Картотека дидактических игр для детей старшей группы ТНР на тему: "Лето"
картотека по логопедии (старшая группа)
Картотека дидактических игр
для детей старшей группы ТНР
на тему: "Лето"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 109»
Картотека дидактических игр
для детей старшей группы ТНР
на тему: "Лето"
Воспитатель старшей группы ТНР
Черныш В.Н.
Г. Дзержинск
«Что бывает летом?»
Цель: закрепить понятие о летних явлениях, активизация словаря по теме.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года.
Ход. На столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (дети купаются в речке, идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т. д.). Дети по очереди выбирает картинки, на которых изображены только летние явления и сами называют их. Пример. Солнышко ярко светит. Дети купаются в речке. На лугу растут цветы. На опушке поспела земляника. Мальчик с сачком ловит бабочку. Дети катаются на велосипедах и самокатах и т. д
«Один - много»
Цель: учить образовывать существительные множественного числа
Оборудование: мяч
Ход: Педагог называет существительное в единственном числе и бросает каждому ребенку по очереди мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч:
дождь - дожди гроза - грозы
радуга - радуги молния - молнии
река - реки мяч - мячи
ягода - ягоды гриб - грибы
фрукт - фрукты овощ - овощи
«Назови ласково» (с существительными по теме)
Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: мяч.
Ход. Педагог называет какое-нибудь слово по теме и бросает мяч каждому ребенку по очереди. Тот называет его ласково и возвращает мяч взрослому:
солнце - солнышко ягода - ягодка
гриб - грибок мяч - мячик
ведро — ведерко дождь - дождик
река - речка
«Два зайца»
Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами в дательном падеже.
Оборудование: Игрушки (большой и маленький заяц), большие и маленькие муляжи лесных и садовых дворов.
Ход. Покажите детям большого и маленького зайца и скажите, что зайцам надо помочь поделить их находки. Большой и маленький зайцы нашли в лесу чернику и голубику, а в саду — клубнику и малину. А теперь они понесут свою добычу домой. Большой ежик сильный — он понесет много ягод, а маленькому ежику мы дадим такие же плоды, но поменьше.
Дети распределяют между ежами лесные и садовые дары и называют их.
Большому зайцу — крупную малину, маленькому зайчику — маленькую малинку.
Большому зайцу — крупную клубнику, маленькому зайчику — маленькую клубничку.
Большому зайцу — крупную чернику, маленькому зайчику — маленькую черниченку.
Большому зайцу — крупную голубику, маленькому зайчику — маленькую голубиченку.
«Ягодный кустик» (лото)
Цель: расширить словарь по теме «Лето. Ягоды», научить правильно, употреблять существительные в родительном падеже.
Оборудование: кусты малины, ежевики, черники, клубники, голубики, черешни наклеенные на одну большую карточку, и маленькие карточки с изображением ягод.
Ход. Перед детьми лежит большая карточка. Рядом сложены в стопку маленькие. Каждый ребенок берет одну маленькую карточку и определяет, ягодка с какого куста у него оказалась: «Это ягодка черники, с черничного куста» и т. п. Затем ищут куст на большой карточке и накладывают на него маленькую.
«Кто больше?» (или «Подбери слово»).
Цель: учить согласовывать существительные с прилагательными и глаголами.
Оборудование: мяч
Ход. Предложить детям встать в круг, поиграть с мячом и закончить фразу.
Лето (какое?) - …. жаркое, солнечное, радужное, теплое, урожайное…
Дождь (какой?) -…теплый, редкий, грибной…
Небо (какое?) – синее, голубое, теплое, ясное, безоблачное…
Цветы (что делают?) – желтеют, краснеют, цветут, благоухают…
Бабочки (что делают?) – летают, пархают, сидят, кружат…
«Доскажи словечко»
Цель: учить согласовывать существительные с прилагательными по родам.
Оборудование: три картинки с домиками, на каждой крыше которого написаны слова: он, она, оно; предметные картинки.
Ход. Педагог раздаёт по одной предметной картинке детям и предлагает поселить её в соответствующий домик
- Про что можно сказать «летний»? (дождь, ветер, день, вечер, лес, закат)
-….«летняя»? (одежда, погода, природа, пора, радуга)
- …«летнее» (утро, небо, облако, настроение)
«Скажи наоборот».
Цель: актуализировать словарь (антонимы)
Оборудование: предметные картинки
Ход. Педагог раздаёт предметные картинки с антонимами и предлагает детям самостоятельно найти пару.
Осенью небо низкое, а летом ….высокое
Осенью солнце тусклое, а летом … яркое.
Осенью ветер холодный, а летом … тёплый.
Осенью день короткий, а летом … длинный.
Осенью люди одеваются тепло, а летом … легко.
Осенью люди урожай собирают, а летом люди урожай … выращивают.
«Без чего не бывает лета?» (или «Закончи предложение»)
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными в родительном падеже.
Оборудование: набор сюжетных картин по лексической теме, кубик с цифрами, карточки с цифрами от одного до шести.
Ход. Педагог раздаёт карточки с цифрами, задаёт вопрос (лета не бывает без?) и бросает кубик. Отвечает ребёнок, у которого цифра на карточке совпадает с цифрой на кубике.
Лета не бывает без…теплых дождей, красивой радуги, ясного неба, спелых ягод, сбора урожая ….и т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС
Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС...

Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС
Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОС...

Картотека дидактических игры для детей старшей группы
В дидактических играх обучение носит игровой характер...

Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие
Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...

Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС
Речевое развитие«Какое слово заблудилось?»Цель игры – формировать умение подбирать точные по смыслу слова.Взрослый читает стихотворение, а ребенок должен заметить смысловые несообразности и подо...

Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС
Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС...

Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие
Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...