«Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»
материал по логопедии

Уланова Галина Николаевна

«Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

                Городского округа Балашиха

«Средняя общеобразовательная школа №3

с углубленным изучением отдельных предметов»

Адрес: 143988, Московская область, г. Балашиха,                       Тел.: 8(495) 522-86-09

Мкрн. Павлино, д.3, стр.1                                               E-mail: blsh_zdsch3@mosreg.ru

Педсовет «Создание условий для развития речевых навыков у детей дошкольного возраста»

Тема выступления: «Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»

Подготовила:

Учитель-логопед Уланова Галина Николаевна

г. Балашиха

2022

Цель: повысить уровень компетентности воспитателей в вопросе работы над правильным звукопроизношением дошкольников.

Нормативное произношение.

Для формирования правильного произношения звуков важно:

  • развивать артикуляционный аппарат;
  • речевое дыхание;
  • фонематический слух

Большое значение для правильного развития произношения имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко- и голосообразование.

Например, некоторые дошкольники неправильно произносят звук [р] лишь потому, что не могут сделать достаточной силы выдох, необходимый для приведения в колебательное состояние кончика языка при произношении [р]. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса.

Своевременный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот.

Нарушение речевого дыхания (короткий или слабый выдох, речь на вдохе, неэкономное расходование воздуха, несвоевременный его добор и т.д.) может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, нарушения плавности речи и т.п. Для развития речевого дыхания используют такие приемы, как:

  • «Чей одуванчик раньше улетит?»;
  • «Чей паровоз лучше гудит»;
  • упражнения дыхательной гимнастики («Крылышки», «Поймаем бабочку», «Забей мяч в ворота»);
  • пропевание гласных звуков со сменой высоты голоса.

Не менее важным является развитие фонематического слуха и фонематического восприятия задания на выработку умений слышать, узнавать звук, выделять его из потока речи, различать сходные по акустическим и артикуляционным признакам звуки, упражнения на формирование навыков элементарного звукового анализа и синтеза - неотъемлемая часть работы по устранению недостатков звукопроизношения. Это даёт возможность различать близкие по звучанию слова: мал-мял, рак-лак, том-дом. Вслушиваясь в звучащие слова, играя с ними, дети развивают свой слух, укрепляют артикуляционный аппарат, улучшают произношение.      

Поэтапное формирование звуковой культуры речи.

Учитывая возрастные особенности развития речи детей, формирование звуковой культуры можно распределить на III основных этапа.

I этап – до 3-х лет – проводится работа, направленная на уточнение и закрепление простых в артикуляционном отношении звуков, на выработку четкого и внятного произнесения слов.

II этап – от 3 до 5 лет (2 младшая и средняя группы).

Ведущие методические приемы – речевой образец, заучивание наизусть, беседы, дидактические игры и т.д.

III этап – от 5 до 7 лет – работа по дифференциации звуков, четкой артикуляции звуков, над дикцией, темпом, интонационной выразительностью речи.

Педагогические приемы, влияющие на произносительную сторону речи детей.

К основным приемам относятся следующие:

  • образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог;
  • краткое или развернутое объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речи двигательного аппарата;
  • утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова);
  • образное называние звука или звукосочетания (з-з-з - песенка комара, ква-ква-ква-квакает лягушка);
  • хоровые и индивидуальные повторения;
  • обоснование необходимости выполнить задание педагога;
  • индивидуальная мотивировка задания;
  • совместная речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи-образца);
  • оценка ответа или действия и исправления;
  • показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.

Ведущим приемом является образец правильного произношения. Воспитатель должен подкреплять этот приём кратким или развёрнутым объяснением демонстрируемых качеств речи или движений артикуляционного аппарата: «Вы слышите, что я не просто говорю слово со звуком [р], но специально выделяю этот звук, произношу его долго, протяжно: а-[р-р-р]-буз.

При формировании фонематического слуха, звуко- и словопроизношения рекомендуется приём - утрированное (с подчёркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога).

Таким образом, работа по воспитанию звукопроизношения представляет собой целую систему, осуществляемую с первых дней пребывания ребёнка в детском саду. Без специального внимания взрослых развитие звуковой стороны речи детей задерживается, могут сложиться отрицательные речевые привычки, которые очень трудно изжить.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков"

В консультации даны рекомендации по развитию у детей навыков правильного произношения звуков....

Консультация для педагогов: "Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков"

Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение  для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе. Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в прои...

Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков

Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков...

Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков

повысить уровень компетентности воспитателей в вопросе работы над правильным звукопроизношением дошкольников....

Консультация для педагогов «Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков».

Программа воспитания в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, лексико-грамматического строя, звукопроизношения....