Звукоподражательные упражнения для развития речи дошкольников
методическая разработка по логопедии (младшая группа)
Звукоподражательные упражнения для развития речи дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvukopodrazh._uprazhneniya.doc | 109.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Звукоподражательные упражнения для развития речи дошкольников
Предисловие
Звукоподражания чаще всего являются первыми словами в речи маленьких детей. Они обозначают кошку звукосочетанием «мяу», собаку – «ав-ав», корову – «мууу», машину – «би-би».
Предполагают, что первыми словами, которые произнес человек, когда начал говорить, были именно подражания предметным и природным звукам: щебету птиц, зверей, свисту ветра, раскатам грома, шелесту деревьев, грохоту обвалов.
Некоторые слова своим рождением обязаны звукоподражаниям. «Например, когда древние греки хотели изобразить иностранную речь, они произносили „вар-варвар“, отсюда хорошо всем известное слово „варвар“.
Каждый язык по-своему осваивает звучания внешнего мира, и звукоподражания разных народов не всегда совпадают друг с другом. Например, русский петух кричит «ку-ка-ре-ку», грузинский – «гли-ко-ко», французский – «co-co-ri-co». Японская лошадь вместо «и-го-го» произносит «иин-хиин», а лягушка вместо привычного «ква-ква» квакает «гэро-гэро».
Таким образом, звукоподражание (ономатопея, идеофон) – слово, которое служит для имитации звуков окружающей действительности средствами языка. В русском языке существует большая группа слов, которые производятся животными, птицами: мяу, чик-чирик, гав-гав, пи-пи-пи, хрю-хрю, мууу, беее. Другие слова передают неречевые звуки, производимые человеком: кхе-кхе, чмок, ха-ха, а также другие природные и предметные звуки: бух-бух, кап-кап, пиф-паф, чпок.
Первые слова, которые произносит ребенок, также чаще всего носят звукоподражательный характер. Они хорошо понятны детям, эмоционально насыщены. Звукоподражательные упражнения с детьми до четырех лет способствуют развитию речевого слуха, слухового восприятия и внимания, дают возможность совершенствовать звукопроизношение малыша, и самое главное – доставят большую радость взрослым и детям в процессе совместного общения.
* * *
По дороге шла машина
И наехала на гвоздь.
ШШШШ – шипит сердито шина.
Заменить ее пришлось.
* * *
Дождик капает – КАП-КАП
С мишкиных мохнатых лап.
Любит летнею порой
Душ принять он дождевой.
* * *
Таня кашляет – КХ-КХ.
Заболела очень.
Съела снега во дворе
Маленький комочек.
* * *
СКРИП, СКРИП, СКРИП —
Скрипела дверь,
Успокоилась теперь.
Папа масло раздобыл,
Петли смазал, укрепил.
* * *
ССССС – свисток раздался строгий,
Он нарушителя найдет.
Переходи всегда дорогу там,
Где устроен переход!
* * *
Тикают часы ТИК-ТАК,
Стрелки двигаются в такт.
Мы заводим их опять,
Чтобы время точно знать.
* * *
Наш щенок чихнул – АПЧХИ!
Простудился где-то.
Будем мы его лечить
С помощью таблеток.
* * *
Булькает вода – БУЛЬ-БУЛЬ,
Крышку поднимая.
Разморило двух бабуль
В ожидании чая.
* * *
Надо убирать картошку.
Помогать идем в поля.
А Антошка на гармошке
Нам играет ТРА-ЛЯ-ЛЯ.
* * *
Из листочка скрипочку
Сделал муравей.
ТИЛИ-ЛИ – пиликает
Весело на ней.
* * *
Учил овец баран
Шагать под барабан.
Первым он шагает сам,
Барабанит – ТРАМ-ТАМ-ТАМ!
* * *
ШШШ – деревья шелестят,
Шепчутся в тиши.
А под шепот сладко спят
Лесные малыши.
* * *
Дрель жужжит – жу-жу-жу-жу!
Не напрасно я жужжу.
Я могу шуруп вкрутить,
Стоит только попросить.
* * *
ДЗЫНЬ-ДЗЫНЬ-ДЗЫНЬ —
Звонок у двери Машеньку
Опять позвал.
Но она в глазок проверит,
Кто на кнопочку нажал.
* * *
ЗЗЗ – комар звенит,
Кошку донимает.
Кошка на него шипит,
Лапкой отгоняет.
* * *
Плачет Ванечка в пеленках,
Он кричит – УА-УА!
Хочет маленький ребенок,
Чтобы мама подошла.
* * *
Черный грач кричит – КРАК-КРАК!
Я кричу не просто так.
Надо взять вам на заметку,
Я опять нашел монетку!
* * *
В небе гром гремит – БОМ-БОМ,
Слышатся раскаты.
Прячьтесь поскорее в дом
От грозы, ребята!
* * *
На рожке играет Толя,
ЛЮЛИ-ЛЮЛИ, АЙ-ЛЮЛИ!
А коровы ходят в поле,
Щиплют травушку с земли.
* * *
БИ-БИ – бибикает машина,
До петушка всего шажок.
Гулял бы лучше возле дома
Неосторожный петушок.
* * *
Трубит слоненок ТУ-РУ-РУ —
Я воду пить не стану.
А лучше в хобот наберу
И выпущу фонтаном.
* * *
Труба трубит —
ТУ-РУ-РУ-РУ!
Всех на линейку соберу!
ТУ-РУ-РУ-РУ!
Пора вставать,
Довольно вам,
Ребята, спать!
* * *
Кошечка мяукает,
Деточек баюкает.
Колыбель качает,
МЯУ напевает.
* * *
Кошка во дворе гуляет.
Мышка плошку подчищает,
Крошки набирая в лапки,
ПИ – пищит – объедки сладки!
* * *
Тенькает синичка —
ТЕНЬ-ТЕНЬ-ТЕНЬ.
Нет в кормушке сала,
Очень грустный день.
* * *
ГРУ-ГРУ-ГРУ – у проруби
Ворковали голуби.
Ворковали, ворковали,
А потом купаться стали.
* * *
Пчела жужжит – ЖУ-ЖУ-ЖУ-ЖУ,
Я устали не знаю.
С утра до вечера тружусь,
Я в улей мед таскаю.
* * *
КВА-КВА-КВА-КВА-КВА —
Квакают лягушки.
Хорошо живется им
В канавке у опушки.
* * *
На столе звенит будильник,
Не дает Танюше спать.
Звук пронзительный и сильный
ДЗЫНЬ-ДЗЫНЬ-ДЗЫНЬ —
Звенит опять.
* * *
Собачка лает – АВ-АВ-АВ,
Цепь с меня снимите
И побегать на часок
С другом отпустите.
* * *
ИА-ИА – ревет осел.
Хозяин, на тебя я зол.
Так нагружать меня нечестно,
Но я упрям, не двинусь с места.
* * *
Ворона каркает – КАР, КАР,
Прошу не забывать:
От спичек может быть пожар,
Не надо их бросать.
* * *
Ручеек журчит ДИНЬ-ДИНЬ,
Разбежался с горки.
Он кораблик подхватил,
Не догнать Егорке.
* * *
ЧИК-ЧИРИК – чирикает
Воробей зимой.
Не найдешь под снегом
Мошки ни одной.
* * *
Балалайка есть у зайки,
С нею ходит целый день
И бренчит на балалайке:
ТРЕНДИ-БРЕНЬ
Да ТРЕНДИ-БРЕНЬ.
* * *
У барана Бяши
Все ягнята пляшут.
На гармошке он играет,
Кнопочки перебирает:
БЕЕ– БЕЕ– БЕЕ– БЕЕ– БЕЕ...
* * *
Д-Д-Д – строчит в бою
Пулемет умело.
Он границу от врагов
Защищает смело.
* * *
Молоточек ТУК-ТУК-ТУК,
Гвоздик забивает.
Наш Алеша молодец,
Папе помогает.
* * *
Мы стоим на берегу,
Пароход гудит: УУУУ-УУУУ!
Пробегая по волнам,
Он дает гудочек нам.
* * *
ЛЛЛЛЛЛ – раздался в небе гул,
Самолет крылом махнул.
Погудел он, погудел
И за тучу улетел.
* * *
Колокольчик зазвенел
У козы на шее.
ДИНЬ-ДИЛИНЬ,
И всем кругом
Стало веселее.
* * *
Паровоз пыхтит – ЧУХ-ЧУХ
Машинисту Мише.
Быстро едем чересчур,
Надо ехать тише.
* * *
СССССС – вода течет из крана,
Кран забыли завернуть.
Ой, течет вода из ванной,
Кошка может утонуть.
* * *
Воет волк в лесу – УУУУ-УУУУ!
Кушать хочется ему.
Надоело волка слушать,
Надо дать ему покушать.
* * *
Ежик фыркает – ФЫР-ФЫР,
В мышеловке видит сыр.
Мышеловка так опасна,
Мышка к ней бежит напрасно.
* * *
Мишка по лесу идет,
То рычит он, то ревет: РРРРР!
Дайте хоть конфету!
Есть у каждой пчелки мед,
А у мишки нету.
* * *
Лисичка тяфкает: ТЯФ-ТЯФ!
Откуда взялся здесь удав?
Удав ответил на вопрос:
– Из зоопарка я приполз.
* * *
Ржет лошадка – И-ГО-ГО!
Что случилось? – НИЧЕГО!
Просто кончился овес,
А хозяин не принес.
* * *
Овечка блеет – БЕ-БЕ-БЕ!
Завью колечко я себе,
Потом пойду на улицу,
Пусть мною все любуются!
* * *
МУУУУ – коровушка мычит
Мягкими губами.
А теленочек молчит,
Он прижался к маме.
* * *
Мекает коза – МЕ-МЕ!
Наточу я рожки,
На прогулку в лес пойду
Смело по дорожке.
* * *
Хрюкает свинья – ХРЮ-ХРЮ —
Толстому сыночку:
– Пятачок после еды
Вытирай платочком!
* * *
Собачка лает: АВ-АВ-АВ!
Я дом ваш стерегу.
И пост покинуть свой сейчас
Никак я не могу.
* * *
Куковали две кукушки,
Сидя на суку:
– Мы подружки, мы болтушки
КУ-КУ-КУ-КУ...
* * *
Время Петя пропоет нам,
Поглядев на солнышко.
Кукарекает всегда он,
Не жалея горлышка:
– КУ-КА-РЕ-КУ!
* * *
БЛ-БЛ-БЛ – индюк болбочет
Индюку другому:
– Ты забыл, а я найду,
Где тропинка к дому.
* * *
Гусь надел атласные
Туфли ярко-красные.
И гогочет: – ГА-ГА-ГА,
В них пойду я на луга.
* * *
ЧИР-ЧИР-ЧИР – трещат сороки
Громко с самого утра:
– Стрекотать под караоке
Научились мы вчера.
* * *
Ворона каркает – КАР-КАР!
Приснился мне такой кошмар,
Что хитрая лисица
Вдруг превратилась в птицу.
* * *
– ГА-ГА-ГА! – гогочут гуси.
Я их больше не боюсь.
Обойду гусей сторонкой,
А потом как понесусь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения для развития речи дошкольника.
Игры и упражнения для развития речи дошкольника....
КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов ДОУ « Влияние физических упражнений на развитие речи дошкольников»
Видеть красивого, умного, здорового ребенка - желание каждого, кто находится с ним рядом, кого волнует и заботит его будущее....
Звукоподражательные упражнения для развития речи детей.
Звукоподражательные упражнения способствуют развитию речевого слуха, слухового восприятия, внимания.Звукоподражание естьусловное повторение звуков природы..При использовании звукоподражательных упражн...
Речь ребенка. Игры и упражнения для развития речи дошкольников.
Проблема развития речи у детей особенно остро чувствуется учителями начальных классов. Неправильно произнося звуки, ученик пишет с ошибками, скудный словарный запас мешает в восприятии нового материал...
Речь ребенка. Игры и упражнения для развития речи дошкольников.
Проблема развития речи у детей особенно остро чувствуется учителями начальных классов. Неправильно произнося звуки, ученик пишет с ошибками, скудный словарный запас мешает в восприятии новог...
Звукоподражательные упражнения для развития речи детей.
Звукоподражательные упражнения с детьми 2-4 лет способствуют развитию речевого слуха, слухового восприятия и внимания. И самое главное - доставят большую радость взрослым и детям в процессе совм...