КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
картотека по логопедии (старшая группа)
КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Скачать:
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА (ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)
- Игра «Найди звук»
Предложите рассмотреть ребенку какую-нибудь сюжетную картинку и найти слова, в которых есть нужный вам звук, например «с». Эту игру можно провести с двумя детьми или с небольшой группой детей. За каждый найденный звук выдавайте ребенку фишку, в конце игры подсчитайте у кого больше фишек, придумайте награду для победителя.
- Игра «Придумай слово»
Дети встают в круг. Ведущий называет звук, с которым нужно придумывать слова. Ребенок должен назвать слово с нужным звуком и передать мяч следующему игроку. Если ребенок не может придумать слово - выбывает из игры. Побеждает тот, кто останется последним.
- Игра «Поймай звук»
В начале игры ведущий называет звук, который ребенок должен поймать, если услышит в слове. Далее ведущий называет слова, делая акцент на заданном звуке. Ребенок, услышав нужный звук, должен хлопнуть в ладоши или выполнить другое, заранее условленное действие.
- Игра «Найди звук»
Предложите рассмотреть ребенку какую-нибудь сюжетную картинку и найти слова, в которых есть нужный вам звук, например «с». Эту игру можно провести с двумя детьми или с небольшой группой детей. За каждый найденный звук выдавайте ребенку фишку, в конце игры подсчитайте у кого больше фишек, придумайте награду для победителя.
- Игра «Придумай слово»
Дети встают в круг... Ведущий называет звук, с которым нужно придумывать слова. Ребенок должен назвать слово с нужным звуком и передать мяч следующему игроку. Если ребенок не может придумать слово - выбывает из игры. Побеждает тот, кто останется
последним.
- Игра «Поймай звук»
В начале игры ведущий называет звук, который ребенок должен поймать, если услышит в слове. Далее ведущий называет слова, делая акцент на заданном звуке. Ребенок, услышав нужный звук, должен хлопнуть в ладоши или выполнить другое, заранее условленное действие.
- Игра «Общий звук»
Ведущий называет несколько слов, в которых присутствует один и тот же звук, например: коса, санки, плакса, свет, колос. Ребенок должен определить общий звук.
- Игра «Отгадай, что звучит»
(шуршит бумага, льется вода, стучит карандаш, звенит бубен и т.д.) Сначала взрослый показывает, потом воспроизводит за ширмой. Звуки должны быть ясные и контрастные.
- Игра «Разговор шепотом»
Выполнение инструкции, произнесенной на расстоянии 2-3 метра от ребенка.
- Игра «Кто больше?»
Педагог дает детям установку на определенный звук. Перед детьми ставится задача: называть картинки с заданным звуком.
- Игра «О чем говорит улица?»
Детям предлагают закрыть глаза и прислушаться. Затем они отвечают, что (какие звуки) они услышали.
- Игра «Где спрятался звук?»
(определения места звука в слове: начало, середина, конец слова). Использовать для наглядности паровозик с вагончиками, строй детей. Выстроить ряд детей из 3-х человек. Взрослый показывает картинку, ребенок забирает соответственно «свою».
- Игра «Послушай, повтори»
Ребенок должен хлопнуть столько раз, сколько взрослый стукнет.
- Игра «Где позвонили?»
Ребенок с закрытыми глазами показывает рукой направление.
- Игра «Дятел»
Взрослый карандашом простукивает о стол определенный ритм. Задача детей: отстукивание ритма, заданного взрослым (по принципу игры «Эхо»).
- Игра «Угадай, кто это?»
Дети стоят в кругу, водящий с завязанными глазами – в центре.
Вот, лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки,
Увидала комара,
Закричала…(Ква-Ква-Ква)
Ребенок, на которого покажет водящий, произносит «Ква-кваква», водящий определяет, кто «лягушка».
- Игра «Убежал звук»
Взрослый называет слова с недостающим звуком. Перед детьми ставится задача: определить какого звука не хватает в слове и произнести слово полностью.
Например: (*пельсин, *нанас)
- Игра «Картинке – свое место»
(определения места звука в слове: начало, середина, конец слова). Разложить картинки к своему вагончик, в зависимости от места звука в слове.
- Игра «Кто позвал», «Кто сказал «мяу»?
Ребенок, на которого указывает педагог называет ведущего по имени (или слово). Задача ведущего узнать игрока по голосу, кто его позвал.
- Игра «Назови одинаковый звук в словах»
Педагог произносит три-четыре слова, с заданным звуком: санки, кость, нос – дети должны назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах.
- Игра «Назови первый звук в слове.
Педагог показывает игрушку, например, собаку и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Затем показывает игрушки других домашних животных и просит:
«Назовите первый звук в слове». Обращать внимание детей на то, что звуки надо произносить четко. (Аналогично проводится игра «Назови последний звук в слове».)
- Игра «Внимательные ушки»
Ребенок с завязанными глазами хлопает на определенный звук, слог, слово.
- Игра «Подними флажок»
Используются флажки красного, синего и зеленого цветов. Взрослый называет изолированный звук, слог или слово с заданным звуком. Перед детьми ставится задача: поднять флажок соответствующего цвета (гласный звук – красный, твердый – синий, мягкий – зеленый).
- Игра «Найди свою букву»
Картинки раскладываются в зависимости от первого звука в слове.
- Игра «Построй пирамидку»
Необходим рисунок пирамиды, состоящей из квадратов. В нижней части каждого - кармашки для вкладывания картинок, внизу – 5-6 квадратов, вверх количество квадратов уменьшается. Пирамидку можно использовать для определения длинного слова и короткого, для определения количества слогов.
- Игра «Волшебный паровозик»
Используется для: - определения места звука в слове дифференциации твердости мягкости согласных (вагончики красного, синего, зеленого цветов; - закрепления образа букв.
- Игра «Кубик»
Бросается кубик с точками – сколько точек выпало, из стольких звуков ребенок придумывает слово или находит картинку.
- Игра «Хлопни, как я»
«один хлопок, два хлопка, три хлопка» (по принципу игры «Эхо»).
- Игра «Далеко – близко»
(определить тихое – громкое звучание колокольчика).
- Игра «Самолет высоко – низко» (высота голоса).
- Игра «Кто летит?»
(Звукоподражание, дифференциация звуков) (жуки жужжат “Ж – Ж – Ж”, комарики звенят: “З – З- З- З”).
- Игра «Отвечай – не торопясь»
Предложить несколько заданий на сообразительность, проверить, как дети научились слышать и выделять определенные звуки в словах. Придумай слово, которое начинается на последний звук слова палас.
1. Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова нос (собака, свинья …)
2. Подбери слово, чтобы первый звук был м, а последний звук – а (Маша, машина, муха)
3. Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ром, рог…)
4. Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил Павлику пирамидку.)
5. Найди в группе предметы, в названии которых есть звук к (карандаши, книга, ручка…) 33. Игра «Где нужный звук?»
Взрослый демонстрирует и называет ребенку картинки, в одной из которых есть заданный звук. Ребенок должен указать на картинку и повторить слово, в котором есть заданный звук.
- Игра «Клубочки – моточки»
Играющие передают друг другу клубочек по кругу, произнося текст:
"По дорожке (имя) шла/шел, Клубок ниточек нашла/нашел,
Вы слова на (заданный звук) скажите, Нашу нитку не порвите".
Тот, у кого оказался клубочек должен назвать слово на заданный звук и передать клубочек дальше. Усложнение. Ребенок должен назвать несколько слов на заданный звук
- Игра «Лови звук»
Взрослый называет ряд звуков, ребенок, когда слышит условленный звук (хлопает, топает и т.п.)
- Игра «Какой звук чаще всего слышим?»
Оборудование. Набор коротких стихотворений, в которых часто повторяется один и тот же звук. Педагог произносит стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего слышали. Примерный материал.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел.
Кот копеек накопил,
Кошке козочку купил.
- Игра «Кто-кто в теремочке живет?»
Оборудование. Домик с окошками и кармашком для вкладывания картинок; набор предметных картинок. Взрослый объясняет, что в домике живут только звери (птицы,
домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [в].
Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них те, в названиях которых есть звук [в] или [в’].
- Игра «Два прихлопа - три притопа»
Оборудование. Набор предметных картинок, названия которых
начинаются с оппозиционных звуков. Ребенок должен хлопнуть, услышав в названии картинки один из оппозиционных звуков и топнуть, услышав другой.
- Игра «Попугайчики»
Оборудование. Игрушка Попугай. Создается игровая ситуация, в соответствии с которой
необходимо научить попугая без ошибок повторять слоговой ряд. Роль попугая берет на себя ребенок. Взрослый произносит ряд слогов, ребенок повторяет. Примерный речевой материал. Па-ба, та-да, та-та-да, ка-га, ка-ка-та и т.п.
- Игра «Поймай слово»
Педагог: все слова рассыпались на звуки. Я назову звуки, а вы составьте из них слово: К-О-М-А-Р – комар, Ж-У-К – жук, ОС-А – оса, М-У-Х-А – муха, Б-А-Б-О-Ч-К-А – бабочка…
- Игра «Разбросай слово»
Педагог предлагает детям самим разделить слова на звуки: каша – К-А-Ш-А, дом – Д-О-М, бумага – Б-У-М-А-Г-А…
- Игра «Крестики – нолики»
У детей на листе бумаги расчерчен квадрат, как для игры в «Крестики-нолики».
Играющие заранее договариваются, с каким звуком будут играть. Если логопед произносит слово с заданным звуком, то дети ставят Х, если в слове нет заданного
звука – О. Объяснить, что клеточки заполняются по горизонтали. В игре побеждают те дети, у которых игровое поле совпадает с образцом логопеда. Образец выставляется после заполнения всех клеточек.
- Игра «Паучок»
Педагог читает стихотворение, а дети отвечают на вопросы.
На невидимой тропинке
Ой, смотрите, паутинки.
Это хитрый паучок
Свой развесил гамачок.
И позвал наш паучок
Всех друзей на гамачок
Приходили к паучку
Мотыльки, кузнечики,
Пчелки и шмели,
Бабочки-красавицы,
Мухи и жуки.
Наигрались, насмеялись,
А потом все разбежались.
1, 2, 3, 4, 5 – приглашаю всех опять.
Проверим, как вы можете делить слова на слоги.
Мотылек, сколько слогов, какой первый, какой последний?..
Жук, сколько слогов (один), какой слог первый, какой последний?
Какой одинаковый слог в словах пчелки и жуки (КИ)?
Назови насекомых, в названии которых 1, 2, 3 слога.
- Игра «Найди звук»
Взрослый произносит слово, не договаривая последний звук. Ребенок должен правильно договорить слово и назвать звук, который "убежал".
Примерный речевой материал. Ма...(к), мо...(х), ро...(г), ко...(т), забо...(р) и т.д.
- Игра «Слог сбежал»
Игра проводится после ознакомления ребенка с понятием "слог". Взрослый произносит слово, не договаривая последний слог. Ребенок должен правильно договорить слово и назвать слог, который "сбежал".
- Игра «Цветные фишки»
Оборудование. Красный квадратик для обозначения гласных звуков, синий- для обозначения твердых согласных, зеленый – для обозначения мягких согласных звуков.
Взрослый называет звук, а ребенок должен правильно показать соответствующий квадратик.
- Игра «Подушечка и кирпич»
Оборудование. Подушечка, кирпичик, предметные картинки с мягкими и твердыми согласными звуками в названии. Взрослый показывает картинки ребенку. Если в начале своего слова ребенок слышит твердый согласный, то он говорит «кирпич», если мягкий - «подушечка».
- Игра «Какое слово получилось»
Взрослый произносит слова, называя каждый звук отдельно: [г], [у], [с’] [и]. Ребенок собирает звуки в слово.
- Игра «Цепи-цепи-кованы»
Ребенок (или взрослый) называет слово, рядом сидящий подбирает свое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Победителем окажется тот, кто дольше всех «тянул» цепочку.
- Игра «Цепочка из слов»
Взрослый называет слово (например, лес). Ребенок называет последний звук в слове и подбирает свое слово, начинающееся с этого звука. Например: лес— сок—кот—тапки ...
- Игра «Квартирка звука»
Для игры используются схемы слов в виде прямоугольников, разделенных на три части: начало, середину, конец. Ребенку предлагается определить, где живет звук в слове: начале, середине или в конце и положить фишку на соответствующее место.
- Игра «Внимательные глазки»
Взрослый предлагает ребенку в окружающей обстановке (сюжетной картинке) найти предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.
- Игра «Отгадай и назови звуки»
Взрослый называет слияния звуков, слогов, слов. Например: иуа, ап, ма, кот и т. п.
Ребенку определяет последовательность и количество звуков в
слоге (слове).
- Игра «Подружи звуки»
Взрослый произносит каждый звук отдельно и просит ребенка назвать получившееся слово (слог). Например: [м], [а], [к] - мак. Запомните: слово произносится по звукам, а не по буквам: [м], а не эм!
- Игра «Чудесный мешочек»
Ребенок берет из мешочка мелкий предмет, называет его, определяет и называет первый звук в слове. Игра «Сколько звуков». Оборудование. Пуговицы или пробки
Взрослый называет слово, ребенок считает количество звуков и выкладывает на столе соответствующее количество пуговиц или пробочек от бутылок.
- Игра «Будь внимателен»
Взрослый произносит несколько слов, например: санки, нос, рак, маска. Ребенок должен запомнить и назвать только те слова, в названии которых есть звук [с].
- Игра «Рыболов»
Ребенок магнитной удочкой вылавливает из аквариума предметные картинки, называет их и определяет первый (последний) звук в слове.
- Игра «Отгадай загадку»
Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку, а затем назвать последний (первый) звук в слове-отгадке. Например:
Мягкие лапки, а в лапках царапки (кот)
Под крышей четыре ножки,
А на крыше суп да ложки (стол).
- Игра «Отбери картинки»
Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, предлагает назвать их, а потом отобрать только те, в названии которых есть заданный звук, например звук [м].
- Игра «Послушай и назови нужное слово»
Читаете стихотворение или рассказ, наполненный определенным звуком, ребенок должен назвать слова, в которых есть заданный звук.
Ж Жук жужжит в железной банке –
Жук не хочет жить в жестянке.
Жизнь жука в плену горька.
Жалко бедного жука.
З – Заяц, заяц,
Чем ты занят?
– Кочерыжку разгрызаю.
– А чему ты, заяц рад?
– Рад, что зубы не болят.
- Игра «Шутки-минутки»
Читаете ребенку строчки из стихов, заменяя буквы в словах. Ребенок находит ошибку и исправляет ее.
Хвост с узорами,
Сапоги со шторами.
Кот плывет по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
Божья коробка, полети на небо,
Принеси нам хлеба.
- Игра «Тихо – громко говори»
Ребенок заучивает чистоговорку (с учетом отрабатываемого звука).
Например, при отработке звука л можно использовать такую фразу: «Мила в лодке плыла, кока-колу пила». Предложить произнести чистоговорку сначала шепотом, затем тихим голосом, а потом громко.
- Игра «Назови одинаковый звук в словах»
Произносите три-четыре слова, с заданным звуком: санки, кость, нос – ребенок должен назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах.
- Игра «Отвечай – не торопясь»
Придумай слово, которое начинается на последний звук слова палас.
Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова нос.
Подбери слово, чтобы первый звук был м, а последний звук –а (Маша, машина)
Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ром, рог…)
Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил.)
Найди в группе предметы, в названии которых есть звук к (карандаши, книга, ручка)
- Игра «Исправь Незнайкины ошибки»
Педагог говорит: Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушай внимательно и исправляй ошибки.
Коса прыгнула через забор.
Колова дает вкусное молоко.
Рошадь жует сочную траву.
Кочка ловит мышку.
Собаха сторожит дом.
А сейчас мы узнаем, готов ли ты идти в школу? Ответь на вопросы: Какой первый (последний) звук в слове собака? Назови домашнее животное, в названии которого есть звук Ш, где находится этот звук? Сколько слогов в слове кошка (корова)? Придумай
предложение из 2-х, 3-х, 4-х слов о домашних животных.
- Игра «Рисуем ритмы»
Оборудование. Карандаш, лист бумаги, карточки с готовыми ритмическими узорами.
Ход игры. Педагог предлагает детям воспроизвести ритм по готовому ритмическому рисунку, а затем самостоятельно зарисовать свой ритмический рисунок и прохлопать его.
- Игра «Слова» (см. «Цепочка»)
Оборудование. Мяч. Педагог называет первое слово и передает мяч ребенку, прочитав
такое стихотворение:
Свяжем мы из слов цепочку,
Мяч не даст поставить точку.
Мяч передавай, слова называй
Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова – это начальный звук последующего (весна –автобус – слон – нос – сова…).
- Игра «Первый и последний»
Оборудование. Мяч, картинки
Ход игры. Педагог раздает картинки детям и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок называет первый и последний звук, возвращая мяч. Число правильных ответов/ошибок фиксируется фишками.
Игра «Веселые квадратики»
Оборудование. Красный квадратик для обозначения гласных звуков, синий - для обозначения твердых согласных, зеленый - для обозначения мягких согласных звуков.
Ход игры. Педагог называет звук, а ребенок должен правильно показать соответствующий квадратик.
- Игра «Поймай гласный /согласный»
Педагог называет звук, а ребенок должен хлопнуть в ладоши только если услышит гласный/согласный (по договоренности) звук.
- Игра «Малыш»
Оборудование. Два домика: синий и зеленый для обозначения твердых и мягких согласных звуков, мяч. Педагог и ребенок распределяют роли "взрослого" и "малыша". "Взрослый" бросает мяч ребенку и называет твердый согласный, " малыш" смягчает предложенный звук и возвращает мяч "взрослому".
71.Игра «Где наш дом?»
Оборудование. Набор предметных картинок, три домика с кармашками и цифрой на каждом (3,4 или 5). Ход игры. Ребенок берет картинку, называет изображенный на
ней предмет, считает количество звуков в произнесенном слове и вставляет картинку в кармашек с цифрой, соответствующей числу звуков в слове. Представители ряда выходят по очереди. Если они ошибаются, их поправляют дети другого ряда. За каждый
правильный ответ засчитывается очко. Выигравшим считается тот ряд, который наберет большее количество очков. Эта же игра может быть индивидуальной. В таком случае правильность ответа каждого оценивается фишкой.
- Игра «Считаем звуки»
Оборудование. Пуговицы или фишки. Ход игры. Педагог называет слово, ребенок считает количество звуков и выкладывает на столе соответствующее
количество фишек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс игр и упражнений для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.
Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста....
Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста
Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста.Разработала воспитатель МБДОУ ДС "Голубые дорожки" г.Волгодонска, Ростовской области: Мер...
Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха для детей младшего дошкольного возраста.
Развивать фонематический слух,речевое дыхание, развивать речевое внимание детей.. Активизация мышц губ....
Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста.
Фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе ф...
КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА (ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Игра «Найди звук» Предложите рассмотреть ребенку какую-нибудь сюжетную картинку и найти слова, в которых есть нужный вам звук, например «с». Эту игру можно провести с дву...
Картотека игр и упражнений по развитию фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста»
Ребенка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды.… Но слова – речевые звуки – с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь ...
Картотека "Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста"
Формирование слухового внимания, умение ориентироваться на фонему, развивать фонематический слух....