"Скороговорка как театрально игровой приём в развитии речи ребенка"
консультация по коррекционной педагогике

Конорова Татьяна Анатольевна

Консультация для родителей и педагогов из опыта коррекционной работы по развитию речи у детей с речевыми дефектами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Скороговорка

как театрально игровой прием  

в развитии речи ребенка

Скороговорка – шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов

Словарь русского языка

под ред. А. П. Евгеньевой, 1981-1988).

.

 

Всем нам знакомы короткие забавные рифмовки

«Ехал грека через реку…»,  «Шла Саша по шоссе…», «Четыре черненьких чумазеньких чертёнка…», «Кукушка кукушонку купила капюшон…» и многие другие. Есть определение этой форме творчества – скороговорка. «Искусственно, ради забавы придуманная фраза, с труднопроизносимым подбором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь» -  так дается понятие скороговорки в изданиях «Толкового словаря русского языка» С.И.Ожегова. Скороговорка, как жанр устного народного творчества появилась ещё в Древней Руси. Никто не знает, насколько давно это произошло, конкретного время её появления не установлено.  Но, как народный фольклор, скороговорки развивались в шуточном жанре, ведь основа скороговорок – это сочетание труднопроизносимых звуков вместе, изначально скороговорка задумывалась для того, чтобы «повеселить, позабавить народ». Так как быстро и правильно произнести скороговорку сразу удаётся не всем, это вызывало комический эффект. Кроме того, обычно скороговорки рассказывали о том или ином событии в приукрашенной форме, а сочетание трудносовместимых звуков усиливало ироническую окраску рассказа. (Ваня, Ваня простота купил лошадь без хвоста, сел задом наперёд и поехал в огород). Скороговорки являются одним из элементов творчества народа, его истории. В них отражается мировоззрение создавшего их народа, его традиции, нравы, обычаи, здравый смысл и юмор.  Иногда это жанровая зарисовка, чаще всего бессмыслица, но звучащая, ритмичная и легко запоминающаяся. Так же в скороговорках часто встречаются имена собственные, названия растений и животных, что делает скороговорки познавательными.

В 1862 году Владимир Иванович Даль впервые опубликовал скороговорки в  своем хрестоматийном труде "Пословицы русского народа". И именно Даль впервые рекомендовал использование скороговорок для развития речи детей.

В. Даль вложил особый смысл в толкование скороговорки. Для развития речевого аппарата, по его мнению, следует обязательно включать подобные тексты в программу обучения. Необходимость использования скороговорок для развития речи В. Даль обосновал тем, что с их помощью можно упражнять детей в быстром произношении. Внимание должно обращаться не столько на темп произношения, сколько на чистоту произношения. Было отмечено, что в скороговорке встречаются звуки, которые могут "сталкиваться" друг с другом. Это задумано для того, чтобы затруднить быстрое произношение. Скороговорка – частоговорка, чистоговорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношенья (определение из Толкового словаря В. И. Даля).

В современной системе дошкольного образования активно разрабатываются новые методы разностороннего развития детей и более качественной подготовки к школьному обучению. Одним из таких методов можно считать использование театрально-игровых приемов на занятиях по развитию речи. Это позволяет соединить максимально качественный для речевого восприятия материал с активным и эмоционально окрашенным многократным участием детей в решении дидактических задач. В непринужденной обстановке, на волне неожиданно возникшей мотивации можно получить наилучший результат. Поэтому скороговорки можно использовать как средство развития воображения ребенка, умения понять забавную ситуацию и передать ее выразительно и четко, превращая таким образом скороговорку в театрализованную миниатюру, при исполнении которой можно и нужно развивать выразительные средства голоса: силу, повышение и понижение, смену интонаций, темпа, логического ударения. В работу со скороговоркой можно вносить элементы психогимнастики, что позволяет учить ребенка использовать выразительные движения (мимику и пантомимику), различать и воспроизводить эмоциональные состояния, доступные возрасту (грусть, радость, удивление, страх и т.д.), изображать модели поведения персонажей с разными чертами характера и в различных жизненных ситуациях.

Правила работы со скороговорками:

  •  Начинайте работу от простых, коротких рифмованных скороговорок.
  • Подбирайте скороговорку интересную для детей, с забавным сюжетом.
  •  Не используйте скороговорки, если у ребенка отсутствует правильное произношение звука, часто повторяющегося в скороговорке. В скороговорке не должно быть звуков, которые ребенок произносит дефектно. Это обязательное условие!
  • Каждому звуку – своя скороговорка.
  • Работу следует начинать с легких скороговорок, постепенно добавляя более трудные.
  • Обязательно объяснять ребенку значение непонятных слов.

Алгоритм разучивания скороговорок

1. Расскажите ребёнку скороговорку медленно и внятно. Покажите иллюстрацию к ней. Уточните или объясните незнакомые слова. Задайте ребёнку вопросы по содержанию скороговорки. Спросите, какой звук встречается чаще.

2. Ребёнок повторяет за взрослым скороговорку очень медленно и чётко (по слогам). Обращать внимание на правильное произношение всех звуков. Цель этого этапа – выучить скороговорку.

3. Проговорить с ребёнком скороговорку беззвучно (артикулируя языком и губами), затем шёпотом.

4. Произнести скороговорку вслух, в ровном темпе, отчётливо проговаривая каждый звук, используя логические ударения и правильную интонацию. При этом в первую очередь следует обеспечивать чёткое произношение и лишь во вторую – ускорять темп.

5. Предложите ребёнку повторить скороговорку 3 раза подряд.

*исключается слишком быстрое проговаривание скороговорки (ребёнку дается инструкция: «Говори плавно, понятно»).

Запоминанию скороговорок помогают приёмы мнемотехники. Глядя на мнемотаблицу, ребёнок заучивает текст намного быстрее и эффективнее. Мнемотаблицы либо готовые, либо нарисованные детьми. Каждое слово заменяется простым изображением. Для этого совсем не обязательно уметь хорошо рисовать.

Для заучивания и повторения изученных скороговорок можно использовать

Игры со скороговорками

1. Для усиления мыслительных процессов помогает моторика рук. На каждое слово или слог: сжимать пальцы в кулачки; загибать поочередно пальцы; произносить скороговорку, выполняя пальчиковое упражнения «Колечки» («Лесенка», «Цепочка», «Кулачки»,) нажимать пальцами (каждым по очереди) по воображаемым клавишам; стучать ладонью по столу; прохлопать ладонями, как бы «перекладывая» ладоши, как будто лепишь снежки; имитировать «ввинчивание» лампочки ; использовать предметы, например , мяч: подбрасывать мяч и ловить его двумя руками; отбивать  мяч от пола на каждое слово;  перебрасывать мячик из одной руки в другую; перебрасывать мяч друг другу;.

2. Произнести скороговорку по слогам, как робот.

3. Произнести скороговорку медленно и плавно («черепаха»).

4. Произнести скороговорку быстро («ракета»).

5. Произнести скороговорку с разным настроением удивлённо, радостно, грустно и т.д.

6. Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно и т.д

7. Произнести скороговорку командным тоном, как президент.

8. Произнести скороговорку, как персонаж (Буратино, Баба-Яга)

В длинных скороговорках логичнее повторять только два-три слова. Речь можно сопровождать подходящими по смыслу движениями.

Уточка-вертихвосточка (сложенными вместе ладонями делать колебательные движения вправо-влево)

Ныряла да выныривала,

Ныряла да выныривала,

Ныряла да выныривала (движения ладонями вверх-вниз),

Да и не вынырнула (удрученно развести руки в стороны).

Шалила, потому и не вынырнула.

Водолаз нырнул (присесть, соединив руки над головой)

Да с уточкой и вынырнул (радостно; встать, вытянув руки перед собой).

Иногда для уточнения мысли можно менять порядок слов в скороговорке:

Аня нынче нянина,

Нина няня Анина.

Нина няня Анина,

Аня нынче нянина.

Смысловая направленность некоторых скороговорок позволяет начинать произнесение медленно, постепенно убыстряя темп.

Маланья-болтунья молоко болтала-болтала (далее с нарастающим ускорением),

Болтала-болтала, болтала-болтала, болтала-болтала

Да не выболтала (разочарованно).

Наш Полкан из Байкала лакал,

Полкан лакал (с ускорением),

Лакал... да и не вылакал.

Существует неисчислимое множество различных скороговорок. Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука. -Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке. В процессе усовершенствования дикции ребенка необходимо разучивать скороговорки, отрабатывающие все звуки. Скороговорки - эффективное средство для развития четкой дикции, фонематического слуха и фонематического восприятия.

Вывод. Чем полезны скороговорки? Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная. Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали. Исправляются дефекты звукопроизношения и слоговой структуры слов. Развивается коммуникативная функция речи, общение становится свободнее и легче. Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении. Скороговорки расширяют и обогащают активный словарь ребёнка.  Способствуют развитию памяти, внимания.

Список литературы: 

  •   Алифанова ЕА., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. М., 2001.
  • Волина В.В. Учимся играя. М., 1994.
  • Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранения заикания у дошкольников в игровых ситуациях. М., 1993.
  • Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. М., 1990.
  • Куликовская Т. Скороговорки и чистоговорки. (Практикум по улучшению дикции). М., 2000.
  • Лопухина И.С. Коррекция речи у дошкольников. СПб., 1994.
  • Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1972.
  • Пронина М.П. Воспитание фонационного и фонематического слуха будущего драматического актера. Л., 1989.
  • Смирнова М.В. 2500 скороговорок. М., 2003.
  • Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. М., 1993.
  • Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1993.

Приложение.

У иркутского поэта Ю. Черных есть замечательное стихотворение «Егоркины скороговорки».

Я сегодня был в восторге

От затейника Егорки.

За его скороговорки

Я поставил бы пятерки!

Повторяйте, детвора:

Посреди двора дрова.

Жук, над лужею жужжа,

Ждал до ужина ужа.

В перелеске перепел

Перепёлку перепел!

Мышь шуршит у шалаша,

Белке шишку шелуша.

Лилии полили ли

Иль увяли лилии?

Аня нынче нянина,

Нина няня Анина.

Мамами любимы мы

Самыми любимыми!

То-то буду я в восторге,

Если вы, как я Егорке,

За его скороговорки

Мне поставите пятерки!

Скороговорки на звук [С]

У Сени и Сани в сенях сом с усами.
У осы не усы, не усища, а усики.
Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.

Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
Осип охрип, Архип осип.
Не хочет косой косить косой, говорит, коси коса.
Сачок зацепился за сучок.
По семеро в сани уселись сами.
В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.

Скороговорки на звук [З]

Бизоны у Зои на комбинезоне. 
В загоне на газоне бизоны.
В замке зайка под замком. 
За козой – козодой.
Заколдованный замок на крепкие запоры замкнут. 
Затоптали утки за будкой незабудки.
Звериным взвизгом взводный взвизгнул.

Знайка и Незнайка знают Зайку-Зазнайку. 
Зоиного зайку зовут Зазнайка. 
Козы в грозу грызут лозу. 
Лиза везла на возу козла и козу. 
На возу лоза, у воза коза. 
На завалинке Зоя и заинька. 
Не забудьте незабудки.
Позади завода заводь. 
Розовые розы замерзают в морозы. 
У Зои мимозы.
Указание о наказании казака в Казани. 

Скороговорки на звук [Ц]

Цыплята и курица пьют чай на улице.

Целый месяц кузнецы цепь ковали в кузнице.

Цапля, лисица, аист, куница.

Кто не птица?

Иван бедный нашел котел медный

Пошел по водицу, нашел молодицу.

Молодица молода пирогов напекла,

На базар понесла.

Скороговорки на звук [Ш]

Смешные шутки у Саши и Мишутки.
Стеша спешила, рубашку сшила, да поспешила - рукав не дошила.
Шакал шагал, шакал скакал.

Шашки на столе, шишки на сосне.
Шесть мышат в шалаше шуршат.
Шлепают гуськом гусак за гусаком.

Скороговорки на звук [Ж]

Поезд мчится скрежеща: же, че, ша, ща.
Хожу – твержу, сижу – твержу, лежу – твержу:
Жи, же, жа, жу.

У ежа – ежата, у ужа – ужата. 
Ужа ужалила ужица.
Ужу с ужицей не ужиться.
Уж уж от ужаса стал уже –
ужа ужица съест на ужин.

Скороговорки на звук [Ч]

У четырёх черепашек по четыре черепашонка.
Четыpе чёpненьких чумазеньких чеpтёнка

Чеpтили чёpными чеpнилами чеpтёж.

Чрезвычайно чисто.
Птичку напичкали спичками.
Наша дочь речистая, речь у неё чистая.

Скороговорки на звук [Щ]

Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке. 
Тщетно тщится щука ущемить леща.

Скороговорки на звук [Ч и Щ]

Щетинка у чушки, чешуя у щучки.
Чище чащи в нашей пуще, в нашей пуще чащи гуще.
В чемодане у чечетки 
Щетки, четки, счеты - тетке. 
Четки, счеты, щетки - дядьке, 
Счеты, щетки, четки - няньке. 
Лишь чечетка - для себя. 
Пляшет четкая семья.

Скороговорки на звук [Р]

В бору бобёр и брат бобра работают без топора.

Все бобры добры для своих бобрят.
В грозу от груза арбузов развалился кузов. 
В огороде у Федоры – помидоры.

За забором у Федоры – мухоморы.
В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.
Дал Макар Роману карамельку, а Роман Макару – карандаш. 
Дали карапузу кукурузу, а карапуз просит арбуз. 
Ждут воробьи у кормушки кормёшки,

Несёт им Маркуша в кармашке морошки. 

В пруду у Поликарпа три карася, три карпа.
За тараканом с барабаном, за комаром с топором.
Кавалеры королевы плыли к ней на каравелле.
Карл украл у Поликарпа полкарася и полкарпа.

Мудрый ворон проворно рвал во рву мухоморы. 
На корабль прокрался краб, караси украли трап.
Один рой комаров – за горой, а второй рой – под горой.
Открывай, Увар, ворота, дров несём невпроворот мы.
По травке тропа протоптана. 
Прыгают скороговорки как караси на сковородке.
Рано утром два барана барабанят в барабаны. 
Рома Маше нарвал ромашек.
С горы – не в гору, в гору – не с горы.

Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки. 
Трое трубачей трубят в трубы.
Шустрая норка юркнула в норку.

 

Скороговорки на звук [Р и Л]

Свинья тупорыла, весь двор перерыла,

Рыла, рыла свинья, вырыла полрыла.

Вырыла полрыла, до норы не дорыла.
Серые бараны били в барабаны,

Без разбора били – лбы себе разбили.
Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала,

Пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру. 
Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.
Клара у Вали играет на рояле.
Королева кавалеру подарила каравеллу.
Летал перепел перед перепелицею, перед перепелятами.
На горе Арарат рвала Варвара виноград.
Орел на горе, перо на орле.
Съел молодец тридцать три пирога, да все с творогом.
Тридцать три корабля лавировали, лавировали,

Лавировали, да не вылавировали.
Проворонила ворона воронёнка.
Вставай, Архип, петух охрип. 
У пруда в траве во мраке шуршат раки в шумной драке.
На дворе трава, на траве дрова,

Не руби дрова на траве двора!
Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испёк спозаранку.
Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.
В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
Краб крабу продал грабли. 
Продал грабли крабу краб.
Грабь граблями сено, краб!
В поле Поля-полюшка
полет поле-полюшко.
Сорняков не будет в поле,
если полет Поля поле. 
Вёз корабль карамель, 
наскочил корабль на мель, 
И матросы три недели 
карамель на мели ели.
То ли Боря приобрёл для Толи рулон толя, 
то ли Толя приобрёл для Бори рулон толя.
Собиpaлa Мapгapитa мapгapитки нa гоpе, 
paстеpялa Мapгapита мapгapитки во дворе.
Купили кapaкaтице кpужевное плaтьице… 
Ходит кapaкaтицa, хвaстaется плaтьицем. 
Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки.

Скороговорки на звук [Г]

На дворе галка, на берегу галька.
Нес Григорий пирог через порог. Стал на горох и упал на порог.
Наш голова вашего голову головой переголовал, перевыголовил.

Говорил попугай попугаю:
"Я тебя, попугай, испугаю".
Отвечает ему попугай:
"Испугай, попугай, испугай!"

Скороговорки на звук [К и Г]

Краб крабу сделал грабли.

Подал грабли крабу краб:

Сено, граблями, краб, грабь.

Глупая голова ногам покоя не дает.

Скороговорки на звук [К и П]

Ткёт ткач ткани на платки Тане.
Наш Полкан попал в капкан.
Купи кипу пик. Купи кипу пуха.
Стоит поп на копне, колпак на попе. 
Копна под попом, поп под колпаком.
Колпак на колпаке, под колпаком колпак.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!
Расскажите про покупки. 
Про какие про покупки? 
Про покупки, про покупки, про покупочки свои!

Скороговорки на звук [К и Л]

В Луку Клим луком кинул. 
Около кола колокола, около ворот коловорот. 
От топота копыт пыль по полю летит.

Сшит колпак не по-колпаковски,

Вылит колокол не по-колоколовски. 
У ёлки иголки колки.

Скороговорки на звук [Б и П]

Добыл бобыль бобов.
Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.
От топота копыт пыль по полю летит.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок,

У быка была тупа губа.

Скороговорки на звук [Б и Л]

Маланья-болтунья молоко болтала,

Выбалтывала, не выболтала.
Наш Полкан из Байкала лакал.

Полкан лакал, не мелел Байкал.
Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал, 
Да не продолбил и не выдолбил.

Скороговорки на звук [В]

Верзила Вавила весело ворочал вилы.
Водовоз вёз воду из-под водопровода.
Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.

Скороговорки на звук [Ф]

Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

Скороговорки на звук [Т]

Сидел тетерев на дереве, тетёрка с тетеревами на ветке.
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да всё с творогом.

Скороговорки на звук [М]

Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.
На меду медовик, а мне не до медовика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые приёмы для развития речи на кухне... и не только!

Эти рекомендации помогут родителям лучше настроиться на занятия с ребёнком....

Конспект НОД с использованием игровых приёмов по развитию речи в старшей группе

Конспект занятия по развитию речи с использованием различных игровых приемов...

Конспект ООД с использованием игровых приёмов по развитию речи на тему «Цветик- семицветик» в подготовительной группе

Цель: выявить полученные знания, умения, представления по развитию речи детей.Задачи:развивать лексико-грамматический строй речи путём формирования умений, подбирать антонимы, определения;развивать мы...

Конспект НОД с использованием игровых приёмов по развитию речи в младшей группе"Волшебный поезд"

НОД направлено на развитие речи детей 3-4 лет. Занятие проводится в игровой форме....

Конспект ООД "Использование игровых приёмов по развитию речи в старшей группе"

Конспект занятия направлен на активизацию знаний дошкольников по развитию речи, используя игровые приёмы....

Конспект НОД с использованием игровых приёмов по развитию речи в старшей группе

Конспект НОД с использованием игровых приёмов по развитию речи в старшей группе...

Конспект НОД с использованием игровых приёмов по развитию речи в старшей группе

Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с использованием игровых приемов....