Семинар-практикум для педагогов «Использование технологии «Синквейн» по развитию речи детей 5-7 лет»
методическая разработка по логопедии

Фёдорова Ирина Алексеевна...

Семинар-парктикум был проведен с цель: на семинаре педагоги познакомились, что такое синквейн, были даны рекомендации по составления синквейна  и на практических пример показали как можно применять данную технологию в работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._seminar-praktikum_sinkveyn.docx92.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 17 «Непоседы»

Семинар-практикум

для педагогов

«Использование технологии

«Синквейн»

по развитию речи детей 5-7 лет»

                                                                                Подготовила и провела:

Учитель-логопед

 Фёдорова И.А

10.02.2021.

г. Долгопрудный

«Использование технологии «Синквейн» по развитию речи

детей 5-7 лет»

Цель: повысить профессиональную компетентность педагогов по составлению  синквейнов  и использования их в работе с детьми распространение инновационной педагогической технологии.

 Задачи:

  • Познакомить педагогов с технологией  синквейн с ее практическим применением.
  • Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать возможность  заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
  • Познакомить педагогов с рекомендациями по проведении технологии.
  • Вызвать от совместного общения положительные эмоции.  

Оборудование:  альбомные листы, фломастеры, ручки  на каждого педагога, маркер, ватман.

- Добрый день уважаемые коллеги! Я рада видеть вас. Надеюсь, что наше мероприятие будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций.

Я хотела бы задать вам загадку:

Творческий, активизирующий.

Развивает, обогащает, уточняет.

Помогает учиться.              (Метод).

- И я хочу познакомить вас с методикой синквейн.

- Актуальность данного метода «Синквейн» заключается в том, что на сегодняшний день очень важной и трудно решаемой задачей является формирование связной речи у детей дошкольного возраста, что очень важно для полноценного общения с окружающими и для подготовки детей к чтению и письму.

- Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ педагога с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным.

Принятие ФГОС ДО требует от педагогов поиска инновационных методов, технологий для повышения эффективности образовательного процесса.

- Одним из таких методов является «Синквейн», который применяется  педагоги сравнительно недавно. Новизна данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной творчески мыслить, воображать, фантазировать, думать, исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать, высказывать своё мнение, предположение.

Актуальность и целесообразность использования синквейна заключается  прежде всего в следуещем:

  • открываются новые творческие интеллектуальные возможности;
  • способствует обогащению и актуализации словаря;
  • является диагностическим инструментом и проводится в рамках прохождения определённой лексической темы;
  • носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)
  • используется для закрепления изученной темы;
  • является игровым приемом;
  • составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

- При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра – ведь сочинять весело, полезно и легко. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец.

Самое главное: Синквейн – получается у всех!

Когда же начинать знакомство с этим приемом?

– С детьми старшего возраста.

Слово «синквейн» происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, его форма напоминает ёлочку, которое строится по следующим правилам: для детей, которые не умеют читать, можно использовать схему «ёлочка».

  1. строка – Название. Одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею (Кто, что?);
  2. строка – Описание. Два слова, прилагательные, описывающие основную мысль (Какой, какая, какое, какие?);
  3. строка – Действие. Три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы (Что делает, что делают?);
  4. строка – Фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту;
  5. строка – Синоним названия темы. Одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта (обобщающее слово). Вывод, итог, ассоциация.

https://rstatic.oshkole.ru/editor_images/238882.jpg

- При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по алгоритму создают свои нерифмованные стихотворения.

Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое, четкое соблюдение правил составления синквейна необязательно. Так в четвертой строке синквейна предложение может состоять не из четырех слов, а из трех. Также можно вспомнить с детьми пословицу, крылатое выражение или афоризм на заданную тему.

- Для успешного овладения детьми данной технологии можно использовать разные способы работы с синквейном:

Способы работы с дошкольниками по синквейнам.

1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну.

2. Составление синквейна по прослушанному рассказу или сказки.

3. Сосотавить загадку по синквейну.

4. Составить синквейн по картинке.

5. Коррекция и совершенствование готового синквейна (анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн без указания темы, первой строки – на основе существующих строк необходимо ее определить).

6. Использование на занятиях для закрепления изученной лексической темы («Овощи», «Мебель», «Профессии» и др.);

7. При составлении синквейнов можно использовать соревнование: «Кто назовет больше нужных слов», можно поиграть в игру «Отгадай предмет по описанию». Взрослый называет несколько признаков к одному предмету (овальный, зеленый, твердый, хрустящий). Ребенок называет предмет (огурец). Затем наоборот, ребенок называет признаки предметов, а взрослый отгадывает.

Работа по обучению дошкольников составлению синквейна предполагает поэтапную работу:

I этап – подготовительный. Для того чтобы правильно и грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и совершенствования словаря по лексическим темам «Фрукты», «Дикие животные» и др.

Цель этапа: познакомить и расширить словарь старших дошкольников словами-понятиями: « слово-предмет», «слово-признак», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение», введение графического изображения в виде ёлочки или собственное изготовление дидактического материала.

ФОТО елочки (макет из картона).

II Этап – основной.

Цель: познакомить с алгоритмом составления синквейна, учить составлять синквейн (с помощью педагога).

На этом этапе можно использовать следующие задания и упражнения с детьми:

«Синквейн-загадка». Педагог читает стихотворение, не называя первой строки, предлагая ребенку догадаться по содержанию текста, о каком предмете или явлении идет речь.

«Нарисуй предмет-отгадку». Все дети одновременно рисуют отгадку. Затем рисунки вывешиваются на доске, и педагог может видеть насколько у каждого ребенка есть знания о данном предмете. Насколько он правильно понимает смысл и значение слов. Хорошо ли он усвоил словарь лексической темы.

«Закончи стихотворение». Ребенок называет слово последней строчки. Как правило – это обобщающее слово.

«Чужое слово». В третьей и четвертой строчке педагог намеренно допускает ошибку в подборе признака или действие нехарактерное для данного предмета.

«Один начинает, другой продолжает». Называется предмет. Один ребенок составляет вторую строку стихотворения, второй – третью. Третью. Третий –четвертую, четвертый-пятую.

- Эти игровые приемы помогают детям составлять более качественные тексты и поддерживать интерес к работе. После того, как дети научатся составлять нерифмованные стихи, можно переходить к третьему этапу работы.

III этап практический.

Самостоятельное составление синквейнов детьми.

Цель: Формировать умения и совершенствовать навыки составления дидактического синквейна по лексическим темам с использованием наглядно-методического пособия.

- Данный метод я использую: на логопедических занятиях по закреплению изученной лексической темы в старшей группе, по развитию связной речи (составление рассказов, стихотворений, загадок) в подготовительной группе.

Использую метод Синквейн на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста можно отметить положительную динамику:

  1. Дети овладевают практическими навыками составления синквейна.
  2. Расширяется и активизируется словарный запас.
  3. Совершенствуется навык использования в речи синонимов; предлогов.
  4. Дети пытаются выражать свои мысли, подбирать нужные слова
  5. Вырабатывается постепенно способность к анализу.
  6. Лучше развивается связная речь.
             Достоинством данного метода можно считать его интегративность, использование в разных видах совместной деятельности с детьми.

Практическая часть.

- Сегодня, я познакомлю вас с составлением синквейнов. Давайте вместе с вами произнесем это необычное слово «синквейн», чтобы хорошо его запомнить. Что же означает это необычное для нашего слуха слово «синквейн»? Оно происходит от французского слова «пять» и означает стихотворение (белый стих, состоящее из 5-ти строк и написанное по определенному правилу (алгоритму).

- Приступим к составлению совместного синквейна, и вы легко запомните это правило. Пододвиньте, пожалуйста, поближе к себе лист бумаги и положите его вертикально к себе, как я. В левом нижнем углу напишите цифры от 1 до 5 столбиком (показываю). Чтобы не ошибиться, цифры можно написать в обратном порядке - снизу вверх: от 5 до 1.

- Теперь мы вместе с Вами выберем тему, над которой будем работать. Темы синквейнов могут быть самые разнообразные, это могут быть профессии, одежда, транспорт, фрукты, овощи, животные, природа и явления природы и погоды и т. д.

На первый раз предложу вам сама тему«деревья», например. Нарисуйте, пожалуйста, любое дерево в центре Вашего листа, можно схематично.

1. На 1-й строке, под цифрой 1 - напишите слово, обозначающее тему, т. е. название дерева  (я пишу - береза).

2. На 2-й строке - напишите два имени прилагательных, описывающих эту тему. Слова нужно подбирать наиболее красочные и интересные (я пишу-белоствольная, очаровательная).

3. На 3-й строке – напишите три глагола, описывающих действия этого предмета в рамках темы (растет, шелестит, завораживает).

4. 4-я строка – запишите предложение, состоящее из 3-х и более слов, выражающее отношение к теме. Можно использовать любые части речи. (Я люблю сидеть под березой).

5. 5-я строка – нужно подобрать одно слово, являющееся синонимом или ассоциацией темы (девушка).

- Записали? Ну, а теперь будем читать получившиеся стихи. Первой прочту свой синквей я: «Береза. Белоствольная, очаровательная. Растет, шелестит, завораживает.  Я любуюсь стройной березой! Девушка!»

-Ну, а теперь прочитайте, вы свои стихи (назначить самой 1-2).

-Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии.

-Можно дать задание  на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн, который не требует больших временных затрат, в эту игру можно играть даже по дороге в детский сад. А в результате при его составлении реализуются практически все личностные способности ребёнка (интеллектуальные, творческие, образные). Родители могут сделать с ребёнком копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни…

Когда дети приобретут опыт в этом методе, можно организовывать выставки, конкурсы,  поместить в раздевалке дополнив фотографией ребенка.

- Сейчас мы находимся на заключительном этапе нашего семинара-практикума и я предлагаю оценить результаты совместной работы.

Давайте подведем итог нашей сегодняшней работы, и составим синквейн на тему:

«Семинар - практикум».

(на мольберте нарисованная заранее схема синквейна.  Вписываются лучшие ответы и прочитать, что получилось)

Семинар-практикум

Актуальный, творческий

Волнует, объединяет, дисциплинирует

На других посмотреть, да себя показать

Опыт работы

- Я благодарю вас за нашу совместную работу, думаю, что используемый сегодня метод поможет вам в дальнейшем, добиться желаемых результатов во всех видах деятельности и станет изюминкой в работе с детьми. Итак, дерзайте, уважаемые педагоги. Успехов в Вашем творчестве. Может быть, мы воспитаем с Вами не одного поэта.

Спасибо за внимание!

Семинар-практикум

Актуальный

творческий

дисциплинирует

объединяет

Волнует


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»...

Современная технология "Синквейн" как средство развития речи детей

Сиквейн - короткое нерифмованное стихотворение из 5 строк.Главная цель применения синквейна в дошкольном возрасте — развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников,  ...

Мастер-класс для педагогов "Использование технологии "Синквейн" в речевом развитии детей среднего и старшего дошкольного возраста" 2020 г.

20 февраля 2020 года Шершнева ангелина валерьевна провела для педагогов МДОУ № 56 мастер-класс на тему "Использование технологии "Синквейн" в речевом развитии детей среднего и старшего ...

Мастер-класс для педагогов «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»

Цель мастер-класса: расширить представления педагогов об инновационной технологии «Синквейн» и ее значении в развитии речевых навыков у дошкольников.Задачи мастер-класса:- передача прямого...

Использование технологии «Синквейн» как средства развития речи старших дошкольников

Введение Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершен...

Мастер-класс для педагогов "Использование технологии "Синквейн" в речевом развитии детей дошкольного возраста"

Цель мастер-класса: расширить представления педагогов об инновационной технологии «Синквейн» и ее значении в развитии речевых навыков у дошкольников....

Методическая разработка «Технология Синквейн, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Условия современности таковы, что традиционное обучение в дошкольной образовательной организации не может полностью соответствовать настоящим требованиям ФГОС. Использование инноваций в работе с детьм...