, сначала - любые слова, а

потом - по лексической теме, н-р: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас…)

 «Большой - маленький».

 Ребёнку предлагается назвать ласково,

 Например: ложка- ложечка, стул- стульчик и т.д. В темах «Дикие и домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка.

 «Отгадай загадку».

 Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.

 Н- р: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).

 Загадывайте детям описательные загадки, например: это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)

 «Назови, какой…». Образование прилагательных. Например, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.

 

«Подумай и ответь»Предлагайте детям словесные логические задачи.

 Например: Кого в лесу больше: ёлок или деревьев?

 «Подбери слово». Птица - перья. Рыба - … Огурец - овощ. Ромашка - …

"Волшебная цепочка".

Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, "мёд", и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?

Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, "пчелу". Следующий игрок, услышав слово "пчела", должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, "боль" и т. д. Что может получиться? Мёд - пчела - боль - красный крест - флаг - страна - Россия - Москва - красная площадь и т. д.

"Слова мячики. Ребёнок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребёнку мяч и одновременно произносит слово, допустим, "Тихий". Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением "Громкий". Затем игроки меняются ролями. Теперь уже Ребёнок первым произносит слово, а взрослый подбирает к нему слово с противоположным значением.

"Подбери слово".

Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту, явлению слова, обозначающие признаки. Например, зима какая? (Холодная, снежная, морозная). Снег какой? (Белый, пушистый, мягкий, чистый).

"Кто что умеет делать".

Ребёнку предлагается подобрать к предмету, объекту как можно больше слов-действий. Например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать спину, царапаться, прыгать, бегать, спать, играть, царапаться, и т. д.).

"Антонимы для загадок".

Вначале игры игроки договариваются о теме, которая будет служить основой для загадок. Затем Взрослый загадывает Ребёнку загадку, в которой всё, наоборот, например, тема "Животные".

Обитает в воде (значит, на суше);

Шерсти нет совсем (значит, длинная шерсть);

Хвост очень длинный (значит, короткий);

Всю зиму ведёт активный образ жизни (значит, спит);

Очень любит солёное (значит, сладкое).

Кто это?

«Кто самый внимательный».

Можно предложить ребенку посоревноваться на внимательность. Называется предмет, который встретился на пути, параллельно выделяется отличительный признак этого предмета. Например, «Я увидел горку, она высокая» или «Я увидел машину, она большая» и т.д. Можно предложить и такое задание: посоревноваться с ребенком в подборе признаков к одному предмету. Выигрывает, назвавший больше слов. Выполняя такие упражнения, дети учатся согласовывать прилагательные с существительными.

«Весёлый счет».

Можно проводить на улице, во время прогулок с ребенком. При проведении этой игры не только закрепляется правильное употребление падежных форм существительных, но и умение вести счет. Необходимо только именовать каждое число при пересчете предметов: например, одно дерево, два дерева, три дерева и т.д., и следить за четким проговариванием падежных окончаний числительных и существительных.

«Рыба, птица, зверь».

На слово взрослого «рыба» ребенок должен перечислить виды рыб и наоборот, если взрослый перечисляет и называет, к примеру, окунь, щука, сазан, ребенок должен быстро назвать обобщающее слово.

 «Отгадай предмет по паре других».

Взрослый называет пару предметов, действий, образов, а ребенок отгадывает: папа, мама – это семья, мясо, лук- котлеты, торт, свечи - праздник и т.д. Мир детского сознания состоит из одних вопросов. Им все интересно. Важно использовать такие ситуации для совершенствования речи детей.

 «Угощение».

Ребенку предлагается вспомнить вкусные слова на определенный звук: А- арбуз, ананас и т.д.; Б- банан, бутерброд и т.д. Слова произносятся взрослым и ребенком по очереди. Важно, чтобы ребенок проговаривал: «Я угощаю тебя ананасом», «Я угощаю тебя апельсином» и т.д. Параллельно с выполнением этого задания ребенок упражняется в правильном употреблении падежных форм существительных. Для закрепления умения согласовывать существительные с прилагательным можно предложить ребенку добавить к своему слову какой-либо признак: «Я угощаю тебя оранжевым апельсином» или числительное «Я угощаю тебя двумя бананами».

«Путаница» игра на закрепление слоговой структуры слова».

Предложить составить слово из слогов, например, са-ко (коса), ло-мы (мыло). Если ребенок знает буквы и владеет слоговым чтением, можно эту игру провести следующим образом: на листе бумаги хаотично пишутся слоги, ребенок должен соединить линией слоги, чтобы получилось слово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников"

Виды оздоровительных  и разновариативных игр...

Консультация для родителей "Игра и дошкольник"

Консультация для родителей "Игра и дошкольник"...

Консультация для родителей "Игра и дошкольник"

Консультация для родителей "Игра и дошкольник"...

Консультация для родителей "Игра и дошкольник"

Консультация для родителей "Игра и дошкольник"...

Консультация для родителей. Игра для дошкольников - способ познания окружающего.

Консультация для родителей:Игра для дошкольников — способ познания окружающего. Игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Игра для дошкольников — способ познания ок...

Консультация для родителей «Игра и дошкольник»

Консультация для родителей«Игра и дошкольник»Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческ...