«Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста»
материал по логопедии
«Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy.docx | 22.01 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Городского округа Балашиха
«Средняя общеобразовательная школа №3
с углубленным изучением отдельных предметов»
Адрес: 143988, Московская область, г. Балашиха, Тел.: 8(495) 522-86-09
Мкрн. Павлино, д.3, стр.1 E-mail: blsh_zdsch3@mosreg.ru
Семинар «Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
Тема выступления: «Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста»
Подготовила:
Учитель-логопед Уланова Галина Николаевна
г. Балашиха
2023
Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Под связной речью понимается развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
На основе развития интереса к предметам и явлениям окружающего мира мы учим воспринимать обращенную речь взрослого. Очень частое явление, когда «дети слушают, но не слышат, смотрят, но не видят». Поэтому надо формировать умение вслушиваться в речь, понимать ее содержание.
Сначала необходимо вызвать у детей речевую активность. По мере появления активной речи необходимо развивать у детей самостоятельность в пользовании словом, желание употреблять его в коммуникативных целях, то есть в общении.
Речь детей на ранних этапах обучения может быть отраженной. Эта форма речи возникает в ситуации, когда взрослый, назвав предмет (признак или действие), сразу же задает вопрос о его названии.
По мере развития речевого общения необходимо учить детей пользоваться побудительной формой речи: выражать свою просьбу или предложение одним словом, затем словосочетанием и предложением.
Наиболее характерные приемы, которые можно использовать в обучении детей младшего дошкольного возраста. Приемы обучения: комментирование действий, показ и рассматривание предмета; выполнение действий с предметом; просьбы, поручения; повторение за ребенком слов, словосочетаний, предложений; вопросы — ответы; опосредованное общение через куклу (игрушку); многократное проговаривание речевого материала; комментирование действий.
Одной из первых форм детской игровой деятельности является сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи.
Особое место в педагогическом процессе занимают дидактические игры. Они им ют большое познавательное значение, так как расширяют кругозор детей, учат выделять свойства предметов, находить в них сходства - различия и т. д. Любая дидактическая игра развивает внимание, в том числе речи, наблюдательность, память, сообразительность.
Ткаченко Т.А. предлагает следующий порядок работы по развитию связной речи.
1. Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию.
Здесь наглядность представлена максимально: в виде предметов, объектов и действий с ними, непосредственно наблюдаемых детьми. Планом высказывания служит порядок действий, производимых на глазах детей. Необходимые речевые средства детям дает образец рассказа логопеда.
2. Составление рассказа по следам продемонстрированного действия. Наглядность и план высказывания аналогичны используемым на предыдущем этапе; усложнение достигается за счет отсутствия образца рассказа, что, кроме того, позволяет разнообразить лексическое и грамматическое наполнение связной речи.
3. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа. В этом виде рассказывания непосредственные действия с предметами и объектами заменяются действиями на фланелеграфе с предметными картинками; план рассказывания обеспечивается порядком картинок, последовательно выставляемых на фланелеграфе.
4. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними, изображенными на сюжетных картинах; их последовательность служит одновременно планом высказывания; образец рассказа логопеда дает детям необходимые речевые средства.
5. Составление рассказа по серии сюжетных картин. Наглядность и план высказывания обеспечиваются теми же средствами, что и на предыдущем этапе; усложнение достигается за счёт отсутствия образца рассказа логопеда.
6. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины.
7. Составление рассказа по одной сюжетной картине. Отсутствие образца еще более усложняет задачу по составлению связного высказывания. На этом этапе создаются предпосылки и возможно начало работы над творческим рассказыванием.
8. Сравнение предметов и объектов с помощью вспомогательных средств (схем для составления описательных и сравнительных рассказов).
9. Описание предметов и объектов с помощью вспомогательных средств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей "Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста"...
Педагогический час «Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост напрямую зависит от условий жизни и воспитания. Однако важно не само по себе обогащение словаря, а его качественное развитие – развити...
Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста
В собранном материале представлены приемы работы и виды деятельности с детьми, направленные на развитие связной речи...
Консультация для воспитателей "Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста"
Формирование у ребенка всех основных сторон устной речи(звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя и связной речи) Чтобы правильно организовать познавательно – речев...
"Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста"
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего вн...