Психолого-педагогическая характеристика детей с ТНР. Консультация
консультация по логопедии

Гуренко Наталья Ивановна

Не существует двух совершенно одинаковых детей с речевыми нарушениями, ведь само понятие «тяжелые речевые нарушения» включает в себя очень много состояний и возможных диагнозов со своими характеристиками. Но у каждого из этих детей будут свои познавательные, эмоциональные, коммуникативные особенности. И их необходимо учитывать при проведении коррекционно-развивающей работы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тяжелые нарушения речи влекут за собой определенные последствия для развития ребёнка, которые проявляются в нарушении познавательной, коммуникативной и эмоционально-волевой сферы.

Так или иначе, речевые нарушения связаны с большим количеством других возможных особенностей. Каждый ребенок с ТНР уникален и наличие речевых нарушений не обуславливает наличия каких-либо конкретных нарушений в других сферах, однако риски их появления крайне высоки. И каждый специалист, осуществляющий работу с детьми с речевыми нарушениями, должен знать, на что обращать внимание.

У дошкольников с ТНР не редко отмечаются различные двигательные нарушения:

  • расстройства равновесия и координации движений,
  • недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений.

В рамках психолого-педагогической помощи таким детям на первый план выходит работа по формированию и совершенствованию как общих движений, так и тонкой моторики пальцев рук.

В познавательной сфере у детей с ТНР могут наблюдаться следующие нарушения:

  • нарушение слухового восприятия;
  • бедность зрительных представлений;
  • трудности с ориентированием в пространстве;
  • неустойчивость внимания;
  • трудности с переключением и распределением внимания;
  • трудности с концентрацией внимания на вербальном материале;
  • ограниченность представлений об окружающем мире;
  • снижение слуховой памяти;
  • снижение продуктивности запоминания;
  • недостаточно развитое наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

Дети данной категории отстают в развитии наглядно-образного мышления и без специального обучения не всегда своевременно овладевают способностью к операциям анализа, синтеза и сравнения.

По уровню продуктивности деятельности воображение детей с нарушениями речи чаще всего остается ниже возрастной нормы. Для детей, страдающих речевой патологией, характерно использование штампов, однообразность, большие затраты времени на выполнение работы.

Для детей с нарушениями речи также могут быть характерны некоторые из этих отклонений со стороны эмоционально-волевой сферы:

  • трудности произвольного поведения;
  • склонность к спонтанному поведению;
  • зависимость от чужого мнения;
  • заниженная самооценка;
  • негативизм;
  • обидчивость;
  • тревожность;
  • агрессивность.

Часто у детей с ТНР наблюдается чрезмерная возбудимость и истощаемости нервной системы.

Однако тяжелые нарушения речи не обусловливают каких-то конкретных нарушений в эмоционально-волевой сфере. Одни дети с ТНР могут быть раздражительны, беспокойны, даже грубы и непослушны. Другие могут быть напротив заторможены, пугливы, осторожны, застенчивы. Однако, в любом случае, вероятность тех, или иных особенностей, существенно возрастает, и специалисты детского сада должны уметь с ними работать.

У многих детей с тяжелыми нарушениями речи может отмечаться специфическая реакция на неудачи. После успешно выполненного задания они часто хотят перейти не к более трудному, а, напротив, к более легкому заданию. Это можно интерпретировать, как некоторую защитную реакцию, желание остаться в ситуации успеха.

Не у всех детей с ТНР особенности эмоционально-волевой сферы будут ярко выраженными, однако специалистам важно обращать на них внимание во избежание усугубления ситуации в будущем, при переходе к школьному обучению.

Социально-коммуникативные возможности детей с тяжелыми нарушениями речи ограничены и также могут быть ниже возрастной нормы.

 В некоторых случаях можно отметить сниженный уровень развития игровой деятельности дошкольников: бедность сюжета, процессуальный характер игры, низкая речевая активность. Часто можно говорить об отсутствии навыков совместной деятельности, слабой ориентации на сверстников.

Ребенок старшего дошкольного возраста с ТНР может излишне оценочно относиться как к себе, и к окружающим, что также может мешать выстраивать эффективную коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми.  

В случае отсутствия коррекционной работы с ребенком дошкольного возраста с ТНР, это может крайне негативно сказаться на его социальной адаптации.

Дети с нарушениями речевого развития — это особая категория детей, у которых сохранен слух и интеллект, но есть значительные нарушения речи, влияющие на формирование других сторон психики. Особое внимание при их обучении в дошкольном образовательном учреждении, помимо непосредственно речевого развития, должно уделяться:

  • развитию произвольной, осознанной деятельности, умению контролировать свои действия и достигать требуемого результата;
  • социально-психологической адаптации, освоению коммуникативных навыков для взаимодействия с детьми и взрослыми;
  • снижению фиксированности ребёнка на речевых нарушениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Психолого-педагогические условия адаптации детей в ДОУ»

Консультация для педагогов «Психолого-педагогические условия адаптации детей в ДОУ»...

Консультация для педагогов «Психолого-педагогические условия адаптации детей в ДОУ»

консультация для педагогов по адаптации детей дошкольного возраста...

Консультация для педагогов "Психолого - педагогическое сопровождение одаренных детей в детском саду".

Психолого - педагогическое сопровождение одаренных детей в детском саду....

Консультация для педагогов «Психолого-педагогические условия адаптации детей в ДОУ»

Консультация для педагогов «Психолого-педагогические условия адаптации детей в ДОУ»...

Воображение детей дошкольного возраста как психолого-педагогическое явление, характеристика его сущности

В статье раскрывается сущность воображения, особенности развития воображения детей дошкольного возраста...

Характеристика структуры и содержания психолого-педагогического сопровождения социализации детей 6-7 лет в условиях ДОО

Характеристика структуры и содержания психолого-педагогического сопровождения социализации детей 6-7 лет в условиях ДОО...

Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР. Консультация

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. В большей степени это...