Семинар-практикум для педагогов «Использование технологии «Синквейн» по развитию речи детей 5-7 лет»
методическая разработка по логопедии
Семинар-парктикум был проведен с цель: на семинаре педагоги познакомились, что такое синквейн, были даны рекомендации по составления синквейна и на практических пример показали как можно применять данную технологию в работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._seminar-praktikum_sinkveyn.docx | 92.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 17 «Непоседы»
Семинар-практикум
для педагогов
«Использование технологии
«Синквейн»
по развитию речи детей 5-7 лет»
Подготовила и провела:
Учитель-логопед
Фёдорова И.А
10.02.2021.
г. Долгопрудный
«Использование технологии «Синквейн» по развитию речи
детей 5-7 лет»
Цель: повысить профессиональную компетентность педагогов по составлению синквейнов и использования их в работе с детьми распространение инновационной педагогической технологии.
Задачи:
- Познакомить педагогов с технологией синквейн с ее практическим применением.
- Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
- Познакомить педагогов с рекомендациями по проведении технологии.
- Вызвать от совместного общения положительные эмоции.
Оборудование: альбомные листы, фломастеры, ручки на каждого педагога, маркер, ватман.
- Добрый день уважаемые коллеги! Я рада видеть вас. Надеюсь, что наше мероприятие будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций.
Я хотела бы задать вам загадку:
Творческий, активизирующий.
Развивает, обогащает, уточняет.
Помогает учиться. (Метод).
- И я хочу познакомить вас с методикой синквейн.
- Актуальность данного метода «Синквейн» заключается в том, что на сегодняшний день очень важной и трудно решаемой задачей является формирование связной речи у детей дошкольного возраста, что очень важно для полноценного общения с окружающими и для подготовки детей к чтению и письму.
- Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ педагога с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным.
Принятие ФГОС ДО требует от педагогов поиска инновационных методов, технологий для повышения эффективности образовательного процесса.
- Одним из таких методов является «Синквейн», который применяется педагоги сравнительно недавно. Новизна данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной творчески мыслить, воображать, фантазировать, думать, исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать, высказывать своё мнение, предположение.
Актуальность и целесообразность использования синквейна заключается прежде всего в следуещем:
- открываются новые творческие интеллектуальные возможности;
- способствует обогащению и актуализации словаря;
- является диагностическим инструментом и проводится в рамках прохождения определённой лексической темы;
- носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)
- используется для закрепления изученной темы;
- является игровым приемом;
- составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
- При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра – ведь сочинять весело, полезно и легко. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец.
Самое главное: Синквейн – получается у всех!
Когда же начинать знакомство с этим приемом?
– С детьми старшего возраста.
Слово «синквейн» происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, его форма напоминает ёлочку, которое строится по следующим правилам: для детей, которые не умеют читать, можно использовать схему «ёлочка».
- строка – Название. Одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею (Кто, что?);
- строка – Описание. Два слова, прилагательные, описывающие основную мысль (Какой, какая, какое, какие?);
- строка – Действие. Три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы (Что делает, что делают?);
- строка – Фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту;
- строка – Синоним названия темы. Одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта (обобщающее слово). Вывод, итог, ассоциация.
- При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по алгоритму создают свои нерифмованные стихотворения.
Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое, четкое соблюдение правил составления синквейна необязательно. Так в четвертой строке синквейна предложение может состоять не из четырех слов, а из трех. Также можно вспомнить с детьми пословицу, крылатое выражение или афоризм на заданную тему.
- Для успешного овладения детьми данной технологии можно использовать разные способы работы с синквейном:
Способы работы с дошкольниками по синквейнам.
1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну.
2. Составление синквейна по прослушанному рассказу или сказки.
3. Сосотавить загадку по синквейну.
4. Составить синквейн по картинке.
5. Коррекция и совершенствование готового синквейна (анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн без указания темы, первой строки – на основе существующих строк необходимо ее определить).
6. Использование на занятиях для закрепления изученной лексической темы («Овощи», «Мебель», «Профессии» и др.);
7. При составлении синквейнов можно использовать соревнование: «Кто назовет больше нужных слов», можно поиграть в игру «Отгадай предмет по описанию». Взрослый называет несколько признаков к одному предмету (овальный, зеленый, твердый, хрустящий). Ребенок называет предмет (огурец). Затем наоборот, ребенок называет признаки предметов, а взрослый отгадывает.
Работа по обучению дошкольников составлению синквейна предполагает поэтапную работу:
I этап – подготовительный. Для того чтобы правильно и грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и совершенствования словаря по лексическим темам «Фрукты», «Дикие животные» и др.
Цель этапа: познакомить и расширить словарь старших дошкольников словами-понятиями: « слово-предмет», «слово-признак», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение», введение графического изображения в виде ёлочки или собственное изготовление дидактического материала.
ФОТО елочки (макет из картона).
II Этап – основной.
Цель: познакомить с алгоритмом составления синквейна, учить составлять синквейн (с помощью педагога).
На этом этапе можно использовать следующие задания и упражнения с детьми:
«Синквейн-загадка». Педагог читает стихотворение, не называя первой строки, предлагая ребенку догадаться по содержанию текста, о каком предмете или явлении идет речь.
«Нарисуй предмет-отгадку». Все дети одновременно рисуют отгадку. Затем рисунки вывешиваются на доске, и педагог может видеть насколько у каждого ребенка есть знания о данном предмете. Насколько он правильно понимает смысл и значение слов. Хорошо ли он усвоил словарь лексической темы.
«Закончи стихотворение». Ребенок называет слово последней строчки. Как правило – это обобщающее слово.
«Чужое слово». В третьей и четвертой строчке педагог намеренно допускает ошибку в подборе признака или действие нехарактерное для данного предмета.
«Один начинает, другой продолжает». Называется предмет. Один ребенок составляет вторую строку стихотворения, второй – третью. Третью. Третий –четвертую, четвертый-пятую.
- Эти игровые приемы помогают детям составлять более качественные тексты и поддерживать интерес к работе. После того, как дети научатся составлять нерифмованные стихи, можно переходить к третьему этапу работы.
III этап практический.
Самостоятельное составление синквейнов детьми.
Цель: Формировать умения и совершенствовать навыки составления дидактического синквейна по лексическим темам с использованием наглядно-методического пособия.
- Данный метод я использую: на логопедических занятиях по закреплению изученной лексической темы в старшей группе, по развитию связной речи (составление рассказов, стихотворений, загадок) в подготовительной группе.
Использую метод Синквейн на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста можно отметить положительную динамику:
- Дети овладевают практическими навыками составления синквейна.
- Расширяется и активизируется словарный запас.
- Совершенствуется навык использования в речи синонимов; предлогов.
- Дети пытаются выражать свои мысли, подбирать нужные слова
- Вырабатывается постепенно способность к анализу.
- Лучше развивается связная речь.
Достоинством данного метода можно считать его интегративность, использование в разных видах совместной деятельности с детьми.
Практическая часть.
- Сегодня, я познакомлю вас с составлением синквейнов. Давайте вместе с вами произнесем это необычное слово «синквейн», чтобы хорошо его запомнить. Что же означает это необычное для нашего слуха слово «синквейн»? Оно происходит от французского слова «пять» и означает стихотворение (белый стих, состоящее из 5-ти строк и написанное по определенному правилу (алгоритму).
- Приступим к составлению совместного синквейна, и вы легко запомните это правило. Пододвиньте, пожалуйста, поближе к себе лист бумаги и положите его вертикально к себе, как я. В левом нижнем углу напишите цифры от 1 до 5 столбиком (показываю). Чтобы не ошибиться, цифры можно написать в обратном порядке - снизу вверх: от 5 до 1.
- Теперь мы вместе с Вами выберем тему, над которой будем работать. Темы синквейнов могут быть самые разнообразные, это могут быть профессии, одежда, транспорт, фрукты, овощи, животные, природа и явления природы и погоды и т. д.
На первый раз предложу вам сама тему: «деревья», например. Нарисуйте, пожалуйста, любое дерево в центре Вашего листа, можно схематично.
1. На 1-й строке, под цифрой 1 - напишите слово, обозначающее тему, т. е. название дерева (я пишу - береза).
2. На 2-й строке - напишите два имени прилагательных, описывающих эту тему. Слова нужно подбирать наиболее красочные и интересные (я пишу-белоствольная, очаровательная).
3. На 3-й строке – напишите три глагола, описывающих действия этого предмета в рамках темы (растет, шелестит, завораживает).
4. 4-я строка – запишите предложение, состоящее из 3-х и более слов, выражающее отношение к теме. Можно использовать любые части речи. (Я люблю сидеть под березой).
5. 5-я строка – нужно подобрать одно слово, являющееся синонимом или ассоциацией темы (девушка).
- Записали? Ну, а теперь будем читать получившиеся стихи. Первой прочту свой синквей я: «Береза. Белоствольная, очаровательная. Растет, шелестит, завораживает. Я любуюсь стройной березой! Девушка!»
-Ну, а теперь прочитайте, вы свои стихи (назначить самой 1-2).
-Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии.
-Можно дать задание на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн, который не требует больших временных затрат, в эту игру можно играть даже по дороге в детский сад. А в результате при его составлении реализуются практически все личностные способности ребёнка (интеллектуальные, творческие, образные). Родители могут сделать с ребёнком копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни…
Когда дети приобретут опыт в этом методе, можно организовывать выставки, конкурсы, поместить в раздевалке дополнив фотографией ребенка.
- Сейчас мы находимся на заключительном этапе нашего семинара-практикума и я предлагаю оценить результаты совместной работы.
Давайте подведем итог нашей сегодняшней работы, и составим синквейн на тему:
«Семинар - практикум».
(на мольберте нарисованная заранее схема синквейна. Вписываются лучшие ответы и прочитать, что получилось)
Семинар-практикум
Актуальный, творческий
Волнует, объединяет, дисциплинирует
На других посмотреть, да себя показать
Опыт работы
- Я благодарю вас за нашу совместную работу, думаю, что используемый сегодня метод поможет вам в дальнейшем, добиться желаемых результатов во всех видах деятельности и станет изюминкой в работе с детьми. Итак, дерзайте, уважаемые педагоги. Успехов в Вашем творчестве. Может быть, мы воспитаем с Вами не одного поэта.
Спасибо за внимание!
Семинар-практикум |
Актуальный | творческий |
дисциплинирует объединяет |
Волнует |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»...
Современная технология "Синквейн" как средство развития речи детей
Сиквейн - короткое нерифмованное стихотворение из 5 строк.Главная цель применения синквейна в дошкольном возрасте — развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников, ...
Мастер-класс для педагогов "Использование технологии "Синквейн" в речевом развитии детей среднего и старшего дошкольного возраста" 2020 г.
20 февраля 2020 года Шершнева ангелина валерьевна провела для педагогов МДОУ № 56 мастер-класс на тему "Использование технологии "Синквейн" в речевом развитии детей среднего и старшего ...
Мастер-класс для педагогов «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»
Цель мастер-класса: расширить представления педагогов об инновационной технологии «Синквейн» и ее значении в развитии речевых навыков у дошкольников.Задачи мастер-класса:- передача прямого...
Использование технологии «Синквейн» как средства развития речи старших дошкольников
Введение Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершен...
Мастер-класс для педагогов "Использование технологии "Синквейн" в речевом развитии детей дошкольного возраста"
Цель мастер-класса: расширить представления педагогов об инновационной технологии «Синквейн» и ее значении в развитии речевых навыков у дошкольников....
Методическая разработка «Технология Синквейн, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Условия современности таковы, что традиционное обучение в дошкольной образовательной организации не может полностью соответствовать настоящим требованиям ФГОС. Использование инноваций в работе с детьм...