Система специальных образовательных условий в образовательной организации для детей с ТНР
статья по логопедии
На сегодняшний день право на образование является естественным и неотъемлемым правом каждого человека, оно закреплено в конституциях и законах большинства стран, а также в международных правовых актах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_spetsialnyh_obrazovatelnyh_usloviy_v.docx | 14.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Система специальных образовательных условий в
образовательной организации для детей с ТНР
На сегодняшний день право на образование является естественным и неотъемлемым правом каждого человека, оно закреплено в конституциях и законах большинства стран, а также в международных правовых актах.
В Российской Федерации действует Закон об образовании от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ в котором твердо обозначено: «В целях реализации права каждого человека на образование создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья».
Инклюзивное образование (включающее образование, совместное обучение) — форма обучения, при которой каждому ребенку, вне зависимости от имеющихся у него физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых, или каких-то других особенностей, предоставляется возможность получать образование в доступном общеобразовательном учреждении (в том числе, в учреждениях дошкольного образования).
Тем не менее, нередко происходит толкование законодательства, отличное от основной идеи законов Российской Федерации, поэтому спорные 2 ситуации, связанные с нарушением прав детей на образование, возникают все чаще. Особо актуальна эта проблема в сфере инклюзивного образования детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
В некоторых дошкольных образовательных учреждениях само понятия «инклюзивного образования» представляется несколько искаженным. И реализуется оно в формате перевода дошкольников в специализированные образовательные учреждения, а не в формате создания специальных образовательных условий на местах. Такой подход к инклюзивному образованию представляется неэффективным и неблагоприятным как для дошкольника и его семьи, так и для самой идеи инклюзии несмотря на то, что ее эффективность и актуальность доказана мировым опытом.
Исключение ребенка с тяжелым нарушением речи из привычного социума и привычной среды может нанести больше вреда, чем пользы.
Поскольку у детей данной категории часто наблюдаются трудности в социализации, адаптации и коммуникации как со взрослыми, так и со сверстниками. Им будет гораздо труднее при переводе в другое учреждение, чем представляется многим взрослым.
В связи с этим, инклюзивное образование для детей с ТНР должно преимущественно реализовываться за счет создания специальных образовательных условий на базе ДОУ, а не за счет перевода ребенка в специализированное учреждение. Несомненно, такие учреждения с узкой направленностью коррекционной работы тоже нужны, особенно для работы с наиболее тяжелыми нарушениями, в каждом конкретном случае важно взвешивать возможные плюсы и минусы для ребенка, а также принимать во внимание позицию родителей в данном отношении.
Вопросы, касающиеся дальнейшего образовательного маршрута ребенка с ТНР, а также необходимости создания специальных образовательных условий, решаются в системе ПМПК и ППк.
В законе об образовании под специальными образовательными условиями понимаются условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ, включающие в себя:
- использование специальных образовательных программ и методов
обучения и воспитания;
- специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
-предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
- обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
- другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Иногда можно встретить мнение, что дети с ТНР не нуждаются в предоставлении специальных образовательных условий. Действительно, в сравнении с другими категориями детей с ОВЗ может показаться, что некоторые обучающиеся с нарушениями речи могут справиться в детском саду без дополнительной помощи, однако это совершенно не так. Предоставление специальных образовательных условий детям с ТНР обусловлено не только принципами гуманной педагогики, но и законодательством Российской Федерации.
Все специальные образовательные условия можно классифицировать следующим образом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Здоровьесберегающие технологии в современной системе образования в условиях дошкольной образовательной организации»
Статья для IX Международной научно - практической конференции - Осовские педагогические чтения "Образование в современном мире: новое время - новые решения"...
Буклет "УМК как необходимое условие реализации образовательной программы ДОУ компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях введения ФГОС ДО:
УМК, используемый в образовательной деятельности. учителем- логопедом.УМК, используемый в образовательной деятельности воспитателем.Специализированные и развивающие компьютерные программы, используемы...
Буклет "УМК как необходимое условие реализации образовательной программы ДОУ компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях введения ФГОС ДО"
УМК, используемый в образовательной деятельности учителем- логопедом....
Взаимодействие с родителями воспитанников в условиях информационно-образовательного пространства дошкольной образовательной организации
Информационно-коммуникационные технологии занимают на сегодняшний день все более прочные позиции во всех сферах общества. Сфера образования также не является исключением. Кроме того, необходимость реа...
Презентация семинара «Создание условий для эффективной организации обучения детей с ОВЗ, с ФФН, детей инвалидов в современной системе образования».
Создавая особые условия для «особых» детей, мы должны не нарушать принцип равных прав для других детей. Чтобы сохранить его, надо научиться работать со всеми детьми, учитывая их индивидуал...
Самообразование . Тема " Совершенствование профессиональных компетенций педагогов в условиях информационно-образовательного пространства дошкольной образовательной организации»
. Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляе...
Материал по самообразованию на тему: "Совершенствование профессиональных компетенций педагогов в условиях информационно-образовательного пространства дошкольной образовательной организации"
Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное...