«Взаимосвязь работы логопеда и воспитателя в логопедической группе».
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Аликаева Марина Анатольевна

Речевое развитие является определяющим в уровне интеллекта и культуры человека. Правильная, грамотная речь – показывает, готовы ли дети к

обучению в школе, смогут ли успешно освоить грамоту и чтение. Правильно спланированные занятия воспитателя и логопеда дает верное закрепление материала в разных видах деятельности детей. Такое взаимодействие создает вокруг ребенка единую коррекционно-развивающую среду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimosvyaz_raboty_logopeda_i_vospitateley.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

«Взаимосвязь работы логопеда и воспитателя в логопедической группе».

Педагоги групп по исправлению нарушений речи – логопед и воспитатель должны работать во взаимодействии, стремится к созданию согласованного подхода в лечебно-оздоровительной работе, которая направлена на

нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов и воспитание личности ребенка.

Занятия воспитателя строятся с учетом очередной темы, и их задачи

соотносятся с задачами логопедического занятия. Основную словарную работу проводит логопед, воспитатель же формирует у детей необходимый уровень знаний по словарной теме во время прогулок, на уроках рисования, лепки и конструирования.

Воспитатель учит детей понятно выражать свои просьбы, желания, отвечать на вопросы красивым полным предложением.

При наблюдении за объектами действительности воспитатель знакомит детей с новыми словами, уточняет их значение, способствует их повторению в разных ситуациях, активизации их в собственной речи детей. Эта работа одновременно является и основной для проведения речевых упражнений на логопедических занятиях и способствует совершенствованию имеющихся у детей речевых навыков.

Воспитатель обязательно поощряет ребенка в инициативе высказаться. Не следует останавливать детей, подавляя их желание высказываться, а наоборот, поддерживать инициативу, расширять содержание разговора вопросами, создавать интерес к теме разговора у других детей.

Логопед в тесной взаимосвязи с воспитателями работает над ознакомлением детей с новыми словами, уточнением их значений и активизацией, подбирает лексический материал по теме.

На подгрупповых занятиях логопед закрепляет технические умения и изобразительные навыки (раскрашивание), сформированные у детей воспитателем.

Воспитатель должен проводить занятия по уточнению движений органов артикуляционного аппарата ежедневно при помощи комплекса артикуляционных упражнений, данных логопедом. Воспитатель должен

оказывать помощь логопеду во введении поставленных логопедом звуков в речь ребенка. Эта работа осуществляется с помощью потешек, скороговорок, подготовленных логопедом.

Воспитатель должен закреплять навыки по связной речи с помощью

стихотворений и другого речевого материала подготовленных логопедом.

Воспитатель всем содержанием своей работы обеспечивает полное практическое знакомство с предметами, с применением их в быту по назначению. Логопед на своих занятиях углубляет словарную работу, формирование у детей лексико-грамматических категорий, а в ходе

специальных упражнений обеспечивает их сознательное применение в речевом общении.

Воспитателю необходимо знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит логопед, так как правильное планирование занятий воспитателя обеспечивает необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей;

  • обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни;
  • совместная подготовка ко всем детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его);

- разработка общих рекомендаций для родителей.

Нужно напомнить воспитателям:

  • правилах и условиях проведения артикуляционной гимнастики
  • необходимости ежедневных занятий
  • индивидуальной работе с подгруппами детей, имеющими одинаковые дефекты
  • автоматизации уже поставленных звуков (проговаривание слогов, слов, фраз, заучивание стихотворений)
  • контроле произношения детьми уже поставленных звуков во время режимных моментов

Основное отличие: логопед исправляет нарушения речи, а воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе.

Отличительной особенностью фронтальных занятий воспитателя в логопедической группе является то, что, кроме обучающих, развивающих, воспитательных задач, перед ним стоят и коррекционные задачи.

Воспитатель обязательно присутствует на всех фронтальных

занятиях логопеда, делает записи; отдельные элементы логопедического

занятия он включает в свои занятия по развитию речи и в вечернюю работу.

Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, создавая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых навыков. Например, если запланирована тема «Дикие животные», то воспитатель проводит

познавательное занятие, лепку или рисование по этой теме, дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, беседы, наблюдения,

знакомит детей с произведениями художественной литературы по данной тематике.

После полдника воспитатель 30 мин занимается с детьми по заданию логопеда и проводит вечерние занятия по одному из видов учебной

деятельности.

Работа логопеда в массовом дошкольном учреждении по своей

структуре и функциональным обязанностям значительно отличается от работы логопеда речевого сада. Это связано в первую очередь с тем, что логопед на логопункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно как это принято в речевых садах. Работа логопеда

строится с учетом внутреннего расписания ДОУ. На логопункте воспитатели лишены специализированного коррекционного часа для работы с

«трудными» детьми, и должны выкраивать в своей работе время или включать компоненты коррекционной помощи в общеобразовательный процесс своей группы.

Воспитатель совместно с логопедом планируют занятия по развитию речи, обсуждают цели, задачи и желаемые результаты каждого занятия по развитию речи.

Речевое развитие является определяющим в уровне интеллекта и культуры человека. Правильная, грамотная речь – показывает, готовы ли дети к

обучению в школе, смогут ли успешно освоить грамоту и чтение. Правильно спланированные занятия воспитателя и логопеда дает верное закрепление материала в разных видах деятельности детей. Такое взаимодействие создает вокруг ребенка единую коррекционно-развивающую среду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Взаимосвязь работы логопеда и воспитателя в логопедической группе"

Педагоги групп по исправлению нарушений речи – логопед и воспитатель должны работать во взаимодействии, стремится к созданию согласованного подхода в лечебно-оздоровительной работе, которая направлена...

Взаимосвязь работы логопеда и воспитателя в логопедической группе

Взаимосвязь работы логопеда и воспитателя в логопедической группе Взаимосвязь осуществляется по следующим направлениям:•Развитие лексико-грамматического строя речи;•Развитие Фонетико-фонематического с...

Взаимосвязь учителя-логопеда с воспитателями старшей логопедической группы.

В логопедической группе особенно важно насколько тесно сотрудничают учитель-логопед и воспитатели. При тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей...

Взаимосвязь учителя-логопеда с воспитателями средней логопедической группы.

Для получения лучших результатов у детей нарушением речи в логопедической группе необходима взаимосвязь логопеда с воспитателями. ...

Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в логопедических группах центра ТНР.

Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в логопедических группах центра ТНР....

Взаимосвязь работы логопеда и воспитателя в логопедической группе

Педагоги групп по исправлению нарушений речи – логопед и воспитатель должны работать во взаимодействии, стремится к созданию согласованного подхода в лечебно-оздоровительной работе, которая напр...