«Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»
материал по логопедии
«Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy.docx | 18.93 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Городского округа Балашиха
«Средняя общеобразовательная школа №3
с углубленным изучением отдельных предметов»
Адрес: 143988, Московская область, г. Балашиха, Тел.: 8(495) 522-86-09
Мкрн. Павлино, д.3, стр.1 E-mail: blsh_zdsch3@mosreg.ru
Педсовет «Создание условий для развития речевых навыков у детей дошкольного возраста»
Тема выступления: «Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»
Подготовила:
Учитель-логопед Уланова Галина Николаевна
г. Балашиха
2022
Цель: повысить уровень компетентности воспитателей в вопросе работы над правильным звукопроизношением дошкольников.
Нормативное произношение.
Для формирования правильного произношения звуков важно:
- развивать артикуляционный аппарат;
- речевое дыхание;
- фонематический слух
Большое значение для правильного развития произношения имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко- и голосообразование.
Например, некоторые дошкольники неправильно произносят звук [р] лишь потому, что не могут сделать достаточной силы выдох, необходимый для приведения в колебательное состояние кончика языка при произношении [р]. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса.
Своевременный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот.
Нарушение речевого дыхания (короткий или слабый выдох, речь на вдохе, неэкономное расходование воздуха, несвоевременный его добор и т.д.) может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, нарушения плавности речи и т.п. Для развития речевого дыхания используют такие приемы, как:
- «Чей одуванчик раньше улетит?»;
- «Чей паровоз лучше гудит»;
- упражнения дыхательной гимнастики («Крылышки», «Поймаем бабочку», «Забей мяч в ворота»);
- пропевание гласных звуков со сменой высоты голоса.
Не менее важным является развитие фонематического слуха и фонематического восприятия задания на выработку умений слышать, узнавать звук, выделять его из потока речи, различать сходные по акустическим и артикуляционным признакам звуки, упражнения на формирование навыков элементарного звукового анализа и синтеза - неотъемлемая часть работы по устранению недостатков звукопроизношения. Это даёт возможность различать близкие по звучанию слова: мал-мял, рак-лак, том-дом. Вслушиваясь в звучащие слова, играя с ними, дети развивают свой слух, укрепляют артикуляционный аппарат, улучшают произношение.
Поэтапное формирование звуковой культуры речи.
Учитывая возрастные особенности развития речи детей, формирование звуковой культуры можно распределить на III основных этапа.
I этап – до 3-х лет – проводится работа, направленная на уточнение и закрепление простых в артикуляционном отношении звуков, на выработку четкого и внятного произнесения слов.
II этап – от 3 до 5 лет (2 младшая и средняя группы).
Ведущие методические приемы – речевой образец, заучивание наизусть, беседы, дидактические игры и т.д.
III этап – от 5 до 7 лет – работа по дифференциации звуков, четкой артикуляции звуков, над дикцией, темпом, интонационной выразительностью речи.
Педагогические приемы, влияющие на произносительную сторону речи детей.
К основным приемам относятся следующие:
- образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог;
- краткое или развернутое объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речи двигательного аппарата;
- утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова);
- образное называние звука или звукосочетания (з-з-з - песенка комара, ква-ква-ква-квакает лягушка);
- хоровые и индивидуальные повторения;
- обоснование необходимости выполнить задание педагога;
- индивидуальная мотивировка задания;
- совместная речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи-образца);
- оценка ответа или действия и исправления;
- показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.
Ведущим приемом является образец правильного произношения. Воспитатель должен подкреплять этот приём кратким или развёрнутым объяснением демонстрируемых качеств речи или движений артикуляционного аппарата: «Вы слышите, что я не просто говорю слово со звуком [р], но специально выделяю этот звук, произношу его долго, протяжно: а-[р-р-р]-буз.
При формировании фонематического слуха, звуко- и словопроизношения рекомендуется приём - утрированное (с подчёркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога).
Таким образом, работа по воспитанию звукопроизношения представляет собой целую систему, осуществляемую с первых дней пребывания ребёнка в детском саду. Без специального внимания взрослых развитие звуковой стороны речи детей задерживается, могут сложиться отрицательные речевые привычки, которые очень трудно изжить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков.
презентация для педагогов ДОУ....
Консультация для педагогов "Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков"
В консультации даны рекомендации по развитию у детей навыков правильного произношения звуков....
Консультация для педагогов: "Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков"
Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе. Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в прои...
Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков
Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков...
«Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков"
Семинар - практикум...
Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков
повысить уровень компетентности воспитателей в вопросе работы над правильным звукопроизношением дошкольников....
Консультация для педагогов «Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков».
Программа воспитания в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, лексико-грамматического строя, звукопроизношения....